KOD
S%^Tt$ - 1755000550000
KOD-1


Разработчик: LKOD
Страна: Латвия
Первый полет: 1936
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1936 году Аэроклуб Эстонии (Eesti Aeroklubi) предложил Латвии наладить выпуск многоцелевого биплана собственной разработки PON-1. Латвийское правительство одобрило заключение контракта, после подписания которого на предприятии LKOD (Лиепайская Военная Фабрика) начал разворачиваться выпуск самолёта, получившего обозначение KOD-1.

Прототипы не строились и первые два самолёта можно было считать предсерийными экземплярами. Они впервые поднялись в воздух 13 января 1936 годаю. Выпуск самолётов распределился следующим образом: в марте 1936 года собрали 4 экземпляра, в августе - 1 и в декабре 1938 года ещё 3. Сначала на самолёты устанавливались 5-цилиндровые двигатели Genet Major, но в 1937 году их заменили на рядные de Havilland "Gipsy Major" (125 л.с.), так как первые имели проблемы с компрессией и перегревом цилиндров.

Их основным местом службы стала авиация национальной гвардии Латвии (Aszargi), куда были переданы все построенные машины. Первые два KOD-1 были получены 15 марта 1936 года, причем за каждый самолёт Aszargi выплатила от 15000 до 17000 латов, не считая обновления моторов, которое обошлось ещё по 10400 латов за штуку.

И все же сумма вложенная в KOD-1 себя оправдала. Самолёты национальной гвардии очень интенсивно использовались для обучения лётного состава и принимали участие в различных акциях и праздниках в Латвии. За всю историю KOD-1 лишь один раз произошел неприятный случай с его участием. 12 февраля 1938 года пилот Эдвинс Муиззимниекс совершил на нем перелет в СССР. О причинах этого шага ни одна из сторон не распространялась, при этом Советский Союз самолёт вернул, а пилота оставил у себя.

Когда Латвия была присоединена к СССР самолёты KOD-1 временно оказались невостребованными и большая их часть пошла на металл. Единственный пригодный к полетам KOD-1 в 1941 году включили в состав авиационной школы. При попытке эвакуации в июле того же года под немецкими бомбами погиб последний самолёт и его пилот Викторс Крастинс.


ЛТХ:
Модификация KOD-1
Размах крыла, м 8.20
Длина, м 7.30
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 620
нормальная взлетная 880
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с. 1 х 125
Максимальная скорость , км/ч 150
Крейсерская скорость , км/ч 125
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

KOD-2


Разработчик: LKOD
Страна: Латвия
Первый полет: 1938
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Пока кипела работа по налаживанию серийного выпуска самолёта KOD-1 латвийские инженеры своими силами спроектировали аналогичную машину, только с чуть более высокими показателями и возможностью её использования в боевых условиях. Новый самолёт обозначался как KOD-2 и его макет был впервые продемонстрирован в конце 1936 года. Авиация национальной гвардии 23 января 1937 года выдала заказ сразу на 12 самолётов, причем их закупочная стоимость выросла до 31000, а затем и до 50000 латов за один экземпляр начиная со второго.

На этот раз латвийские производители "быстро запрягали, но медленно ехали" - первый из заказанных KOD-2 был получен только 10 января 1938 года. Наибольшую проблему в выпуске самолётов оказывали финансы, а точнее их недостаток, поэтому первый самолёт оплатил банк Latvian Credit Union, следующие два - Bank of Latvia и по одному Hipotek Bank и Zemes Bank - все они были получены в июне 1938 года. Летом 1938 года предприятие LKOD было закрыто и 5 самолётов остались недостроенными. Aszargi отказались передавать заказ на завершение строительства другому предприятию и в итоге из 12 в строй вступили 7 самолётов. Интересно, что половину выплачиваемой суммы приходилась на стоимость двигателя Armstrong Siddley "Lynx" (240 л.с.), которая составила 25000 латов.

Латвийским пилотам KOD-2 понравился благодаря просторной кабине и сравнительно высоким летным данным. В 1938-1939 гг. их часто привлекали к показательным полётам на различных авиашоу, после которых в кабину самолёта запросто садилось три пассажира.

Служба самолётов KOD-2 протекала параллельно с их "старшими братьями" KOD-2 и завершилась почти в один день. В июле 1940 года самолёты передали на временное хранение и следы их с этого момента теряются.


ЛТХ:
Модификация KOD-2
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 8.90
Высота, м 2.90
Площадь крыла, м2 37.50
Масса, кг
пустого самолета 1515
нормальная взлетная 1860
максимальная взлетная 2135
Тип двигателя 1 ПД Armstrong Siddley Lynx
Мощность, л.с. 1 х 125
Максимальная скорость , км/ч 180
Крейсерская скорость , км/ч 165
Практическая дальность, км 400
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4300
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7.7-мм пулемета,
возможна подвеска 8х10 кг бомб

KOD-4


Разработчик: LKOD
Страна: Латвия
Первый полет: 1938
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



KOD-4 - легкий многоцелевой самолет, разработанный латвийским конструктором А.Страздиньшом. Построен в мастерских лиепайского Военного порта LKOD (Liepājas Kara Ostas Darbnīcas, всего там было произведено 20 самолетов 5 типов) в 1938 года как "народный самолет".














ЛТХ:
Модификация KOD-4
Размах верхних крыльев, м 7.20
Длина самолета,м 5.40
Высота самолета,м 2.20
Площадь крыла,м2 6.80
Масса, кг
пустого самолета 320
максимальная взлетная 440
Тип двигателя 1 ПД
Мощность, л.с. 1 х 60
Максимальная скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км 320
Практический потолок, м 2800
Экипаж, чел 2