Ishikawajima
S%^Tt$ - 1755000550000
R-1 (CM-1)


Разработчик: Ishikawajima
Страна: Япония
Первый полет: 1927
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1926 году компания Ishikawajima Hikōki Seisakushō (Ishikawajima Aircraft Manufacturing Co., Ltd.) параллельно с разработкой разведчика T-2 по заказу военных начала разработку в инициативном порядке нового учебно-тренировочного самолета, получившего обозначение CM-1. Проект возглавил инженер Широ Ошихара.

В июле 1927 года первый экземпляр самолета был готов. Это был двухместный одностоечный деревянный биплан, оснащенный двигателем Cirrus Mk.I мощностью 80 л.с. Уже входе строительства обозначение CM-1 (что значило Cirrus Motor -1) сменили на официальное R-1 (от слова Renshuki - тренер).

Несмотря на явное превосходство над учебно-тренировочным самолетом Ki-1 (лицензионная копия Hanriot HD-14) летные характеристики самолета не удовлетворили военных и серийное производство так и не было начато.









ЛТХ:
Модификация R-1
Размах крыла, м 9.60
Длина, м 7.00
Высота, м 2.85
Площадь крыла, м2 23.40
Масса, кг
пустого самолета 493
максимальная взлетная 683
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Mk.I
Мощность, л.с. 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч 121
Крейсерская скорость, км/ч 100
Продолжительность полета, ч 2
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2

R-2


Разработчик: Ishikawajima
Страна: Япония
Первый полет: 1927
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



После неудачи с самолетом R-1 компания Ishikawajima Hikōki Seisakushō (Ishikawajima Aircraft Manufacturing Co., Ltd.) приступила к серьезной модернизации проекта. Фюзеляж самолета получил дюралевые трубы, а на крыльях установили металлические элероны. Двигатель заменили на более мощный - Cirrus Mk.II (90 л.с.) производимый по лицензии на Ishikawajima.

В конце 1927 года было построено два экземпляра самолета, получившего обозначение R-2. Один из них в марте 1928 года был передан военным для сравнительных испытаний. Испытания показали, что несмотря на улучшения летных характеристик новый самолет все же не дотягивал до требований Армии, к тому же были выявлены проблемы с двигателем. В результате и этот проект был прекращен.









ЛТХ:
Модификация R-2
Размах крыла, м 9.72
Длина, м 6.78
Высота, м 2.80
Площадь крыла, м2 23.00
Масса, кг
пустого самолета 430
максимальная взлетная 630
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Mk.II
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 148
Крейсерская скорость, км/ч 121
Продолжительность полета, ч.мин 3.30
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2

R-3


Разработчик: Ishikawajima
Страна: Япония
Первый полет: 1929
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Продолжая серию "R" в 1929 года компания Ishikawajima Hikōki Seisakushō (Ishikawajima Aircraft Manufacturing Co., Ltd.) разработала еще один самолет, получивший обозначение R-3. Главным конструктором проекта был все тот же Широ Ошихара. При разработке нового самолета особенно внимание уделялось безопасности пилотов, обеспечению высоких летных характеристик при незначительных эксплутационных расходах.

Первый прототип самолета был изготовлен в сентябре 1929 года. Это был двухместный одностоечный биплан смешенной конструкции, оснащенный четырехцилиндровым двигателем Cirrus Hermes Mk.II мощностью 115 л.с.

В 1931 году было выпущено еще четыре подобных самолета. Два первых экземпляра были переданы Императорской Армии в качестве учебных, но вскоре их перепродали студенческой авиационной лиге. Третий экземпляр остался в качестве тестовой машины в компании. Четвертая машина была куплена газетой Asahi Shimbun, а пятая куплена для студенческой лиги спонсором.

29 мая 1931 года два студента Киримура и Кумакава из Университета Хосей совершили на R-3 (регистрационный номер J-BEPB) перелет из Токио через Москву, Берлин и Брюссель в Лондон, а оттуда через Марсель в Рим, преодолев в общей сложности 14 210 километров.

