Zenair
S%^Tt$ - 1755000550000
CH-100(150)


Разработчик: Zenair
Страна: Канада
Первый полет: 1975
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1974 году немецкий инженер и конструктор Крис Хейнц (Chris Heintz) открыл в Ричмон-Хилл, Онтарио, Канада компанию Zenair Ltd. по производству легких самолетов. Одним из первых проектов компании стал CH-100 Mono-Z (или Mono-Zenith).

Первый полет прототипа CH-100 состоялся 8 мая 1975 года. Это был одноместный свободнонесущий низкоплан с трехколесным шасси с носовой стойкой, оснащенный поршневым двигателем воздушного охлаждения VW 1600 мощностью 55 л.с. (41 кВт). Всего за время серийного производства было продано более 100 экземпляров комплектов для самостоятельной сборки.

В 1980 на базе CH-100 был выпущен новый вариант самолета - CH-150 Acro Zenith. Это был специализированная машина для пилотажных и спортивных выступлений с максимальной эксплуатационной перегрузкой +12g. В качестве силовой установки был выбран четырехцилиндроваый поршневой двигатель Lycoming 0-320 мощностью 150 л.с. (110 кВт). Так же на самолет можно было установить и другие двигатели с мощностью от 100 до 180 л.с. В отличии от предшественника CH-150 имел трехколесное шасси с хвостовым колесом.



ЛТХ:
Модификация CH-100 CH-150
Размах крыла, м 6.71 6.15
Длина самолета,м 5.94 6.17
Высота самолета,м 1.98 1.52
Площадь крыла, м2 8.50 ?
Масса, кг
пустого самолета 286 331
максимальная взлетная 435 552
Тип двигателя 1 ПД VW 1600 1 ПД Lycoming 0-320
Мощность, л.с. 1 х 55 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 201 280
Крейсерская скорость, км/ч 180 257
Практическая дальность, км 640 1220
Скороподъемность, м/мин 252 660
Практический потолок, м 3700 4900
Макс. эксплуатационная перегрузка ? 12
Экипаж, чел 1

CH-180 Super Acro


Разработчик: Zenair
Страна: Канада
Первый полет: 1982
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1982 году канадская компания Zenair Ltd. из Мидленд, Онтарио представила новый легкий многоцелевой самолет Zenair CH-180 Super Acro. Машина, разработанная немецким инженером и конструктором Крисом Хейнцем (Chris Heintz), представляла собой одноместный свободнонесущий низкоплан с трехколесным шасси с хвостовым колесом, оснащенный поршневым четырехцилиндровым двигателем Textron Lycoming IO-360 мощностью 150 л.с. (110 кВт).





ЛТХ:
Модификация CH-180
Размах крыла, м 6.17
Длина самолета,м 6.15
Высота самолета,м 1.65
Площадь крыла, м2 7.90
Масса, кг
пустого самолета 363
максимальная взлетная 522
Тип двигателя 1 ПД Textron Lycoming IO-360
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 330
Крейсерская скорость, км/ч 306
Практическая дальность, км 1046
Скороподъемность, м/мин 900
Практический потолок, м 4900
Макс. эксплуатационная перегрузка 8 (12)
Экипаж, чел 1

CH-200(250) Zenith


Разработчик: Zenair
Страна: Канада
Первый полет: 1970
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Превосходный авиационный инженер, Крис Хайнц (Chris Heintz) закончил Швейцарский Федеральный технологический институт (E.T.H. Institute) в Цюрихе. После службы в ВВС, Хайнц работал в компании Aerospatiale в проекте сверхзвуковых лайнеров "Конкорд", позже стал главным инженером в Avions Robin (Франция),где он конструировал различные полностью сертифицированные двухместные и четырёхместные цельнометаллические серийные самолёты.

В свободное время Хайнц начал конструировать и строить свой собственный самолёт, который он назвал Zenith, (это анаграмма его фамилии Heintz). Он был инженером, а не ремесленником, поэтому его построенный дома цельнометаллический самолёт отличался простотой использованных конструкторских решений. После года с небольшим работы, двухместный, с низко расположенными крыльями CH-200 Zenith был успешно испытан в 1970 году (по другим данным в 1969-м). Вскоре подробные чертежи и руководства по монтажу самолёта были составлены и предложены для самостоятельной постройки возрастающему числу заинтересованных самодеятельных строителей и лётчиков.

В 1973 году Крис Хайнц, его семья и Zenith переехали в Северную Америку, где Хайнц работал в De Havilland (в Торонто) в качестве инженера-прочниста в проекте самолётов местных авиалиний Dash 7. В 1974 году Крис Хайнц решил основать свою собственную компанию Zenair Ltd и начал сам изготавливать киты Zenith в своём гараже на 2 машины.

