Waterman
S%^Tt$ - 1755000550000
Arrowbile


Разработчик: Waterman
Страна: США
Первый полет: 1937
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Продолжая совершенствовать конструкцию Arrowplane Валдо Ватерман (Waldo Waterman) построил в начале 1937 года свой самый совершенный аэромобиль - Arrowbile. Это был двухместный трёхколёсный аппарат так же, как и Curtiss Autoplane, с толкающим пропеллером. Машина была оснащена немного доработанным двигателем Studebaker на 100 "лошадей", а на приборной панели красовались компас, высотомер и индикатор лётной скорости.

Первый полет самолета состоялся 21 февраля 1937 года. После успешных испытаний было заказано еще несколько экземпляров самолета. Для повышения интереса к аэромобилю предполагалось, что они будут продаваться без крыльев (без крыльев аппарат можно было регистрировать как мотоцикл), а крылья можно будет брать в аренду и прицеплять на аэродромах. На земле Arrowbile мог разгоняться до 110 км/час и до 200 км/час в воздухе.

Всего было закончено 4 экземпляра самолета, еще два остались на разных стадиях постройки, причем первые три (X262Y, NR16332, NR18932) были построены как самолета, а четвертый экземпляр сразу стоился в формате "мотоцикла" без крыльев. В начале 40-х на Arrowbile установили более мощный 120-сильный двигатель воздушного охлаждения Franklin и изменили конструкцию крыла. Впоследствии самолет стали называть Aerobile.






ЛТХ:
Модификация Arrowbile
Размах крыла, м 11.58
Длина самолета,м 5.89
Высота самолета,м 2.64
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 880
максимальная взлетная 1134
Тип двигателя 1 ПД Studebaker-Waterman
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 193
Крейсерская скорость, км/ч 164
Практическая дальность, км 563
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Arrowplane


Разработчик: Waterman
Страна: США
Первый полет: 1936
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



В мае 1935 года Валдо Ватерман (Waldo Waterman) получил государственное финансирование на ремонт поврежденного в аварии легкого самолета Whatsit. Уже в следующем году на конкурс Министерства Торговли США (United States Department of Commerce, DoC) был представлен восстановленный и перестроенный самолет под новым именем Arrowplane или W-4.

К этому времени Ватерман определил что высокорасположенное крыло лучше сочетается с толкающим винтом и носовым колесом шасси, так что Arrowplane (регистарционный номер X13/NS13) стал высокопланом. Его первый полет состоялся 21 февраля 1936 года.

В ходе испытаний Arrowplane было выявлено ряд недостатков, которые решили исправить уже в новой конструкции получившей наименование Arrowbile.






ЛТХ:
Модификация Arrowplane
Размах крыла, м 11.58
Длина самолета,м 6.30
Высота самолета,м 2.64
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 680
максимальная взлетная 920
Тип двигателя 1 ПД Menasco B-4
Мощность, л.с. 1 х 95
Максимальная скорость, км/ч 145
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Flex-Wing


Разработчик: Waterman
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 1920-х годов один из пионеров американской авиации Валдо Ватерман (Waldo Waterman) разработал оригинальную гибкую систему крепления крыльев, позволяющую менять угол наклона и угол атаки крыльев. Для реализации этого проекта в 1930 году он построил опытный легкий многоцелевой самолет Waterman Flex-Wing (NC169W) так же называемый CLM Special или Variable Wing Monoplane.

Это был четырехместный подкосный низкоплан, оснащенный двигателем Kinner мощностью 125 л.с. Система гибкого крепления была реализована с помощью пневматических амортизирующих стоек, соединенных с баллонами со сжатым воздухом. После первых полетом машина получила прозвище "Rubber Duck" (резиновая уточка).

В следующем Ватерман разработал более совершенную систему "гибкого крыла", и для ее реализации Flex-Wing был переделан в Waterman W-1, оснащенный более мощным двигателем Kinner C-5 (210 л.с.). В этом же году с нуля был построен еще один такой самолет - W-1 Special (NC172M). Несмотря на неплохие результаты испытаний финансовый кризис не позволил конструктору развить проект во что-то серийное.




ЛТХ:
Модификация Flex-Wing W-1
Размах крыла, м 12.19 11.89
Длина самолета,м 8.36 8.28
Высота самолета,м 2.29 2.64
Площадь крыла,м2 19.70 ?
Масса, кг
пустого самолета 930 ?
максимальная взлетная 1474 ?
Тип двигателя 1 ПД Kinner 1 ПД Kinner С-5
Мощность, л.с. 1 х 125 1 х 210
Максимальная скорость, км/ч 225 217
Крейсерская скорость, км/ч 177 177
Практическая дальность, км ? 966
Скороподъемность, м/мин 244 ?
Практический потолок, м 5182 ?
Экипаж, чел 1 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров

Whatsit


Разработчик: Waterman
Страна: США
Первый полет: 1932
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



В 20х-30х годах на Министерство Торговли США (United States Department of Commerce, DoC) возложили задачи по развитию, регулированию, контролю над гражданской авиацией. Занималось этим специальное подразделение в его составе - Bureau of Air Commerce. В середине 30х DoC по инициативе своего руководителя Eugene Luther "Gene" Vidal (замечательная личность - спортсмен, авиатор, бизнесмен, отец писателя Гора Видаля) Air Commerce запускает конкурс на создание легкого, безопасного, доступного как по стоимости, так и по требованиям к навыкам пилота самолета.

Целью было развитие легкомоторной авиации, и вообще - создание воздушного Форда-Т, который когда то пересадил Америку на автомобиль, сейчас же новый самолет должен пересадить США на крылья. Запуск сего летающего автомобиля в крупное промышленное производство дало бы так необходимые в условиях "Великой депрессии" рабочие места.

На конкурс откликнулось масса авиаконструкторов, создавших очень своеобразные машины. Нестандартность конструкций видимо объясняется желанием получить безопасный при взлете и посадке аэроплан - т.е. с носовой стойкой шасси, что привело к переносу двигателя из носовой части фюзеляжа, а отсюда и к появлению относительно экзотических схем.

Когда самолет Flying Wing (X12272) конструкции одного из пионеров американской авиации Валдо Ватермана (Waldo Waterman) был представлен в 1932 году публике в аэропорту Лос-Анджелеса, у той при взгляде на необычный аппарат возникал закономерный вопрос "What is it?" - так он и получил свое второе именование - Whatsit.

Схема - летающее крыло, управлялся элевонами расположенными на конце крыла и рулями на двух небольших килях, некоторые полеты выполнял с дополнительной передней плоскостью, двигатель Kinner K-5 в 100 л.с. Конструкция фюзеляжа - набор из стальных труб, обшивка металлическая, крыло деревянное с полотняной обшивкой.

В одной из попыток взлета носовое колесо попало в нору суслика, от удара двери сорвало с петель, и самолет жестко приземлился уже набрав высоту с десяток метров.

На конкурс DoC был представлен восстановленный и перестроенный самолет под новым именем Arrowplane. К этому времени Ватерман определил что высокорасположенное крыло лучше сочетается с толкающим винтом и носовым колесом шасси, так что Arrowplane стал высокопланом.






ЛТХ:
Модификация Whatsit
Размах крыла, м 11.58
Длина самолета,м 5.90
Высота самолета,м 2.64
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 500
максимальная взлетная 750
Тип двигателя 1 ПД Kinner K-5
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2