Thulin
S%^Tt$ - 1755000550000
Thulin A


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1914
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Летчик, инженер и предприниматель Эно Тулин (Enoch Thulin) считается основоположником шведского авиастроения. Совместно с Оскаром Аском (Oscar Asks) он в 1913 году основал фирму Aeroplanvarvet i Skane (AVIS). Позднее фирма сменила название на АВ Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA) и значительно расширила ассортимент выпускаемой продукции.

В начале 1914 года фирма купила лицензию на производство французских монопланов Bleriot XI. Конструкция самолета была немного доработана под требования военных (в частности мотор был замене на звездообразный Thulin E собственной разработки) и под обозначением Thulin Typ A запущена в серийное производство.

Всего было выпущено 23 экземпляра самолета, большинство из которых использовались в летной школе самой фирмы и несколько самолетов были проданы в Данию. С началом Первой мировой все шведские самолеты были реквизированы военными в учебные части, где они эксплуатировались до 1916 года. Несколько Thulin A привлекались в качестве легких разведчиков.

Единственный сохранившийся экземпляр Thulin A находится в Технологическом музее города Стокгольма.













ЛТХ:
Модификация Thulin A
Размах крыла, м 8.85
Длина, м 7.80
Высота, м 2.75
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 400
Тип двигателя 1 ПД Thulin E
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость , км/ч 90
Крейсерская скорость , км/ч 70
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Thulin B


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1915
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В ходе визита весной 1914 года во Францию шведский инженер и предприниматель Эно Тулин (Enoch Thulin) договарился о лицензионном производстве двухместного самолета Morane-Saulnier Type G на заводе АВ Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA).

В конце осени этого же года, параллельно с производством учебного Thulin A, начинается сборка нескольких экземпляров самолета Thulin typ B. Это был двухместный невооруженный высокоплан, оснащенный семицилиндровым звездообразным двигателем собственной разработки Thulin E мощностью 50 л.с. Вооружение самолета состояло только из личного оружия пилота и наблюдателя.

Всего было закончено 8 экземпляров. Для авиации ВМФ Швеции были переданы два самолета с поплавками, получившими военные номера M I и M II (эти самолеты были оборудованы 90-сильным двигателем Thulin). Они прослужили в качестве патрульных в районе Балтийского моря до осени 1917 года. Еще пять самолетов с колесным шасси были изготовлены в роли учебных, три их них были переданы Шведской армии, а еще два - Датской. Одна машина была изготовлена специально для самого Эно Тулина.









ЛТХ:
Модификация Thulin B
Размах крыла, м 10.20
Длина, м 6.30
Высота, м 2.55
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 550
Тип двигателя 1 ПД Thulin E
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость , км/ч 110
Крейсерская скорость , км/ч 85
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Thulin C


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1914
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1914 году немецкая компания Albatros-Flugzeugwerke GmbH начала рекламный тур в котором участвовал вспомогательный самолет Albatros B.II. После начала Первой Мировой самолет оказался на территории Швеции и был инернирован.

Его разобрали и провели тщательную деталировку, данные которой передали сразу шести шведским фирмам Svenska Aeroplanfabriken (SAF), Södertelge Werkstäder (SW), Marinens Flygväsende (MFV), Nordiska Aviatikbolaget (NAB), Flygkompaniets Verkstäder Malmen ( МКО) и АВ Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA).

Последние наладили производство самолета под маркой Thulin C. Самолеты поступали на вооружение ВВС Швеции как учебно-тренировочные под обозначениями Sk 1 (с 120-сильным двигателем) и Ö2 (с 160-сильным). Удачная конструкция самолета позволила использовать его до 1935 года.













ЛТХ:
Модификация Thulin C
Размах крыла, м 12.80
Длина, м 7.63
Высота, м 3.15
Площадь крыла, м2 40.12
Масса, кг
пустого самолета 723
нормальная взлетная 1071
Тип двигателя 1 ПД Mercedes D.II
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость , км/ч 120
Крейсерская скорость , км/ч 105
Продолжительность полета, ч.мин 4.0
Скороподъемность, м/мин 96
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 2

Thulin D


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1915
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Осенью 1914 года фирма АВ Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA) купила лицензию на производство французских монопланов с крылом типа "парасоль" Morane-Saulnier type L. Строительство самолетов несколько затянулось - первый экземпляр самолета Thulin Typ D был показан на выставке в Стокгольме в мае следующего года, а первый полет состоялся только 2 августа.

Thulin D мало чем отличался от своего французского собрата, разве что силовая установка была заменена на семицилиндровый двигатель Thulin мощностью 90 л.с. и на некоторых машинах был установлен четырехлопастный пропеллер вместо двухлопастного.

Для ВВС Швеции было построено 5 экземпляров самолета, использовавшихся в качестве невооруженного разведчика практически всю Первую Мировую войну. В начале 1918 года три машины были переданы летной школе.

С началом гражданской войны в Финляндии Эрик фон Росен (Eric von Rosen) выкупил один Thulin D для белофинов. Он использовался как разведывательный самолет при штаб-квартире генерала Маннергейма. Этот самолет с бортовым номером F1 был утерян в апреле этого же года. Еще один Thulin D с номером F4 был так же уничтожен пожаром в марте 1918 года.













ЛТХ:
Модификация Thulin D
Размах крыла, м 11.00
Длина, м 6.54
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 585
Тип двигателя 1 ПД Thulin
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость , км/ч 115
Крейсерская скорость , км/ч 85
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Thulin E


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1916
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Свой первый самолет собственной разработки шведский инженер и предприниматель Эно Тулин (Enoch Thulin) начал проектировать в 1915 году, после выделения Шведского парламента дополнительных средств на приобретения военных самолетов. В отличии от всех предыдущих самолетов фирмы, по требованию заказчика новый представлял собой биплан .

В начале 1916 года на фирме АВ Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA) были изготовлены пять экземпляров самолета Thulin typ E. Это был двухместный деревянный двухстоечный биплан, оснащенный двигателем Thulin A мощность 90 л.с.

Четыре самолета предназначались для армейской авиации, а пятый - для собственных нужд фирмы. Один из армейских Thulin E был оснащен поплавками. В качестве разведчика машины прослужили не долго, и в конце года их перевели в учебно-тренировочные. Один из них был разрушен в 1918 году, а остальные прослужили до конца 1920 года.

В 1919 году один из Thulin D был переделан в триплан. Переделкой руководил инженер Кьельсон (Kjellson).













ЛТХ:
Модификация Thulin E
Размах крыла, м 11.40
Длина, м 6.45
Высота, м 2.96
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 655
Тип двигателя 1 ПД Thulin A
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость , км/ч 110
Крейсерская скорость , км/ч 80
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Thulin FA


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1918
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Осенью 1917 года Шведские ВВС объявили конкурс на вооруженный разведчик, оснащенный радиопередатчиком. Основным требованием конкурса стала оснащение самолета лицензионной копией 160-сильного мотора Benz. В конкурсе приняли участие фирма Nordiska Aviatik Bolaget (NAB) и AB Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA).

Фирма Эно Тулина (Enoch Thulin) предложила свой проект, получивший обозначение Thulin typ FA. Его соперники просто немного доделали немецкий Albatros D.V, под обозначением NAB 9 Albatros. После изучения проектов в феврале 1918 года военные заказали AETA производство небольшой серии из семи самолетов.

Первый полет прототип Thulin FA совершил 5 августа 1918 года. Это был двухместный двухстоечный биплан, оснащенный двигателем Benz Bz.III мощностью 160 л.с. Вооружение самолета состояло из одного 8-мм пулемета Madsen, установленного в задней кабине на подвижной турели.

В ходе испытаний самолет разбился. Оказалась что лицензионный двигатель оказался недостаточно надежным. К концу 1919 года были полностью разрушены еще три экземпляра. А в 1921 году от них полностью отказались, а один был переделан в буксировщик мишеней.

