Weiss
S%^Tt$ - 1755000550000
WM-10 Ölyv


Разработчик: Weiss
Страна: Венгрия
Первый полет: 1931
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Венгерская компания Manfred Weiss приступила к постройке самолетов в 1928 году, выпустив вначале биплан Fokker C.V для венгерского авиакорпуса. Затем компания производила учебно-тренировочный самолет Udet U.12 Flamingo и собрала 80 самолетов его варианта Hungaria, выпускавшегося в пяти различных вариантах.

Самолет Weiss WM-10 Olyv, представлявший собой одностоечный двухместный учебно-тренировочный биплан, оснащался двигателем MW Sport I мощностью 100 л.с. Его прототип был облетан в сентябре 1931 года, а в ноябре на самолет установили двигатель Sport II мощностью 120 л. с. и усовершенствованное шасси. Восемь WM-10a были поставлены в 1933 году. Последний планер был доработан для установки двигателя Sport III мощностью 130 л.с., после чего самолет получил обозначение WM-13 и отличался от предшественника увеличенными запасом топлива и дальностью полета. Большинство WM-10 были модифицированы под стандарт WM-13. Размах крыла WM-13 составлял 9,5 м, а максимальная скорость - 190 км/ч.

Пять новых самолетов с двигателем Siemens Sh.12 находились в составе боевых подразделений в качестве тренировочных машин для отработки фигур высшего пилотажа, они получили обозначение EM-10. В 1938 году оставшиеся самолеты WM-10 были оснащены двигателями Siemens, получив обозначение WM-10s. Самолеты использовались до 1941 года в качестве учебно-тренировочных, а оставшиеся три машины были затем переданы военизированной венгерской организации и использовались для буксировки планеров.






ЛТХ:
Модификация WM-13
Размах крыла, м 9.50
Длина, м 7.20
Высота, м 2.75
Площадь крыла, м2 21.75
Масса, кг
пустого самолета 450
нормальная взлетная 750
Тип двигателя 1 ПД WM Sport III
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость , км/ч 190
Крейсерская скорость , км/ч 165
Практическая дальность, км 900
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5200
Экипаж, чел 2

WM-16 Budapest II


Разработчик: Weiss
Страна: Венгрия
Первый полет: 1933
Тип: Легкий разведчик-бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Weiss WM-16 Budapest II - ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Развитие конструкции самолета Фоккер C.VE, выпускавшегося в Венгрии по лицензии как "Будапешт" I. Модернизацией и приспособлением C.VE к отечественному производству занималась группа инженеров концерна "Манфред Вайс" во главе с Л. Варги. Первый опытный самолет WM-16 вышел на испытания в 1933 г.

Серийное производство наладили в 1936 г.. Самолеты семейства WM-16 выпускались заводами "Манфред Вайс" и MAVAG в Будапеште, Государственным вагоностроительным заводом ("Гиори вагонгиар") в Гиоре. С начала 1941 г. WM-16 постепенно переводились во "вторую линию", но их еще достаточно много оставалось в строевых частях.

В апреле - мае 1941 г. несколько эскадрилий этих самолетов участвовало во вторжении в Югославию. После начала войны с Советским Союзом на стороне Германии они использовались венгерской армией на Украине, на Дону, под Сталинградом в 1941-43 гг. Последний случай их появления на Восточном фронте зафиксирован в марте 1943 г. под Харьковом. Позже они служили как учебные и применялись против партизан в оккупированных районах СССР. WM-16 сняли с вооружения в 1942 г.








Модификации :
WM-16A с мотором GR 9К.
WM-16B с мотором GR 14K



ЛТХ:
Модификация WM-16B
Размах крыла, м 12.50
Длина, м 9.55
Высота, м 3.50
Площадь крыла, м2 28.80
Масса, кг
пустого самолета 1440
максимальная взлетная 1930
Тип двигателя 1 ПД GR 14K
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость , км/ч 215
Крейсерская скорость , км/ч 156
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 6800
Экипаж, чел 2
Вооружение: три 7,9-мм пулемета бомбы до 300 кг.

