VL
S%^Tt$ - 1755000550000
Haukka


Разработчик: IVL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1927
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Свой третий проект истребителя компания Ilmailuvoimien lentokonetehdas (IVL, ставшяя поздее VL - Valtion lentokonetehdas) начала разрабатывать в конце 1926 года. Руководил созданием машины инженер Курт Бергер (Kurt Berger). С третье попытки руководство IVL смогло договорится о приобретении в Великобритании современных двигателей, ставших основой этого проекта.

Первый вариант истребителя IVL D.26 Haukka (Ястреб) был закончен к весне 1927 года, а первый полет состоялся 17 марта. Это был одноместный одностоечный биплан, оснащенный британским двигателем Bristol Jupiter IV (лицензионная копия французского Gnome et Rhône 9Ac Jupiter) мощностью 414 л.с. (309 кВт).

D.26 Haukka (HA-39) принял участие в сравнительных испытаниях с английским Gloster Gamecock. По результатам конкурса оказалось, что летные характеристики и маневренность у истребителей вполне сравнимы, но у финской машины оказался плохой обзор из кабины.

Для решения проблемы с обзором Курт Бергер переделал конструкцию крыла и компания IVL получила новый контракт на изготовление двух прототипов истребителя D.27 Haukka II. Обе машины (HA-40 и HA-41) были переданы военным для испытаний в начале 1928 года.

Несмотря на то, что Haukka II ничем не уступал "британцу", заказ на серийный лицензионный выпуск 15 экземпляров для Военно-воздушных сил Финляндии (Ilmavoimat) достался Gamecock II. Оба D.27 так же поступили в летные части, где первый использовался до осени 1930, а второй до 1933 года.

Последний экземпляр Haukka (HA-41) был в последствии передан в Музей Авиации.




ЛТХ:
Модификация D.26
Размах крыла, м 9.60
Длина, м 6.60
Высота, м 2.80
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого самолета 940
нормальная взлетная 1290
Тип двигателя 1 ПД Bristol Jupiter IV
Мощность, л.с. 1 х 414
Максимальная скорость , км/ч 249
Крейсерская скорость , км/ч 215
Практическая дальность, км
Продолжительность полета, ч
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7900
Экипаж, чел 1
Вооружение: только планировалось

Humu


Разработчик: VL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1943
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Humu - истребитель, построенный финской фирмой Valtion Lentokonetehdas (VL). В 1940 году ВВС Финляндии заказало в США партию истребителей Brewster Model 239. Было поставлено 44 экземпляра самолета. После вступления в войну Америки против Германии финские части, оснащенные истребителями B-239 оказались отрезанными от поставок запчастей к двигателям. Из-за этого к 1942 году самолеты оказались на "приколе".

Было решено создать на базе истребителя B-239, финскую модификацию оснащенную трофейными двигателями советского производства М-63. В связи с нехваткой алюминиевых сплавов, в конструкции самолета преобладали деревянные элементы. Для компенсирования уменьшения мощности двигателя было решено уменьшить количество пулеметов до двух. Первоначальная версия самолета созданного на базе серийного самолета B-239 потерпела аварию в 1943 году. Второй вариант, полностью построенный в Финляндии (серийный номер HM-671) полетел 8 сентября 1944 года.

Самолет показал недостаточные на тот момент летные характеристики. В связи с тем, что в это время на вооружение ВВС Финляндии поступали Messerschmitt Bf 109G-2 и G-6, а так же доводились более перспективные самолеты дальнейшие работы над самолетом Humu было решено остановить. После 20 часов испытательных полетов самолет был списан 28 марта 1945 года. Самолет был передан в музей авиации Keski-Suomen в городе Tikkakoski.






ЛТХ:
Модификация Humu
Размах крыла, м 10.67
Длина, м 7.94
Высота, м 3.66
Площадь крыла, м2 19.41
Масса, кг
пустого самолета 2050
нормальная взлетная 2895
Тип двигателя 1 ПД Швецов М-63
Мощность, л.с. 1 х 930
Максимальная скорость , км/ч 430
Крейсерская скорость , км/ч 398
Практическая дальность, км 980
Скороподъемность, м/мин 800
Практический потолок, м 8000
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 12,7 мм пулемета LKK/42 (Colt-Browning M2)

C.24


Разработчик: IVL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1924
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В начале 1920-х годов командование ВВС Финляндии попыталось договорится с немецкой компанией Siemens-Schuckert о лицензионном выпуске истребителей SSW D.VI, но послевоенные запреты союзников помешали этим планам. После этого было решено начать разработку собственных истребителей. В 1923 году контракт на разработку прототипа был выдан компании Ilmailuvoimien lentokonetehdas (IVL, ставшяя поздее VL - Valtion lentokonetehdas).

Разработку истребителя поручили инженеру Курт Бергер (Kurt Berger). Проект получивший обозначение IVL C.24 представлял собой одноместный подкосный высокоплан, оснащенный немецким звездообразным двигателем Siemens-Halske Sh.IIIA мощностью 160 л.с. (119 кВт). Специально для этого один такой двигатель удалось приобрести в Копенгагене.

Весной 1924 года прототип был закончен и 16 августа C.24 с бортовым номером 8F.4 совершил свой первый полет. В ходе испытаний самолет продемонстрировал неплохие летные характеристики, но оказался недостаточно маневренным. К тому же постоянно возникали проблемы с двигателем.

Единственный экземпляр истребителя вернули на завод компании IVL, где он использовался в программе разработки модернизированной версии C.25. В последствии его разобрали и хранили в ангаре завода.

В начале 1980-х C.24 собрали и передали в музей Hallinportin ilmailumuseo. Но оказалось что по ошибке на C.24 приделали крыло от C.25. После доработки машину сначала демонстрировали до 2006 года в музее Sotamuseon Maneesi, а затем сдали в запасники Центральный музей авиации Финляндии.




ЛТХ:
Модификация C.24
Размах крыла, м 9.50
Длина, м 7.14
Высота, м 2.93
Площадь крыла, м2 19.00
Масса, кг
пустого самолета 659
нормальная взлетная 870
Тип двигателя 1 ПД Siemens-Halske Sh.IIIA
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость , км/ч 200
Крейсерская скорость , км/ч 175
Практическая дальность, км
Продолжительность полета, ч
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: только планировалось

C.25


Разработчик: IVL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1925
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



После неудачи с проектом IVL C.24 компания Ilmailuvoimien lentokonetehdas (IVL, ставшяя поздее VL - Valtion lentokonetehdas) попробовала приобрести новый двигатель в Великобритании, но сделать этого не удалось и инженеру Курту Бергеру (Kurt Berger) поручили просто доработать старый проект.

В результате 1 июня 1925 года впервые поднялся в небо истребитель IVL C.25. Он так же представлял собой одноместный подкосный высокоплан, оснащенный немецким звездообразным двигателем Siemens-Halske Sh.IIIA мощностью 160 л.с. (119 кВт). Новый самолет отличался от предшественника конструкцией крыла с более толстым профилем и заменой некоторых деревянных деталей конструкции на металлические.

В конце августа 1925 года C.25 передали военным для испытаний, где он получил номер 8G.23. В ходе полетов выяснилось, что машина обладает посредственным передним обзором, но при этом значительно улучшилась маневренность - по утверждению пилотов самолет по этому показателю превосходил французский Gourdou-Leseurre GL-21.

Однако проблемы с двигателем никуда не делись. В результате остановки мотора единственный экземпляр C.25 был уничтожен при посадке в декабре 1925 года. Пилот отделался легким испугом. Восстанавливать истребитель не стали, так как по рукой не было подходящего двигателя.



ЛТХ:
Модификация C.25
Размах крыла, м 9.50
Длина, м 6.90
Высота, м
Площадь крыла, м2 16.30
Масса, кг
пустого самолета 655
нормальная взлетная 843
Тип двигателя 1 ПД Siemens-Halske Sh.IIIA
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость , км/ч 210
Крейсерская скорость , км/ч 185
Практическая дальность, км
Продолжительность полета, ч
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: только планировалось

K.1 Kurki


Разработчик: IVL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1927
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1927 году финская компания Ilmailuvoimien lentokonetehdas (IVL, ставшяя поздее VL - Valtion lentokonetehdas) построила прототип многоцелевого самолета K.1 Kurki. Его первый полет состоялся 20 марта 1927 года с поплавковым шасси. Это был четырехместный подкосный высокоплан, оснащенный девятицилиндровым звездообразным двигателем Siemens-Halske Sh-12 мощностью 120 л.с. (89 кВт).

Первоначально машина предназначалась для гражданской авиации в качестве учебной или туристической, но летные характеристики оказались ниже ожидаемых и получить контракты не удалось.

После этого K.1 Kurki был переделан на колесное шасси (в зимнее время оно заменялось на лыжи) и предложен ВВС Финляндии в качестве учебно-тренировочного или связного самолета. В ходе испытаний предложенной машины военные от серийного выпуска Kurki отказались.

В конце 2010-х годов прототип K.1 Kurki был реставрирован и выставлен в Музее авиации Пяйят-Хяме в Весивехме.





ЛТХ:
Модификация K.1 Kurki
Размах крыла, м 12.30
Длина, м 7.53
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого самолета 800
нормальная взлетная 1200
Тип двигателя 1 ПД Siemens-Halske Sh 12
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость у земли , км/ч 142
Крейсерская скорость , км/ч 124
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 2950
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 2-3 пассажира

Kotka


Разработчик: VL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1930
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Вслед за вспомогательным самолетом Saaski конструктор Керт Берджер работавший на фирме Valtion Lentokonetehdas (VL) разработал многоцелевой вспомогательный самолет для ВМС Финляндии.

Новый проект, получивший обозначение E.30 Kotka предусматривал создание двухместного деревянного биплана способного выполнять роли разведчика, легкого бомбардировщика и самолета связи. Им планировалось заменить устаревшие самолеты Blackburn Ripon.

Опытный вариант самолета Kotka I (регистрационный номер KA-144), с двигателем Bristol Jupiter IV мощностью 420 л.с., был готов к осени 1930 года. Его первый полет состоялся 30 сентября этого же года.

После успешных испытаний военные заказали еще пять экземпляров самолета, получивших обозначение Kotka II. Первые два самолета серии (KA-144 и -145) были изготовлены с тем же двигателем, что и опытная машина. Еще на двух (KA-146 и -148) был установлен девятицилиндровый Pratt & Whitney R-1690-B Hornet мощностью 575 л.с., а остальные (KA-147 и -149) оснащались девятицилиндровыми Wright R-1820-E Cyclone той же мощности. Все самолеты были поставлены заказчику в 1931 году.

К моменту вступления Финляндии в войну с СССР морские разведчики "Kotka" II находились в составе LLv 26 и LLv 16. Их использовали только для патрулирования побережья вплоть до 1942 года, а затем передали в учебные эскадрильи. Последние Kotka II использовались до 1944 года как связные самолеты.




ЛТХ:
Модификация Kotka II
Размах крыла, м 12.70
Длина, м 9.70
Высота, м 3.55
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 1380
нормальная взлетная 2380
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-1690-B Hornet
Мощность, л.с. 1 х 575
Максимальная скорость у земли , км/ч 225
Крейсерская скорость , км/ч 185
Практическая дальность, км 650
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5600
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Vickers у пилота,
два 7.7-мм пулемета Lewis у наблюдателя
до 300 кг легких бомб

Myrsky


Разработчик: VL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1941
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В конце 30-х годов ВВС Финляндии проявили заинтересованность в новом скоростном истребителе. 8 июня 1939 года был подписан контракт с фирмой Valtion Lentokonetehdas (VL) на разработку и строительство этого самолета. Конструкторское бюро во главе с инженером A. Ylinen подготовило проект к декабрю 1940 года.

Самолетом кроме финских ВВС заинтересовались так же и шведские ВВС. Был заключен контракт на поставку самолета для обеих ВВС (после получения результатов испытаний в 1942 году шведы отказались от поставок). При создании самолета использовались некоторые конструктивные решения голландского истребителя Fokker D-XXI (производимого фирмой VL по лицензии). Самолет был оборудован американским двигателем Pratt & Whitney R-1830-SC3G Twin Wasp мощностью 1114 л.с. и вооружен четырьмя 7.7-мм и двумя 12.7-мм пулеметами. Первый прототип самолета Myrsky (MY-1) совершил полет 23 декабря 1941 года.

До ноября 1943 года самолет подвергался значительным изменениям, после которых он смог показать приемлемые летные характеристики - максимальна скорость полета достигла 519 км/ч на высоте 3250 метров, и смог достигать высоты в 5000 метров за 6.5 минут. Параллельно с этом самолетом проводились работы с тремя экземплярами (MY-2...4) получившими обозначение Myrsky I. На самолете был установлен двигатель шведского производства Svenska Flygmotor STW C-3G (шведский вариант Twin Wasp). А вооружение состояло из трех (MY-2 и MY-3) или четырех (MY-4) 12.7-мм пулеметов. Во время испытаний были повреждены два самолета (MY-2 и MY-3), но 26 февраля 1944 года истребитель MY-4 был передан в авиационную часть HLeLv 26 для военных испытаний.

После испытаний было принято решение о выпуске серийной модели самолета под обозначением Myrsky II. Первые 14 серийных самолета были поставлены в боевые части (первые самолеты были переданы в TLeLv 12) до июля 1944 года. Эти самолеты были использованы в боях в сентябре 1944 года. Последние самолеты серии (номера с MY-47 до MY-51) остались на складе фирмы и в последствии были пущены на слом. В марте 1944 года был заключен контракт на постройку модернизированной версии Myrsky III. Однако этот контракт был аннулирован.




ЛТХ:
Модификация Myrsky II
Размах крыла, м 11.00
Длина, м 8.35
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого самолета 2337
нормальная взлетная 2947
максимальная взлетная 3213
Тип двигателя 1 ПД Svenska Flygmotor STW C-3G
Мощность, л.с. 1 х 1065
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 535
у земли 470
Крейсерская скорость , км/ч 365
Практическая дальность, км 1100
Боевая дальность, км 650
Скороподъемность, м/мин 860
Практический потолок, м 9500
Экипаж 1
Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета LKK/42 (боезапас 220-240 патронов)
две 100 кг бомбы

Pyorremyrsky


Разработчик: VL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1944
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Хотя военно-воздушные силы Финляндии (Ilmavoimat) были образованы 6 марта 1918 года - сразу же после объявления Финляндией независимости, √ производства самолетов отечественных конструкций практически не существовало, и ВВС находились в зависимости от вооружения иностранного происхождения. Хотя подобная практика значительной степени продолжается до сих пор, еще в 1921 году в Хельсинки был создан государственный авиастроительный завод (Valtion Lentokonetehdas √ VL) для обеспечения, по крайней мере, частичной независимости от импорта, создания ремонтных мощностей, а также развития собственной школы авиастроения. Первоначально была закуплена лицензия на поплавковый гидросамолет Hansa-Brandenburg W.33 (выпускался под обозначением IVL A.22 Hansa), но вскоре был разработан проект истребителя-биплана Haukka.

Первоначально цеха государственного авиазавода были расположены в Суоменлинна и в Сантахамина (Santahamina) (остров к востоку от Хельсинки), но в 1931 году из-за близости к советской границе было решено перебазировать производственные мощности в Тампере. Помимо более удобного стратегического положения данный переезд обеспечил во время мирового экономического кризиса рабочими местами несколько сотен человек.

В конце 1930-х годов было принято решение о разработке истребителя собственной конструкции, ориентированного на отечественные производственные мощности и условия эксплуатации. В мае 1939 года конструкторским бюро VL были представлены пять вариантов, и в июне 1939 года министерством обороны Финляндии заводу был выдан заказ на проектирование истребителя.

