JMB
S%^Tt$ - 1755000550000
VL3 Evolution


Разработчик: JMB (Aveko)
Страна: Чехия
Первый полет: 2005
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Одним из первых скоростных двухместных самолетов категории UL/LSA является VL3 Evolution чешской компании JMB Aircrafts.r.o., принадлежащей гражданам Бельгии. 19октября 2005 г. и 11 марта 2007 г. на этом самолете были установлены рекорды скорости 274,78 км/ч на базе 15/25 км (Jiri Unzeitig, Vera Vavrinova), 262 км/ч на 50 км и 268,4 км/ч на 100 км.

JMB Aircraft s.r.o. - это новая производственная компания, изготавливающая самолеты VL3, которые ранее были разработаны фирмой Vanessa Air (конструкторы Мирослав и Петр Кабрт) и с 2005 по 2011 года изготавливались компанией Aveko s.r.o. Решение о создании нового предприятия было принято владельцами JMB Aviation, компании с 20-летним опытом работы в области авиации, являющейся собственником частного аэродрома в Бельгии с большой летной школой и ангарами для обслуживания и ремонта самолетов.

На AER0-2015 стенд JMB Aircraft s.r.o. постоянно привлекал внимание, поскольку был удобно расположен на входе в павильон, оборудован интересно - один самолет на поворотной платформе, другой подвешен, третий доступен для осмотра кабины. Дополняло композицию огромное панно, на котором обозначены все основные преимущества VL3 Evolution.

VL3 - это двухместный сверхлегкий аэродинамически чистый одномоторный низкоплан классического дизайна с фиксированным либо убирающимся шасси и рядным расположением экипажа.

Самолет сертифицирован всоответствии с нормативными требованиями UL-2, установленными Ассоциацией сверхлегких самолетов Чешской республики. Стандарты этих требований предусматривают два варианта: максимальная взлетная масса не более 450 кг для версий без парашютной спасательной системы и 472,5 кг с ней. Самолет также сертифицирован в Германии, Франции, Бельгии и ЮАР, в том числе и как LSA (600 кг).

JMB Aircraft s.r.o. организовала производство самолетов в Бельгии, компания JMB Aircraft Baltics является эксклюзивным дистрибьютором JMB Aircraft s.r.o. на территории Литвы, Латвии, Эстонии и Белоруссии (сайт компании дает информацию на английском, литовском, польском и русском языках). Дилеры по продажам активны и в других странах, в частности, во Франции. За три года продано более 100 самолетов (первый контракт на продажу был подписан в декабре 2013 года).

Несущая конструкция полностью изготовлена из композитных материалов, которые характеризуются особой прочностью и выносливостью. Самолет может быть разобран на отдельные агрегаты: консоли крыла, поверхности хвостового оперения, включая стабилизаторы, могут быть отделены от фюзеляжа для удобства транспортировки.

Крыло современного ламинарного профиля типа NACA HDF. Профиль и трапециевидная форма крыла, а также исключительно гладкая поверхность обшивки значительно улучшают его летные характеристики. Аэродинамика крыла обеспечивает хорошую устойчивость при сваливании: срыв потока на критических углах атаки начинается в корне крыла и не приводит к переходу в штопор. Крыло однолонжеронное с креплениями лонжеронов двух консолей внутри фюзеляжа. Фланец крепления изготовлен из карбоновых полос. Обшивка крыла стекловолоконная с карбоновыми прослойками, спрессованными под большим давлением. Такая монококо-вая конструкция не требует применения несущих нервюр.

Механизация крыла представляет собой щитки, похожие по конструкции на щитки Як-18Т. Таким образом, верхняя поверхность крыла остается неизменной при их выпуске. Благодаря большой площади и эффективности щитков скорость сваливания составляет 55 км/ч.

Управление дифференциальными элеронами и щитками осуществляется механически с помощью карбоновых стержней.

Стремясь к достижению исключительных аэродинамических характеристик, инженеры создали особые шарнирные петли и механизмы управления элеронами и щитками, которые не нарушают профиль крыла.

Крылья оборудованы двумя топливными баками общей вместимостью от 90 до 120 л. Возможны два варианта крышек - с ключами и без.

Приемник воздушного давления, расположенный под левой консолью, пожеланию клиента может быть обогреваемым.

Хвостовая часть самолета разработана в классическом стиле. Конструкция стабилизаторов похожа на конструкцию крыла. Вследствие этого стабилизаторы могут быть полностью отстыкованы от фюзеляжа. Киль является его неотъемлемой частью.

Триммер расположен на правом руле высоты и управляется механически при помощи троса. Рули направления управляются стальным тросом, рули высоты - карбоновыми стержнями.

Клиенты по желанию могут выбрать конструкцию с убирающимся или неубирающимся шасси. В первом варианте комплектации максимальная крейсерская скорость самолета на 30 км/ч меньше.

Основные стойки шасси представляют собой композитные рессоры, оборудованные колесами с покрышками размером 14x4". Передняя стойка и опорная часть выполнены из стали, поддерживаются резиновыми сайлентблоками и комплектуются покрышкой и колесом размером 12x4".

Все колеса в самолетах с фиксированным типом шасси могут быть закрыты аэродинамическими обтекателями.

Основная и передняя стойки втягиваются гидравлическими цилиндрами. Носовое колесо прячется в нишу, расположенную в передней части фюзеляжа. Основные опоры убираются в ниши в центральной части, расположенной в багажном отделении. Подъем колес осуществляется гидравлическим узлом, который переходит из открытого состояния в закрытое за 14 секунд. В выпущенном состоянии колеса фиксируются специальными гидравлическими замками.

Управление уборкой шасси осуществляется из кабины пилота выключателем и имеет информационные светодиодные индикаторы, сообщающие о состоянии каждого колеса и гидравлического узла.

Колеса полностью помещаются в корпусе самолета, не оставляя снаружи никаких выступающих деталей и частей подъемного механизма. Отверстия для колес плотно закрываются крышкой, что значительно влияет на аэродинамические характеристики полета.

Гидравлический блок управляется электрически, поэтому шасси будет работать даже в случае отказа двигателя. Дополнительно присутствует возможность аварийного открытия шасси посредством ручной гидравлической помпы, расположенной рядом с сиденьем пилота.

Оба колеса на основной стойке останавливаются гидравлическими тормозами, которые управляются рулевыми педалями.

Каждое колесо тормозит индивидуально. Тормозная установка может быть продублирована для обоих пилотов. Пожеланию клиента можно установить стояночный тормоз.

Силовую установку на самолете можно выбрать из двух вариантов: Rotax 912UL мощностью 80 л.с. или Rotax 912Si, Rotax 912ULS мощностью 100 л.с. Двигатель крепится к мотораме на противопожарной стенке.

По желанию можно выбрать винты фиксированного или регулируемого шага. Винты с электронной системой настройки шага предлагаются в двух версиях - двухлопастные или трехлопастные Woodcomp или Arplast. Винты устанавливают с электронным устройством поддержки постоянной скорости вращения двигателя.

Для винтов фиксированного шага используют трехлопастные винты Peszke и DUC Helices. Геометрия их лопастей меняется благодаря уникальным свойствам карбоновой конструкции.

Таким образом, частично компенсируется отсутствие возможности изменения шага в полете.

За противопожарной стенкой, разделяющей мотоотсеки центральную часть самолета, расположена кабина пилота. Кабина изготовлена из комбинации углеволокна и сверхпрочных арамидных волокон кевлара. Такая конструкция максимально защищает пилотов в ситуациях аварийной посадки.

Изготовленный из акрилического стекла, фонарь открывает отличный обзор из кабины. Он может быть полностью прозрачным или с тонированными оттенками синего, зеленого или коричневого цветов. Открытие и закрытие фонаря производится с помощью газовых пневмоподъемников. В закрытом состоянии кабина фиксируется защелкой, которую можно закрыть ключом снаружи.

В багажном отсеке расположены два иллюминатора для заднего обзора (часть стандартной комплектации).

Все основные и дополнительные системы управления расположены в кабине.

Дроссель тяги и триммер рулей высоты расположены на центральной консоли под щитком приборов. Управление ими в равной степени удобно для обоих пилотов. Рычаг закрылков находится прямо между сиденьями пилотов. Пожеланию клиента возможен вариант электрического управления закрылками.

Педали укомплектованы тормозными цилиндрами. Тормозная система может быть установлена для обоих пилотов. Управление механическим стояночным тормозом расположено под центральной панелью.

Каждое сиденье имеет ручку управления стандартной конструкции.

Пожеланию клиента можно скомплектовать широкий набор для обслуживания авионики на любой вкус - от традиционных аналоговых приборов до новейшей ╚стеклянной кабины╩. Предлагаются различные системы навигации, ведения радиосвязи и транспондеров, а также механические приборы с регулируемой подсветкой. Для пилотирования в длительных перелетах рекомендуется установка двухосевого автопилота. Для клиентов с особыми пожеланиями возможна комплектация навигационных систем типа РМА.

Каждая приборная панель вырезается лазерной установкой по индивидуальному заказу с надписями, нанесенными трафаретным путем.

При разработке самолета ширина кабины была рассчитана с учетом удобной и комфортной посадки двух пилотов. Обшивка кабины изготовлена из ткани или кожи, клиенты могут выбрать вариации цветов по своему вкусу. Сиденья оснащены надежными четырехточечными ремнями безопасности. Цветовая гамма обшивки сидений прекрасно сочетается с интерьером.

Кабина пилотов оснащена системой обогрева и вентиляции. Вентиляционные отверстия расположены под приборной панелью. Теплый воздух направлен к ногам, холодный воздух - в верхнюю часть кабины. Фонарь оснащен обычным круглым или передвижным окошком с вентиляционным клапаном.

Багажный отсек расположен за сиденьями пилотов. Доступ к багажу возможен только через кабину над сиденьями пилотов. Багажный отсек оборудован держателями и розетками для наушников. Дополнительно можно установить растягивающуюся сетку.

На самолет может быть установлена парашютная система спасения Galaxy. Она может быть введена в действие на скоростях до 300 км/ч. Система устанавливается за противопожарной стенкой и при раскрытии па ра ш юта удержи вает са молет в четырех точках крепления вокруг центра масс самолета. Такое крепление позволяет сохранять его стабильное положение при спуске. Если произошла аварийная ситуация, которая вынудила использовать спасательную систему, всю установку можно установить заново.

Самолет можно комплектовать несколькими типами бортовых сигнальных огней. Позиционные, предупредительные и светосигнальные огни установлены на крыльях и киле, осветительные - на нижней крышке капота двигателя.





ЛТХ:
Модификация VL3
Размах крыла, м 8.44
Длина самолета,м 6.24
Высота самолета,м 2.05
Площадь крыла,м2 9.77
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 270
максимальная взлетная 472,5
Топливо, л 90-120
Тип двигателя 1 ПД Rotax 912ULS
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 305
Крейсерская скорость, км/ч 270
Практическая дальность, км 2000
Скороподъемность, м/мин 360
Практический потолок, м 5400
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир