Uavos
S%^Tt$ - 1755000550000
ApusDuo


Разработчик: UAVOS
Страна: США
Первый полет: 2018
Тип: Многоцелевой БПЛА
ЛТХ Доп. информация



Высотные автономные летательные аппараты High Altitude Pseudo Satellites (HAPS) являются чем-то вроде промежуточного звена между искусственными спутниками и обычными беспилотниками. Эти аппараты способны подниматься практически к границе между космосом и земной атмосферой, действуя на большой высоте, как коммуникационные релейные станции, станции наблюдения и экологического мониторинга. Аппараты типа HAPS за несколько последних лет уже неоднократно поднимались в небеса. Аппарат Zephyr в 2010 году стал рекордсменом по высоте и длительности полета, а, начиная с 2014 года в воздухе неоднократно побывали аппараты серии Airbus Perlan и Perlan II.

Помимо перечисленных выше аппаратов свою лепту в дело "освоения" верхних слоев атмосферы внесла компания Facebook со своим аппаратом Aquila и Европейское космическое агентство. А недавно в эту гонку включилась компания под названием UAVOS (проект был основан в Швейцарии, базируется в Силиконовой долине и финансируется российской компанией CB INVEST), которая успешно провела испытательный полет HAPS-аппарата на солнечной энергии, крылья которого могут динамически менять свою форму, адаптируясь к переменам условий, в которых проходит полет в каждый момент времени.

Конструкция аппарата ApusDuo изготовлена преимущественно из легкого углеродистого волокна. Его два параллельных длинных крыла связаны друг с другом тремя распорками. Энергия, необходимая для функционирования этого аппарата, поставляется от солнечных батарей, расположенных на поверхности крыльев, а управляет всем этим небольшой бортовой компьютер. На этот же компьютер поступает масса информации о ветре, погодных условиях и он, компьютер, управляет изменением формы крыльев так, что они обеспечивают максимальную эффективность полета в текущих условиях. Кроме этого, бортовой компьютер управляет взлетом и посадкой, которые проводятся полностью в автоматическом режиме.

Нынешний опытный образец аппарата ApusDuo имеет размах крыльев в 15 метров (в полноценной версии ApusDuo будет иметь размах крыльев до 28 м), а весит он, при этом, всего 21 килограммов и может нести 2 кг полезной нагрузки. Не так давно время налета этого аппарата "перешагнуло" 1000 часов, однако, большая часть полетов проводилась на высоте порядка 20 метров (расчетная высота полетов ApusDuo почти в восемьсот раз больше √ его будут эксплуатировать на высоте 15 000 метров). Тем не менее, эти полеты показали, что гибкие крылья аппарата, способные изменять геометрию, позволят ему летать даже в условиях сильного ветра. Это же, в свою очередь, позволит аппарату летать в более северных широтах, где сильные ветра являются достаточно обыденным делом.



ЛТХ:
Модификация ApusDuo
Размах крыла, м 15.00
Длина самолета, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 21
максимальная взлетная 23
Тип двигателя 1 ЭД
Тяга, кН 1 х
Крейсерская скорость, км/ч
на уровне моря 29
на высоте 15000 м 97
Дальность полета, км
Продолжительность полета, ч
Практический потолок, м 15000

Saker-1


Разработчик: UAVOS
Страна: США, Саудовская Аравия
Первый полет: 2018
Тип: Многоцелевой разведывательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация



Боевые действия, которые велись в сирийском Идлибе, снова привлекли повышенное внимание представителей едва ли не всех армий мира к использованию беспилотных летательных аппаратов, способных выполнять самые разные боевые задачи. Не исключением оказались и военные Саудовской Аравии, сообщившие в 2020 году о принятии на вооружение нового БПЛА. Чем интересна эта крылатая машина?

Речь идет о средневысотном разведывательном беспилотнике с повышенной продолжительностью полета Saker-1B (прототип Saker-1A впервые взлетел в 2018 году). По имеющейся информации, разработкой данной новинки на протяжении целого десятилетия занимались совместно представители американской компании UAVOS и специалисты саудовского Центра науки и технологий имени короля Абдель Азиза (KACST). "Птичка" получилась не мелкая √ БПЛА имеет максимальную взлетную массу в 1,1 тонны и соответствующий размах крыла - 16 метров. Такие параметры обусловлены тем, что Saker-1B изначально "затачивался" именно под длительное патрулирование в условиях, скажем так, не слишком ласкового климата Ближнего Востока, высоких температур и воздействия песчаных и пылевых бурь, характерных для пустынь.

Согласно заявленным ТТХ, беспилотник может выполнять полеты на высоте до 5 километров, при этом без перерыва находясь в воздухе до суток. На сегодняшний день, правда, максимальная длительность полета, зафиксированная во время испытаний, составляет 19 часов, но разработчики клянутся, что и 24 часа для Saker-1B не проблема. Дрон обладает неплохой дальностью действия, составляющей более 2 с половиной тысяч километров. Однако главная его "изюминка" заключается в возможности полностью автономных действий, не требующих постоянного контроля и участия оператора. Имеющиеся системы управления позволяют ему совершать абсолютно самостоятельный взлет с последующим следованием по заложенному маршруту, фиксацией на фото- и видеоаппаратуру отведенных ему для патрулирования участков местности и автоматической же посадкой.

Для поддержки всех этих функций "Пустынный разведчик" Saker-1B оснащен весьма продвинутой системой спутниковой связи, на которую аппарат переключается опять-таки автоматически, стоит ему выйти за пределы прямой видимости наземной станции, с которой осуществляется прямое управление. В связи со всем вышеизложенным наиболее вероятной сферой применения нового БПЛА видится охрана нефтяных промыслов, а также путей транспортировки "черного золота", составляющих основное национальное достояние Саудовской Аравии. Как мы помним, в прошлом году именно эти объекты несколько раз становились целями для разнообразных атак, успех которых однозначно выявил серьезные проблемы с их технической защищенностью. Также, по словам представителей KACST, беспилотник может быть использован в целях разведки и при проведении поисково-спасательных операций как в пустынях, так и на морском побережье.

Будет ли данный проект иметь развитие, к примеру, в направлении создания на базе достаточно мощного Saker-1B ударных БПЛА, пока неизвестно. Во всяком случае, после долгих и придирчивых испытаний (только полетное время которых составило полторы тысячи часов) представители вооруженных сил Саудовской Аравии заявили о том, что полностью удовлетворены полученными результатами и твердо намерены принять этот беспилотник на вооружение.

В мае 2020 года компания UAVOS объявила о выпуске еще более совершенного варианта - Saker-1C с закрылками Фаулера, с увеличенной до 300 полезной нагрузкой, с большей дальностью полета (до 3840 км) и практическим потолком в 7000 метров. Топливные баки нового беспилотника позволяют ему находиться в воздухе до 30 часов. Максимальная скорость увеличена до 204 км/ч (110 узлов).



ЛТХ:
Модификация Saker-1B
Размах крыла, м 16.00
Длина самолета, м 9.20
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная 1100
Тип двигателя 1 ПД Rotax 914
Тяга, кН 1 х 115
Крейсерская скорость, км/ч 120
Дальность полета, км 2600
Продолжительность полета, ч 19
Практический потолок, м 5000