Voisin
S%^Tt$ - 1755000550000
Canard


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1911
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Это один из первых гидросамолетов в мире, поплавковый вариант сухопутного "Вуазена" 1909 г. "Канар" (по-французски - "утка") представлял собой трехстоечный биплан с четырьмя вертикальными перегородками. Коробка крыльев и фюзеляж с двухместной кабиной опирались на четыре широких поплавка. Они имели вид плоских снизу и сверху немного выпуклых фанерных коробок с заостренными передней и задней кромками. Три поплавка устанавливались под крыльями, четвертый - под носовой частью фюзеляжа. Поплавки крепились к самолету на стойках (задние - с пружинной амортизацией).

История его появления в России такова. Летом 1911 г. В.Н.Кедрин и С.Ф.Дорожинский отправились за границу для закупки двух новых гидропланов - биплана Кертисса и моноплана Этриха. Дорожинскому предстояло обучиться на них полетам. Но от закупок Кертисса и Этриха отказались, и после посещения гонок морских самолетов в Монако офицеры решили приобрести два гидроплана Вуазен "Канар". После заключения контракта Дорожинский остался наблюдать за постройкой и обучаться полетам, но во время одного из них на только что построенном "Канаре" потерпел аварию. Офицер был серьезно ранен и перестал посылать регулярные отчеты в Севастополь.

Поломка аэроплана и связанные с ней дополнительные расходы, молчание авиатора и задержка фирмы с выполнением заказа усугубились утечкой сведений о контракте во французскую прессу. Недовольное руководство в начале 1912 г. приказало опальному авиатору вернуться домой, сдав дела поручику И.И.Стаховскому. Тот в начале февраля 1912 г. вместе с Дорожинским проинспектировал мастерские Вуазена. Они произвели удручающее впечатление, казалось, что фирма находится на грани банкротства. Тем не менее в марте-апреле оба "Канара" доставили в Севастополь, там их собрали и облетали под руководством французского инструктора. В 1912-1913 гг. "Канары" довольно интенсивно эксплуатировались на Черноморском флоте, у них были порядковые (тактические) номера "1" и "2".







ЛТХ:
Модификация Canard
Размах крыла, м 12.00
Длина самолета,м 8.00
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 40.00
Масса, кг
пустого самолета 550
максимальная взлетная 820
Тип двигателя 1 ПД Gnome
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость, км/ч 70
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Icare


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1912
Тип: Легкий многоцелевой гидросамолет
ЛТХ Доп. информация


В 1912 году братья Вуазен (Gabriel & Charles Voisin) получили заказ нефтяного магната и почитателя авиации Анри Дойча де ла Мёрта (Henry Deutsch de la Meurthe) на создание "летающей яхты". Разработкой проекта под заказ занялись Габриель Вуазен и Морис Коллекс (Maurice Colliex). В этом же году компания братьев Appareils d'Aviation Les Frères Voisin построила в единственном экземпляре семиместный четырехстоечный биплан, оснащенный двигателем Clerget мощностью 200 л.с.

Первый полет гидросамолета, получившего обозначение Voisin Icare, состоялся 23 ноября 1912 года, причем сразу с шестью человеками на борту. Планер "Аэрояхты" был аналогичен планеру биплана Voisin 1907 года, но увеличен в размерах. Каркас из стальных труб, двигатель стоял в лодке (за основу взяли моторную лодку Ricochet) и через цепной привод вращал четырехлопастный (на самом деле это были два обычных двухлопастных винта) пропеллер. Шестиколесное шасси вроде как временное явление, только для первых испытаний самолета.

Чтобы подчеркнуть сто самолет действительно многоцелевой разработчики предусмотрели возможность установки двух пулемета или двух митральез с амуницией.






ЛТХ:
Модификация Icare
Размах крыла, м 22.16
Длина самолета,м 17.50
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 56.00
Масса, кг
пустого самолета 1350
максимальная взлетная 2050
Тип двигателя 1 ПД Clerget
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 6 пассажиров

Voisin Triplan


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1915
Тип: Тяжелый бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



В 1915 году Французское правительство заказало авиастроителям разработать и построить свой аналог немецких тяжелых бомбардировщиков. В этом же году Габриель Вуазен (Gabriel Voisin) всего за пять недель построил большой триплан, оснащенный четырьмя двигателями Salmson мощностью 270 л.с. Самолет Voisin Triplan стал первым четырехмоторным самолетом, построенным во Франции.

Бомбардировщик получивший название "J.Benoist -L.Mijduant" был представлен военным 15 августа 1915 года. В ходе испытаний машина развила скорость в 140 км/ч, а ее практическая дальность составила всего 420 километров, что никак не позволяло наносить бомбовые удары в тылу у немцев. Два других бомбардировщика, представленных на конкурсе, тоже не впечатлили военных и сам конкурс был отменен. Voisin Triplan был разобран и его запчасти пролежали почти целый год.








ЛТХ:
Модификация Voisin Triplan 1915
Размах крыла, м 38.00
Длина, м 23.80
Высота, м 5.42
Площадь крыла, м2 200.00
Масса, кг
пустого самолета 4500
нормальная взлетная 6500
Тип двигателя 4 ПД Salmson
Мощность, л.с. 4 х 270
Максимальная скорость, км/ч 140
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 420
Практический потолок, м 2000
Экипаж, чел 4
Вооружение: только планировалось

Voisin L/LA


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1914
Тип: Легкий бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Ферменный двухместный биплан с толкающим винтом. Конструкция смешанная. Стержни хвостовой фермы, лонжероны крыла и стойки бипланной коробки - стальные трубы. Гондола обшита фанерой, крылья и оперение - полотном. Первая модификация, обозначенная литерой "L" и оснащенная ротативным мотором, построена знаменитыми французскими авиаконструкторами братьями Вуазен в начале 1914 года. В апреле того же года впервые поднялся в воздух "Voisin LA" со звездообразным двигателем водяного охлаждения "Сальмсон" и увеличенным размахом верхнего крыла.

К началу первой мировой войны "Voisin LA" был принят на вооружение французской военной авиации. Парижский завод, принадлежавший одному из братьев Габриэлю Вуазену, развернул серийный выпуск машины. Всего во Франции в 1914-1915 годах построено более 800 аппаратов. Кроме того небольшой серией выпущен "Voisin LB", вооруженный 37-мм полуавтоматической пушкой Hotchkiss.

В ноябре 1914-го из Вуазенов сформировали первое во Франции бомбардировочное подразделение (Groupe de Bo-mbardement). Самолет не обладал сколь-нибудь выдающимися летными данными, однако он уверенно держался в воздухе, был прочен, надежен и прост в управлении. Тогда это считалось вполне достаточным, и "Voisin" получили широкое распространение как во фронтовых эскадрильях, так и в летных школах.

Итальянская фирма SIT построила по лицензии 112 "Voisin LA", оснастив их рядными моторами водяного охлаждения "Фиат", "Изотта-Фраскини" или "Рено". Эти машины, поступившие на вооружение итальянских ВВС, получили полуофициальное наименование "Voisin SIT". В британском Королевском воздушном корпусе служили 94 "Voisin LA", из которых 44 были куплены во Франции, а остальные -построены английской фирмой Сэвиджз. Эти самолеты летали в Месопотамии, Палестине и в бассейне Эгейского моря.











ЛТХ:
Модификация Voisin L
Размах крыла, м 14.74
Длина, м 9.50
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2 45.00
Масса, кг
пустого самолета 800
нормальная взлетная 1200
Тип двигателя 1 ПД Gnome
Мощность, л.с. 1 х 70-80
Максимальная скорость, км/ч 105
Крейсерская скорость, км/ч 96
Продолжительность полета, ч.мин 3.30
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 2
Вооружение: 1-2 шкворневых 7.5-мм пулемета и, в зависимости от модификации
от 47 до 230 кг бомб.

Voisin LB (LBP, LBR)


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Самолет непосредственной поддержки войск
ЛТХ Доп. информация



Братья Габриель и Шарль Вуазены построили первый самолет еще в 1907 году, для строительства самолетов братья организовали в Исиле-Молино, департамент Сена, небольшую мастерскую, которая со временем превратилась в настоящий завод.

На базе семейства машин созданных по схеме биплана с толкающим винтом использовавшихся в качестве разведчиков и бомбардировщиков, фирма создала целый ряд модификаций самолетов поддержки с артиллерийским вооружением. Все модификации отличались в основном двигательными установками и небольшими изменениями в конструкции. Надо заметить, что обозначения принятые на заводе определяли функцию самолета и тип использованного двигателя, в армии использовалась другая номенклатура.

Фирма экспериментировала с "тяжелой" артиллерией еще в 1910 году когда Габриель Вуазен поставил пушку на аэроплан, который впрочем, с ней не летал. Уже в конце 1914 г. на Voisin 3 начали устанавливать 37-мм пушку Hotchkiss M1885, такой самолёт получил обозначение Voisin IV Ca.2, а заводское Type LB и Type LBS. Но недостаточная мощность двигателя ограничила выпуск этой машины.

Весной 1916 г. во Франции были разработаны спецификации самолёта, вооруженными авиапушками. Проект получил название Class D. На D1 устанавливалась 37 мм. Hotchkiss M1885 с низкой скоростью стрельбы, а на D2 - скорострельная M1902. Вскоре в ответ на нее на базе модификаций Voisin V с двигателем Salmson M9 в 150 л.с., появился самолет поддержки LBP, который имел меньшие габариты, чем прототип, но оказался более тяжелым, из за установки пушки. На самолет устанавливали то же 37-мм орудие или более серьезную 47-мм систему той же фирмы Hotchkiss. Как и на предыдущих машинах пушка стояла в носовой части фюзеляжа на подвижном лафете. Самолеты LBP начали применять на фронте с августа 1916 года. Всего было построено 23 LBP, кроме того в 1915-1917 годах Россия приобрела десять самолетов LBP и двигателем Isotta-Fraschini. Это была специальная экспортная модификация, созданная для России. Кроме того, по лицензии в России было построено около 400 Voisin разных типов, сколько из них оснастили пушками неизвестно.

Появившийся в августе 1918 года Voisin 10 с двигателем Reno так же имел модификацию LBR с 37-мм пушкой, два таких пушечных самолета приобрели американцы, но из-за окончания войны он так и не нашел применения на фронте.

Надо заметить, что кроме систем Hotchkiss применяли и другие пушки, например 25-мм Revelli-FIAT в Италии. Кроме того в порядке эксперимента устанавливали модифицированную 75-мм пушку Canon de 75 образца 1897 года правда эту систему благоразумно не стали испытывать в боевых условиях.

Самолёты с авиапушками не получили широкого распространения, так к 1 февраля 1916 г. на вооружении Франции было всего 25 таких самолётов, а к августу 1917 г. - около 60. Причины в этом крылись в самой артсистеме, первые же бои показали что пушка имеет большую отдачу что затрудняло стрельбу, обладали низкой скорострельностью, да и точность была низкой последний фактор заставил отказаться, в конце концов, от применения ее против самолетов и сосредоточится на поражении наземных целей. Вскоре после окончания войны все Voisin с артиллерийским вооружением были списаны.



ЛТХ:
Модификация Voisin LBP
Размах крыла, м 14.75
Длина, м 9.53
Высота, м 3.63
Площадь крыла, м2 45.00
Масса, кг
пустого самолета 970
нормальная взлетная 1370
Тип двигателя 1 ПД Salmson P9
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 112
Крейсерская скорость, км/ч 86
Радиус действия, км 350
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 37-мм пушка Hotchkiss

Voisin LAS


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1915
Тип: Легкий бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



В середине 1915 года запущен в серию "Voisin LAS" (S - sureleve - улучшенный) с усиленным шасси, более мощным мотором и рядом других нововведений. До конца года выпущено 350 машин. Между тем, все более очевидной становилась непригодность "Voisinа" к активным боевым действиям в условиях западного фронта. Растущие потери тихоходных слабовооруженных машин вынудили французов осенью 1915-го временно приостановить дневные бомбовые рейды. "Voisin" сначала переклассифицировали в ночные бомбардировщики, а в 1916 начали отводить с фронта в учебные и тыловые подразделения.

Гораздо дольше эти машины применялись на восточном фронте. Летом 1914 года московский завод "Дукс" освоил выпуск "Voisin LA", а позднее и "LAS" по французской документации. Производство машины шло до конца 1917 года. Всего по разным оценкам сдано от 300 до 350 аппаратов. Кроме того 153 экземпляра построил завод В.АЛебедева в Санкт-Петербурге и еще более 10 - мастерские Ф.Ф.Терещенко под Киевом. Таким образом относительно простые, технологичные и нетребовательные "Voisin" стали в России самыми массовыми аэропланами первой мировой войны. На 1 сентября 1917 года во фронтовых авиаотрядах насчитывалось еще более 70 аппаратов этого типа. Не менее активно самолет участвовал и в гражданской войне.









ЛТХ:
Модификация Voisin LAS
Размах крыла, м 15.95
Длина, м 9.60
Высота, м 3.50
Площадь крыла, м2 54.00
Масса, кг
пустого самолета 1140
нормальная взлетная 1470
Тип двигателя 1 ПД Salmson
Мощность, л.с. 1 х 150-160
Максимальная скорость, км/ч 115
Крейсерская скорость, км/ч 106
Продолжительность полета, ч.мин 3.50
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 2
Вооружение: один-два шкворневых 7.5-мм пулемета
в зависимости от модификации от 47 до 230 кг бомб.

Voisin VII LC


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



После постройки легкого бомбардировщика Voisin V Габриель Вуазен (Gabriel Voisin) решил создать самолет, способный нести более тяжелые бомбы. В первую очередь для этого требовалось укрепить конструкцию фюзеляжа и установить более мощный двигатель.

В результате в 1916 году был построен прототип Voisin VII (или Voisin LC). В качестве силовой установки были выбраны сразу два мотора - 180-сильный Renault 8G или 150-сильный Salmson P9 (на серийных самолетах этот двигатель почти не использовался).

Voisin VII первым из самолетов Вуазен получил съемные топливные баки, прикрепленные к крыльям. В носовой части самолета был установлен 7.7-мм пулемет на подвижной турели.

Всего было построено около 100 экземпляров самолета. Эти машины были не способны нести большую бомбовую нагрузку и использовались в качестве разведывательных и вспомогательных. Часть Voisin VII были переданы в 1917 году ВВС Сербии.






ЛТХ:
Модификация Voisin VII
Размах крыла, м 17.93
Длина, м 10.35
Высота, м 3.95
Площадь крыла, м2 61.14
Масса, кг
пустого самолета 1250
максимальная взлетная 1700
Тип двигателя 1 ПД Renault 8G
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 112
Крейсерская скорость, км/ч 98
Продолжительность полета, ч.мин 2.30
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: один передний 7.7-мм пулемет на подвижной турели
легкие бомбы

Voisin LAP/LAR


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1915
Тип: Легкий бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Развитие концепции "Voisin LAS" с увеличенными размерами и более мощным мотором. Переход французской бомбардировочной авиации на ночные операции ослабил требования к защищенности самолетов от зенитного огня и атак истребителей. На первый план вышла необходимость увеличения дальности полета и полезной нагрузки. В ответ на это фирма Voisin построила модель "Voisin LAP" (Voisin VIII), способную доставить в стратегический тыл противника 180 кг бомб. Самолет в основном повторял конструкцию ранних "Вуазенов", отличаясь двухрядным двигателем водяного охлаждения "Пежо", измененной формой гондолы и крупными каплевидными бензобаками, "подвешенными" между плоскостями.

В 1916-1918 годах построено 1100 экземпляров "Voisin LAP", ставшего наиболее массовым ночным бомбардировщиком первой мировой войны. В начале 1918 на самолет установили 300-сильный двигатель "Рено", благодаря чему бомбовая нагрузка возросла до 270 кг. Так появилась очередная и последняя в ряду "классических" "Вуазенов" модификация "Voisin LAR" (Voisin X). Небольшое количество "LAP" и "LAR" было оснащено 47-мм пушкой "Гочкисс" (Voisin LBP и LBR), но из-за невозможности прицельной стрельбы из пушки в ночное время они не получили распространения.

Первые "Voisin LAP" поступили на западный фронт в конце 1916, а уже к марту 1917 они полностью заменили в ночных бомбардировочных эскадрильях ранние модификации с двигателями "Сальмсон". "LAP" и "LAR" применялись до осени 1918. В общем счете эти машины состояли на вооружении 26 эскадрилий ВВС Франции. "Voisin" регулярно совершали бомбовые рейды на промышленные объекты в западной Германии. При этом из-за неразвитости в то время ночной противовоздушной обороны, потери были довольно низкими, несмотря на отсутствие защитного вооружения и явную устарелость конструкции машины.










ЛТХ:
Модификация Voisin LAP
Размах крыла, м 18.00
Длина, м 10.35
Высота, м 3.50
Площадь крыла, м2 63.00
Масса, кг
пустого самолета 1310
нормальная взлетная 1860
Тип двигателя 1 ПД Peugeot
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость, км/ч 118
Крейсерская скорость, км/ч 107
Продолжительность полета, ч.мин 4.00
Практический потолок, м 4300
Экипаж, чел 2
Вооружение: один-два шкворневых 7.5-мм пулемета
от 180 до 270 кг бомб

Voisin XI


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Легкий бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Уже почти в конце первой Мировой войны Габриель Вуазьен (Gabriel Voisin) разработал проект легкого бомбардировщика, получившего фирменное обозначение E.94. Это был вариант Voisn X с более легкими крыльями и новой силовой установкой, состоящей из одного двигателя Panhard 12Bc мощностью 350 л.с. (260 кВт).

В конструкцию самолета так же были внесены небольшие доработки - изменена подвеска шасси, дорабоатны элероны, немного увеличен размах крыла и уменьшена длина фюзеляжа, а так же переделаны горизонтальные стабилизаторы.

В 1918 году было построено десять серийных машин, получивших обозначение Voisin XI BN2. Новый двигатель не дал значительных преимуществ новому бомбардировщику и дальнейший его выпуск посчитали нецелесообразным.










ЛТХ:
Модификация Voisin XI
Размах крыла, м 18.08
Длина, м 10.24
Высота, м 3.95
Площадь крыла, м2 62.00
Масса, кг
пустого самолета 1490
нормальная взлетная 2050
Тип двигателя 1 ПД Panhard 12Bc
Мощность, л.с. 1 х 350
Максимальная скорость, км/ч 125
Крейсерская скорость, км/ч 115
Продолжительность полета, ч.мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: один-два шкворневых 7.5-мм пулемета
до 300 кг бомб

Voisin XII


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Тяжелый ночной бомбардировщик и ударный самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 1918 года Габриеля Вуазьен создал четырех моторный тяжелый бомбардировщик Voisin XII. Самолет построили по спецификации Bn.2 на невооруженный ночной бомбардировщик, но, несмотря на большие размеры и традиционную схему, он напоминал предыдущие модели компании с ферменным фюзеляжем и толкающим винтом. Для хранения в существующих ангарах консоли крыла сделали поворачивающимися. Несмотря на неплохие летные характеристики, военное ведомство отказалось от этой машины в пользу бомбардировщиков Farman.

Несколько позднее фирма решила взяться за спецификацию S3 на ударный самолет с вооружением из 75-мм и пары 37-мм пушек или в два раза больше пулеметов, несмотря на то, что главным подрядчиком по этой спецификации была промышленная группа Schneider. На единственный прототип Voisin XII установили турель с пушкой Hotchkiss (а опыт по установке подобного вооружения у фирмы уже был) притом экипаж так и оставили из двух человек, таким образом, машину можно было бы отнести к спецификации S.2. Но и здесь Вуазьен не добился успеха.

Еще одной модификацией должен был стать санитарный вариант под обозначением Voisin XII Ambulance. Проект этого самолета был предоставлен в конце 1918- начале 1919 года, тогда же началась постройка прототипа, но поскольку самолет не заинтересовал потенциальных заказчиков он так и не был закончен.

Voisin XII стал последним самолетом компании, после первой мировой Габриель Вуазьен проектировал и выпускал автомобили.




ЛТХ:
Модификация Voisin XII
Размах крыла, м 30.60
Длина, м 16.00
Высота, м 4.30
Площадь крыла, м2 145.00
Масса, кг
пустого самолета 1310
нормальная взлетная 1860
Тип двигателя 4 ПД Hispano-Suiza 8Bc
Мощность, л.с. 4 х 220
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, ч.мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: 800 кг бомб
опционально 7.7-мм пулемет Lewis
(37-мм пушка Hotchkiss для S.2)

Voisin E.28


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Тяжелый бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



В 1916 году Габриель Вуазен (Gabriel Voisin) вернулся к идее бомбардировщика-триплана и построил машину получившую обозначение Voisin E.28. При строительстве было использовано крыло от первого триплана (его только слегка укоротили). А вот вся остальная конструкция была сильно переработана.

Новый бомбардировщик стал двухкорпусным, причем корпуса расположены вертикально, второй тонкий корпус (фактически - силовая балка, позволившая сильно облегчить конструкцию за счет гораздо лучшей работы получившейся "рамы" на продольный вертикальный изгиб), соединяет верхнее крыло с вертикальным оперением. Но это не просто силовая балка, там же расположено и "воронье гнездо" с пулеметчиком, защищающим машину от атак сзади и сверху.

Четыре мотора воздушного охлаждения Hispano-Suiza 8Bc, попарно (тянущий и толкающий винты, соответственно) расположенные на втором крыле имели уникальные для своего времени характеристики. При мощности в 220 л.с. - они имели массу около 200 кг, т.е., удельную массу меньше килограмма на лошадиную силу.

Интересной была и конструкция шасси - шесть колес основного шасси имели индивидуальную подвеску - они принимали на себя всю нагрузку, переднее колесо исполняло только противокапотажные функции, - т.е., машина при разгоне не должна была "поднимать хвост", она уже сразу стояла во полетном положении. Впрочем, это характерно для всех самолетов Вуазен.

Проектное вооружение Voisin E.28 состояло из носовой 37-мм пушки Hotchkiss и двух оборонительных пулеметов, на подвижной турели. В ходе испытаний, насколько известно, пушку так и не смонтировали.

Несмотря на все интересные решения Вуазена новый бомбардировщик оказался еще более тихоходным чем его старший брат и конечно же военным он не подошел. Испытания самолета продолжались аж до 1919 года, а затем на его базе был разработан пассажирский самолет на 12 мест.





ЛТХ:
Модификация Voisin E.28
Размах крыла, м 35.40
Длина, м 21.80
Высота, м 5.80
Площадь крыла, м2 200.00
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 6500
Тип двигателя 4 ПД Hispano-Suiza 8Bc
Мощность, л.с. 4 х 220
Максимальная скорость, км/ч 127
Крейсерская скорость, км/ч 105
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 2000
Экипаж, чел 5
Вооружение: передняя 37-мм пушка Hotchkiss
два 7.7-мм пулемет Lewis на подвижных турелях
до 1000 кг бомб

Voisin M/O


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1914
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация


Перед первой мировой войной несколько авиационных конструкторов▓ включая Габриэль Вуазена (Gabriel Voisin), пытались применить велосипедную схему шасси, в которой два основных колеса располагаются тандемом (одно за другим). Для удерживания машины в горизонтальном положении на стоянке или при движении с малой скоростью под крыльями предусмотрены вспомогательные опоры костыли или дополнительные колеса Эта схема, хотя и оказалась работоспособной, широкого распространения не получила вплоть до 1947 г.

Построенный в 1914 году опытный вариант самолета Voisin M оснащен радиальным двигателем Salmson P9 мощностью 150 л.с.. Этот самолет снабжен толкающим винтом. Одиночная нижняя хвостовая балка располагается достаточно низко для обеспечения возможности размещения воздушного винта, а верхняя балка разделена на две части в районе между крылом и оперением В действительности на самолете устанавливались два задних колеса для восприятия большей части массы самолета, но они располагались столь близко, что не обеспечивали устойчивости, характерной для трехопорной схемы. Поэтому бы ли необходимы вспомогательные опоры под крыльями. Пара задних колес находилась позади центра масс, но на очень небольшом расстоянии, что облегчало эксплуатацию самолета при взлете и посадке.

Некоторые двухфюзеляжные самолеты проектировались и строились сразу же как оригинальные конструкции, тогда как ряд машин этого класса был создан путем объединения ранее существовавших обычных однофюзеляжных самолетов.

Характерным примером второго подхода является уникальный французский самолет Voisin O, созданный так же в 1914 г. При постройке самолета были использованы два фюзеляжа от самолетов Voisin M с велосипедным шасси, которые соединялись между собой новой центральной секцией крыла и горизонтальным оперением. Штатный комплект консолей крыла выпускавшегося в то время самолета Voisin был использован в качестве крыльевых консолей двухфюзеляжного самолета. Был построен только один опытный образец этого самолета, и практически никакой технической информации о нем не сохранилось.

Испытания этих машин продолжались до 1916 года.





ЛТХ:
Модификация Voisin M
Размах крыла, м 14.92
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Salmson P9
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Voisin Model 1907


Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1907
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация


В конце 1906 года братья Charles и Gabriel Voisin образовали компанию Les Freres Voisin, которая стала первой в мире компанией по производству самолетов. Братья преследовали две цели: во-первых, строить аппараты по проектам богатых любителей авиации (которые были причудливыми, сложными и чаще всего неудачными), и таким образом заработать капитал для осуществления второй цели: постройка самолета своей конструкции на основе гидроплана, который они разработали совместно с Archdeacon'ом и испытывали в 1905 году на Сене. Для привлечения клиентов было даже решено именовать самолеты по имени заказчика, а название фирмы писалось мелким шрифтом ниже.

