Horten
S%^Tt$ - 1755000550000
Ho.I Hangwind


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет: 1933
Тип: Экспериментальный планер
ЛТХ Доп. информация



Немецкие авиаконструкторы братья Раймар и Вальтер Хортены, создатели множества самолетов и планеров типа "летающее крыло", начали свою конструкторскую деятельность в 30-х годах. Еще подростками Хортены заинтересовались бесхвостыми летательными аппаратами. С 1931-го Хортены (Вальтеру исполнилось 18 лет, Раймару - 16) изучают особенности полета "летающего крыла". Пригодились и занятия в клубе немецкого союза планеристов в Бонне и увлечение авиамоделизмом. Планер Нo-I "Hangwind", построенный в 1933-м, стал первым полноразмерным творением братьев. Аппарат с деревянным набором и тканевым покрытием выполнили по схеме "летающее крыло". Летчик располагался сидя в центроплане. Крыло - стреловидное по передней кромке и почти прямое по задней. Под центропланом - неубирающаяся посадочная лыжа. Испытания выявили ряд недостатков: неудовлетворительная боковая устойчивость, склонность к штопору на больших углах атаки. Однако планер на национальном чемпионате в 1934-м удостоили приза за оригинальность конструкции. Но это не успокоило Раймара Хортена. После соревнований он разобрал и сжег планер.















ЛТХ:
Модификация Ho-I
Размах крыла, м 12.40
Удлинение 7.30
Длина, м 3.10
Высота, м 0.90
Масса, кг
пустого 120
максимальная взлетная 210
Макс. аэродинамическое качество 21
Максимальная скорость, км/ч 228

Ho.II Habicht


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет: 1935
Тип: Экспериментальный планер
ЛТХ Доп. информация



Планер братьев Хортен Нo-II "Habicht" впервые взлетел в мае 1935-го. Он отличался от предшественника большим удлинением крыла и стреловидной задней кромкой. Для управления использовались элевоны и балансировочные закрылки. Вместо лыжи установили велосипедное шасси с убирающейся передней стойкой. Летчик располагался в кабине лежа, согнув ноги в коленях. Передняя кромка центроплана выполнялась прозрачной. В дальнейшем на Нo-II установили двигатель воздушного охлаждения "Хирт" НМ60R мощностью 80 л.с. Аппарат обозначили Нo-IIМ. Мотор размещался внутри крыла и через длинный вал приводил во вращение толкающий винт. Испытания мотопланера показали, что он легок в управлении и может применяться для обучения летчиков. В 1937-м братья Хортен построили три планера Нo-IIL. По сравнению с предшественником, увеличилась высота фонаря, летчик размещался сидя. В годы войны эти планеры использовались на авиабазе Бад-Цвишенан для первоначального обучения полетам на самолетах Me-163B.











ЛТХ:
Модификация Ho-II
Размах крыла, м 16.50
Удлинение 8.50
Длина, м 4.50
Площадь крыла, м2 32.00
Масса, кг
пустого 250
максимальная взлетная 330
Макс. аэродинамическое качество 24
Максимальная скорость, км/ч 230

Ho.III


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет: 1938
Тип: Экспериментальный планер
ЛТХ Доп. информация



Планер Ho-III, разработанный в 1938-м, получил в RLM (Министерстве авиации Германии) обозначение 8-250. При подобии Нo-II, он имел увеличенный размах и большее удлинение крыла. Кроме того, добавилась третья пара управляющих поверхностей. Конструкцию планера выполнили из дерева, кроме каркаса центроплана, сваренного из стальных труб. Построили два прототипа Ho-IIIa и Ho-IIIc. Для улучшения управляемости на малых скоростях Ho-IIIc снабдили небольшим горизонтальным оперением сверху впереди крыла. На соревнованиях в Рене в августе 1938-го оба планера попали в грозу и погибли, не выдержав сильной турбулентности атмосферы. Летчики выбросились с парашютами, но В.Блех, пилотировавший Ho-IIIc, разбился. Другой летчик, Х.Шайдхауер, попав в восходящие воздушные потоки, опускался почти два часа.

Несмотря на потерю обоих Ho-III, RLM заказало в 39-м еще семь машин модификации "b". Четыре из них в том же году участвовали в национальном чемпионате. Во время соревнований Х.Шайдхауер на Ho-IIIb пролетел более 340 км. В 1941-м один Ho-IIIb переделали в мотопланер Ho-IIId с двигателем "Вальтер-Микрон" мощностью 65 л.с. В 1943-44 гг. три планера Ho-IIIb перестроили в Ho-IIIf с лежачим расположением летчика. Кроме них, изготовили два двухместных планера Ho-IIIg и один мотопланер Ho-IIIe с "Фольксвагеном" в 30 л.с., вращавшим толкающий винт. Лопасти пропеллера складывались после остановки мотора. В дальнейшем один из Ho-IIIg модифицировался в вариант Ho-IIIh для изучения управления разрабатывавшегося реактивного самолета. Эксперименты с "летающим крылом" были продолжены постройкой в 1938-39-х годах планера, получившего название "Парабола". Он имел относительно толстый центроплан, две пары элевонов, велосипедное шасси с передней убирающейся стойкой. Построили единственный экземпляр, но он не летал, сгорев во время транспортировки на испытательный аэродром.










ЛТХ:
Модификация Ho-IIIa
Размах крыла, м 20.40
Удлинение 11.60
Длина, м 3.25
Площадь крыла, м2 36.00
Масса, кг
пустого 220
максимальная взлетная 300
Макс. аэродинамическое качество 28
Максимальная скорость, км/ч 210

Ho.IV


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет: 1941
Тип: Экспериментальный планер
ЛТХ Доп. информация



Планер Нo-IV, разработанный в 1941-м, имел стреловидное крыло большого удлинения, выступающую из центроплана кабину и убирающуюся посадочную лыжу, летчик располагался в кабине лежа на животе под углом 30╟ к строительной горизонтали. Первый экземпляр варианта Нo-IVa впервые взлетел в мае 1941-го, в 1943-м изготовили еще три экземпляра Ho-IVa. Планер модификации Нo-IVb, в конструкции которого использовались композиционные материалы, построили в 1944-м. В том же году начались летные испытания, во время которых машина из-за начавшегося флаттера была потеряна. К 1945-му в постройке находились десять Ho-IVb, так и не законченных до конца войны.












ЛТХ:
Модификация Ho-IVb
Размах крыла, м 24.20
Удлинение 32.40
Длина, м
Площадь крыла, м2 17.80
Масса, кг
пустого 215
максимальная взлетная 410
Макс. аэродинамическое качество 45
Максимальная скорость, км/ч 200

Ho.V


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет: 1937
Тип: Экспериментальный самолет
ЛТХ Доп. информация



Первым полноценным самолетом братьев Хортен стал Ho-V - двухместная машина с парой "Хиртов" НМ60R по 80 л.с. Двигатели, располагавшиеся в крыле, через удлиненные валы вращали толкающие винты. Отличительная черта "пятерки" - уменьшенная по сравнению со всем крылом стреловидность центроплана. Трехстоечное шасси не убиралось. Две одноместные кабины, "утопленные" в крыло, располагались рядом. Летчики размещались лежа, обзор обеспечивался через прозрачную переднюю кромку крыла. Для продольной балансировки самолета в полете применили цельноповоротные законцовки крыла. Для исследования работоспособности композиционных материалов, запланированных к использованию в конструкции самолета, построили планер "Hol`s der Teufel", испытанный в мае 1936-го. После завершения летных испытаний одну консоль крыла исследовали на статическую прочность до разрушения, другую - в течение полугода - на климатические воздействия, при этом особое внимание уделялось прочности клеевых соединений. В 1937-м построили Ho-Va - первый в мире самолет из композиционных материалов. Он успешно летал, однако в дальнейшем был потерян из-за отказа одного двигателя при взлете.

Вторая машина, Ho-Vb, построенная из обычных материалов (стали и дерева), имела увеличенный на 2 м размах крыла и переделанные кабины, немного выступавшие из крыла, с сидячим расположением летчиков. Конструкторы отказались от применения цельноповоротных законцовок, в качестве органов управления использовались две пары элевонов, центральный закрылок и рулевые воздушные тормоза. Элевоны приводились в движение при помощи ручки управления самолетом, воздушные тормоза - педалями, а закрылок - отдельной ручкой. Самолет представили специалистам RLM в конце 1938-го в Берлине, однако те его не приняли, посчитав проект сырым. Хортены предложили буксировщик планеров, но эту идею также отвергли. Ho-Vb простоял в ангаре до 1940-го, когда по приказанию генерала Э.Удета был переделан в одноместный H-Vc. В 1942-м самолет впервые был поднят в воздух В.Хортеном. После летных испытаний и продувок моделей в аэродинамических трубах, ученые выдали отрицательное заключение. Весной 1943-го машина потерпела аварию.









ЛТХ:
Модификация Ho.Vс
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 6.75
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2 38.00
Масса, кг
пустого самолета 1440
максимальная взлетная 1600
Тип двигателя 2 ПД Hirth HM 60R
Мощность, л.с. 2 х 80
Максимальная скорость , км/ч 260
Крейсерская скорость , км/ч 230
Практическая дальность, км
Экипаж, чел 1

Ho.VI


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет: 1944
Тип: Экспериментальный планер
ЛТХ Доп. информация



Планер Нo-VI проектировался практически одновременно с Н-IV. По сравнению с ним он имел большее удлинение крыла. Летчик лежал в кабине на животе. В 1944-м построили два экземпляра Н-VI, летавших в мае этого года.















ЛТХ:
Модификация Ho-VI
Размах крыла, м 24.20
Удлинение 32.40
Длина, м
Площадь крыла, м2 17.80
Масса, кг
пустого 330
максимальная взлетная 410
Макс. аэродинамическое качество 45
Максимальная скорость, км/ч 200

Ho.VII


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет: 1944
Тип: Экспериментальный самолет
ЛТХ Доп. информация



В соответствующей специальной литературе утверждается, что Ho VII V1 летал с неубирающимся шасси. Это недоразумение могло иметь место из-за большого сходства Ho V V3 с Ho VII: обе машины имели одинаковый размах крыла и почти одинаковое остекление кабины.

По информации господина Вальтера Хортена (Walter Horten) твёрдо установлено, что к концу Второй Мировой войны был построен и облётан только один самолёт типа Ho VII.

Первые наброски самолёта типа Ho VII были сделаны в 1938 году. Horten Ho VII разрабатывался в качестве учебного самолёта, предназначенного для обучения пилотов управлению самолётами, выполненными по схеме "летающее крыло". Предполагалось, что эти прошедшие соответствующее обучение пилоты должны будут летать на выполненных по этой схеме самолётах-истребителях. В реальность эти планы стали воплощаться только с 1942 года, когда первый самолёт типа Ho VII V1 начали собирать на фирме Peschke в Миндене (Minden).

Horten Ho VII V1 был построен не позднее 1943 года, и пилоты Шайдхауэр (Scheidhauer) и Вальтер Хортен налетали на нём по 18 часов каждый. В марте 1945 года этот самолёт находился на испытаниях в Ораниенбурге (Oranienburg). О дальнейшей его судьбе до сих пор ничего не известно.

К концу войны началась постройка самолёта Horten Ho VII V2, но завершить работы до конца войны не удалось. Этот самолёт также как и Horten Ho VII V1 имел так называемый языкообразный руль (Zungenruder) в качестве замены руля направления. Самые важные элементы Ho VII V2 изображены на фотографиях, которые иллюстрируют короткое описание конструкции.

Для самолёта Ho VII V3, изготавливавшегося в конце войны компанией Peschke из Миндена, был произведен ряд деталей. Вместо языкообразного руля консоли крыла получили выдвижные закрылки, которые позднее применили на Ho IX.

Еще в 1945 году для обучения пилотов Horten Ho IX предполагалось изготовить серию из двадцати самолётов типа Ho VII. RLM присвоило самолётам Horten Ho IX номер 8-229. Заказ на доведение этих самолётов до стадии, позволяющей организовать серийное производство был выдан фирме Gotha.

Ho VII получил типовое обозначение 8-226.

Краткое техническое описание Ho VII

Центроплан крыла самолёта служил для размещения кабины экипажа, в которой сиденья курсанта и летчика-инструктора располагались одно за другим. Каркас крыла был выполнен из труб, получивших элементы, обеспечивающие окончательную формуа поперечного сечения. Консоли крыла крепились к центроплану при помощи болтовых соединений.

Каждая консоль крыла состоит из деревянных главного лонжерона и нервюр и фанерной обшивки. У Ho VII V1 и V2 на консоли крыла были установлены языкообразные рули, которые при необходимости могли выдвигаться. На месте этих рулей у Ho VII V3 на верхней и нижней поверхностях консолей крыла были установлены щитки, вследствие чего на этом самолёте консоли крыла были несколько изменены. Различие можно увидеть на фотографиях.

На самолёт было установлено убирающееся шасси с расположенной впереди носовой стойкой, состоявшей из двух отдельных расположенных параллельно стоек. Передние стойки шасси убирались назад в направлении хвоста в среднюю часть фюзеляжа. Два отдельных элемента передней стойки были прочно соединены между собой и при нахождении самолёта на земле воспринимали 50% веса самолёта.

Соответственно на обе стойки основного шасси при нахождении самолёта на земле приходилось по 25% веса самолёта.

Основные стойки шасси убирались в направлении вперёд в закрываемые створками ниши, расположенные в центроплане крыла. Привод стоек шасси был гидравлическим.

Установленная на самолёте силовая установка состояла из двух двигателей As 10 C, размещавшихся в центроплане крыла и при помощи длинных валов вращавших воздушные винты изменяемого шага компании Argus. Двигатели располагались перед главным лонжероном. За лонжероном были расположены два топливных бака ёмкостью по 300 литров каждый.

Управление по вертикали осуществляется при помощи расположенных на консолях крыла элевонов. На Ho VII V1 и V2 для помощи элеронам на консолях крыла устанавливались языкообразные рули, которые при необходимости могли выдвигаться на 40 см. На своей обратной поверхности эти языкообразные рули имели клинообразные пустоты, обеспечивавшие лучшее завихрение воздушных потоков и, таким образом, позволяющие получить лучшую эффективность руля направления. На Ho VII V3 на консоли крыла также устанавливались рули, что было связано с сопротивлением и завихрениями воздушных потоков, вызванных рулями направления.

В центроплане крыла между двигателями силовой установки размещался посадочный щиток, который мог отклоняться до 60╟. На задней кромке каждой консоли крыла между корневой частью и элевоном располагался еще один руль, выполнявший вспомогательные функции при взлёте и посадке и отклонявшийся до 45╟.

(c) alternathistory.com



ЛТХ:
Модификация Ho.VII
Размах крыла, м 16.50
Длина, м 7.50
Высота, м 2.60
Площадь крыла, м2 44.00
Масса, кг
пустого самолета 2200
максимальная взлетная 3200
Тип двигателя 2 ПД Argus As 10c
Мощность, л.с. 2 х 240
Максимальная скорость , км/ч 340
Крейсерская скорость , км/ч 310
Практическая дальность, км 1280
практический потолок, м 8000
Экипаж, чел 2

Ho.XVIII


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет:
Тип: Экспериментальный бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Проект самолета Ho XVIII был разработан братьями Хортен в рамках программы "Америкабомбер" - бомбардировщика, способного наносить удары по территории США. За основу был взят проект 60-ти местного пассажирского самолета Но VIII. Бомбардировщик был выполнен по схеме летающее крыло, которое давало ряд преимуществ. В первую очередь это позволяло разместить в крыле большой запас топлива - 13600 кг, что обеспечивало достижение расчетной дальности полета 16000 км. Бомбовая нагрузка была доведена до 3500 кг. При размахе крыла 40 м, длина самолета составляла всего 19 м.

Практически весь планер самолета изготовлялся из дерева, за исключением центральной несущей части, каркас которой сваривался из стальных труб. Обшивка была выполнена из 17-ти мм авиационной фанеры. Изначально планировалось установить на самолете 4 двигателя Хейнкель-Хирт HeS 011, однако, по практическим соображениям проект был переделан под 6 двигателей Jumo 004. Ожидалось, что максимальная скорость полета достигнет 1050 км/ч. Рассматривалась и возможность установки двигателей BMW 003 - в таком случае скорость составляла 1000 км/ч. Экипаж самолета состоял из 6-ти человек и размещался на катапультируемых сиденьях в просторной кабине. Оборонительное вооружение состояло из двух спаренных пушек MK 213 (231) (в разных источниках по разному - видно где-то опечатка), расположенных в передней и задней частях самолета. Пушки располагались на поворотных лафетах и имели дистанционное управление. Многоколесное шасси самолета позволяло осуществлять посадку на полевые аэродромы. Летные испытания Ho XVIII были запланированы на 1946 год.











ЛТХ:
Модификация Ho.XVIII
Размах крыла, м 40.00
Длина, м 19.00
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 34000
Тип двигателя 4 ТРД HeS 011 или 6 ТРД Jumo-004 (BMW-003)
Тяга, кгс 4 х 1300 или 6 х 900 (800)
Максимальная скорость , км/ч 1050 (1000)
Практическая дальность, км 16000
Боевой радиус действия, км 4500
Экипаж, чел 6
Вооружение: 4 х 20-мм

HX-2


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет: 2019
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



11 апреля 2019 года на авиавыставке AERO в Фридрихсхафене, Германия, состоялся дебют "летающего крыла". Легкомоторный самолет Horten HX-2 разрабатывался в течение трех лет и уже прошел летные испытания.

Размах крыльев составляет десять метров, на их концах имеются законцовки. У самолета нет хвоста, длина двухместной кабины - всего лишь два метра.

Бернхард Мэттленер (Bernhard Mattlener), директор компании Horten Aircraft, входящей в состав LIFT Air group, заявил, что "вследствие невысокого аэродинамического сопротивления "летающее крыло" может летать дальше и быстрее по сравнению с самолетом, имеющим фюзеляж". Он также добавил: "Конструкция корпуса планера позволяет его легко приспособить для установки новых двигателей, появление которых ожидается в ближайшем будущем".

Каким бы современным ни выглядел HX-2, концепция "летающего крыла" стара почти так же, как сама авиация.

Хьюго Юнкерс (Hugo Junkers) запатентовал свое "летающее крыло" Nurflügel еще в 1910 году. Кроме того, название Horten присвоено ему в честь немецкого авиаконструктора Реймара Хортена (Reimar Horten), который был пионером в этой области. Реймар Хортен и его брат Вальтер (Walter Horten) спроектировали первое "летающее крыло" с реактивным двигателем Horten Ho.229 (он же Go.229) ближе к концу Второй мировой войны.

Это был прототип истребителя-бомбардировщика в виде "летающего крыла" с низким сопротивлением, спроектированный в соответствии с требованием "3х1000" Германа Геринга, верховного главнокомандующего немецких военно-воздушных сил. В соответствии с данным требованием, необходимо было создать самолет, способный переносить бомбы весом 1000 кг на расстояние 1000 км со скоростью 1000 км/ч. Эти показатели не были достигнуты, но братья Хортены были ближе всего к решению проблемы.

В компании Horten Aircraft заявляют, что их самолет основан на оригинальной революционной концепции "летающего крыла" Реймара Хортена с использованием новой технологии встраивания корпуса в крыло. Он оснащен 100-сильным двигателем Rotax 912is с двумя 120-литровыми топливными баками и изготовлен из углеродных/ стекловолокнистых материалов. Это самолет с толкающим винтом, то есть пропеллер толкает самолет вперед, а не вытягивает его с помощью воздуха.

Прототип изготовлен в головном офисе компании Horten Aircraft, расположенном недалеко от Айзенаха (Центральная Германия). Желающие могли видеть первый полет самолета на авиационной выставке в Фридрихсхафене на берегу Боденского озера в Южной Германии в течение дня 13 апреля.

В планах компании на будущее предусмотрено конструирование беспилотных и многоместных версий данного прототипа. Бернхард Мэттленер заявил компании CNN: "Мы ошеломлены положительным результатом и будем всецело поддерживать эту идею. Мне кажется, мы нащупали нерв рынка".

"Авиация движется все дальше и дальше в направлении альтернативных винтомоторных установок. Самолет в виде "летающего крыла" является идеальной платформой для технологий будущего".





ЛТХ:
Модификация HX-2
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 4.50
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная
Топливо, л 2х120
Тип двигателя 1 ПД Rotax 912iS
Мощность, л.с. 1 x 100
Крейсерская скорость, км/ч
Экономическая скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Parabel


Разработчик: Horten
Страна: Германия
Первый полет: 1938
Тип: Экспериментальный планер
ЛТХ Доп. информация



Планер Parabel (Парабола) был построен братьями Хортен в 1938 году. Это был самый необычный из построенных братьями планеров - обводы крыльев у него были не треугольные как у остальных, а параболические. Такое решение было принято после испытаний самолета Ho.V - считалось, что парабола поможет в преодолении проблемы "эффекта середины". После долгого зимнего хранения палнер оказался сильно поврежденным и его пришлось уничтожить.















ЛТХ:
Модификация Parabel
Размах крыла, м 12.00
Удлинение 4.40
Длина, м
Площадь крыла, м2 33.00
Масса, кг
пустого 90
максимальная взлетная 170
Макс. аэродинамическое качество 19.5
Максимальная скорость, км/ч 164