На основе опыта, полученного в ходе финской войны, дипломированный инженер Торсти Рафаэль Веркола [1] (Dipl. Ing. Torsti Rafael Verkkola) разработал истребитель-моноплан, получивший обозначение Myrsky (буря). Этот самолет смешанной конструкции оснащался самым мощным из имевшихся в Финляндии двигателей: двухрядным радиальным четырнадцатицилиндровым мотором SFA STWC3-G, являвшимся шведской копией двигателя Pratt & Whitney SC-3 Twin Wasp и развивавшим на взлете мощность 1065 л.с. (783 кВт). Несмотря на то, что Myrsky оснащался относительно слабым двигателем, не предлагавшим в ближайшем будущем достаточного увеличения мощности, в 1941 году началась постройка первого прототипа. Серийное производство было начато осенью 1942 года и всего было изготовлено 51 самолетов данного типа.

С 1942 года количественное и качественное превосходство ВВС РККА над авиацией Финляндии становилось все более очевидным. Хотя с 1942 по 1944 года Германией финским ВВС были переданы 160 современных истребителей Messerschmitt Bf109G-2, G-6 и других версий, ситуация у стран Оси начала ухудшаться, и в связи со все большими успехами (особенно со второй половины 1943 года) стран Антигитлеровской коалиции становилось очевидным, что дальнейшие поставки новых Bf 109 и, соответственно, запасных частей к ним станут более и более проблематичными.

В этой ситуации командование финских ВВС заказало у LV разработку истребителя, который должен был изготавливаться из отечественных материалов (в основном из дерева и стали) и который должен был обладать сопоставимыми с Bf 109G-6 характеристиками. Дипломированный инженер Т. Р. Веркола совместно с инженерами Арво Илиненом (Arvo Ylinen), разработавшим учебный самолет Ругу, и Эдвардом Вигелиусом (Edward Wegelius), принимавшим участие в разработке истребителя Myrsky, предложил элегантный аэродинамически чистый низкоплан, оснащенный немецким двенадцатицилиндровым двухрядным инвертированным редукторным двигателем Daimler-Benz DB 605AC, развивавшим 1475 л.с. (1085 кВт) и вращавшим немецким же трехлопастный винт VDM. В проекте у немецкого истребителя были позаимствованы обтекатель втулки винта и капот двигателя, что делало новый финский самолет, получивший обозначение Pyórremyrsky (ураган), очень похожим спереди на Bf 109G.

Однако конструкции машин были разными. Основной средней части фюзеляжа, начинающейся за противопожарной перегородкой толщиной 10 мм и заканчивавшейся за кабиной пилота, служила конструкция из сварных стальных труб, покрытой съемными дюралевыми и фанерными панелями. К последнему шпангоуту средней части была прикреплена задняя часть фюзеляжа, представляющая собой деревянный монокок и изготовленная с килем вертикального оперения как единое целое.

К креплениям на трубчатой конструкции средней части фюзеляжа были присоединены лонжероны центроплана крыла. Центроплан крыла имел отрицательное поперечное V, тогда как консоли отличались увеличенный поперечный угол крыла. Силовой набор крыла был деревянным, обшивка крыла √ фанерной.

Стабилизатор был деревянным и регулируемым в полете. Элероны и рули высоты и направления имели металлический каркас и полотняную обшивку; закрылки были дюралюминиевыми.

Основные стойки шасси были заимствованы у Bf 109G, но расположение их было изменено: они были прикреплены к лонжеронам крыла в точках соединения центроплана и консолей и убирались в направлении фюзеляжа. Применив шасси с широкой колеей, финские конструкторы устранили один из серьезных недостатков истребителя компании Messerschmitt A.G., отличавшегося узким и неустойчивым шасси. Хвостовое колесо также было полностью убирающимся.

Радиаторы были аналогичны установленным на Bf 109, но были расположены ближе к лонжеронам крыла и их регулирующие заслонки не были объединены с закрылками.

Основной топливный бак был размещен в фюзеляже позади кабины пилота.