Первым клиентом стал Florencie, для которого был построен орнитоптер (конечно же, так и не взлетевший), затем Henri Kapferer заказал самолет, который был построен, но также не взлетел из-за слабого и слишком тяжелого мотора Buchet. После этого, в декабре 1906 года, по рекомендации Kapferer'а к Вуазенам обратился состоятельный скульптор Leon Delagrange, который впоследствии приобрел у них не один самолет, и заслужил известность как удачный пилот. Delagrange не принимал участия в проектировании заказанных им самолетов, хотя часто модифицировал их.

По условиям заказа 3/4 суммы должно было быть выплачено только после удачного полета. 20 февраля 1907 года Charles Voisin сделал первую попытку полета, самолет немного оторвался от земли, после чего сломался фюзеляж. 16 марта попытка была повторена, но из-за вращающего момента от мотора левое крыло ударилось об землю. После добавления 2-хкилограммового груза на правое крыло, 30 марта машина успешно пролетела 60 метров. Voisin-Delagrange I оказался вторым летающим самолетом в Европе после биплана Сантос-Дюмона.

Самолет представлял собой деревянный трехстоечный биплан, между двумя внешними парами стоек на каждом крыле были установлены перегородки. Обшивка односторонняя (только сверху) из льняной ткани, покрытой лаком. На нижнем крыле находилась гондола квадратного сечения с деревянным каркасом, обшитая полотном, усиленная расчалками из рояльной проволоки. В задней части гондолы установлен двигатель с металлическим толкающим винтом, в передней части - руль высоты. В задней части коробчатого стабилизатора устанавливался руль направления. Шасси - четырехколесное, главные опоры под крылом со спиральными рессорами. Стойки из стали. Поперечное управление отсутствовало - считалось достаточным наличие у самолета поперечной устойчивости. Все повороты выполнялись с использованием только руля поворота. Органы управления состояли из руля перед пилотом, установленным на горизонтальной оси. Поворотом "баранки" управлялся руль поворота, а движениями на себя/от себя - руль высоты.

После первых более-менее удачных полетов Вуазены решили выкупить самолет у Delagrange'а и попытаться выиграть на нем Grand Prix d'Aviation - приз в 50000 франков (около $10000) за первый полет по замкнутому километровому маршруту, учрежденный Archdeacon'ом и Henry Deutsch de la Meurthe еще в 1903 году - однако Delagrange решил попытаться получить этот приз самостоятельно. Самолет был поставлен на поплавки и испытывался без мотора на озере Enghien около Парижа, затем его переставили обратно на колеса. Лишь в ноябре 1907 Делагранжу удалось преодолеть по воздуху 500 метров, однако через некоторое время самолет был окончательно разбит.

Следующим клиентом Вуазенов стал известнейший впоследствии авиатор, а в то время автогонщик, Henry Farman (любопытно, что одни из самых известных французских авиаторов и конструкторов братья Maurice и Henry Farman были английскими подданными, правда родившиеся и выросшие в Париже и плохо говорившие по-английски). Был заказан самолет, в условие оплаты которого входил уже как минимум километровый полет. Несмотря на то, что заказывался самолет, "такой же, как у Delagrange", HF.1 не был точной копией предыдущего самолета Вуазенов - у него отсутствовали межкрыльевые перегородки, гондола была без обшивки, впереди был установлен бипланный руль высоты, колеса шасси самоориентровались, как на самолетах Блерио.

Испытания проводились в Исси-ле-Мулино, где Фарман оборудовал собственный ангар. Первая попытка полета 21 августа оказалась неудачной. Затем было сделано еще 257 попыток, но первый полет на 30 метров удался лишь 30 сентября. Две недели спустя - 15 октября, Фарман пролетел 250 метров, побив неофициальный результат Сантос-Дюмона. А 26 октября он стал обладателем первого официального мирового рекорда - 771 метр за 53 секунды (братья Райт к тому времени еще не производили публичных полетов и их полеты не были официально зарегистрированы).

Готовясь к завоеванию Grand Prix d'Aviation, Фарман с 9 ноября начал отрабатывать методику поворотов. Так как органы поперечного управления отсутствовали, Фарман совершал плоские повороты, работая только рулем направления. В конце 1907 он провел доработку машины. Руль высоты был заменен на монопланный, гондола обшита полотном, несколько раз менялось расположение руля поворота. Был уменьшен 6 до 2,1 метра размах стабилизатора, бензобак перемещен на верхнее крыло. В этом виде 13 января 1908 года Grand Prix d'Aviation был выигран - замкнутый маршрут протяженностью немногим более километра был пройден за 1 мин 28 сек. на высоте 4 - 12 метров.

Приличную по тем временам сумму Фарман истратил на дальнейшее совершенствование конструкции. 24 марта на доработанной машине он пролетел по кругу 2 километра за 3 минуты 31 секунду. Полет 6 июля продолжался уже 20 минут 20 секунд. В конце мая - начале июня 1908 года Фарман выезжал в бельгийский город Гент, где впервые в Европе поднял в воздух пассажира - одного из главных спонсоров французских авиаторов Ernest Archdeacon'а. Фарман отстал от братьев Райт всего на три недели, зато получил лучший результат - дальность первого европейского пассажирского полета составила 1241 метр. В конце сентября - начале октября 1908 Фарман выполнил несколько полетов на расстояние от 34 до 42 километров, увеличив время пребывания в воздухе до 44 минут 31 секунды. А 30 октября авиатор впервые в истории совершил перелет из одного города в другой - из Chalons в Reims, расстояние в 27 километров было пройдено за 21 минуту.

Самолет еще неоднократно переделывался. Двигатель Antoinette менялся на Renault и обратно, увеличивался объем бензобака, ставились межкрыльевые перегородки и изменялись в размерах. Первым собственным вкладом Henry Farman'а в конструкцию было добавление третьего крыла. Кроме того, впечатленный полетами братьев Райт в Европе, он установил на самолет четыре элерона, что позволило выполнять развороты с креном и летать не только в безветренную погоду. После очередных изменений самолет был продан австрийскому синдикату, где был переделан обратно в биплан и разбит пилотом Legagneux.

Вуазенам был заказан еще один самолет, с увеличенным с 1,5 до 2 метров промежутком между крыльями, однако не был принят, и использовался Вуазенами для испытаний двигателей.

Осенью 1907 года, видя успехи самолета Farman'а, Delagrange заказал себе его точную копию и в январе 1908 года успешно начал полеты на новом аппарате Delagrange ╧2, соревнуясь в установлении новых рекордов с Фарманом и постоянно совершенствуя самолет. 11 апреля 1908 года Делагранж установил новый рекорд дальности полета - 3925 метров. Летом 1908 авиатор совершал турне по Италии. 23 июня в Милане он пролетел 14 километров за 18 минут 30 секунд. 6 июля того же года в Турине Делагранж поднял в воздух первую в мире авиапассажирку - Терезу Пелтье (Terese Peltier). Самолет пролетел 150 метров.

Следующий самолет Вуазенов предназначался для Фармана, однако по неясным причинам был продан англичанину J.T.C. Moore-Brabazon, что вызвало негодование Фармана и вскоре привело к полному разрыву отношений между Фарманами и Вуазенами. В результате Фарман основал свою собственную компанию по производству самолетов.

Полеты Фармана и Делагранжа привлекли внимание к самолетам Вуазенов и начался серийный выпуск этих аппаратов. На них ставились двигатели Antionette 50 л.с. или ротативные Gnome 50 л.с., по желанию заказчика могли ставиться и другие двигатели. Было построено по разным источникам от 16 до 75 самолетов под общим названием Standard Voisin. В передней части гондолы нередко устанавливали дополнительное колесо.

Эти самолеты вошли в историю как первые в Европе самолеты, пригодные для практического использования. В отличие от самолетов братьев Райт они не имели органов поперечного управления, имели меньшую скорость и с трудом могли поднимать в воздух более одного человека, зато их несомненным преимуществом было отсутствие громоздкой катапульты, что позволило совершать полеты не только над аэродромом, но и совершать перелеты из одного пункта в другой.

╘ Сергей Острожинский. Доисторическая авиация


ЛТХ:
Модификация Voisin Farman
Размах крыла, м 10.80
Длина самолета,м 13.45
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 42.00
Масса, кг
пустого самолета 320
максимальная взлетная 550
Тип двигателя 1 ПД Antoinette
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость, км/ч 60
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2