Janowski
S%^Tt$ - 1755000550000
J-1 Prząśniczka


Разработчик: Janowski
Страна: Польша
Первый полет: 1970
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1967 году польский инженер Ярослав Яновский (Jarosław Janowski) приступил к проектированию легкого многоцелевого самолета J-1 Prząśniczka. Это был одноместный подкосный высокоплан, оснащенный двухцилиндровым двигателем Janowski Saturn 500B мощностью 23 л.с. (17 кВт) с толкающим пропеллером.

Прототип, пилотируемый Ярославом Яновским, совершил полет 30 июля 1970 года в аэропорту Люблинек в Лодзи. Летные испытания показали, что J-1 представляет собой удачный самолет, безопасный и простой в использовании.

Несмотря на хорошие отзывы в прессе самолет не был рекомендован для серийного производства. Четыре экземпляра J-1 были построены любителями в Польше, а а еще несколько - за границей, по полученным фотокопиям чертежей, переданных без официального разрешения властей. В СССР по образцу машины были разработаны несколько проектов - Т-1 Тимофеева, Эллада Яковенко и Росинант Трапезникова.

В 1974 году Яновский упростил конструкцию самолета, основываясь на американских правилах для сверхлегких самолетов. Эта версия получила обозначение J-1B Don Quixote. В Польше и за рубежом было построено несколько десятков экземпляров машины.

В 2008 году прототип J-1 был восстановлен и представлен на экспозиции Польского музея авиации.





ЛТХ:
Модификация J-1
Размах крыла, м 7.60
Длина самолета,м 4.88
Высота самолета,м 1.75
Площадь крыла,м2 7.50
Масса, кг
пустого самолета 130
максимальная взлетная 250
Тип двигателя 1 ПД anowski Saturn 500B
Мощность, л.с. 1 х 23
Максимальная скорость, км/ч 165
Крейсерская скорость, км/ч 130
Практическая дальность, км 750
Скороподъемность, м/мин 120
Практический потолок, м 2500
Экипаж, чел 1

J-3 Orzeł


Разработчик: Janowski
Страна: Польша
Первый полет: 1978
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1977 году польский инженер Ярослав Яновский (Jarosław Janowski) закончил свой третий проект. Самолет, сильно напоминающий J-2 Polonez, получил обозначение Janowski J-3 Orzeł. Строительство прототипа длилось с декабря 1977 года по июль 1978 года.

J-3 представлял собой одноместный свободнонесущий среднеплан с крылом профиля Вортманна (Wortmann), оснащенный переделанным автомобильным двигателем Porsche мощностью 60 л.с. (43,5 кВт) с толкающим двухлопастным пропеллером. В дальнейшем на самолет установили 50-сильный мотор Rotax, который затем заменили на двухцилиндровый BMW R100 мощностью 70 л.с.

В конструкции J-3 были реализованы несколько интересных решений - крыло имело закрылок по всей длине, топливная система состояло из трех баков - двух расположенных в крыльях и одного, размещенного за спиной пилота (общий объем 100 литров позволял находится самолету в воздухе порядка 10 часов).

"Орел" в Польше не летал. Единственный экземпляр был вывезен Марианом Новаком в Канаду. Там он эксплуатировался в течении 12 лет, после чего его вернули на родину и передали в коллекцию Польского музея авиации в Кракове.



ЛТХ:
Модификация J-3
Размах крыла, м 7.00
Длина самолета,м 4.80
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 6.80
Масса, кг
пустого самолета 105
максимальная взлетная 320
Топливо, л 100
Тип двигателя 1 ПД Porsche
Мощность, л.с. 1 х 60
Максимальная скорость, км/ч 195
Крейсерская скорость, км/ч 170
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин 270
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 1

J-5 Marco


Разработчик: Janowski (Alpha)
Страна: Польша
Первый полет: 1983
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Польский инженер Ярослав Яновский (Jarosław Janowski) разработал в 1978-1980 годах проект легкого многоцелевого самолета J-5 Marco. Это был первый польский самолет, построенный из композитным материалов.

Постройка прототипа была начата в октябре 1982 года компанией Marco-Electronic в Лодзи. Менее чем через год работы, 9 сентября 1983 года, состоялся первый полет J-5. Это был одноместный свободнонесущий среднеплан, оснащенный двухцилиндровым двигателем IAME KFM 107ER мощностью 25 л.с. (19 кВт) с толкающим двухлопастным пропеллером диаметром 1,15 метра.

Первоначально серийным выпуском машины занималась компания Marco-Electronic. В 1985 году название компании изменилось на Alpha и ее цеха были перемещены в Краков. Всего за время выпуска было закончено 33 экземпляра J-5. Большинство самолетов было продано во Францию (15), Европу (8) и шесть в США.

Так же лицензионным выпуском наборов для самостоятельно сборки занималась польская компания Aviation Farm Ltd. продавшая около 20 комплектов. Один экземпляр J-5 был использован британской компанией BAE Systems для создания БПЛА Herti-D c турбореактивным двигателем.

В 1990 году француз Ален Флотар (Alain Flottard) на J-5 (F-WZUE) совершил перелет протяженностью 2900 км по маршруту Гренобль-Страсбург-Прага-Краков-Лодзь-Прага-Страсбург-Гренобль, во время которого он установил три рекорда скорости (в своем классе FAI C-1a/0). Он же побил еще и четвертый рекорд в следующем году на трассе Париж-Лондон, 320 км. Самолет был оснащен дополнительным баком вместимостью 20 дм3.










ЛТХ:
Модификация J-5
Размах крыла, м 8.16
Длина, м 4.66
Высота, м 1.58
Площадь крыла, м2 6.20
Масса, кг
пустого 176
максимальная взлетная 280
Тип двигателя 1 ПД IAME KFM 107ER
Мощность, л.с. 1 х 25
Максимальная скорость, км/ч 183
Крейсерская скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км 550
Максимальная скороподъемность, м/мин 138
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 1