Tellier
S%^Tt$ - 1755000550000
Tellier 200


Разработчик: Tellier
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Французский фабрикант Альфонс Телье (Alphonse Tellier) с 1909 года занимался производством поплавков и корпусов летающих лодок для других французских фирм. С 1914 года его продукцию закупали ВМС Франции.

Зная о потребности флота в крупной летающей лодке, Телье предложил 2-3 местный аппарат своей конструкции. Летающая лодка была построена вокруг двигателя Испано-Сюиза 8BA в 200 л.с. и обозначалась Tellier 200 ch Hispano-Suiza или упрощенно Tellier 200 ch . (Tellier 200 л.с). Чуть позднее она получили еще одно обозначение Tellier T.2.

Прототип лодки впервые поднялся в воздух с акватории Сены в июне 1916 года. Ее пилотировал сержант Дьюк, инженер фирмы Расин Картье и механик компании Испано-Сюиза. После первого этапа испытаний, летающую лодку разобрали и в октябре 1916 года отправили в Сен-Рафаэль для более тщательного анализа боевых возможностей.

Характерно, что заказ на летающую лодку Телье был выдан еще до начала испытаний прототипа. Заказчиком выступила C.E.P.A. (Commission d'Etudes Pratiques d'Aéronautique - Комиссия по практическим исследованиям в области аэронавтики), в начале ноября 1916 года оплатившая 10 экземпляров летающей лодки. Первые же испытания оказались на столько многообещающими, что до конца 1917 года был размещен заказ на 300 самолетов двумя партиями по 100 и 200 машин. Серийные машины во избежании путаницы обозначили как Tellier T.3.

Это количество значительно превышало производственные возможности компании Телье, поэтому для первой партии летающих лодок бипланная коробка собиралась на заводах Вуазена. Для производства фюзеляжей был построен новый завод в Аржентее, на берегу Сены, принадлежавший известном французскому промышленнику и летчику Эмилю Дубонне. В качестве субподрядчиков привлекалась компания Cycles Alcyon, специализировавшаяся на сборочных конструкциях из металлических труб.

Первые поставки флоту серийных лодок были реализованы в марте 1917 года. Французская база гидроавиации на острове Корфу (Греция) стала первым боевым подразделением, получившим на вооружение этот новый гидросамолет.

В целом, хорошо принятые экипажами, Tellier 200 л.с., тем не менее, не являлся самолетом первой линии, и, соответственно, его производство не было приоритетным. Снабжение производственных линий, занятых на летающих лодках, осуществлялось по остаточному принципу, что, естественно, сказывалось на темпах выпуска. Фронту были нужны прежде всего истребители и бомбардировщики.

Для увеличения темпов выпуска летающих лодок лицензия на их производство была продана Арсеналу в Шербуре и фирме Шантре д▓Аль-Адур. Общий объем выпуска летающих лодок Tellier 200 л.с., согласно найденным документам составило 174 экземпляра, из которых 110 летающих лодок были приняты в 1918 году.

Конструкция самолета была обычной для того времени. Материалы - дерево и полотно. Лодка однореданная, слабокилевая. Задняя часть фюзеляжа имела довольно тонкое трапециевидное сечение. Поэтому для обеспечения необходимой жесткости и прочности, между крылом и оперением устанавливалась дополнительная стойка, поддерживающая систему растяжек. Стабилизатор устанавливался на стойках, на которые навешивались рули поворота, установленные один за другим. Для обеспечения поворота переднего руля в стабилизаторе делался вырез. Двигатель 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, рядный, V-образный "Испано-Сюиза" HS-8BA (200 л. с.). Обычно самолеты вооружались двумя пулеметами Льюис, Гочкисс или Кольт-Браунинг на турели у стрелка и парой 52-кг глубинных бомб тип F, снаряженных 35 кг мелинита.

Впрочем, атака подводных лодок того времени при помощи бомб при отсутствии адекватных бомбовых прицелов представлялась не оптимальной, поэтому уже на стадии проектирования летающей лодки Телье активно прорабатывался вопрос вооружения ее крупнокалиберной пушкой. Подводные лодки времен 1-й Мировой большую часть боевых походов проводили в надводном положении, будучи скорее "ныряющими", чем подводными, время нахождения под водой было небольшим, поэтому идея их атаки из пушки была вполне здравой.

Французская морская авиация еще в 1916 году пыталась использовать артиллерийские орудия на самолетах для борьбы с немецкими субмаринами. На летающих лодках Donnet-Denhaut и FBA в качестве эксперимента устанавливались 37-мм пушки "Tube Canon" Mle.1902. Но 37 мм калибр оказался слабоват для серьезного повреждения подводной лодки, поэтому Альфонс Телье предложил установить на свою летающую лодку пушку помощнее, взяв за базу 40-калиберную 47-мм Гочкисс Mle.1885, стрелявшую 2.5-фунтовыми снарядами. Пушечные лодки часто обозначали как Tellier 200 ch canon или Tellier T.6.

