Guizhou
S%^Tt$ - 5757457500000
JL-9 (FTC-2000) Shanying


Разработчик: Guizhou
Страна: Китай
Первый полет: 2003
Тип: Многоцелевой учебно-боевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Если создание УБС L-15 было, по всей видимости, обусловлено потребностями не только внутреннего, но и внешнего авиационных рынков, то разработчики учебно-боевого самолета FTC-2000 ориентировались, в первую очередь, на военную авиацию самой КНР, где в строевых эскадрильях и учебных центрах ВВС эксплуатируются, в основном, двухместные учебно-бо-евые машины JJ-6 и JJ-7. По своим летным характеристикам эти самолеты (особенно JJ-7) удовлетворяют современным требованиям во-енно-воздушных сил, но по уровню бортового оборудования и вооружения они соответствуют лишь второму поколению реактивной боевой авиации и не могут достаточно эффективно использоваться при подготовке летчиков для истребителей поколений "4" и "4+" (FC-1, J-10, Су-27 и Су-ЗОМК), поступающих с конца 1990-х годов на вооружение НОАК. В результате возникла все более настойчивая потребность в относительно недорогой (а потому - "чисто китайской") учебно-боевой машине, сочетающей летные характеристики модернизированного J-7 с современной авионикой (в частности, "стеклянной" кабиной) и комплексом вооружения, обеспечивающим отработку применения современных и перспективных высокоточных авиационных средств поражения. Вполне логичным представлялось использовать при создании такого самолета многочисленные наработки, сделанные в 1980-1990-х годах в рамках программ модернизации основного истребителя китайских ВВС - J-7.

Масштабная модель нового самолета, начавшего создаваться в конце 1990-х годов компанией GAIC (Guizhou Aviation industry Group), входящей в состав концерна AVIC II, на базе УБС JJ-7 (МиГ-21 У) и получившего название FTC-2000 "Шаньянг" ("Горный орел"), была впервые публично продемонстрирована на международном авиационном салоне в г. Чжухае в ноябре 2000 года. А уже через два года в том же Чжухае китайцы показали и натурный (построенный с использованием узлов реального самолета JJ-7) макет "Горного орла".

Нужно сказать, что появление нового сверхзвукового УБС было обставлено на выставке "Airshow China 2002" весьма скромно: самолет одиноко стоял даже не в самом китайском павильоне (как истребитель FC-1, пользовавшийся неизменным вниманием публики), а снаружи, практически на краю выставочной территории. В результате автору этих строк пришлось объяснять нескольким членам российской делегации, как найти этот, безусловно, один из наиболее интересных экспонатов выставки: во время своего первого посещения китайской экспозиции они его попросту не заметили.

Несмотря на весьма посредственные успехи в области рекламы "Горного орла", реализация самой программы FTC-2000 продолжала идти весьма быстрыми темпами. В конце 2000 года завершились продувки модели самолета в аэродинамической трубе, а вскоре на заводе в Гуанчжоу началась постройка трех прототипов сверхзвукового УТС, первый из которых (серийный номер 421) поднялся в воздух 13 декабря 2003 года.

Планировалось, что предсерийная партия их четырех машин этого типа будет заложена в Гуанчжоу в 2005 году и передана ВВС НОАК в конце 2006 года. Однако работы, очевидно, несколько затянулись: первые два самолета FTC-2000 были переданы военным лишь в конце 2008 года.

FTC-2000 представляет собой глубокую модернизацию самолета JJ-7 (МиГ-21УБ), с сохранением основных компоновочных решений, узлов и агрегатов этого самолета. При рассмотрении вблизи для всех, кто когда-то имел дело с МиГ-21, сходство этих машин кажется еще более очевидным. Однако имеются и существенные различия. Наибольшим изменениям подверглась носовая часть фюзеляжа, лишившаяся переднего воздухозаборника и принявшая остроконечную форму, а также крыло увеличенной площади (заимствованное у серийного истребителя J-7E), конуевые части которого (примерно с половины размаха) приобрели меньшую стреловидность, став из треугольных трапециевидными. В отличие от крыла L-15, крыло FTC-2000 лишено механизации по передней кромке.

С целью улучшения обзора из задней кабины радикальным изменениям подвергся фонарь, ставший более "объпревышение заднего кресла над передним. Козырек фонаря стал монолитным, без плоского лобового стекла и боковых гнутых стекол. Для компенсации путевой устойчивости, ухудшившейся в результате изменения формы верхней части фюзеляжа, под хвостовой частью установили два аэродинамических гребня увеличенной площади.

На самолете установлен двигатель Liyang WP13F(C), развивающий тягу 6450 кгс (4400 кгс на бесфорсажном режиме) и являющийся даль-нейшим развитием советского ТРДФ Р11, применявшегося на самолетах семейства МиГ-21. Следует сказать, что двигатель WP13F(C) устанавливается, также, на истребителях J-7E и J-7G. Воздушные входы нерегулируемого воздухозаборника расположены по бокам нижней части фюзеляжа.

Емкость внутренних топливных баков самолета составляет 2660 л. Кроме того, под крылом и фюзеляжем могут подвешиваться три подвесных топливных бака (два по 480 л и один на 720 л). Другой вариант снаряжения - три ПТБ по 480 л.

С правой стороны фюзеляжа, перед козырьком фонаря кабины FTC-2000, установлена Г-образная штанга дозаправки. Появление этого устройство обусловлено, очевидно, стремлением обеспечить массовую подготовку летчиков фронтовой авиации Китая проведению дозаправки в полете. В свою очередь, это может означать, что в начале следующего десятилетия в ВВС НОАК должен появиться и массовый самолет-заправщик, предназначенный для "обслуживания" истребительной и истребитель-но-бомбардировочной авиации.

Экипаж УБС размещается в катапультных креслах класса "0-0" TY6D. Сообщалось, что на FTC-2000 в носовой части фюзеляжа предполагается установить импульсно-доп-леровскую БРЛС управления огнем.

В каждой кабине УБС (выглядевшей, надо сказать, несколько менее "футуристично", чем у L-15) размещено по многофункциональному цветному ЖК-дисплею китайского производства (форматом, приблизительно, 5x5 дюймов), а в передней кабине расположен ИЛС XPS-2, также производимый в КНР.

Вооружение JL-9 общей массой до 2000 кг размещается на пяти узлах внешней подвески (четырех подкрыльевых и центральном под-фюзеляжном) и может включать УР класса "воздух-воздух" с ТГС типа PL-8 и PL-9, а также НАР и свобод-нопадающие авиабомбы. Кроме того, под фюзеляжем установлена 23-мм пушка "Тип 23" (китайская версия ГШ-23Л).

Сообщалось, что FTC-2000 будет участвовать в конкурсе на перспективный учебно-боевой самолет для ВВС Индонезии. При этом в качестве его основного соперника называется российский Як-130.

Наиболее близким зарубежным аналогом FTC-2000 является другой орел (на этот раз - золотой) - корейско-американский сверхзвуковой УТС/УБС КА╡/Локхид Мартин Т-50 "Golden Eagle". Южно-корейская машина, совершившая первый полет 20 августа 2002 года (на год и четыре месяца раньше "Горного орла") является развитием компоновки F-16.

"Голден Игл", созданный для замены в ВВС Южной Кореи американского сверхзвукового учебно-тренировочного самолета Нортроп Т-38 "Тэлон", начал поступать на вооружение в 2008 году. Он несколько тяжелее китайского аналога (взлетная масса без внешних подвесок около 8800 кг против 7800 кг у "Горного орла"). Также, как и китайская машина, Т-50 оснащен одним двигателем с фосажной камерой (американским ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-102 с тягой 8000 кгс), обеспечивающим "Голден Иглу" максимальную скорость, соответствующую М=1,5 (что незначительно меньше, чем у китайского самолета), но несколько большую взлетную тяговооруженность (0.91 против 0.83). Емкость внутренних баков сравниваемых машин примерно равна (в планере Т-50 размещается до 2220 кг керосина), почти одинакова и перегоночная дальность (2590 км к Т-50 против 2500 км у FTC-2000).

Преимуществом южнокорейской машины является применение современной цифровой электродистанционной системы управления, чего нет на более простой и "консервативной" китайской машине. В сочетании с весьма совершенной "боевой" механизацией крыла, заимствованной у F-16, это должно, в принципе, обеспечить Т-50 определенные преимущества при ведении маневренного воздушного боя. В то же время основным преимуществом FTC-2000 должна стать его рекордно низкая стоимость, обусловленная, помимо "национальных особенностей" при формировании рынка рабочей силы в Китае, использованием в качестве прототипа давно освоенного в производстве, а потому дешевого серийного истребителя.

Хотя в настоящее время на "Горном орле" устанавливается серийный двигатель WP13F(C), в перспективе возможно применение нового ТРДФ WP14C "Куалун-3", развивающего на форсажном режиме тягу 7800 кгс. Таким образом, взлетная тяговооруженность самолета в конфигурации без внешних подвесок может достичь единицы. Должны возрасти также скороподъемность и разгонные характеристики. Самолет с такими возможностями может лечь в основу различных боевых вариантов FTC-2000. Нужно заметить, что в печати уже имелись сообщения о разработке на базе сверхзвукового УБС двухместного истребителя-бомбардировщика, предназначенного для применения управляемых боеприпасов класса "воздух - поверхность", а также самолета радиоэлектронной борьбы с экипажем, состоящим из летчика и оператора.

На базе учебно-боевого FTC-2000 предполагалось построить и экспериментальный самолет CY-1, модель которого, выполненная в масштабе 1:3, демонстрировалась на выставке в Чжухае в ноябре 2002 года. Эта высокоманевренная машина разрабатываласьпри участии Пекинского авиационного научно-исследовательского института (Beijing SuperWing Technology Research Institute), входящего в концерн AVIC I. Двухместный самолет (конструкция которого была, в целом, подобна FTC-2000 должен был иметь оригинальную аэродинамическую компоновку, напоминающую компоновку "продольный триплан". Отличие заключалось в том, что хвостовые цельноповоротные аэродинамические плоскости имели отогнутые вниз законцовки, выполняющие функции вертикальных аэродинамических поверхностей.

Утверждалось, что самолет CY-1 должен был обладать "рекордно высокими" характеристиками маневренности, устойчивости и управляемости на больших углах атаки.

Хотя на выставке в Чжухае CY-1 был представлен как экспериментальный самолет, наличие на его модели управляемого вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" (общую массу которого можно было оценить в 3000 кг) свидетельствовало о том, что в перспективе машину планировалось трансформироваться в полноценный легкий истребитель.

Модель боевого (одноместного) самолета, являющего дальнейшим развитием CY-1 и получившего название LFC-16, была продемонстрирована на очередной выставке в Чжухае в 2004 году. Самолет, имеющий максимальную взлетную массу 9000 кг (на 800 кг меньше, чем у FTC-2000), должен был отличаться от FTC-2000 (помимо своей совершенно оригинальной аэродинамической компоновки) более мощным вооружением максимальной массой до 3500 кг (в частности, дополнительными концевыми крыльевыми АПУ для ракет "воздух-воздух"), а также усовершенствованной силовой установкой (ТРДФ WS14 с форсажной тягой 7800 кгс), с которой самолет, по расчетам, приобретал более высокие летные характеристики. Так, максимальное число М, по расчетам, возрастало с 1,6 до 1,8, практический потолок увеличивался с 16000 до 17000 м, расчетная перегоночная дальность с ПТБ (очевидно, за счет несколько большей экономичности двигателя) составляла уже не 2500 км (как у FTC-2000), а 2800 км, а максимальная продолжительность полета достигала 3 часов 30 минут.

Должны были возрасти характеристики устойчивости и управляемости самолета на предельно малых скоростях.

Однако на последующих выставках какая-либо информация о LFT-16 отсутствовала, что наводило на мысли о прекращении программы. Впрочем, возможно, работы над легким "сверхманевренным истребителем" продолжаются в Китае без излишней рекламы...

В 2007 году несколько образцов JL-9 поступают в военно-воздушные силы для проведения цикла испытаний. Там же меняют название УТС на JJ-7B. В 2011 году УТС JL-9 (JJ-7B) принимают в строй ВВС, военно-морские силы применяют данный самолет для приобретения пилотами навыков сухопутной авиации.

Хорошо известны амбиции Китая насчет укрепления ВМС авианосцами. Это означает, что ВМС Китая остро необходим УТС палубного назначения. Для этих целей ВМС Китая уже приобрели Су-25УТГ. Но скорее всего ВМС Китая будут использовать палубную модификацию JL-9, который совсем недавно совершил свой первый морской вылет. Внешне он отличается от базового самолета увеличенной площадью и контурами и наличием гака для посадки на палубу. Шасси осталось неизмененным, что даст возможность эксплуатации с наземных аэродромов. В середине 2011 года военные Китая объявили, что данная модификация получает название JT-9.

Испытания палубной модификации продолжаются, но исходя из того, что данный самолет по стоимости почти в два раза дешевле ближайшего конкурента, именно он и будет принят на вооружение ВМС Китая.


ЛТХ:
Модификация FTC-2000
Размах крыла, м 8.32
Длина самолета,м 14.55
Высота самолета,м 4.10
Площадь крыла,м2 25.15
Масса, кг
пустого самолета 4960
нормальная взлетная 7800
максимальная взлетная 9800
Тип двигателя 1 ТРДФ WP-13F(C)
Тяга, кгс
максимальная 1 х 4400
на форсаже 1 х 6450
Максимальная скорость, км/ч 1700
Перегоночная дальность, км 2500
Максимальная скороподъемность, м/мин 15600
Практический потолок, м 16000
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм пушка Type 23-1
боевая нагрузка - 1000 кг на 5 узлах подвески.
включая УР, НУР

JJ-7(FT-7)


Разработчик: Guizhou
Страна: Китай
Первый полет: 1985
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Двухместный учебно-тренировочный самолет, способный в полном объеме выполнять боевые задачи, разработан "Guizhou Aviation Industry Corporation" (GAIC) на основе одноместного истребителя Chengdu J-7II (который, в свою очередь, является развитием МиГ-21Ф-13). Самолет JJ-7 (или Jianjiao-7), выполнивший первый полет 5 июля 1985 года, по конструкции близок к спарке МиГ-21У.

Фонари кабин на JJ-7 открываются вправо. В задней кабине установлен поднимаемый перископ для улучшения обзора вперед на взлете и при посадке, также в задней кабине вместо летчика можно разместить дополнительный топливный бак. Вооружение JJ-7 состоит из установленной под фюзеляжем двухствольной 23-мм пушки, двух УР "воздух-воздух" PL-2B или двух 18-зарядных блоков НАР калибра 55 мм, или двух 250-кг бомб на пилонах под крылом.

Серийное производство JJ-7 для ВВС Китая началось в 1987 году, одновременно в серию пошел экспортный вариант FT-7 с авионикой компании GEC. Первым покупателем экспортной модели стал Пакистан, по заказу которого построены 15 FT-7A и 25 FT-7P. Позже FT-7 закупили ВВС Бангладеш (7 машин), на вооружении которых имелись две эскадрильи истребителей F-7. Импортерами FT-7 стали также Мьянма, Шри-Ланка и Зимбабве (2). Самолеты ВВС Зимбабве получили обозначение FT-7BZ.












ЛТХ:
Модификация JJ-7
Размах крыла, м 7.154
Длина, м 14.945
Высота, м 4.103
Площадь крыла, м2 23.00
Масса, кг
пустого 5275
нормальная взлетная 7230
Тип двигателя 1 ТРД Wopen-7B(BM)b
Тяга , кН
нефорсированная 1 х 43.15
форсированная 1 х 59.83
Максимальная скорость, км/ч 2175 (М=2.04)
Боевой радиус действия с 1 ПТБ, км 1200
Максимальная скороподъемность, м/мин 9000
Практический потолок, м 18800
Макс. эксплуатационная перегрузка 7
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм пушка Type 23-1
2 УР воздух-воздух

JJ-7A (FT-7P)


Разработчик: Guizhou
Страна: Китай
Первый полет: 1989
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



FT-7P - учебно-тренировочный самолет, разработанный китайской фирмой Guizhou Aviation Industry Corporation (GAIC). Самолет разрабатывался в конце 80-х годов специально по заказу ВВС Пакистана для подготовки пилотов летающих на F-7P. Самолет производится с 1990 года. На FT-7P установлен цифровой компьютер совместимый с боевым компьютером F-7P. Так же самолет оборудован ИЛС, устройством оповещения о облучении РЛС BM/KJ 8602. По сравнению с JJ-7 на FT-7P удлинен на 610 мм фюзеляж для размещения дополнительного топливного бака и встроенной 23-мм пушки. Боевая нагрузка самолета размещается на пяти узлах подвески.

Аналогичная версия УТС для ВВС Китая получила обозначение JJ-7A. Первые самолеты поступили на вооружение PLAAF в 2002году. После поступления на вооружение ВВС Пакистана (PAF) истребителей F-7PG GAIC разработала новую версию учебно-тренировочной машины FT-7PG. Первый полет прототипа этого самолета состоялся в марте 2002 года. И уже заказано 6 машин для PAF.








ЛТХ:
Модификация FT-7P
Размах крыла, м 7.154
Длина, м 15.61
Высота, м 4.103
Площадь крыла, м2 23.00
Масса, кг
пустого 5800
нормальная взлетная 9550
Тип двигателя 1 ТРД Wopen-7B(BM)b
Тяга , кН
нефорсированная 1 х 43.15
форсированная 1 х 59.83
Максимальная скорость, км/ч 2175 (М=2.04)
Боевой радиус действия с 1 ПТБ, км 1400
Максимальная скороподъемность, м/мин 9000
Практический потолок, м 18800
Макс. эксплуатационная перегрузка 7
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна двухствольная 23-мм пушка
Боевая нагрузка на пяти узлах подвески

HQ-4 Xianglong


Разработчик: Chengdu, Guizhou
Страна: Китай
Первый полет: 2012
Тип: Стратегический разведывательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация



HQ-4 Xianglong (翔龙, буквально: "Парящий дракон") - китайский стратегический разведывательный БПЛА. Разработан Авиационной промышленной корпорацией Chengdu Aircraft Industry Corporation совместно с Guizhou Aviation Group.

Первые пробежки по взлетно-посадочной полосе китайский аппарат выполнил в феврале 2008 года, а в воздух он впервые поднялся в начале 2012 года. Тогда же появились первые фотографии прототипа Xianlong, проходящего испытания. Предполагалось, что беспилотник создается с применением технологии малозаметности и будет использоваться для высотной разведки. Другие характеристики "Парящего дракона" долгое время оставались неизвестными.

В 2013 году БПЛА был модернизирован - изменена хвостовая часть и заменен двигатель - вместо устаревшего WP-7, примененном на первом прототипе, установлен ТРДДФ WS-11 (на серийных БПЛА планируется установка перспективного WS-17). Эта предсерийная версия получила обозначение EA-03.

Если китайским инженерам удастся поставить HQ-4 Xianglong в строй, Китай станет второй в мире державой, способной вести стратегическую беспилотную разведку на обширных территориях. Это обеспечивает серьезное военное преимущество, благодаря большей ситуационной осведомленности и возможности в режиме реального времени наблюдать за удаленными целями.

Потенциально HQ-4 может заполнить брешь в системе наведения баллистических противокорабельных ракет, которые Китай активно разрабатывает с целью противодействия авианесущим кораблям.

В отличие от RQ-4, китайский БПЛА оснащен инновационным крылом, которое сочетает крыло обычной и обратной стреловидности. Данная конструкция представляет собой два крыла, расположенных друг над другом и соединенных между собой загнутыми кольцами. Такое крыло имеет наименьшее индуктивное сопротивление, так как практически не образуются концевые вихревые потоки.

В отличие от обычной конструкции крыла, замкнутое крыло имеет большую тягу, и аппараты с таким крылом способны летать на высокой скорости без использования закрылок. Но, как недостаток, замкнутое крыло довольно чувствительно к срыву потока, если при больших углах атаки нарушается плавное обтекание верхней поверхности. Таким образом, крыло лишается подъемной силы, что может привести к потери управляемости самолета.

Xianglong оснащен нижним длинным крылом с корнем в носовой части. Верхнее крыло обратной стреловидности имеет корень в хвостовой части и закрылки, загнутые вниз. За счет этих элементов верхнее крыло соединяется с серединами консолей нижнего крыла.

Такой подход к конструкции был выбран китайскими разработчиками по ряду причин. Прежде всего, благодаря аэродинамическим характеристикам замкнутое крыло позволяет значительно снизить расход топлива и повысить дальность полета. Продолжительность полета сможет достичь 10 часов. Высота полета может достигать 18 тысяч метров, а скорость полета - до 750 километров в час. Кроме того, дрон будет оснащен реактивным двигателем. Разработка устройства ведется с 2006 года, и внедрение его в воздушные войска Армии Китая ожидается уже в следующем году.

Стоит отметить сходство БПЛА Xianglong со стратегическим беспилотником-разведчиком RQ-4 Global Hawk американского производства. Он способен развивать скорость до 630 км/ч и пребывать в воздухе до 32 часов. Радиус действия аппарата составляет около 23 тысяч километров благодаря спутниковым системам управления, а высота подъема может достигать 18 тысяч метров.



ЛТХ:
Модификация HQ-4
Размах крыла, м 24.86
Длина, м 14.33
Высота, м 5.41
Масса, кг
полезной нагрузки
нормальная взлетная 7500
Тип двигателя 1 ТРДДФ Guizhou WP-13
Тяга, кН 1 х 43.10
Крейсерская скорость, км/ч 750
Дальность действия, км 7000
Продолжительность полета, ч 10
Практический потолок, м 18000