Вооружение истребителя Pyórremyrsky должно было состоять из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов LKK-42 и одной 20-мм мотор-пушки MG 151, но на прототипе оно не устанавливалось.

Размеры истребителя, хотя и увеличились, его взлетная масса возросла всего на 300 кг по сравнению с Bf.109G-2.

Постройка прототипа шла довольно долго, что было связано с подписанным в сентябре 1944 года в Москве Соглашением о перемирии с СССР и Великобританией и начавшейся почти сразу же после подписания Лапландской войной, в ходе которой Финляндия начала очищать свою территорию от войск своего прежнего союзника. Первый полет прототипа состоялся лишь после окончания войны. В Тампере 21 ноября 1945 года Pyörremyrsky поднялся в воздух под управлением капитана Эско Халме (Esko Halme). На испытаниях самолет показал максимальную скорость 620-645 км/ч при выполнении полного виража за 22-23 секунды, что было лучше, чем у ╚мессера╩. Тем не менее, прототип истребителя страдал детскими болезнями, на устранение которых понадобилось довольно долгое время. Полностью испытательный цикл был пройден в 1947 году, после чего Pyörremyrsky был передан в ограниченную эксплуатацию в одну из вспомогательных эскадрилий.

Как и следовало ожидать, в связи с наступлением эры реактивной авиации интерес к истребителям с поршневыми двигателями резко пошел на убыль и заказов на постройку Pyörremyrsky не последовало. Свою карьеру единственный прототип закончил спустя 6 лет √ в 1954 году, налетав в общей сложности всего 27 часов. Сначала его поставили на временное хранение, а в 1971 году передали в Музей авиации Центральной Финляндии, где он и находится до сих пор.

(c) alternathistory.org.ua



ЛТХ:
Модификация Pyorremyrsky
Размах крыла, м 10.38
Длина, м 9.85
Высота, м 3.89
Площадь крыла, м2 19.00
Масса, кг
пустого самолета 2619
максимальная взлетная 3420
Тип двигателя 1 ПД Daimler Benz DB605AC
Мощность, л.с. 1 х 1475
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 645
у земли 570
Крейсерская скорость , км/ч 486
Практическая дальность, км 950
Скороподъемность, м/мин 960
Практический потолок, м 9800
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 20-мм пушка и два 12.7-мм пулемета

Pyry


Разработчик: VL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1939
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Подготавливаясь к приему новой техники из-за рубежа штаб финских ВВС всерьез задумался и над обновлением парка учебных самолётов. К середине 1930-х гг. основными учебными самолётами были бипланы фирмы Valtion Lentokonetehdas, основное предприятие которой размещалось в г.Тампере, либо устаревшие машины, выведенные из частей первой линии. Требованиям времени они соответствовали лишь отчасти, поэтому 27 октября 1937 года штаб ВВС распорядился начать работы по абсолютно новому самолёту предназначенного для подготовки лётчиков-истребителей, а значит обладающего достаточно высокими скоростными данными.

Проект, также разработанный фирмой VL, получил название "Pyry". Им занималась конструкторская бригада под руководством инженера Арво Илинена, предложившая вариант самолёта, конструктивно напоминавшего голландский истребитель Fokker D.XXI. Сделано это было для упрощения перехода с тренировочной машины на боевую. Фюзеляж финского самолёта собирался из стальных труб и обшивался тонкими дюралевыми листами, только его хвостовая часть имела полотняную обшивку. Крыло эллиптической формы была деревянным и оснащалось закрылками типа Handley-Page. Основные стойки шасси выполнили неубираемыми, закрытыми обтекателями. Двухместная кабина лётчиков имела двойное управление и была хорошо остеклена. Винтомоторная группа состояла из американского двигателя Wright R-975-E3 "Whirlwind", закрытого капотом NACA, с двухлопастным деревянным винтом. Также предусмотрели и вооружение, заключавшееся в установке в передней части фюзеляжа одного 7,7-мм пулемета.