WM-20


Разработчик: Weiss
Страна: Венгрия
Первый полет: 1937
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 30-х годах годах венгерская компания Manfred Weiss приобрела лицензию на производство самолета Heinkel HD.22 для авиационных школ Венгрии. В 1936 году инженеры фирмы Андор Халаш (Andor Halász) и Миклош Хофф (Miklós Hoff) разработали проект модернизированного варианта самолета под 320-сильный двигатель C-7.

Прототип самолета, получивший обозначение WM-20, впервые взлетел в 1937 году. В ходе испытаний самолет носил гражданский регистрационный номер HA-PTA. Результат испытаний военных разочаровал - новый самолет мало чем отличался от проверенного HD.22.

Единственный построенный экземпляр самолета был передан военной авиашколе, получив военную регистрацию I.129.







ЛТХ:
Модификация WM-20
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 8.32
Высота, м 3.78
Площадь крыла, м2 34.80
Масса, кг
пустого самолета 1045
нормальная взлетная 1520
Тип двигателя 1 ПД С-7
Мощность, л.с. 1 х 320
Максимальная скорость , км/ч 192
Крейсерская скорость , км/ч 175
Практическая дальность, км 950
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 2

WM-21 Solyom


Разработчик: Weiss
Страна: Венгрия
Первый полет: 1938
Тип: Легкий разведчик-бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Weiss WM-21 Solyom - ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Самолеты WM-21 выпускались с 1938 года заводами "Манфред Вайс" и MAVAG в Будапеште, Государственным вагоностроительным заводом ("Гиори вагонгиар") в Гиоре.

WM-21 являлся модернизированной версией самолета WM-16 Budapest II. Базовая конструкция WM-16B была упрощена и усилена для эксплуатации в реальных условиях, а вместо хвостового колеса варианта Будапешт был установлен хвостовой костыль для сокращения посадочного пробега на травяных аэродромах. Кроме того, использовалось усовершенствованное оборудование. Оснащенный звездообразным двигателем WM-14A мощностью 649 кВт (870 л.с.), разработанным на основе двигателя Gnome-Rhone К14, самолет WM-21 с размахом крыла 12,90 м имел максимальную скорость 320 км/час. Вооружение состояло из трех пулеметов Gepauer калибра 7,9 мм и 12 противопехотных мин по 10 кг (22 фунта) и 120 зажигательных бомб весом 1 кг (2,2 фунта).

Машины строились в двух вариантах √ WM-21A с мотором Gnome-Rhone 9K и WM-21B с Gnome-Rhone 14K. Всего было построено 128 серийных бипланов ⌠Sólyom■, 25 из них - компанией Manfred Weiss, 43 - организацией MAVAG и 60 - компанией MWG.

Боевое крещение WM-21 получили в ходе короткого венгерско-румынского конфликта. В ответ на инцидент, происшедший 27 августа 1940 года (когда румынский Не-112 повредил бомбардировщик Са-135, убив одного летчика на его борту), одиночный WM-21 сбросил две бомбы на румынский аэродром Сатмарнемети, после чего, уже о время посадки на своей территории, едва не разбился. Развития конфликта не последовало, так как 31 августа Румыния удовлетворила требования венгерской стороны.

Настоящим испытанием стало вторжение в Югославию. К этому моменту шесть эскадрилий были укомплектованы этими самолетами (всего к концу 1940 года в составе ВВС Венгрии насчитывалось 48 разведчиков WM-21), но в боях приняли участие далеко не все самолёты. Потеряв всего один разведчик этого типа венгерское командование решилось использовать его и в войне против СССР. Начиная с 27 июня 1941 года самолёты из состава VIII.Koz.Szd и X.Koz.Szd использовались для поддержки подразделений армии Венгрии. Самый крупный налет с участием WM-21 произошел в тот же день √ 18 самолётов, при сопровождении истребителей CR.42, атаковали советские погранзаставы в районе Львова. Позднее Венгрия выделила только одну разведэскадрилью с девятью WM-21, оставив остальные самолёты внутри страны.

Первая потеря произошла уже 29 июня √ из боевого вылета, по невыясненным причинам, не вернулся экипаж разведчика с бортовым номером F.242. 12 июля в серии налетов на скопления советских войск у Великого Жванчика венгры недосчитались ещё одного WM-21, и два самолёта разбили при посадке. В середине июля была проведена ротация эскадрилий и место X.Koz.Szd заняла III.Koz.Szd, также с девятью самолётами. Это подразделение воевало до 17 ноября 1941 года, активно участвуя в поддержке немецкого наступления на Украине и потеряв три самолёта. На обратном пути несколько WM-21 из-за плохой погоды совершили вынужденные посадки, при этом одна машина потерпела катастрофу.

Отведенные в тыл WM-21A\B в 1943-1944 гг. включились в борьбу с советскими и югославскими партизанами. Затем, до 1945 года они использовались в качестве учебно-тренировочных и были уничтожены при отступлении венгерской армии в мае того же года.





Модификации :
WM-21 с мотором WM 14K.
WM-21B с мотором WM 14KB.



ЛТХ:
Модификация WM-21B
Размах крыла, м 12.90
Длина, м 9.64
Высота, м 3.58
Площадь крыла, м2 30.40
Масса, кг
пустого самолета 2300
максимальная взлетная 3500
Тип двигателя 1 ПД WM 14KB
Мощность, л.с. 1 х 1030
Максимальная скорость , км/ч 380
Крейсерская скорость , км/ч 336
Практическая дальность, км 700
Практический потолок, м 8500
Экипаж, чел 2
Вооружение: три 7,9-мм пулемета Gebauer 34 M
бомбы до 300 кг.

WM-23 Ezust Nyil


Разработчик: Weiss
Страна: Венгрия
Первый полет: 1940
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



WM-23 Ezüst Nyil - истребитель, разработанный венгерской фирмой Weiss Manfred Repülőgép és Motorgyár Rt. WM-23 стал единственным одноместным однодвигательным истребителем-монопланом, полностью разработанным и построенным в Венгрии. Работы над самолетом были начаты в конце 30-х годов.
Собственные усилия венгерских конструкторов не увенчались успехом и тогда Бела Салу, главный конструктор концерна Weiss Manfred, предложил разработать истребитель на базе Не 112. WM-23 почти не отличался от немецкого прародителя. Единственное, в чем венгерские конструкторы пошли по другому пути - новая конструкция крыла. Совершенно неожиданно Бела Салу вернулся от цельнометаллического крыла к деревянному.

Первый прототип самолета получившего имя Ezüst Nyil (серебряная стрела) взлетел 23 февраля 1940 года. Он был оснащен четырнадцатицилиндровым двигателем Weiss Manfred WM K-14/B (лицензионный вариант французской двухрядной "звезды" Gnôme-Rhône 14Kfrs Mistral Major). Первый прототип WM-23 был вооружен двумя 12.7-мм пулеметами Danuvia (Gebauer) GEP которые планировалось заменить на серийных самолетах на две 20-мм пушки Mauser MG 151/20) и два 8-мм пулемета Danuvia (Gebauer) GAP.

Испытания самолета были начаты весной 1940 года и продолжались до начала 1941 года. В апреле 1941 года самолет потерпел аварию из-за разрушения правого элерона.. В связи с тем, что в это время на венгерских заводах было начало лицензионное производство немецкого истребителя Messerschmitt Bf 109G работы по восстановлению WM-23 было решено не начинать. В планах фирмы так и остались модернизированная версия самолета WM-123 Ezüst Nyil II, разведчик WM-23B и учебный двухместный самолет WM-23G.






ЛТХ:
Модификация WM-23
Размах крыла, м 9.60
Длина, м 9.10
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2 23.50
Масса, кг
пустого самолета 2100
нормальная взлетная 2600
максимальная взлетная 3290
Тип двигателя 1 ПД Weiss Manfred WM K-14/B
Мощность, л.с. 1 х 1020
Максимальная скорость , км/ч 530
Крейсерская скорость , км/ч 472
Практическая дальность, км 600
Продолжительность полета, ч.мин 1.45
Максимальная скороподъемность, м/мин 1000
Практический потолок, м 9000
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 12.7-мм пулемета Danuvia (Gebauer) GEP
и два 8-мм пулемета Danuvia (Gebauer) GAP.
легкие бомбы (10-,20-кг)