В этом же году компания начала серийное производство комплектов для самостоятельной сборки, которое продолжалось до 1976 года. Но даже после официального прекращения выпуска CH-200, его чертежи продолжали продавать плоть до 1999 года, что позволяло любому желающему, при относительно минимальных расходах и затратах времени, самостоятельно собрать многофункциональное воздушное судно. Всего было продано около 350 комплектов для сборки и более 100 чертежей Zenith.

CH-200 Zenith представлял собой двухместный свободнонесущий низкоплан, оснащенный четырехцилиндровым двигателем Continental O-200 мощностью 100 л.с. (75 кВт). Так же самолет мог оснащаться другими поршневыми двигателями мощностью от 85 до 125 л.с.

Cамолёт CH-200 обладает достаточно компактными размерами, что позволяет использовать его в качестве спортивного воздушного судна, хотя официально летательный аппарат к данному типу и не относится. В кабине воздушного судна может разместиться до двух человек, при этом, из-за ограниченного внутреннего пространства, перевозка на борту каких-либо грузов попросту является невозможной. Более того, самолёт может также применяться и для обучения навыкам пилотирования будущих лётчиков, что также нашло активное применение.










Модификации :
CH-200

базовый производственный вариант самолета.
CH-250

улучшенная версия самолёта, с увеличенным запасом топлива, небольшим багажным отделением и улучшенным внешним дизайном.
CH-250TD вариант CH-250 с шасси с хвостовым колесом (Tail Dragger).



ЛТХ:
Модификация CH-200
Размах крыла, м 7.00
Длина, м 6.25
Высота, м 2.11
Площадь крыла, м2 9.80
Масса, кг
пустого 408
максимальная взлетная 658
Топливо, л 72.5
Тип двигателя 1 ПД Continental O-200
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 237
Крейсерская скорость, км/ч 210
Практическая дальность, км 840
Скороподъемность, м/мин 246
Практический потолок, м 4600
Экипаж, чел 2

CH-300 Tri-Z


Разработчик: Zenair
Страна: Канада
Первый полет: 1977
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



CH-300 Tri-Z - лёгкий многоцелевой самолет, разработанный канадской авиастроительной компанией Zenair. Разработка машины была начата немецким инженером и конструктором Крисом Хейнцом (Chris Heintz) в 1975 году на базе летательного аппарата Zenair CH-200. Основной целью проектирования самолёта являлась необходимость расширения его функциональных возможностей, в частности, воздушное судно стало более вместительным и было пригодно для транспортировки на своём борту небольшого количества полезного груза, что привело к большой популярности.

По своей сути CH 300 стал более универсальным в плане своей применимости, что привело к тому, что период производства воздушного судна стал достаточно продолжительным, а кроме того, помимо частных владельцев, самолётом также заинтересовались и представители частных компаний, которые использовали данный летательный аппарат для перевозки людей, грузов, а также для обучения будущих пилотов.

Свой первый полёт прототип CH-300 произвёл 9 июля 1977 года, и за весьма непродолжительный период разработки воздушного судна, данный летательный аппарат показал очень удовлетворительные результаты во время тестового полёта, в связи с чем проект практически сразу был запущен в серийное производство. Выпуск самолёта продолжался до 1982 года - за данный период было построено более 400 летательных аппаратов этой модели, однако, даже после официального прекращения выпуска, самолёт ещё на протяжении 17 лет был доступен заказчикам в виде чертежей и руководств по самостоятельной сборке.

В кабине самолёта Zenair CH-300 Tri-Z может расположиться до трёх человек, что обеспечило воздушному судну достаточно высокий уровень популярности. Более того, по сравнению с моделью CH-200, самолёт CH-300 был также приспособлен и под транспортировку на борту различных грузов, что обозначало его высокую функциональность. Помимо прочего, данный летательный аппарат оборудуется спаренными органами управления, что позволяет применять его в качестве учебно-тренировочного средства.

Силовая установка самолёта состоит из одного поршневого авиадвигателя Lycoming O-320, обладающего мощностью в 150 л.с., что позволяет летательному аппарату разгоняться до своей максимальной скорости в 260 км/ч., а также беспрепятственно преодолевать дистанции до 850 километров/.

Кроме базовой версии самолет выпускается в вариант CH-300TD с трехколесным шасси с хвостовым колесом.





ЛТХ:
Модификация CH-300
Размах крыла, м 8.10
Длина, м 6.85
Высота, м 2.08
Площадь крыла, м2 12.00
Масса, кг
пустого 499
максимальная взлетная 839
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-320
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 230
Практическая дальность, км 850
Скороподъемность, м/мин 306
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3

CH-601 Zodiac


Разработчик:Zenair (Zenith)
Страна: Канада
Первый полет: 1996
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолет CH-601 Zodiac был разработан фирмой Zenair Ltd, расположенной в Онтарио. Это недорогой самолет для полётов в сельской местности. Zodiac - это полностью металлический комплект который владелец может собирать самостоятельно. Новый самолет был разработан с увеличением размера и веса для этого, чтобы превзойти класс "advanced ultralight".

Zodiac нацелен на клиентов, которые попадают в новую классификацию, созданную Федеральным управлением авиации (FAA) - спортивный пилотаж. Это будет лицензия для людей, которые хотят самолёт для досуга и спорта.

Новые модификации включают; обновленное крыло и корпус и увеличенную полезную нагрузку. Это дало возможность достигнуть большей скорости несмотря на большую загрузку. Это стало возможным из-за увеличения площади крыла и новой аэродинамической поверхности. Новые закрылки используются для понижения скорости сваливания, чтобы помочь пилотам.

С увеличенной полезной нагрузкой, Zodiac имеет больший объём топливного бака - (24 галлона). Это дает ему большую дальность полёта и делает самолет более эластичным. Объём багажного отделения повысился до 42 кубических футов, что очень существенно для этого типа самолёта. Высота фонаря и педалей руля может быть изменена. Zodiac может осуществлять взлёт с небольших участков. Крылья самолёта легко снимаются для хранения и транспортировки. Есть выбор из четырех двигателей, которые все использовались в опытном образце; четырехцилиндровый 100-сильный Rotax 912S, 116-сильный Lycoming 0-235 и Jabiru 3300 мощностью 105 л.с. Двигатели Lycoming используются универсально в более чем 85% новых самолётов. Двигатели, которые они делают для Zodiacа, воздушного охлаждения и работают 2400 часа без ремонта. Это четырехцилиндровый поршневой двигатель. Австралийская компания Jabiru Aircraft Pty. Ltd делают Jabiru двигатель. Двигатель имеет механический топливный насос и электрический стартер. Rotax - это 4-х цилиндровый 4-х тактный двигатель мощностью 100 л.с.

Кабина самолёта имеет 44 дюйма в ширину и имеет два места, которые расположены рядом с друг другом. В кабине могут легко разместиться два крупных человека. Есть дублированная контрольная и приборная панель, к которым обеспечен свободный доступ с обоих мест. Штурвал управления находится в середине и может использоваться от обеих сторон. Фонарь построен из плексигласа. Это дает превосходную видимость на 360 градусов. Кабина имеет большую приборную панель, которая содержит все необходимые сведения о полёте и работе двигателя в дополнение к специально разработанным приборам. Вход в кабину - 20-дюймовый по ширине со стороны крыла с обеих сторон. 40-фунтовое багажное отделение расположено за креслами пилотов. Основные приборы предусмотренные в самолёте включают: спидометр, магнитный компас, высотомер, тахометр, температура топлива, давление топлива, температура охладителя и вольтметр.

Прототип самолета CH-600 впервые поднялся в воздух в 1984 году. Серийные самолеты Zodiac начали производиться с 1991 года. Полный комплект в модификации Ch-601XL стоил в 2011 году около 15,890 долларов США.



Модификации :
CH-600 прототип самолета.
CH-601HD версия с усиленной конструкции фюзеляжа и увеличенным максимальный взлётным весом.
CH-601HDS версия с увеличенным максимальным взлётным весом и уменьшенным размахом крыльев. Благодаря произведённым улучшениям, самолёт развивал большую скорость.
CH-601UL ультралёгкая версия, оснащаемая силовой установкой мощностью в 60-80 л.с.
CH-601XL улучшенная модификация, оснащённая новой силовой установкой, переработанной геометрией крыла, топливными баками увеличенного объёма и другими нововведениями.
CH-650 версия с расширенной кабиной и видоизменённым дизайном внешнего вида. В зависимости от желания заказчика могла оснащаться силовыми установками мощностью в 100 и 120 л.с.
AMD Zodiac версия выпускаемая компанией Aircraft Manufacturing and Design (AMD).