Самолёт очень понравился представителям ВВС и 10 декабря 1938 года был подписан контракт на постройку первого прототипа. Опытный образец (PY-1) был построен в течении нескольких месяцев и 29 марта 1939 года его облетал пилот Йорма Висапаа. Предварительные испытания показали вполне обнадеживающие данные и 3 мая ВВС заказали серию из 40 самолётов (PY-2 - PY-41) с поставкой в период между декабрем 1940 г. и июнем 1941 г. Серийные образцы были модифицированы и получили обозначение "Pyry"II (т.е. - 2-я серия). Полученные самолёты распределили между учебными эскадрильями T-LentoR 2, T-LLv 17, T-LLv 25, T-LLv 35.

Спешка с выпуском самолёта, не полностью прошедшего испытательный цикл, не пошла на пользу. "Pyry"II обладал целым рядом недостатков, самым большим из которых была трудность управления в полете и на посадке, что для тренировочной машины было совершенно неприемлемо. По этой причине было потеряно 29 (!) самолётов и 27 пилотов, однако снимать "Pyry"II с вооружения никто не собирался. Самолёты просто перекочевывали из одной эскадрильи в другую. Достаточно привести список этих истребительных частей: LLv 12, LLv 14, LLv 16, LLv 24, LLv 26, LLv 28, LLv 30, LLv 32, LLv 34, LLv 46, LLv 48, LeSK\ISK, KoeL, IImaVE и PLeLv 41. В послевоенный период оставшиеся экземпляры находились только в составе лётных школ.

Летчики очень ценили этот самолет за надежность и простоту. Первая авария с ним произошла лишь в марте 1943 года. Pyry использовался еще в течение 20 лет, за это время на нем прошли обучение более 700 пилотов, налетавших в общей сложности более 56 000 часов. Благодаря этому его считают одним из самых удачных самолетов созданных в Финляндии.

Последний полет Pyry состоялся 7 сентября 1962 года. Два экземпляра самолета находятся в музеях - PY-1 в Keski-Suomen Ilmailumuseo, а PY-27 в Suomen Ilmailumuseo в Вантаа.



ЛТХ:
Модификация Pyry II
Размах крыла, м 9.80
Длина, м 7.70
Высота, м 2.55
Площадь крыла, м2 12.70
Масса, кг
пустого самолета 1045
нормальная взлетная 1535
Тип двигателя 1 ПД Wright R-975-E3 Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость у земли , км/ч 330
Крейсерская скорость , км/ч 286
Практическая дальность, км 1050
Скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м 5600
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.7-им пулемет Browning (480 патронов)

Sääski


Разработчик: VL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1928
Тип: Легкий вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолет Sääski стал первым серийным самолетом, полностью разработанным и построенным в Финляндии.

Его разработкой занимались конструкторы Керт Берджер и Ассер Джарвинен, работающие на фирме Valtion Lentokonetehdas (VL).

Работы над самолетом были начаты в 1927 году. Опытный образец, получивший обозначение Sääski I, был готов в марте 1928 года. Вскоре он прошел гражданскую сертификацию и получил номер K-SASA, а в июне его приобрели ВВС Финляндии.

Вслед за опытной версией самолета конструкторы разработали улучшенный вариант самолета, получивший обозначение Sääski II.

Первоначально было построено четыре экземпляра для гражданских заказчиков, а затем серию из 10 самолетов заказали военные. Последний из заказанных самолетов был поставлен в FAF в 1930 году. Хорошие отзывы о самолета побудили ВВС заказать в этом же году еще одну серию из 32 самолетов. Последние 22 самолета (рег.номера SÄ-127 - SÄ-148) получили новые крылья большего размаха. Эти самолеты имели обозначение Saaski IIA.

В финских ВВС самолет использовался как учебно-тренировочный, связной и для аэрофотосъемки. Часть самолетов были оборудованы поплавками и переданы в Береговую охрану.

В такой же комплектации (поплавковый гидросамолет) несколько самолетов были поставлены для ВМС Норвегии.

До наших дней сохранилось два экземпляра Sääski IIA - один находится Авиационном музее в Ванта, другой в музее в Халлинпортти.



ЛТХ:
Модификация Sääski IIA
Размах крыла, м 9.90
Длина, м 7.40
Высота, м 2.40
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого самолета 609
нормальная взлетная 913
Тип двигателя 1 ПД Siemens-Halsken Sh 12
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость у земли , км/ч 145
Крейсерская скорость , км/ч 110
Продолжительность полета, ч.мин 3.30
Скороподъемность, м/мин 138
Практический потолок, м 4500
Экипаж 2

Tuisku


Разработчик: VL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1934
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 30-х годов прошлого века ВВС Финляндии заказали фирме Valtion Lentokonetehdas (VL) новый учебно-тренировочный биплан. Работу над новым самолетом начал в 1932 году главный конструктор фирмы Арво Илинен. Опытный образец (регистрационный номер TU-149) был годов в 1933 году.

Первый полет самолета, получившего наименование VL Tuisku, состоялся 10 января 1934 года. В 1935 году был закончен второй опытный образец (TU-150). Он оснащался двигателем Lycoming R-680-BA мощностью 240 л.с. Его испытания успешно завершились 5 февраля. После чего последовал заказ на 29 серийных самолетов (рег. номера TU-151 - TU-179).

Первые 12 заказанных серийных машин Tuisku I собрали ещё до конца февраля 1936 года, однако ВВС приняли их лишь летом. Еще один дополнительно построенный самолет поступил в ВВС в конце апреля. В 1937 году военные получили дополнительную партию из 16 усовершенствованных самолётов Tuisku II с семицилиндровым звездообразным двигателем Аrmstrong Siddeley Lynx IVC мощностью 215 л.с. Всего было произведено 31 экземпляр самолета. Они использовались в основном как учебные для подготовки пилотов, но несколько самолетов были переоборудованы в самолеты береговой охраны, связные и наблюдения.

Последний Tuisku был выведен из состава ВВС в январе 1950 году. До наших дней сохранилось три экземпляра самолета - два находятся в Авиационном музее в Вантаа, а один реставрированный стоит перед старым зданием фирмы VL в Тампере.



ЛТХ:
Модификация Tuisku II
Размах крыла, м 12.10
Длина, м 9.35
Высота, м 3.26
Площадь крыла, м2 33.65
Масса, кг
пустого самолета 1021
нормальная взлетная 1350
Тип двигателя 1 ПД Аrmstrong Siddeley Lynx IVC
Мощность, л.с. 1 х 215
Максимальная скорость у земли , км/ч 209
Крейсерская скорость , км/ч 178
Практическая дальность, км 955
Скороподъемность, м/мин 158
Практический потолок, м 4750
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7.62-мм пулемета
и 4 крепления Tolfvan для легких бомб (12.5-25 кг)

Viima


Разработчик: VL
Страна: Финляндия
Первый полет: 1936
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Пока шли испытания самолета Tuisku, 5 февраля 1935 года военные заказали новый учебный самолёт, получивший обозначение VL Viima. Первый прототип Viima I облетали 11 января 1936, второй - 12 октября 1937 года.

За ними последовала серия из 22 самолётов Viima II, оснащенных звездообразным двигателем Siemens-Halske Sh.14 A4 мощностью 150 л.с. В июле-декабре 1939 года все машины были приняты ВВС, где использовались для подготовки пилотов. Немного позже две машины были переданы командованию ПВО Финляндии. После Второй мировой войны самолеты прошли модернизацию и получили закрытые кабины. Два последних самолёта Viima II эксплуатировались до 1953 года.









ЛТХ:
Модификация Viima II
Размах крыла, м 9.20
Длина, м 7.35
Высота, м 2.73
Площадь крыла, м2 20.00
Масса, кг
пустого самолета 555
нормальная взлетная 875
Тип двигателя 1 ПД Siemens-Halske Sh.14 A4
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость у земли , км/ч 186
Крейсерская скорость , км/ч 158
Практическая дальность, км 540
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3700
Экипаж, чел 2