Переработкой морской 47-мм пушки для авиации занимался известный французский изобретатель-оружейник лейтенант Ив Ле-Прие. Базовым отличием авиапушки от прототипа явилось добавление массивного тормоза отката, кинематически соединенного с затвором, благодаря чему пушка стала полуавтоматической, что несколько упростило ее использование экипажем самолета и увеличило скорострельность.

Несколько 47-мм пушек Гочкисса было успешно испытано с борта бипланов Вуазен, после чего ее начали серийно устанавливать на летающие лодки Телье на носовой подвижной турели. Точное количество пушечных Телье вряд ли возможно оценить точно, но по всей вероятности их было немало. В сентябре 1918 года рассматривался вопрос установки на летающие лодки Телье и 75-мм орудия Канэ, но конец войны поставил крест на этом проекте.

Инструкции предписывали начинать атаку из пушек с высоты 600 метров и дистанции до цели до 3 тыс. метров. Подробности боевого применения, правда, не сохранились.

Летающие лодки Tellier 200 л.с. к осени 1918 года активно использовались в Центре морской авиации в Аяччо и Арзеве в Алжире Байонне, Бизерте и Суссе (Тунис), Бресте-Камаре, Се, Шербуре, Корфу и Платеали (Греция), Ла-Паллице, Ла-Пензе, Лорьяне, Марсале (Сицилия), Сен-Рафаэле, Тулоне и Трегье, а также в американском центре Круазик. После войны лодки Телье использовались в летных школах Берра и Уртина, по крайней мере, до 1922 года.

К осени 1917 года лицензию на производство летающих лодок Tellier 200 л.с. купило временное правительство России, одновременно с закупкой шести готовых экземпляров. Однако, последовавшая вскоре Октябрьская революция поставила крест на этом контракте, оставшемся не выполненным. Две летающие лодки купила Великобритания, которые использовались в конце войны в Бельгии.


ЛТХ:
Модификация Tellier 200
Размах крыла, м 15.59
Длина, м 11.83
Высота, м 3.60
Площадь крыла, м2 47.00
Масса, кг
пустого самолета 1150
нормальная взлетная 1796
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ba
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость , км/ч 135
Крейсерская скорость , км/ч 117
Практическая дальность, км 700
Скороподъемность, м/мин 154
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 3
Вооружение: два турельных 7.7-мм пулеметов Lewis или
одна 47-мм пушка Hotchkiss

Tellier T.4


Разработчик: Tellier
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Патрульная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



В 1917 году командование ВМС Франции заказало французскому фабриканту Альфонсу Телье (Alphonse Tellier) постройку патрульной летающей лодки, способной нести полезную нагрузку в 1000 килограмм. Разрабатывали новую лодку Телье и Роберт Дюамель (Robert Duhamel). Прототип летающей лодки Tellier T.4 был закончен в начале 1918 года.

Это был трехместный трехстоечный биплан, оснащенный английским двенадцатицилиндровым двигателем водяного охлаждения Sunbeam Cossack мощностью 350 л.с , поэтому часто как второе название лодки использовалось Tellier 350 ch Sunbeam. Вооружение самолета состояло из одного 7.7-мм пулемета Lewis и четырех 70-кг бомб Type G.

После заводских испытаний в Париже, в июле 1918 года прототип передали военным в исследовательский центр Saint-Raphaël, где самолет получил отличную оценку. В результате флот сделал заказ на 315 летающих лодок Tellier T.4 (или Tellier 350 cv Sunbeam).

Строительство самолетов было передано заводам Emile Dubonnet (15 машин), Gonnet-Willcoq (100 машин) и Chantiers de l'Adour (200 машин). Серийные машины кроме двигателей Sunbeam так же могли комплектоваться французскими моторами Panhard или Levassor той же мощности.

До окончания Первой мировой ни одна летающая лодка не была поставлена ВМС. В связи с окончанием боевых действий контракт был сокращен до 30 (по другим данным - 35) летающих лодок. Все они поступили на вооружение Центра морской авиации в Тулоне. Последние T.4 были списаны с военной службы в 1922 году. Одна летающая лодка переоборудованная двигателем Sunbeam мощностью 450 л.с. участвовала в авиационных гонках в Монако в 1920 году.





ЛТХ:
Модификация Tellier T.4
Размах крыла, м 23.00
Длина, м 14.70
Высота, м 4.10
Площадь крыла, м2 84.50
Масса, кг
пустого самолета 2250
нормальная взлетная 3050
Тип двигателя 1 ПД Sunbeam Cossack
Мощность, л.с. 1 х 350
Максимальная скорость , км/ч 150
Крейсерская скорость , км/ч 130
Практическая дальность, км 700
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 3
Вооружение: один 7.7-мм пулемет в кабине наблюдателя
четыре 70-кг бомбы Type G

Tellier T.5


Разработчик: Tellier
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Патрульная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Летом 1917 года командование ВМС Франции заказало французскому фабриканту Альфонсу Телье (Alphonse Tellier) вариант патрульной летающей лодки Tellier T.4, но с более мощной силовой установкой. Разрабатывали новую лодку Телье и Роберт Дюамель (Robert Duhamel). Прототип летающей лодки Tellier T.5 был закончен в осенью 1918 года.

Это был трехместный трехстоечный биплан, оснащенный двумя тандемно установленными двигателями Hispano-Suiza 8B мощностью 250 л.с. Суммарная мощность двигателей составляла 500 л.с., поэтому часто эту лодку называли Tellier 500 ch Hispano-Suiza (или проще Tellier 500 ch). Крылья взяли от T.4, но заменили конструкцию стоек, сделав их V-образными.

Главным назначением летающей лодки была охота за субмаринами, поэтому ее вооружили мощной 40-калиберной 47-мм пушкой Hotchkiss Mle.1885, стрелявшую 2.5-фунтовыми снарядами. Такое мощное вооружение вдохновило военных и они заказали Телье сразу 90 экземпляров этой "противолодочной лодки".

К окончанию Первой мировой войны успели закончить только один экземпляр Tellier T.5. Еще семь патрульных лодок оказались несобранными. Их передали в коробках на базу центра морской авиации (CAM - Centre ďAviation Maritime) в Сен-Рафаэле (Saint Raphaël).

Единственный T.5 совершил перелет по Франции. Для этих целей пушку, конечно же, демонтировали, фюзеляж выкрасили в темный цвет и нанесли загадочную надпись "Pourqoi pas?" ("Почему нет?").







ЛТХ:
Модификация Tellier T.5
Размах крыла, м 23.00
Длина, м 15.88
Высота, м 4.10
Площадь крыла, м2 86.50
Масса, кг
пустого самолета 2100
нормальная взлетная 3300
Тип двигателя 2 ПД Hispano-Suiza 8B
Мощность, л.с. 2 х 250
Максимальная скорость , км/ч 130
Крейсерская скорость , км/ч 110
Продолжительность полета, ч.мин 4.0
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3
Вооружение: одна 47-мм пушка Hotchkiss

Tellier T.7


Разработчик: Tellier
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Патрульная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



14 января 1918 года Service Technique et Industriel de l'Aéronautique Maritime опубликовала спецификацию на патрульную летающую лодку для открытого моря. В требования спецификации входила силовая установка суммарной мощностью 1000 л.с., пять человек экипажа и вооружение состоящие из 75-мм пушки и двух 120-килограммовых бомб.

В конкурсе по этой спецификации принял участие Альфонс Телье (Alphonse Tellier). За основу новой большой лодки конструкторы взяли проверенный Tellier T.3. В качестве силовой установки выбрали три двенадцатицилидровых двигателя Lorraine-Dietrich 12D мощностью 350 л.с. Пропеллеры были установлены по такой схеме - два крайних как толкающие, а центральный - тянущий.

Прототип летающей лодки, получившей обозначение Tellier T.7 (или Tellier 1000) впервые взлетел в декабре 1918 года. К этому моменту на нем стояли менее мощные двигатели Hispano-Suiza 8B (по 250 л.с.). Успешные испытания прошли до декабря следующего года на реке Сене в в Леваллуа. А в мае T.7 gпередали военным морякам из центра морской авиации (CAM - Centre ďAviation Maritime) в Сен-Рафаэле (Saint Raphaël).

Только в ноябре 1919 года летающая лодка наконец получила запланированные двигатели Lorraine-Dietrich 12D и ее переименовали как Tellier T.8 или Tellier 1100 ch Lorraine. Еще в течении двух лет она использовалась для испытательных полетов и показательных стрельб из свой 75-мм пушки.

T.7 стал последней летающей лодкой Альфонса Телье. Только на бумаге остался проект Tellier Vonna еще большей четырехмоторной машины с 325-сильными моторами Panhard and Levassor V-12 и c 40-метровым размахом крыльев. Не удалось закончить и совместный с Nieuport проект небольшой одномоторной летающей лодки Nieuport S.

Выйдя на пенсию Телье не остался в стороне от авиации, напоследок он принял активное участие в создании легкого самолета TE-1 своего племенника Эдуарда Альберта (Edouard Albert).





ЛТХ:
Модификация Tellier T.7
Размах крыла, м 30.00
Длина, м 21.35
Высота, м 5.89
Площадь крыла, м2 156.00
Масса, кг
пустого самолета 4250
нормальная взлетная 6835
Тип двигателя 3 ПД Lorraine-Dietrich 12D
Мощность, л.с. 3 х 350
Максимальная скорость , км/ч 125-130
Крейсерская скорость , км/ч 105
Продолжительность полета, ч.мин 6.0
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 4
Вооружение: одна 75-мм пушка