ЛТХ:
Модификация Zodiac CH 601 XL
Размах крыла, м 8,23
Длина, м 6,10
Высота, м 2,14
Площадь крыла, м2 12,26
Масса, кг
пустого 363
максимальная взлетная 590
Топливо, л 227
Тип двигателя 1 х Rotax 912S
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 238
Крейсерская скорость, км/ч 222
Практическая дальность, км 925
Максимальная скороподъемность, м/мин 283
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

CH-620 Gemini


Разработчик: Zenair (Zenith)
Страна: Канада
Первый полет: 1995
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В середине 1990-х годов немецкий инженер и конструктор Крис Хейнц (Chris Heintz) начал проектировать свой первый двухдвигательный самолет, получивший обозначение CH-620 Gemini. Машина, созданная на базе CH-601 Zodiac, представляла собой двухместный свободнонесущий низкоплан, оснащенный двумя четырехцилиндровыми поршневыми двигателями воздушного охлаждения Jabiru 2200 мощностью 80 л.с. (60 кВт) с двухлопастными пропеллерами диаметром 1.4 метра.

Первый полет прототипа CH-620 (N6265N) состоялся 23 июля 1996 года. После прохождения цикла испытаний было решено доработать аэродинамику самолета и возможность замены двигателей, но работы по доводке проходили очень медленно, так как основное внимание компании было сосредоточено на выпуске одномоторных самолетов. По состоянию на 2020 год серийное производство машины так и не началось. В 2015 году прототип был выкуплен Армандо Папалло из Сиднея. После приобретения пилот заменил на CH-620 один из двигателей на Cammit 2200 и сменил регистрационный номер на VH-ZXP.



ЛТХ:
Модификация CH-620
Размах крыла, м 8.31
Длина самолета,м 5.79
Высота самолета,м 1.78
Площадь крыла, м2 11.43
Масса, кг
пустого самолета 363
максимальная взлетная 658
Тип двигателя 2 ПД Jabiru 2200
Мощность, л.с. 2 х 80
Максимальная скорость, км/ч 249
Крейсерская скорость, км/ч 233
Практическая дальность, км 1050
Скороподъемность, м/мин 390
Практический потолок, м 4900
Макс. эксплуатационная перегрузка
Экипаж, чел 2

CH-640 Zodiac


Разработчик: Zenair
Страна: Канада
Первый полет: 2001
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Легкий многоцелевой самолет CH-640 Zodiac был разработан фирмой Zenair Ltd, расположенной в Онтарио. В апреле 2001 года известный авиаконструктор Крис Хайнц (Chris Heintz) представил эту модель широкой публике.

За основу конструкции был взят сертифицированный двухместный самолет CH 2000, серийно производимый компанией Alarus. Крис Хайнц разработал новый самолет идя на встречу пожеланиям пилотов - любителей - иметь не дорогой четырехместный самолет, изготовленный по традиционной технологии.

СН-640 имеет полумонококовую конструкцию (силовой каркас и несущую обшивку). Применяется обшивка одинарной кривизны, что значительно упрощает сборку, практически везде используются вытяжные заклепки фирмы Textron, которые устанавливаются с использованием ручного вытяжного пистолета. Композитные материалы использованы в конструкции, только для изготовления законцовок крыльев, капота и кабины.

На борту CH-640 может разместиться до четырёх человек √ пилот и три пассажира. Так же машина способна перевозить небольшой груз. Просторная кабина обеспечивает много места и для пилотов и для пассажиров сидящих сзади и даже багажа.

Силовая установка самолета состоит из одного поршневого четырёхцилиндрового двигателя Lycoming O-360, способного развивать тягу в 180 л.с., что обеспечивает самолёту возможность осуществлять перелёты на дистанциях до 820 километров при крейсерской скорости полёта в 256 км/ч. Помимо стандартной силовой установки на самолёте могут быть использованы и авиадвигатели поршневого типа других марок с мощностями от 150 до 240 л.с.

CH-640 Zodiac производится в виде набора для самостоятельной сборки. Сборка кит - набора не требует много затрат , ориентировочно для сборки набора требуется около 1500 часов. Компания поставляет, также комплекты "быстрой сборки", которые собираются на той же линии сборки, что и СН 2000.

Всего к концу 2011 года было продано около 50 экземпляров CH-640 по цене 28995 долларов США. Комплект "быстрой сборки" можно было приобрести за 41400 долларов США.


ЛТХ:
Модификация CH-640
Размах крыла, м 9.60
Длина, м 7.01
Высота, м 2.25
Площадь крыла, м2 14.00
Масса, кг
пустого 545
максимальная взлетная 1000
Топливо, л 2 х 72
Тип двигателя 1 х Lycoming O-360
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 280
Крейсерская скорость, км/ч 256
Практическая дальность, км 820
Максимальная скороподъемность, м/мин 288
Практический потолок, м 3900
Макс. эксплуатационная перегрузка 5.7
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира