Hirosho
S%^Tt$ - 1755000550000
G2H


Разработчик: Hiro
Страна: Япония
Первый полет: 1933
Тип: Дальний бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Международные конференции по ограничению тоннажа боевых кораблей основных классов, проходившие в Вашингтоне в 1922 году и Лондоне в 1930-м вывели Японию в число аутсайдеров по сравнению с США и Великобританией. Это ни в коем случае не устраивало японское руководство, амбициозные планы которого простирались очень далеко и ударная мощь флота в этих планах играла первую скрипку. Именно в это время японские военные, пожалуй, первыми в мире, начали рассматривать авиацию как альтернативу боевым кораблям флота. Где в дополнение к палубной авиации предполагалось иметь и тяжелые базовые ударные самолеты.

В 1932 году технический отдел только что созданного Морского Авиационного департамента - Kaigun Koku Hombu √ возглавил сёсё (контр-адмирал) Ямомото Исороку, будущий командующий Объединенным флотом. Общее руководство Kаigun Коku Hombu осуществлял тёсё (вице адмирал) Шигеру Мацуяма (Shigeru Matsuyama). Именно им был выделен в отдельный класс машин морской базовый бомбардировщик √ в японской терминологии "Rikujo Kogeki-ki" - базовый штурмовик, в дословном переводе, или сокращенно ⌠Rikko■. Этот тип боевого самолета был задуман как многоместный, многомоторный аппарат, способный атаковать боевые корабли потенциального противника торпедами или бомбами далеко в море вдали от своих баз, а также быть в состоянии поддержать с воздуха свой собственный флот в бою с флотом противника. При этом класс морских базовых штурмовиков ⌠Rikko■ делился еще на два подкласса - "морских штурмовиков-торпедоносцев" (kogeki-ki), чьей основной функцией была торпедная атака вражеских кораблей (хотя не исключалась и бомбовые удары) и отдельный тип "чистого" бомбардировщика (bakugeki-ki), вооруженного только бомбами.

Именно создание последнего подкласса машин было решено включить в первую очередь в разработанную в 1932 году спецификацию 7-Shi на ряд морских самолетов. Задание на "морской бомбардировщик-штурмовик" предусматривало создание самолета способного с двумя тоннами бомб пролететь 2 тыс. морских миль. Ввиду большой удаленности оперирования новой машины от своих баз, она должна была иметь мощное оборонительное вооружение. Динамические параметры не оговаривались.

Разработку проекта было решено поручить 11-му арсеналу флота Хиро (Hirosho), имевшему самый большой опыт в создании многомоторных цельнометаллических летающих лодок. Проект возглавил главный конструктор арсенала сёса (капитан-лейтенант) Джюн Окамура (Jun Okamura). Ввиду особой важности задачи конструкторскому коллективу Окамуры был придан ассистент из технического отдела Kaigun Koku Hombu тюса (капитан 3-го ранга) Мисао Вада (Misao Wada), который хоть и формально подчинялся Окамуре, но имея более высокое звание, являлся скорее надзорным органом и постоянным вмешательством в творческий процесс коллектива, скорее мешал ему. Забегая вперед, нелишне отметить, что Мисао Вада, уже будучи контр-адмиралом и главой технического отдела Kaigun Koku Hombu, тривиально "зарубил" проект 4-моторного ударного самолета, предложенного фирмой Мицубиси, настояв на неграмотном и немотивированном решении строить 2-моторный базовый дальний бомбардировщик √ будущий "Бэтти" G4M, принеся в жертву живучесть машины.

Проект нового самолета получил обозначение "Специальный штурмовик Hirosho 7-Shi" или короткое имя G2H1. В конструкции было применено толстое крыло большого удлинения с диагональным силовым набором, разработанным немецким инженером Вагнером. Фюзеляж монококовой конструкции. Двойные кили с рулями направления повторяли предыдущий проект фирмы летающей лодки Тип 90-1 (H3H1). Крыло оснащалось "двойными" элеронами Юнкерса. Инновационным выглядели убираемые в полете две верхние и нижняя турели, что также наводило на мысль о немецком влиянии Юнкерса на японскую конструкцию. Позднее такие же турели были применены на первых модификациях более позднего японского проекта "морского штурмовика" 96-Rikko G3M.

Силовая установка самолета состояла из пары новых 18-цилиндровых W-образных двигателей водяного охлаждения Hiro Type 94 взлетной мощностью 1180 л.с. при номинальной около 900 л.с., приводящих деревянные 4-лопастные винты фиксированного шага. Надо сказать, что двигатели Тип 94, являясь собственной разработкой 11-го арсенала Хиро, были попыткой смасштабировать предыдущий проект 12-цилиндрового Type 90/91 √ лицензионной копии французского Lorraine-Dietrich model 12 и стали гвоздем в гроб всего проекта. Надежда, что значительно более мощная силовая установка при двухмоторной компоновке может соответствовать параметрам 3-х или даже 4-х моторного самолета не оправдалась. Добиться надежной работы этих моторов так и не удалось и кроме как на G2H их более нигде не использовали.

Первый прототип бомбардировщика G2H1 был готов 29 апреля 1933 года и на корабле был доставлен на испытательный аэродром в 1-м арсенале флота Йокосука. Самолет производил впечатление своими габаритами, ничуть не уступая более позднему 4-моторному американскому В-17, а по размаху крыла даже превосходившему его.

В середине мая 1933 года в присутствии свого "крестного отца" контр-адмирала Ямомото новый бомбардировщик впервые поднялся в воздух. За штурвалом сидели пилоты Экспериментальной группы "Йокосука" кокутай - сёса (капитан-лейтенанты) Шиннозуке Мунеюки (Shinnosuke Muneyuki) и Тошихико Одахара (Toshihiko Odahara). После взлета пилоты совершили один пролет над зрителями, собравшимися на взлетном поле, а затем проследовали на авиабазу Касумигаура, где благополучно приземлились.

В процессе продолжавшихся летных испытаний первого прототипа, к которому в конце 1933 года присоединился второй, выявились и очевидные проблемы. Среди них были вибрация хвостового оперения, недостаточная жесткость силового набора фюзеляжа, флаттер элеронов и постоянные отказы двигателей. В начале 1934 года один из прототипов самолета был потерян в ходе очередного испытательного полета. Из-за разрушения в полете хвостового оперения, огромный самолет рухнул в Токийский залив, никто из экипажа не выжил. После катастрофы, оставшийся прототип был отправлен на доработку с целью устранения выявленных проблем. После того, как в конструкцию планера были внесены изменения, испытания были продолжены. Вибрацию оперения удалось устранить, но проблемы с двигателями продолжались. Испытания шли весь 1935 год, когда, наконец, в июле 1936 года, флот не принял решение принять самолет на вооружение под обозначением "Базовый штурмовик флота Тип 95". К тому времени самолет, все еще оставаясь самым большим морским самолетом в Японии, уже концептуально устарел. Развитие авиации во второй половине 30-х годов шло очень быстро и японский гигант со своими угловатыми формами, неубирающимся шасси и толстым крылом уже очевидно не мог конкурировать со сверстниками. Тем более, к тому времени вполне успешно завершались испытания нового "базового штурмовика флота" Мицубиси Тип 96 √ будущего G3M1 ⌠Nell■, которому в конце концов и было отдано предпочтение флота. Тем не менее было решено выпустить установочную партию бомбардировщиков Hiro G2H. На арсенале Хиро было построено лишь шесть экземпляров этой машины, включая доработанный уцелевший прототип, после чего производство было перенесено на серийный завод фирмы Мицубиси, где были изготовлены еще два экземпляра. Но вскоре флот окончательно сделал выбор в пользу меньшего по размерам, но значительно более скоростного и универсального бомбардировщика Мицубиси Тип 96 G3M1, а огромный G2H был снят с производства.

Учитывая довольно сложную систему обозначений, принятую в японской морской авиации, для поступивших на вооружение практически одновременно двух "базовых штурмовиков флота" Тип 96 фирмы Мицубиси и Тип 95 арсенала Хиро, японцы во избежание путаницы решили┘ еще более усложнить ситуацию и ввели полуофициальные обозначения для G3M √ "Тип 96 Чу-ко" (Chu-Ko) - "средний штурмовик флота", а для G2H √ "Тип 95 Дай-ко" (Dai-Ko) √ "тяжелый штурмовик флота. Часто они обозначались просто "Чу-Ко" и "Дай-Ко". Правда, после того, как закончилась недолгая карьера бомбардировщика G2H эти обозначения были упразднены и все последующие "базовые штурмовики флота" обозначались Рикко ("Rikko") c числовым префиксом, обозначавшим год принятия на вооружения "от основания Империи"

Все восемь выпущенных бомбардировщиков G2H1были направлены в "Кисаразу" кокутай, причем первый из них был принят 1-го апреля 1936 года еще до официального принятия на вооружение. Но морально устаревшие самолеты использовались в Kisarazu Ku лишь как учебные во второй линии для тренировки экипажей в длительных полетах над океаном.

Острая нехватка авиатехники в ходе начавшегося в августе 1937 года 2-го Китайского инцидента, заставила японский флот использовать всё, что было в наличие. Не остались без внимания и восемь "тяжелых штурмовиков" G2H из "Кисаразу" кокутай. Во второй половине августа все восемь машин перелетели с Японских островов на аэродром острова Сайшуто (сейчас Чеджу-До) на южном побережье Южной Кореи. В ходе перелета один из бомбардировщиков по неизвестным причинам отстал от группы и разбился недалеко от побережья залива Сагами, юго-западнее Токио. Оставшиеся семь самолетов благополучно добрались до места дислокации и вошли в состав временно сформированного 1-го объединенного кокутай (полка), продолжая числиться при этом в составе Kisarazu Ku.

Первый вылет на боевое задание "тяжелые штурмовики" Тип 95 G2H совершили 30 сентября 1937 года, вылетев полным составом в район Шанхая. Группу из семи машин возглавлял тайи (ст. лейтенант Мороказу Михара (Morokazu Mihara). В течение первой половины октября группа из семи G2H1 провела девять боевых вылетов в район Шанхая, успешно избежав перехвата китайскими истребителями. Хотя несколько самолетов получили повреждения от зенитного огня, ни один бомбардировщик потерян не был.

Однако в ходе подготовки к очередному боевому вылету 24 октября 1937 года на одном из G2H во время запуска загорелся двигатель. Пламя быстро охватило заправленную и вооруженную машину, после чего последовал взрыв топлива и боекомплекта √ ни много, ни мало - три 250-кг, пять 60-кг и пять 50-кг бомб. По цепочке полыхнули соседние машины. В течение нескольких минут четыре бомбардировщика оказались уничтоженными, а пятый тяжело поврежден и не подлежал восстановлению. Уцелевшие два бомбардировщика были выведены из района боевых действий. До конца 1937 года они еще числились в составе Kisarazu Ku., но потом их следы теряются.

"Тяжелый базовый штурмовик флота" Тип 95 G2H1 стал последней конструкцией 11-го арсенала флота Hirosho. Вскоре все проектные работы были перенесены на 1-й арсенал флота Kugisho, более известный (хотя и некорректно) как фирма "Йокосука".

(c) Евгений Аранов




ЛТХ:
Модификация G2H1
Размах крыла, м 31.68
Длина, м 20.15
Высота, м 6.28
Площадь крыла, м2 140.00
Масса, кг
пустого самолета 7567
максимальная взлетная 11000
Тип двигателя 2 ПД Type 94 W-18
Мощность, л.с. 2 х 1180
Максимальная скорость , км/ч 245
Крейсерская скорость , км/ч 215
Практическая дальность, км 1567
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5130
Экипаж, чел 6-7
Вооружение:
пять 7,7-мм пулеметов, включая два на турели в носовой части фюзеляжа, два на турели в верхней части фюзеляжа и один на турели в нижней части фюзеляжа;
бомбовая нагрузка: до шести 250-кг бомб или четыре 400-кг бомбы на подфюзеляжной подвеске

H1H


Разработчик: Hiro
Страна: Япония
Первый полет: 1925
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



11-й морской арсенал Hirosho (Hiro Naval Arsenal) (Hiro Kaigun Kosho) был основан 1 августа 1920 года как авиационная ветвь морского арсенала в Куре и явился первым в Японии производством для ремонта и изготовления морских самолетов. В октябре 1921 года производство Hirosho начало функционировать. И первым самолетом, освоенным новой фабрикой была лицензионная английская летающая лодка Felixstowe F5, которая в свою очередь была доработанной моделью американской летающей лодки моделей Curtiss H-8 и H-12 "Large America". Первый самолет этого типа японской сборки взлетел 1 апреля 1922 года. Условиями лицензионного выпуска было предусмотрен выпуск 60 летающих лодок этого типа. Всего летающих лодок Felixstowe F5 было выпущено 10 на Hirosho, 10 на арсенале Yokosuka (Yokosho) и 40 на заводе Aichi.

Одкако, после выпуска 60 лицензионных лодок потребности японского флота не были удовотвлерены. На базе английской конструкции была разработана своя лодка, получившая обозначение Тип 15 или Н1Н. Отличие японского варианта от английского заключалась в уменьшении размаха крыла с 31.6 до 22 метров. Количество межкрыльевых стоек было также уменьшено. Также была изменена форма двухреданного фюзеляжа-лодки.

Цельнодеревянная с полотняной обшивкой двухмоторная лодка-биплан была освоена в производстве к 1927 году. Причем в период с 1927 по 1932 год на Hirosho было выпущено двадцать летающих лодок Н1Н1, Н1Н2 и Н1Н3, еще 45 выпустил завод Aichi в период с 1927 по 1934 год. Модели 1, 2 и 3 отличались друг от друга моделями двигателей и формами винтов. Hiro H1H1 -с двумя двигателями Lorraine W-12 мощностью 450 л. с. и верхним крылом несколько большего размаха и двухлопастным винтам; H1H2 - либо с двигателями Lorraine W-12, либо с двигателями BMW VII мощностью по 500 л. с. и четырехлопастными винтами, а H1H3 - с двигателями Lorraine V-12 мощностью по 450 л. с.

Летающие лодки Type 15 на десятилетие стали основой парка морской разведывательной (патрульной) авиации японских ВМС, неся патрульную службу в береговой обороне. В боевых действиях им, правда поучаствовать не довелось. Последние самолеты этого типа были списаны в конце 30-х годов, пережив своих более поздних преемников Н2Н, Н3К и Н4Н, главным образом благодаря своей надежности и огромной 14-часовой продолжительности полета, позволявшей подолгу патрулировать акваторию. Один Hiro H1H3 принадлежащий Yokusuka Ku летал в качестве связного еще в 1941 году.

(c) Евгений Аранов



ЛТХ:
Модификация H1H1
Размах крыла, м 22.97
Длина, м 15.11
Высота, м 5.19
Площадь крыла, м2 125.00
Масса, кг
пустого самолета 4020
максимальная взлетная 6100
Тип двигателя 2 ПД Lorraine W-12
Мощность, л.с. 2 х 450
Максимальная скорость, км/ч 170
Крейсерская скорость, км/ч 155
Продолжительность полета, ч.мин 14.30
Скороподъемность, м/мин 88
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 6
Вооружение: два 7,7-мм пулемета - по одному в носовой и средней стрелковой установках, плюс до 300 кг бомб

H2H


Разработчик: Hiro
Страна: Япония
Первый полет: 1930
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



В конце 1928 года Императорский флот приобрел в Великобритании образец новейшей летающей лодки Supermarine "Southampton". Внешне английский самолет весьма напоминал выпускаемую в Японии двухмоторную летающую лодку-биплан Хиро Тип 15 Н1Н, однако при внешнем сходстве был цельнометаллическим. Лишь обшивка бипланной коробки и оперение были обтянуты полотном.

На тот момент Императорский флот был увлечен модной и прогрессивной концепцией цельнометаллического авиастроения и активно изучал зарубежный опыт в этой сфере. Однако, описанные выше попытки создания как собственных проектов цельнометаллических летающих лодок, так и закупки немецких проектов Рорбаха и Дорнье не привели к успеху. Да и в глазах консервативного руководства японским флотом они выглядели слишком революционными. Английский же проект фирмы Супермарин в этом плане был более традиционным. Двухмоторный биплан, оснащенный парой двигателей Napier "Lion", установленных на стойках между крыльями, он плавно вписывался в видение дальнейшего развития темы летающих лодок у японских адмиралов, которые искали замену состоявшей на вооружении лодки Хиро Н1Н.

Supermarine "Southampton" успешно прошел испытания на 1-м Военно-морском арсенале в Йокосуке, после чего был передан для изучения в 11-й Арсенал морской авиации Хиро. Руководителем проекта был назначен сёса (лейтенант-коммандер) Jun Okamura. В конце 1929 года на свет появился японский аналог "англичанина". Внешне проект Окамуры одновременно сильно напоминал его предыдущую модель √ летающую лодку Тип 15, и английский прототип "Southampton".

От летающей лодки Тип 15 (Н1Н) новый проект, получивший обозначение Тип 89 или Н2Н, отличался более округлыми и обтекаемыми формами носовой части и металлическим силовым набором, дополненным дюралевой обшивкой фюзеляжа. И, в общем целом, не смотря на разные английские прототипы, послужившие базой для создания летающих лодок Н1Н и Н2Н лодки оказались очень похожими, с определенных ракурсов почти не различимые и Тип 89 вполне можно назвать модификацией Тип 15.

Н2Н1 был оснащен парой двигателей Hiro Type 14 мощностью по 550 л.с., - лицензионной копией английского 12-цилиндрового W-образного Napier Lion водяного охлаждения. Позднее, в процессе эксплуатации большинство летающих лодок этого типа переоснастили Hiro Type 91 мощностью 520 л.с, хотя и менее мощным, но значительно более надежным.

С этими моторами летающая лодка обозначалась Hiro Н2Н2 или Тип 89 модель 2, и пролетала до конца 30-х годов бок о бок с более старшим "коллегой" Н1Н, в основном в составе Yokosuka kokutai.

В общей сложности этих летающих лодок построили немного - тринадцать из них выпустили на Hiro с поставками комплектующих из Kawanishi и еще четыре с нуля выпустили на заводе Aichi.

(c) Евгений Аранов



ЛТХ:
Модификация H2H1
Размах крыла, м 22.12
Длина, м 16.25
Высота, м 5.96
Площадь крыла, м2 120.50
Масса, кг
пустого самолета 4370
максимальная взлетная 6500
Тип двигателя 2 ПД Hiro Type 14
Мощность, л.с. 2 х 550
Максимальная скорость, км/ч 196
Крейсерская скорость, км/ч 165
Продолжительность полета, ч.мин 13.00
Скороподъемность, м/мин 158
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 6
Вооружение: четыре 7,7-мм пулемета - два в носовой и по одному в средней стрелковой установках с каждого бока,
две 250-кг бомбы

H3H


Разработчик: Hiro
Страна: Япония
Первый полет: 1931
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Специалисты 11-го военно-морского арсенала в Хиро в 1931 году собрали и испытали два новых типа летающих лодок. Первая, Navy Type 90 Model 1 (90-1, летающую лодку Type 90-2 построили на фирме Kawanishi), или Hiro H3H1, имела перспективную для своего времени металлическую конструкцию, высокорасположенное подкосное крыло и силовую установку из трех моторов Hispano-Suiza мощностью по 650 л.с., установленных над крылом.

Hiro H3H1 была создана в рамках конкурса, проводимого Kaigun Koku Hombu c целью замены летающих лодок предыдущих поколений Hiro H1H (Тип 15) и Н2Н (Тип 89). Hiro H3H1 изготовлен в единственном экземпляре 26 января 1931, а уже на следующий день полетел. С мая 1931 года самолет был передан в Йокосука кокутай для сравнительных испытаний с конкурентом - летающей лодкой Kawanishi H3K.

Стал первым большим цельнометаллическим самолетом Японии, а также первым во флоте самолетом, оснащенным хвостовой огневой точкой.

В ходе испытаний моторы перегревались, также были проблемы с курсовой устойчивостью, с трудом отрывался от водной поверхности.

Надо отметить, что на Н3Н впервые были использованы новые двигатели Mitsubishi "Shinten" мощностью 950 л.с.

Но не смотря на множество нововведений, флот отказался от Н3Н, предпочтя консервативный дизайн летающей лодки Каваниши Н3К - лицензионного английского трехмоторного биплана Short "Calcutta", который и был принят на вооружение.





ЛТХ:
Модификация H3H1
Размах крыла, м 31.05
Длина, м 22.71
Высота, м 7.52
Площадь крыла, м2 137.00
Масса, кг
пустого самолета 7900
максимальная взлетная 11900
Тип двигателя 3 ПД Hispano-Suiza
Мощность, л.с. 3 х 650
Максимальная скорость, км/ч 229
Крейсерская скорость, км/ч 158
Практическая дальность, км 6715
Продолжительность полета, ч.мин 13.00
Скороподъемность, м/мин 176
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 9
Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов - по два в носовой, средних с каждого бока и хвостой стрелковой установках,
две 500- кг или четыре 250-кг бомбы

H4H


Разработчик: Hiro
Страна: Япония
Первый полет: 1931
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Потерпев фиаско с проектом своей летающей лодки Н3Н в конкурсе с фирмой Каваниши, 11-й морской авиационный арсенал Hirosho (Hiro Naval Arsenal) (Hiro Kaigun Kosho) вложил в следующий проект весь свой предыдущий опыт, учтя допущенные ошибки. Проект, разработанный главным конструктором Арсенала лейтенант-коммандером Jun Okamura концептуально являлся развитием проекта трехмоторной летающей лодки-моноплана Н3Н, только размеры новой машины стали значительно скромнее. Вместо трех моторов Н3Н на Н4Н Окамура ограничился двумя, также вынесенных на стойках поверх крыла.

В 1931 году на Арсенале собрали первый прототип, получивший обозначение "Летающая лодка флота Тип 91 Модель 1" или короткое обозначение Hiro H4H1. С учетом результатов испытаний прототипа изготовили еще два гидроплана, обозначенных H4H1, эксплуатацию которых начали в 1933 году. На них отрабатывались различные формы оперения, двигателей и формы килевой части двухреданной лодки. Кроме того, двухлопастные винты на прототипах были заменены четырехлопасными.

Конструкция H4H1 в основном металлическая, силовая установка включала два мотора жидкостного охлажденияType 91-1 мощностью по 500 л. с. или Type 91-2 по 600 л.с. После серии длительных испытаний моторы были заменены на новые, радиальные "Myojo" по 760 л.с., являющимися лицензионными американскими Pratt @ Whitney "Hornet". Эта версия машины получила обозначение Н4Н2 и стала основной в производстве. Кроме того, на лодке Тип 91 Модель 2 было изменена форма вертикального оперения. "Шайбы" на концах стабилизатора были заменены на отдельно стоящие два киля, аналогичные примененных впоследствии на летающих лодках Каваниши Н6К, Yokosuka H5Y и морском бомбардировщике Мицубиси G3M.

Летающая лодка Н4Н обеих версий имело металлическое крыло с дюралевой обшивкой с богатой механизацией для своего времени, в частности двойные закрылки Юнкерса. С одной стороны все это должно было служить повышению взлетно-посадочных характеристик, но, увы, мореходность нового самолета все еще оставляла желать лучшего. Даже небольшое волнение на море представляло для Н4Н изрядную проблему, а взлет и посадка вне пределов бухты в открытом океане представляла собой смертельный риск.

Однако, альтернативы у Императорского флота все равно не было. Состоящие на вооружении летающий лодки-бипланы Н1Н, Н2Н и Н3К уже не могли считаться современными. Разработка большой летающей лодки по спецификации 8-Shi 1933 года будущей Каваниши Н6К, буксовала. Поэтому было принято решение об ограниченном серийном выпуске. В 1932 году на заводе Hiro (Hirosho) было выпущено 30 машин. После 1932 года выпуск самолетов был поручен компании "Kawanishi", построившей в 1933 году - 5 самолетов, в 1934 - 4, в 1935 - 1 шт, в 1936 - 4 и в 1937 году еще 3 самолета. Всего построено 47 экземпляров обоих серийных вариантов.

С началом 2-го японо-китайского инцидента 1937-41 гг. летающие лодки Тип 91 применялись очень активно, не смотря на скромное количество. Они патрулировали китайское побережье в районе боевых действий. Служили дальними транспортами между Японией и Китаем, многократно пересекая Восточно-Китайское море. Однако, боевых потерь, да и вообще столкновений с китайской авиацией избежать удалось. Тем не менее, Н4Н можно назвать первыми летающими лодками Японии принявшие участие в боевых действиях.

К началу 2-й Мировой войны на Тихом океане, судя по всему на вооружении этих машин уже не осталось. Служба их была недолгой и незаметной, но роль этих машин в дальнейшем развитии японской гидроавиации была незаменима.

(c) Евгений Аранов




ЛТХ:
Модификация H4H1
Размах крыла, м 23.46
Длина, м 16.57
Высота, м 6.22
Площадь крыла, м2 82.70
Масса, кг
пустого самолета 4663
максимальная взлетная 7500
Тип двигателя 2 ПД Myojo 1(2)
Мощность, л.с. 2 х 760
Максимальная скорость, км/ч 233
Крейсерская скорость, км/ч 158
Практическая дальность, км 1260
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3620
Экипаж, чел 6-8
Вооружение: один 7,7-мм пулемет над передней кабиной и два 7,7-мм пулемета на турели в задней кабине,
две 250-кг бомбы

R-3


Разработчик: Hiro
Страна: Япония
Первый полет: 1927
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



В начале 20-х годов в Европе повсеместно начали строить цельнометаллические лодки. Новые технологи постройки очень заинтересовали Императорский флот Японии и в 1923 году несколько морских офицеров были направлены в Германию на фирму Rohrbach для ознакомления с ними. В числе этих офицеров был лейтенант Юн Окамура, представитель 11-го военно-морского арсенала в Хиро.

В 1925 году один экземпляр Rohrbach R-1 был собран в Копенгагене и передан в военно-морской арсенал в Йокосуке. В этом же году корпорация Mitsubishi создала совместную фирму Mitsubishi-Rohrbach GmbH для строительства подобных лодок в Японии.

Специалисты Hiro (Hirosho) серьезно переработали конструкцию R-1, чтобы избежать конфликтов с Mitsubishi. И в 1927 году был изготовлен единственный экземпляр многоцелевой летающей лодки, получившей обозначение Hiro R-3 (лодка R-2 строилась на заводе Mitsubishi), представлявшей собой цельнометаллический высокоплан, оснащенный двумя двигателями Lorraine 2 (построенными по лицензии на заводе Hiro) мощностью 450 л.с.

В ходе испытаний выяснилось, что лодка получилась перетяжеленной и в серийное производство не пошла. Однако новые технологии примененные при ее строительстве оказали большое влияние на разработку последующих летающий лодок фирмы.







ЛТХ:
Модификация R-3
Размах крыла, м 29.10
Длина, м 17.67
Высота, м 5.20
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 4676
максимальная взлетная 6690
Тип двигателя 2 ПД Lorraine 2
Мощность, л.с. 2 х 450
Максимальная скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость, км/ч 160
Продолжительность полета, ч 12
Скороподъемность, м/мин 100
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 6
Вооружение: один 7,7-мм пулемет в носовой и
один 7,7-мм пулемет в надфюзеляжной турели