Несмотря на все проблемы самолета, две машины закупили голландцы. Еще один самолет с 170-сильным двигателем Thulin D получил первую премию в апреле 1919 года на авиавыставке в Копенгагене.











ЛТХ:
Модификация Thulin FA
Размах крыла, м 12.80
Длина, м 7.20
Высота, м 3.32
Площадь крыла, м2 41.00
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 1595
Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.III
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость , км/ч 140
Крейсерская скорость , км/ч 125
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 8-мм пулемет Madsen, установленный в задней кабине на подвижной турели

Thulin G


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1917
Тип: Разведывательный гидросамолет
ЛТХ Доп. информация



В 1916 году Шведские ВМС решили заменить устаревшие разведывательные гидросамолеты Farman HF.23. Фирмам Södertelge Werkstäder и АВ Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA) было выданы контракты на строительство новых самолетов - четыре и пять соответственно.

Гидросамолет фирмы AETA, получивший обозначение Thulin G, представлял собой модифицированную версию Albatros B.II и был оснащен немецким девятицилиндровым двигателем Benz Bz.III мощностью 160 л.с.

Первый полет самолета состоялся 11 июля 1917 года. Это была капризная и ненадежная машина - первая их серии разбилась уже через год, вторая в 1920. К тому она оказалась еще и невезучей - одна машина сгорела в ангаре в 1921 году. Последние две машины флот потерял в 1922 году. Thulin G с бортовым номером "15" был восстановлен и передан в Технологический музей в Стокгольме.

В 1917 году фирме AETA удалось купить несколько американских 200-сильных двигателей Curtiss и в конце этого года были изготовлены два Thulin GA с этой силовой установкой. Весной следующего гола они были переданы флоту. Смена силовой установки не повлияло на надежность конструкции - обе машины были утеряны в 1921 году - первая весной, вторая осенью (хотя в этом случае виноват был пожар ангара).











ЛТХ:
Модификация Thulin G
Размах крыла, м 17.20
Длина, м 9.40
Высота, м 4.00
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 1538
Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.III
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость , км/ч 118
Крейсерская скорость , км/ч 105
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Thulin H


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1917
Тип: Разведчик-бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



В конце 1916 году Командование шведской армейской авиацией заказало фирме АВ Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA) разработку и строительство тяжелого разведчика-бомбардировщика, способного взлетать как с суши, так и с воды. Весной следующего года был изготовлен прототип самолета, получившего обозначение Thulin typ H.

Первый полет самолета состоялся в августе 1917 года с . Это был пятиместный трехстоечный биплан, оснащенный тремя двигателями Thulin A мощностью 90 л.с. Центральный пропеллер был сделан тянущим, а два крайних - толкающими. Вооружение на самолет не было установлено, только планировалось.

Thulin H успешно прошел испытания, выполнив все требования военных, но к этому времени Первая Мировая уже практически завершилась и необходимость в подобных самолетах отпала. Эно Тулин (Enoch Thulin) попробовал переделать самолет в транспортный, но заказов на него получить не удалось.











ЛТХ:
Модификация Thulin H
Размах крыла, м 20.00
Длина, м 11.00
Высота, м
Площадь крыла, м2 60.00
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
Тип двигателя 3 ПД Thulin A
Мощность, л.с. 3 х 90
Максимальная скорость , км/ч 127
Крейсерская скорость , км/ч 110
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 5

Thulin K


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1917 году Эно Тулин разработал первый в Швеции одноместный истребитель, получивший обозначение "Тулин" К. Эта машина также не отличалась оригинальностью, ее конструкция почти полностью копировала все тот же "Моран-Солнье" тип G. Самолет представлял собой цельнодеревянный расчапочный моноплан с полотняной обшивкой. Как и на исходной модели, на нем не было элеронов, а управление по крену осуществлялось "гошированием". Киль и стабилизатор также отсутствовали, а хвостовое оперение состояло только из рулей высоты и поворота.

Истребитель был оснащен девятицилиндровым ротативным двигателем "Тулин" 9А мощностью 100 л.с. (копия французского мотора "Рон" 9С).

В целом конструкция машины являлась морально устаревшей уже на момент создания, а летно-технические данные - слишком низкими по сравнению с большинством современников. Шведские королевские ВВС закупили всего три (по другим данным - два) экземпляра истребителя, которые летали без вооружения и использовались для отработки у летчиков пилотажных навыков.

Однако самолетом вскоре заинтересовалась армия Нидерландов, заказавшая в июле 1917-го 12 "тулинов" в одноместном боевом варианте и еще три - в двухместном учебно-тренировочном. Вероятно, это объяснялось тем, что нейтральная Голландия еще не обладала собственным самолетостроением и не имела возможности покупать более современные аэропланы в охваченных войной странах Европы.

Судя по фотоснимкам, голландские "тулины" отличались от шведских установкой пулеметов и большими округлыми коками на винтах.

Заказ был выполнен в 1917-1919 годах, но уже в 1920-м одноместные "тулины" сняли с вооружения в связи с началом производства в Нидерландах гораздо более перспективных истребителей "Фоккер" D.VII. Двухместные аппараты прослужили немного дольше - до 1922 года.

Голландские "тулины" были вооружены спаркой курсовых синхронных пулеметов "Мадсен" калибра 8 мм, установленных на капоте.





ЛТХ:
Модификация Thulin K
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 6.60
Высота, м
Площадь крыла, м2 14.40
Масса, кг
пустого самолета 360
нормальная взлетная 525
Тип двигателя 1 ПД Thulin 9A
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость , км/ч 150
Крейсерская скорость , км/ч 125
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 182
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 1
Вооружение: 2 передних 8-мм пулемета

Thulin L


Разработчик: Thulin
Страна: Швеция
Первый полет: 1916
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 1916 года Командование шведской армейской авиации заказали фирме АВ Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA) постройку четырех экземпляров самолета Thulin typ L. Новый самолет являлся модернизированной версией Thulin typ E. Главными отличиями стали более широкий фюзеляж, крылья увеличенной площади, кабина наблюдателя, установленная за кабиной пилота и полная электрификация самолета.

Первый полет самолета состоялся в апреле 1916 года. Всего было изготовлено пять экземпляров машины, четыре были переданы армейской авиации с ноября 1916 по март 1917 года, а пятый был использован фирмой AETA для испытаний.

Армейские самолеты оборудовались колесным и лыжным шасси, а на "фирменном" разведчики так же испытали установку поплавков, но результат оказался неудовлетворительным. Все Thulin L были сняты с вооружения в конце 1920 года.

Thulin L показали себя достаточно хорошими самолетами, но мощность двигателя военных не устраивала, и в 1917 году фирме был заказан вариант самолета Thulin typ LA с более мощным девятицилиндровым двигателем Thulin G (лицензионной версией французского Le Rhone 11F).

В результате было изготовлено 15 экземпляров самолета, но ни один не был передан шведским военным. Один Thulin LA был подарен Ш.Свеннсоном финским ВВС, где использовался как учебно-тренировочный.

Летом 1917 года ВВС Нидерландов заказали серию из 10 машин, которые были поставлены с января по февраль следующего года. Еще четыре самолета были куплены гражданскими фирмами, в частности авиакомпания Malmö Flygkompani использовала Thulin LA на линии Мальме - Копенгаген.






ЛТХ:
Модификация Thulin L Thulin LA
Размах крыла, м 11.60 11.60
Длина, м 7.50 7.80
Высота, м 3.52 3.40
Площадь крыла, м2 36.50 36.50
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 965 ?
Тип двигателя 1 ПД Thulin A 1 ПД Thulin G
Мощность, л.с. 1 х 90 1 х 110
Максимальная скорость , км/ч 120 120
Крейсерская скорость , км/ч 95 100
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2 2