TAI
S%^Tt$ - 1755000550000
Aksungur


Разработчик: TAI
Страна: Турция
Первый полет: 2019
Тип: Многоцелевой разведывательно-ударный БПЛА
ЛТХ Доп. информация



В начале весны 2019 году турецкая компания Turkish Aerospace Industries (TAI) приступила к летным испытаниям перспективного средневысотного беспилотного летательного аппарата с большой продолжительностью полета по программе YFYK (Yüksek Faydalı Yük Kapasiteli, большие вместительность и грузоподъемность). Первый полет дрона состоялся 20 марта.

Турецкие предприятия занимаются разработкой нескольких классов беспилотников с начала 2010-х годов. Поводом для этих разработок, помимо прочего, стал отказ Конгресса США поставить Турции ударные аппараты MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Тогда турецкие военные заявляли, что аппараты будут применяться на юго-востоке страны против сепаратистов из Курдской рабочей партии.

Беспилотник YFYK, получивший официальное обозначение TAI Aksungur (или Anka-Aksungur или Anka-2), выполнен по двухбалочной схеме. Новый дрон является улучшенной версией беспилотника ANKA-S, принятого на вооружение турецкой армии в 2018 году.

Аппарат оснащен двумя турбированными дизельными двигателями PD-170 Dual Turbo Diesel мощностью 170 лошадиных сил каждый, разработанными входящим в состав TAI двигателестроительным дивизионом TEI (на первом прототипе, видимо, установлены импортные двигатели).

Дрон сможет нести полезную нагрузку массой до 750 килограммов (в том числе управляемое вооружение). Рабочий потолок Aksungur состовляет 20-25 тысяч футов (6100-7600 м), а в перспективе - до 40 тысяч футов (12200 м), и продолжительность полета более 24 часов.

Для выполнения ударный миссий БПЛА может нести управляемое вооружение на шести подкрылевых узлах подвески, включая УАБ TEBER-81(МК-81 с лазерным наведением) и TEBER-82 (МК-82 с лазерным наведением), HGK-3, KGK, управляемую 70-мм ракету Cirit, планирующие боеприпасы с лазерным наведением MAM-L и MAM-C, противотанковый ракетный комплекс дальнего действия L-UMTAS,

Беспилотник оснащен спутниковой системой управления и системой спутниковой связи через турецкие спутники TURKSAT. Его предполагается использовать для разведки, наблюдения, а также нанесения ударов. Планируется, что в качестве полезной нагрузки Aksungur получит оптико-электронную систему наблюдения, камеру с объективом с широким углом обзора и радиолокационную станцию с режимом синтезированной апертуры.




ЛТХ:
Модификация Aksungur
Размах крыла, м 24.00
Длина, м 12.00
Высота, м 3.00
Масса, кг
пустого 1800
максимальная взлетная 3300
Тип двигателя 2 ДД PD-170 Dual Turbo Diesel
Мощность, л.с. 2 х 170
Крейсерская скорость, км/ч 180
Продолжительность полета, ч 24
Радиус действия, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7600

Anka


Разработчик: TAI
Страна: Турция
Первый полет: 2010
Тип: Многоцелевой разведывательно-ударный БПЛА
ЛТХ Доп. информация



5 февраля 2016 года состоялся первый оперативный полет разработанного государственным авиастроительным объединением Turkish Aerospace Industries (TAI) для вооруженных сил Турции беспилотного средневысотного летательного аппарата большой продолжительности полета Anka. Этот полет стал важным этапом долгостройной программы создания собственного турецкого БЛА класса MALE Anka ("Феникс"), начатой под эгидой TAI еще в 2004 году. Решение о создании собственного БПЛА было обсуловлено отказом Конгресса США удовлетворить давний запрос Турции о приобретении четырех боевых американских БЛА MQ-1 Predator и двух БПЛА MQ-9 Reaper.

Первый полет первого прототипа БЛА Anka состоялся в декабре 2010 года, однако испытания и отработка аппарата значительно затянулись, а из пяти опытных образцов, обозначаемых Anka Block A, три были потеряны.

В октябре 2013 года управление оборонной промышленности (Savunma Sanayii Müstesarligi - SSM) выдало TAI контракт на производство и поставку ВВС Турции десяти серийных БЛА, обозначенных Anka Block B, первый из которых совершил первый полет в январе 2015 года.

Anka B является усовершенствованной версией БПЛА Anka A. Аппарат оснащен системой технического зрения высокого разрешения с инфракрасной камерой, лазерным целеуказателем-дальномером, радаром с синтезированной апертурой, системой спутниковой связи, а также защищенной системой передачи данных и бортовым компьютером турецкой разработки.

Новая версия беспилотника станет стандартом для вооруженных сил Турции. Как отмечает Jane's, на вооружение встанут именно БПЛА Anka Block B (Anka-S, где S от слова Saldirim - "штурмовой" ). Начать их поставку планируется в 2017 году, а завершить - в 2018.

"Анка-S" оснащен электрооптическим/ИК блоком наблюдения для ведения разведки. Ранее произведенные БЛА "Анка-A" и "Анка-B" оснащались станцией оптоэлектронной разведки AselFLIR-300T компании Aselsan, а первые образцы "Анка-S" будут оборудованы ЭО/ИК станцией Star Safire 380 компании FLIR Systems. Позднее БЛА "Анка-S" будут оснащены системой прицеливания CATS (Common Aperture Targeting System) разработки Aselsan. "Анка-S" оборудуется системой спутниковой связи Turksat 4B для усиления возможностей по управлению вне зоны прямой видимости. Это позволит применять БЛА на дальностях в несколько тысяч километров и существенно расширит возможности ВС Турции по ведению разведки.

БПЛА Anka-S оснащен разработанными турецкой пусковой установкой Roketsan с двумя управляемыми боеприпасами МАМ-L и контейнером с четырьмя 2,75-дюймовыми управляемыми ракетами CIRIT. Вооружение было размещено на подкрыльевых узлах подвески БЛА. Как сообщал ЦАМТО, боеприпас МАМ-L разработан для применения с борта БЛА на базе ракеты UMTAS. Масса боеприпаса составляет 22,5 кг, масса боевой части √ 10 кг, дальность поражения цели √ 8 км. Ранее МАМ-L был интегрирован на борт ударного БПЛА Bayraktar TB2 и применялся в операциях против вооруженных отрядов Курдской рабочей партии.

БПЛА оснащен двигателем мощностью Thielert Centurion 2.0 155 л.с., полезная нагрузка 200 кг, продолжительность полета 24 часа, эксплуатационный потолок 9144 м. Существующая система управления (прямая видимость) обеспечивает радиус применения беспилотника не более 200 км. В перспективе планируется перейти на управление через спутники, это может произойти уже в этом году, а также оснастить беспилотник более мощным двигателем (170 л.с.) разработки компании Tusaş Engine Industries.

Так же существует модификация ANKA-I для радиотехнической и радиоэлектронной разведки, используются турецкой разведкой.






ЛТХ:
Модификация Anka-S
Размах крыла, м 17.40
Длина, м 8.00
Высота, м 3.40
Масса, кг
пустого 1380
максимальная взлетная 1680
Тип двигателя 1 ПД Thielert Centurion 2.0
Мощность, л.с. 1 х 155
Крейсерская скорость, км/ч 200
Продолжительность полета, ч 24
Радиус действия, км 200
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 9144

Hurkus


Разработчик: TAI
Страна: Турция
Первый полет: 2013
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



29 августа 2013 года состоялся первый полет первого опытного образца турецкого турбовинтового учебно-тренировочного самолета Hurkus-A (Hürkuş-A), разработанного турецким государственным авиастроительным объединением Turkish Aerospace Industries (TAI).

Самолет разрабатывался в рамках соглашений, подписанных TAI в 2005 и 2006 годах с Управлением оборонной промышленности (SSM) министерства обороны Турции. Первый опытный образец Hurkus-A (регистрация TC-VCH) был построен на головном предприятии TAI в Анкаре и выкачен еще 27 июня 2012 года, но первый полет совершил на заводском аэродроме только теперь. В ближайшее время планируется собрать еще два прототипа перспективного самолета, один из которых будет проходить испытания на прочность для подтверждения расчетного срока службы. Ресурс Hurkus рассчитан на 10,5 тысячи летных часов, или 35 лет службы. Ожидается, что Hurkus турбовинтовой учебный самолет, оснащенный двигателем мощностью 1,6 тысячи лошадиных сил, сможет развивать скорость до 574 километров в час и выполнять полеты на высоте до 10,6 тысячи метров.

Самолет оснащен турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-68T взлетной мощностью 1600 л.с. (1200 кВт) с пятилопастным воздушным винтом Hartzell HC-B5MA-3. Он способен развивать скорость до 574 километров в час и выполнять полеты на высоте до 10,6 тысячи метров.

Hurkus-A стал первым самолетом турецкой разработки с 1950-х годов, когда в Турции небольшой серией был выпущен поршневой учебно-тренировочный самолет MKEK-4 Uğur. Хотя Hurkus-A разработан в интересах министерства обороны Турции, однако до настоящего времени SSM по соглашению 2006 года выдало контракт только на два опытных образца машины. Предполагается, что самолет будет сертифицирован в 2015 году, после чего возможна закупка для ВВС Турции 40-50 машин для замены наличных поршневых учебно-тренировочных самолетов начальной подготовки SF-260 и Cessna T-41D. Версия A будет предназначена так же для гражданского рынка; она уже прошла сертификацию Европейского агентства безопасности полетов.

Компания TAI также заявляла о планах разработки модификаций Hurkus-В с продвинутой авионикой для использования в качестве учебно-тренировочного самолета основной подготовки (вариант B будет выпускаться специально для ВВС и получит систему управления полетными заданиями, а также оформление приборной панели, аналогичное истребителям F-16 Fighting Falcon и F-35 Lightning II) и учебно-боевого самолета/легкого штурмовика Hurkus-С. Самолет получит точки подвески для ракетного вооружения и пушечных контейнеров общей массой до 1,5 тонны. Ожидается, что такие самолеты будут применяться для оказания поддержки с воздуха. Наконец, TAI планирует выпускать и версию Hurkus-CG для береговой охраны. Этот самолет будет оснащен инфракрасной системой поиска, управлять которой будет оператор на месте второго пилота.

Самолет получил название в честь турецкого летчика и первого турецкого авиаконструктора Веджихи Хуркуша (Vecihi Hürkuş, 1895 √ 1969). В турецкой традиции Хуркуш считается первым турецким летчиком, сбившим самолет противника √ русский аэроплан на Кавказском фронте осенью 1917 года. Русскими источниками это не подтверждается. В то же время сам Хуркуш во время вылета на двухместном самолете Albatros C.III из состава 7-й турецкой авиационной роты 25 сентября (8 октября) 1917 года на бомбардировку русского Эрдзижанского аэродрома был сбит в воздушном бою командиром русского 2-го Кавказского корпусного авиаотряда штабс-капитаном М.Л. Мачавариани, и вместе со своим летнабом попал в русский плен.






ЛТХ:
Модификация Hurkus-A
Размах крыла, м 9.96
Длина самолета,м 11.17
Высота самолета,м 3.70
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-68T
Мощность, л.с. 1 х 1600
Максимальная скорость, км/ч 574
Крейсерская скорость, км/ч 463
Практическая дальность, км 1478
Максимальная скороподъемность, м/мин 1320
Практический потолок, м 10577
Макс. коэффициент перегрузки 7
Экипаж, чел 2

T-129 ATAK


Разработчик: TAI
Страна: Турция, Италия
Первый полет: 2009
Тип: Многоцелевой ударный вертолет
ЛТХ Доп. информация



30 марта 2007 года Турция начала переговоры с итальянской компанией "Agusta Westland" о совместном создании ударного вертолета для нужд Турции на основе ударного вертолета А-129 Mangusta. Вертолеты предполагается собирать в Турции компанией Turkish Aerospace Industries (TAI) являющейся генеральным подрядчиком проекта и отвечает за производство планеров и интеграцию подсистем в вертолеты.

Новый вертолет получит имя √ Т-129 ATAK (проект Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters). Уже 7 сентября 2007 года контракт был подписан. Общая стоимость контракта √ 1,2 миллиарда долларов. Прототип вертолета был готов к середине 2009 года и 28 сентября 2009 года состоялся его первый полет.

Основными отличиями турецкого ударного вертолета Т-129 стали:

обновленный двигатель;
бортовой вычислительный комплекс от "Aselsan";
обновленную авионику;
дополнительные сенсоры;
ракетное вооружение как зарубежного так и собственного исполнения;
повышенные характеристики дальности и высоты полета.
В ходе международной выставки IDEF-2011 фирма "Аселсан" продемонстрировала салонный макет вертолета T-129 АТАК, который используется в испытаниях тепловизионной системы прицеливания и наблюдения AselFLIR-300T, а также специальной нашлемной системы указания цели AVCI. Прототип вертолета Т-129 был оборудован опытным образцом всепогодного и круглосуточного поисково-прицельного комплекса типа AselFLIR-300T производства турецкой компании "Aselsan". В качестве основного оружия был установлен макет 20-мм турельной пушки.

Компания "Aselsan" также ведет работы по разработке всего программного обеспечения для вертолета. Вертолет Т-129, оснащен двумя ГТД LHTEC CTS800-4A, что дает ему возможность развивать скорость до 270 км/ч при боевом радиусе 561 км. Потолок составляет 6 км. Вертолет T-129 оснащен стационарной 20-мм трехствольной автоматической пушкой Гатлинга, четырьмя пусковыми установками НУР калибра 70 и 81 мм, а также контейнерами с пулеметами калибра 12,7 мм.

Кроме того, вертолет Т-129 может оснащаться управляемыми ракетами класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". В состав ракетного вооружения войдут UMTAS, Spike-ER, Hydra 70, AGM-114 Hellfire, AIM-92 Stinger и AIM-9 Sidewinder в различном сочетании.

Модель Т129 версии В должен стать полностью боеготовым вертолетом, оснащенным ракетами Cirit (оснащенные лазерной системой наведения НАР калибра 70 мм) и ПТУР Mizrak также с лазерным наведением, созданными турецкой компанией Roketsan, а также УР воздушного боя Raytheon FIM-92 Stinger с ИК ГСН.

Для обеспечения нового вертолета новейшим радаром мм-диапазона (MILDAR) в середине 2007 года создается специальная группа из представителей турецких университетов и организаций. В начале 2012 года радар "MILDAR" успешно разработан.

22 апреля 2014 года компания TAI передала сухопутным войскам Турции первую партию ударных вертолетов T129A в начальной конфигурации EDH (Erken Duhul Helikopteri). Ранее министерство обороны Турции приобрело девять T-129A. В общей сложности турецкое министерство обороны намерено приобрести 50 ударных вертолетов T-129 в более совершенной версии B.

Общий заказ составляет 60 вертолетов в различных конфигурациях, которые будут поставлены до 2017 года.

Новые вертолеты будут распределены следующим образом:

1 вертолет останется в МО Турции, который будет передан военным специалистам как испытательный стенд для разработки и испытаний новых систем оборудования и вооружения турецкого производства;
50 вертолетов будут переданы до 2017 года в войска. Из них Т-129А √ 9 единиц, остальные √ Т-129В (многоцелевой вертолет);
9 вертолетов заказаны как Т-129S (вертолет оперативного назначения);
40 вертолетов будут построены в случае необходимости (военный конфликт).
5 мая 2015 два боевых вертолета Т129 турецкой армии впервые приняли участие в боях против курдских вооруженных формирований, сражающихся за автономию.





ЛТХ:
Модификация T-129
Диаметр несущего винта, м 11.90
Диаметр рулевого винта, м 2 .24
Длина, м 13.45
Высота ,м 3.40
Масса, кг
пустого 2350
максимальная взлетная 5000
Тип двигателя 2 ГТД LHTEC CTS800-4A
Мощность, кВт 2 х 1014
Максимальная скорость, км/ч 278
Крейсерская скорость, км/ч 269
Перегоночная дальность, км 1000
Практическая дальность, км 561
Скороподъемность, м/мин 840
Практический потолок, м 6096
Статический потолок, м 3993
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 20-мм трехствольная пушка c 500 патронами
боевая нагрузка на 4 узлах подвески:
8 ПТУР AGM-164 Hellfire или TOW2 или
76х 70-мм или 38х 81-мм НУР,
2 УР воздух-воздух FIM-92 Stinger или Mistral

T625 Gökbey


Разработчик: TAI
Страна: Турция
Первый полет: 2018
Тип: Многоцелевой вертолет
ЛТХ Доп. информация



В мае 2017 года в Стамбуле 13-й международной выставке оборонной индустрии International Defence Industry Fair 2017 (IDEF-2017) турецкая авиастроительная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) представила первый прототип многоцелевого вертолета Т625 Gökbey. А уже 6 сентября 2018 года в Анкаре состоялся первый полет (в режиме висения) первого опытного образца турецкого многоцелевого вертолета Т625 (регистрационный номер ТС-HLP).

Вертолет Т625 разрабатывается при головной роли TAI с 2010 года при правительственном финансировании в рамках программы Turkish Light Utility Helicopter (TLUH, также проект ранее был известен как Özgün - "самобытный"). Вертолет предназначен для коммерческого и военного применения. Ранее он заявлялся как "пятитонного класса", однако теперь присвоенный ему индекс "625" официально расшифровывается как "шеститонный - двухдвигательный - пятилопастный". Одной из основных целей программы стала замена флота из вертолетов Bell Helicopter UH-1H Huey, эксплуатируемых турецкими вооруженными силами.

T625 должен быть адаптирован для работы в самых сложных климатических условиях, на больших высотах и при высоких температурах. Gökbey будет использоваться для перевозки VIP и грузов, для поисково-спасательных работ и как транспортное средство скорой помощи, а также перевозки людей и товаров на морские платформы по добыче сырой нефти и природного газа.

Хотя сам Т625 заявляется как "100-процентная самостоятельная разработка TAI", однако облик вертолета близок к машинам Leonardo Helicopter (,бывшая AgustaWetland), что заставляет предположить участие последней, особенно в свете сотрудничества сторон по производству в Турции вертолета T129 (AW129). Поставщиком авионики является турецкий Aselsan, а шасси, основной трансмиссии, несущего ротора и других компонентов системы передачи √ также отечественный производитель Alp Aviation. Все эти компании уже участвовали в проекте TUHP (Турецкая утилитарная вертолетная программа) √ T-70, разработанном на базе S-70i Black Hawk.

Продемонстрированный прототип Т625 выполнен в коммерческом многоцелевом исполнении и имеет вместимость 12 пасссажиров плюс два члена экипажа. Вертолет должен оснащаться двумя турбовальными двигателями LHTEC (Rolls-Royce/Honeywell) CTS800-4АТ взлетной мощностью по 1373 л.с. Двигатели семейства CTS800 используются и на вертолете Т129 и сборка этих двигателей должна быть организована турецкой компанией Tusas Engine Industries (TEI). Также TEI самостоятельно ведет разработку двигателя TSI400 в классе мощности 1400 л.с. для использлвания на Т129 и Т625, однако этот двигатель ожидается к готовности не ранее 2026 года.

Новый турецкий вертолет должен работать на максимальной высоте 6096 м. Расчетная дальность полета со стандартными топливными баками составляет более 740 км, а продолжительность √ почти 4 часа. Установка дополнительного топливного бака емкостью 280 литров позволит увеличить время полета до 5 часов.

TAI заявляет о планах сертификации вертолета Т625 в 2020 году и начала серийного производства Т625 в гражданском и военном исполнениях уже в 2021 году, однако данные сроки следует считать явно чрезмерно оптимистичными.




ЛТХ:
Модификация T625
Диаметр несущего винта, м 13.20
Диаметр рулевого винта, м
Длина, м 15.87
Высота ,м 3.87
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная 6500
топлива 1020
Тип двигателя 2 ГТД LHTEC (Rolls-Royce/Honeywell) CTS800-4АТ
Мощность, л.с. 2 х 1373
Максимальная скорость, км/ч 300
Крейсерская скорость, км/ч 278
Практическая дальность, км 740
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6096
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 12 пассажиров