Техническое описание.

Силовой каркас фюзеляжа самолета был изготовлен из сварных стальных труб и был усилен расчалками. Особое внимание при создании фюзеляжа уделено тому факту, что кабины пилота и пассажира имели достаточно пространства, которого хватает в том числе и для ног. Моторная рама крепится к фюзеляжу всего лишь четырьмя болтами. Рама была изготовлена из дюралюминиевых швеллеров, усиленных изогнутой дюралюминиевой пластиной, установленной под двигателем и служившей также в качестве обтекателя.

Крылья имели цельнодеревянный силовой набор; обшивка передней кромки была из трехслойной фанеры, остальная часть обшивки - полотняная. Лонжероны были коробчатыми и изготавливались из ели и трехслойной фанеры. Фанерная передняя кромка на R.3 отличается от обычной практики в данной стране; фанерная обшивка в нижней части крыла простиралась до заднего лонжерона, в то время как верхняя часть крыла имела полотняную обшивку.

Еще одной отличительной особенностью самолета является применение в его конструкции патента, полученного компанией Ishikawajima Aircraft Co.. Шарнирные центры вращения элеронов установлены таким образом, что, как утверждают представители компании, компенсируют рыскание и уменьшали необходимые для разворотов движения руля направления. Элероны очень легкие и изготовлены из дюралюминиевых швеллеров. Межкрыльевые стойки изготовлены из обтекаемых стальных труб.

Все отклоняющиеся поверхности хвостового оперения имеют схожую с элеронами конструкцию из дюралюминиевых швеллеров. И хотя данная конструкция очень легкая и жесткая, она дополнительно усилена стойками из стальных труб обтекаемого поперечного сечения.

В основных стойках шасси - открытого типа без поперечной оси - для амортизации используются масло и резиновые диски. Хвостовой костыль является управляемым и оснащен работающими на сжатие резиновыми дисками и пружиной. Подача топлива осуществляется самотеком из двух 14-галлонных (63,6 л) баков, изготовленных из алюминия и расположенных выше центроплана крыла.






ЛТХ:
Модификация R-3
Размах крыла, м 9.80
Длина, м 7.50
Высота, м 2.98
Площадь крыла, м2 24.50
Масса, кг
пустого самолета 455
максимальная взлетная 680
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Hermes Mk.II
Мощность, л.с. 1 х 115
Максимальная скорость, км/ч 171
Крейсерская скорость, км/ч 140
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин 167
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 2

R-5


Разработчик: Ishikawajima
Страна: Япония
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Главный конструктор компании Ishikawajima Hikōki Seisakushō (Ishikawajima Aircraft Manufacturing Co., Ltd.) Широ Ошихара с сентября 1930 по февраль 1932 года прошел курсы повышения квалификации в Англии. К его возвращению должность главного конструктора занял Мариюки Накагава, а сам Ошихара стал координатором проектов компании.

Этот тандем разработал в 1933 году проект нового учебно-тренировочного самолета, получившего обозначение R-5. Первый прототип был изготовлен в августе 1933 года. Это был двухместный одностоечный биплан смешенной конструкции, оснащенный четырехцилиндровым двигателем Cirrus Hermes Mk.IV мощностью 135 л.с.

Самолет передали для сравнительных испытаний военным, но интереса машина не вызвала. Второй прототип был изготовлен уже после отказа Императорской Армии от R-5 и обе машины передали в Студенческую авиационную лигу.









ЛТХ:
Модификация R-5
Размах крыла, м 9.55
Длина, м 7.17
Высота, м 2.54
Площадь крыла, м2 19.00
Масса, кг
пустого самолета 537
максимальная взлетная 777
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Hermes Mk.IV
Мощность, л.с. 1 х 135
Максимальная скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость, км/ч 148
Продолжительность полета, ч/vby 3.30
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2

T-2


Разработчик: Ishikawajima
Страна: Япония
Первый полет: 1927
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Конец 10-х √ начало 20-х годов прошлого века стали характерны бурным расцветом авиации. В результате авиация перестала быть уделом фанатов-одиночек. Многие компании по всему миру увидели в этой перспективной отрасли промышленности не только риски, но и предмет для бизнеса. В результате во многих компаниях, не связанных с авиацией стали активно появляться авиастроительные дочерние фирмы.

Япония в этом плане не была исключением. За годы прошедшей 1-й Мировой войны Страна Восходящего Солнца в значительной степени отстала в области авиастроения от мировых лидеров √ Франции, Великобритании, Германии и США и в первое послевоенное десятилетие стремительно догоняла фаворитов. Тем более, все предпосылки для этого были. В Европе, обескровленной войной, стремительно набирал обороты финансовый кризис. Многие авиастроительные фирмы разорялись, а опытные инженеры оказывались не у дел. А предложения японских промышленников в становлении японской авиации были как нельзя кстати.

В ноябре 1924 года один из лидеров японского кораблестроения - Ishikawajima Shipyards решился попытать счастья в авиастроении, создав дочернюю компанию Ishikawajima Hikōki Seisakushō - Ishikawajima Aircraft Manufacturing Co., Ltd. в пригороде Токио Цикишима. Не имея опыта в разработке самолетов, руководство компании, как и большинство других японских авиастроительных фирм тех лет, решило воспользоваться услугами иностранных специалистов. В мае 1926 года на фирме появился бывший главный конструктов немецкой компании "Альбатрос" (Albatros Flugzeugwerke GmbH ) доктор Густав Лахманн (Gustav Victor Lachmann).

В ноябре 1925 года технический отдел штаба Императорской армии Koku Hombu объявил конкурс на создание нового самолета-разведчика, способного заменить в войсках устаревающий Kawasaki Type ⌠Otsu I■, строившийся в Японии на основе конструкции французского Salmson 2-А.2 фирмы "Société des Moteurs Salmson".

Задание, армии было разослано в фирмы Кавасаки, Мицубиси и Ишикавадзима, к которым чуть позже присоединилась Накадзима.

Фирма Мицубиси представила на конкурс разведчик 2MR1 "Tobi" конструкции немецкого инженера Александра Бауманна. Самолет показал неплохие данные и имел все шансы выйти в финал, но в одном из демонстрационных полетов в присутствии высоких армейских чинов потерпел аварию, что послужило поводом для отказа от, в общем-то, добротной машины.

Компания Накадзима при помощи французских инженеров Андре Мари (Andre Marie) и Максим Роби ( Maxime Robin) построила скоростной двухместный разведчик-биплан N-35, в основе которого лежали конструкции французских самолетов аналогичного класса Potez 25 и Breguet 19.

В ходе одного из испытательных полетов самолет потерпел аварию и восстановлению не подлежал.

Фирма Кавасаки при помощи немецкого инженера доктора Рихарда Фогта (Richard Vogt) разработала цельнометаллический биплан KDA-2, сделав ставку на мощный мотор.

Занимавшаяся ранее только кораблями фирма Ишикавадзима не имела практически никакого опыта в авиации, тем не менее включилась в борьбу. Руководителем проекта разведчика был назначен Широ Йошихара (Shiro Yoshihara), работавший ранее в армейском арсенале Токородзава. Появление на фирме доктора Лахманна в качестве научного консультанта пришлось как нельзя кстати.

В августе 1926 года проект разведчика был готов. Армия одобрила его, после чего поступил заказ на изготовление двух прототипов.

Проект, получивший внутрифирменное обозначение Т-2 (от японского "Teisatsuki" - разведчик), представлял собой двухместный цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой, в общем, для второй половины двадцатых годов довольно традиционная конструкция, уже начавшая выходить из моды. В мире во всю уже строились цельнометаллические машины.

На первом прототипе, который был готов в июле 1927 года был установлен новейший французский 12-цилиндровый двигатель Hispano-Suiza 12G мощностью 450 л.с.

Первый полет на разведчике совершил сам доктор Густав Лахманн, дальнейшие полеты проводились японским армейским летчиком Зенджиро Каматой (Zenjiro Kamata), командированным штабом Императорской армии Koku Hombu на Ишикавадзиму для оценки проекта.

После завершения этапа заводских испытаний в декабре 1927 года, прототип Т-2 был направлен в армейский испытательный центр Токородзава.

В ноябре 1927 года к испытаниям приступил второй построенный прототип. Он отличался от первого более мощным 600-сильным двигателем BMW VI и фюзеляжем увеличенным почти на полметра.

В целом разведчик Т-2 вел себя в воздухе неплохо, однако, архаичная цельнодеревянная конструкция, не смотря на технологическую простоту и дешевизну, оказалась недостаточно жесткой. Кроме того, в одном из полетов оторвался элерон. Самолет в ходе аварийной посадки получил повреждения. В ходе ремонта было решено полностью перестроить Т-2 с заменой силового набора крыльев и фюзеляжа на цельнометаллическую конструкцию.

Такое решение подразумевало создание практически нового самолета и проект Т-2 был закрыт.



ЛТХ:
Модификация T-2
Размах крыла, м
верхнего 14.01
нижнего 12.25
Длина, м 10.29
Высота, м 3.85
Площадь крыла, м2 49.00
Масса, кг
пустого самолета 1734
максимальная взлетная 2827
Тип двигателя 1 ПД BMW VI
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 196
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 173
Практический потолок, м 7400
Экипаж, чел 2
Вооружение: два передних 7.7-мм пулемета,
два 7.7-мм пулемета в задней кабине

T-3


Разработчик: Ishikawajima
Страна: Япония
Первый полет: 1928
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Потерпев неудачу с проектом цельнодеревянного разведчика Т-2 компания Ишикавадзима предприняла попытку оперативно переработать конструкцию своего самолета, заменив силовой набор на цельнометаллический. В результате появился практически новый самолет, получивший внутрифирменное обозначение Т-3 (Teisatsuki-3).

Фюзеляж сваривался из стальных трубчатых профилей, конструктивно и внешне напоминая голландский многоцелевой разведчик Fokker C.V. Крылья и оперение были полностью переработаны, получив алюминиевый силовой набор с полотняной обшивкой. Силовая установка была заимствована от второго прототипа Т-2 и представляла собой 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения BMW VI мощностью 600 л.с. с двухлопастным деревянным винтом фиксированного шага.

Вооружение планировалось из двух синхронных 7.7-мм пулемета над мотором и двух спаренных в задней кабине. Предусматривалась наружная подвеска 200 кг бомб.

Не смотря на оперативно проведенную работу по изменению конструкции, единственный прототип был готов только в январе 1928 года. К тому времени армейское командование уже определилось с выбором победителя в конкурсе на новый разведчик, которым стал претендент от фирмы Кавасаки KDA-2, поступивший на вооружение как "Тип 88".

Единственный построенный прототип разведчика Т-3 хорошо летал, но заказов от военных не последовало. В 1932 году он был продан газете Асахи Шимбун. Получивший гражданский номер 53 и регистрационный код J-BBCA, Т-3 использовался до 1939 года.






ЛТХ:
Модификация T-3
Размах крыла, м 14.01
Длина, м 10.29
Высота, м 3.86
Площадь крыла, м2 49.00
Масса, кг
пустого самолета 1580
максимальная взлетная 2780
Тип двигателя 1 ПД BMW VI
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 196
Продолжительность полета, ч 7 (без вооружения)
Скороподъемность, м/мин 196
Практический потолок, м 7150
Экипаж, чел 2
Вооружение: два передних 7.7-мм пулемета,
два 7.7-мм пулемета в задней кабине
200 кг легких бомб