Toyota
S%^Tt$ - 1755000550000
TAA-1


Разработчик: Tayota, Scales Composites
Страна: Япония, США
Первый полет: 1991
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



При первом взгляде на самолет Lima I опытный авиатор увидит, прежде всего, известный многим Piper PA-23-250 Aztec. Что общего у этого самолета с конструктором Бертом Рутаном (Burt Rutan)? И что общего у проектов Lima I и Lima II? Наконец, в честь чего или кого самолеты получили такое название, не в честь ли столицы Перу? И как соотносится с ними самолет TAA-1?

Не на все эти вопросы есть достоверные ответы. На сайте Stargazer сообщается, что на одном из форумов было высказано предположение, что LIMA - это аббревиатура Lexus In My Airplane ("Лексус" в моем самолете), хотя это не более чем предположение, которое никто не подтвердил. Об этих проектах известно очень мало, поскольку они с самого начала не были публичными.

Достоверно установлено только, что инициатором первого проекта был в начале 90-х годов прошлого века Yuki Togo, бывший глава Toyota Motor Sales (США) и Jim Press, возглавлявший в то время Lexus. Тогда Toyota Motor Company предприняла попытку разработать авиационный двигатель на базе дизеля Lexus V-8 мощностью 250 л.с. (3,998 л) с жидкостным охлаждением, который с 1989 г. устанавливали на японские автомобили высшего класса Lexus LS400 (Lexus является подразделением Toyota).

Компании Scaled Composites было поручено испытать эти двигатели на самолете Piper PA-23-250 Aztec. Первый полет выполнил Дик Рутан в 1990 г., в октябре 1991 г. состоялся первый полет одномоторного Lima II с тем же двигателем. В 1996 г. Toyota сертифицировала двигатель V-8 с воздушным винтом Hamilton Standard в FAA, но в производство эти моторы так и не были запущены. А 10 ноября 1998 г., через два года, Lima II был утилизирован и снят с регистрации. Возможно, такая же судьба и у Lima I. Во всяком случае, от проекта Lima I осталось всего одно фото, а самолет Lima II был запечатлен только на фотографиях в статье "Mojave Mystery Ship" в журнале Kitplanes, которые сделал Ron Wanttaja из-за забора Scaled Composites в августе 1993 года.

От этого проекта в памяти американских авиаторов остался визит Yu ki Togo на AirVenture Oshkosh на самолете Gulfstream G-IV, да спонсорство со стороны Lexus пилота Чарли Гилларда (Charlie Hilliard) на гонках Lone Star.

По предположению Stargazer прекращение авиационной программы в компании Toyota - не более чем отвлекающий маневр, поскольку через год после утилизации Lima II были опубликованы объявления Toyota о приглашении авиационных конструкторов на работу по проектированию нового четырехместного композитного самолета. Позже Toyota признала, что около 40 инженеров, имевших опыт работы в Boeing, Raytheon и других авиастроительных корпорациях США, в течение четырех лет работали над созданием четырехместного композитного поршневого самолета Toyota. И 31 мая 2002 г. летчик-испытатель Джон Каркоу (Jon Karkow) совершил на нем первый полет. Проект получил название Toyota Advanced Aircraft - TAA-1, а неофициально его назвали Budgie - "Волнистый попугайчик" (не очень вяжется с представлением о Lexus).

Несмотря на продолжительный период (почти 15 лет) работы Toyota с намерениями выйти на мировой, прежде всего американский, рынок производства поршневых самолетов с собственными моторами, на TAA-1 установили обычные двигатели Lycoming. Рассматривались два варианта - мощностью 160 л.с. и 200 л.с. Оба варианта были рассчитаны на экипаж из четырех человек, включая пилота. С менее мощным мотором самолет должен был разгоняться до 257 км/ч, с более мощным - до 296 км/ч. Отличительной особенностью самолета должен был быть дружественный интерфейс, роскошью напоминающий приборную панель автомобилей Lexus. Однако фотографий панели "Волнистого попугайчика" нет.

Какое отношение имел к этому самолету Рутан? Многие специалисты не видят в облике самолете ничего рутановского. Так и есть. Самолет был спроектирован без его участия, однако, сборка из агрегатов и деталей, изготовленных в Toyota, была выполнена в Scaled Composites. И летные испытания были проведены на базе компании в пустыне Мохаве. Рутан лишь сдержанно рассказал об этом самолете на пресс-конференции в Oshkosh в 2002 г., подтвердив факт участия в сборке и испытаниях самолета. Позже были сообщения о работе по проекту TAA-2, но результат ее так и не был объявлен.

Работы японских автомобилистов по этим проектам остались тайной за семью печатями, летно-технические характеристики самолетов нигде не опубликованы. После статьи в Kitplanes в сообществе пилотов обсуждалось внешнее сходство самолетов Lima II и Catbird. Но если внимательно посмотреть хотя бы фото, станет ясно, что сходство такое же, как у всех легких четырех- пятиместных одномоторных самолетов. Если не обращать внимания на ПГО Catbird, можно убедиться в том, что отличаются капоты двигателей, кабины, шасси, оперение. Кабина Catbird герметичная, у Lima II - нет. На Catbird убирающееся шасси, на Lima II - нет. Оперение Catbird Т-образное, Lima II - нормальное.

Трудно представить себе, что Toyota напрасно израсходовала деньги на свои проекты. Однако ситуация проясняется, если учесть, что в середине 90-х годов, когда был сертифицирован авиационный двигатель на базе Lexus V-8, в экономике и авиационной промышленности США наблюдался очередной спад ситуация проясняется. Не исключено, что, несмотря на намерения войти на, казалось бы, огромный рынок АОН, именно это обстоятельство стало причиной прекращения работ японской компании в авиационном направлении. А когда ситуация изменилась, в компании уже не работали инициаторы этих проектов. Возможно, если бы кризиса не было, сегодня самым продаваемым в сегменте поршневых самолетов оказался бы не Cirrus SR22, а TAA-1 или TAA-2, выпускаемые на роботизированном конвейере в Японии. Тем более что внешне они очень похожи. Не судьба.







ЛТХ:
Модификация TAA-1
Размах крыла, м 11.40
Длина , м 9.50
Высота, м 2.95
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Lycoming IO-360
Мощность, л.с. 1 x 180
Максимальная скорость, км/ч 295
Крейсерская скорость, км/ч 260
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров