Wittman
S%^Tt$ - 1755000550000
D-12 Bonzo


Разработчик: Wittman
Страна: США
Первый полет: 1936
Тип: Гоночный самолет
ЛТХ Доп. информация



Сильвестр Уиттман (Sylvester Wittman (1904-1995)), известный среди своих друзей как "Витт" ("Witt") или "Стив" ("Steve"), был одним из величайших - возможно величайшим - в истории пилотом гонок на замкнутом контуре. С 1926 по 1989 год Уиттман участвовал и выиграл больше авиагонок, чем кто-либо другой. Он построил несколько самых успешных в мире гоночных самолетов. Стив Уиттман разработал и запатентовал рессорное шасси, использовавшееся позднее на самолетах Cessna. Совместно с Биллом Бреннандом (Bill Brennand) Уиттман фактически изобрел авиагонки "формула V" (Formula Vee) (самолеты, оснащенные двигателями Volkswagen). Носящей его имя аэропорт в Ошкоше (Oshkosh), штат Висконсин, является самым загруженным аэропортом мира.

Уиттман научился летать в 1924 году на купленом вместе с другом биплане Standard J-1. Спустя два года он впервые принял участие в авиагонках в Милуоки, а в 1928 году Стив Уиттман впервые принял участие в национальных авиагонках во Флориде. В 1931 году Уиттман переехал в Ошкош, штат Виконсин, чтобы управлять ошкошским аэропортом. Там он спроектировал и построил свой первый самодельный гоночный самолет "Chief Oshkosh". С 1931 по 1937 год с двигателями мощностью от 90 до 150 лошадиных сил Chief Oshkosh выиграл множество гонок и участвовал "ради денег" во множестве других, конкурируя с более мощными самолетами. В 1937 году Уиттман, пилотируя Chief Oshkosh, установил мировой рекорд в своем классе, разогнавшись до скорости 238,22 миль/ч (383,296 км/ч).

В 1934 году Стив Уиттман нацелился на знаменитые томпсоновские гонки - гонки по замкнутому контуру с облетом пилонов, в которой принимали участие самолеты без ограничений по размерам и мощности силовой установки. Без какого-либо формального обучения в области аэронавтики Витт специально для участия в гонках на кубок Томпсона спроектировал и построил Bonzo. Конструкция самолета была продиктована двигателем, а выбор двигателя с свою очередь определялся отсутствием средств у Уиттмана. Он выбрал устаревший двигатель Curtiss D-12, несколько экземпляров которого были установлены на самолетах Curtiss - победителях шнейдеровских гонок середины 1920-х годов. Конструкция гоночного самолета Уиттмана подчеркивала легкий вес, а не изощеренное обтекание. Фюзеляж Bonzo был не больше, чем требовалось для удержания большого V-образного двенадцатицилиндрового двигателя. Это придало самолету такой странный угловатый вид, что писавшая о гонках пресса называла его не иначе как "летающий амбарной дверью".

Построенное из дерева крыло не имело прочной тяжелой фанерной обшивки, столь типичной для гоночных самолетов тех лет. Вместо этого Уиттман разместил в крыле сдвоенные нервюры, расположенные так же близко друг к другу, как и в крыле обычной конструкции. С покрытой аэролаком полотняной обшивкой дополнительные нервюры давали крылу прочность, необходимую для участия в гонках на скорость.

В первых своих томпсоyовских гонках (1935 год) Bonzo занял второе место, финишировав после Гарольд Неймана, летавшего на "Mr. Mulligan". В 1936 году Bonzo принял участие в национальных авиагонках: взлетев в Лос-Анджелесе, Уиттман приземлился в Шайенн, штат Вайоминг, где в двигателе Bonzo произошла обратная вспышка (engine backfire), после чего мотор загорелся. Пожар удалось быстро потушить, но Bonzo был слишком сильно поврежден, чтобы принимать участие в гонках этого года. Год спустя в томпсоновских гонках 1937 года Уиттман летал на перестроенном Bonzo с быстрейшим отборочным временем - самолет развил скорость более чем 275 миль/ч (443 км/ч). Он лидировал на 18 кругах из 20, пока разрегулированный двигатель вынудил задросселировать его и в итоге финишировать пятым. В национальных гонках 1938 года Уиттман и Bonzo были третьими, а в 1939 году, последних предвоенных томпсоновских гонках, Уиттман и Bonzo заняли пятое место. На протяжении всей своей гоночной карьеры Bonzo столкнулся с конкурентами, имевшими более мощные двигатели и большую финансовую поддержку, однако остался серьезным и уважаемым соперником участвовавших в гонках с полетом по замкнутому контуру и с облетом пилонов; в гонках, в которых принимали участие самолеты без ограничений по размерам и мощности силовой установки. В своей окончательной конфигурации Bonzo с 485-сильным двигателем смог достичь скорости 325 миль/ч (523 км/ч), оказавшись быстрее чем самый скоростной американский истребитель тех лет.

Когда после Второй Мировой войны возобновились гонки по замкнутому контуру с облетом пилонов на самолетах без ограничений по размерам и мощности силовой установки, то там доминировали модифицированные истребители времен войны. Дни самодельных гоночных самолетов закончились, и Bonzo был отправлен на покой. Уиттман продолжал участвовать в гонках и побеждать на различных самолетах вплоть до выхода на пенсию в 1989 году, в возрасте 85 лет.

Bonzo был подарен Стивом Уиттманом и в 1982 году восстановлен для постоянной экспозиции в недавно построенном музее EAA AirVenture (EAA AirVenture Museum), Ошкош, штат Висконсин.

(c) alternathistory.org.ua



ЛТХ:
Модификация D-12
Размах крыла, м 5.23
Длина самолета,м 6.76
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 748
максимальная взлетная 1120
Тип двигателя 1 ПД Curtiss D-12 Challenger
Мощность, л.с. 1 х 485
Максимальная скорость, км/ч 523
Крейсерская скорость, км/ч 402
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Tailwind


Разработчик: Wittman
Страна: США
Первый полет: 1953
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1953 году Стив Уитмэн (Sylvester J. "Steve" Wittman) поднял в воздух прототип самолета Model W-8 Tailwind - моноплан, предназначенный для "домашней" сборки. С 1953 года до середины 1990-х годов было построено значительное количество самолетов Tailwind, главным образом в варианте Model W-8 с двигателем Continental С90 мощностью 90 л.с. (или аналогичным мотором) и шасси с хвостовой опорой. С 1958 года выпускалась модификация Model W-9 с двигателем Lycoming О-320-В1А мощностью 160 л.с. и шасси с носовой опорой. В конце 1960-х годов началось производство Model W-10, варианта, доработанного под моторы мощностью порядка 150 л.с. (включая адаптированные автомобильные двигатели) самолета W-9.

В конце 1970-х самолеты Tailwind в собранном виде стали продаваться в Великобритании под обозначением AJEP (Wittman)Tailwind.

Покупателям предлагались аппараты с одним из трех типов двигателей на выбор, с винтами фиксированного или изменяемого шага, с шасси с носовой (Tailwind Series 2) или хвостовой опорами (Tailwind Series 1).

Вариант AJEP имел ряд отличий от базовой американской модификации, но в целом схема моноплана-парасоли смешанной конструкции с фанерно-полотняной обшивкой не изменилась.

Первый AJEP Tailwind собрали в марте 1976 года. Отделением "ВАС" фирмы "ВАе" на основе самолета Tailwind Series 1 разработана беспилотная мишень.






ЛТХ:
Модификация W-8
Размах крыла, м 6.38
Длина, м 5.87
Высота, м 1.60
Площадь крыла, м2 7.80
Масса, кг
пустого 311
максимальная взлетная 560
Тип двигателя 1 ПД Continental С-85
Мощность, л.с. 1 х 85
Максимальная скорость, км/ч 322
Крейсерская скорость, км/ч 240
Практическая дальность, км 970
Максимальная скороподъемность, м/мин 276
Практический потолок, м 4900
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир