Zerbe
S%^Tt$ - 1755000550000
Air Sedan


Разработчик: Zerbe
Страна: США
Первый полет: 1919
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Если самолет имеет одну линию крыла, одну поверхность для создания подъемной силы, то он называется монопланом. Если две - бипланом. Если три - трипланом. Последние две схемы имели максимальное распространение в годы Первой мировой войны, сегодня же абсолютное большинство самолетов (но, конечно, не все) имеет одну поверхность крыла. А если поверхностей больше? Если их пять, десять, пятьдесят? По отношению к "четверокрылам" иногда применяется термин "квадроплан", но более сложные конструкции объединяют под названием "мультипланы". Подобные схемы были достаточно популярны в 1900-е, в период опытного самолетостроения, когда количество безумных, неспособных взлететь конструкций превышало все возможные пределы. К 1930-м годам попытки создать удачный мультиплан постепенно сошли на нет, странные конструкции стали частью истории.

Уже в 1910-х концепция мультиплана претерпела серьезные изменения, а десятью годами позже и вовсе практически отмерла. Родоначальником мультипланов, приближенных к реальности, то есть имеющих четыре-пять уровней крыльев, а не 20-50, стал американский инженер, профессор Джеймс Зербе (James Slough Zerbe). Пять крыльев мультиплана Зербе, построенного в 1909 году, располагались┘ лесенкой. Самое нижнее - почти у хвостовой части, затем выше, еще выше, еще, еще, и последнее, шестое, нависало над пропеллером. Quertaplane Zerbe так и не смог взлететь, совершав лишь небольшие подскоки.

В 1919 году профессор построил еще один мультиплан - Air Sedan. Это был первый летательный аппарат с полностью закрытой кабиной. Машина оснащенная 110-сильным французским двигателем Le Rhône 9J (иногда встречается данные о 100-сильном Gnome) мог перевозить трех пассажиров. Еще одной новинкой опередившей время было наличие у пилота катапультирующегося сиденья (!!!).

Единственный полет на Air Sedan совершил Томом Фланнери (Tom Flannery) на поле выставочного центра округа Вашингтон в Фейетвилле, штат Арканзас. Самолет поднялся на высоту примерно в 30 метров и пролете всего 300 метров. При посадке мультиплан получил сильные повреждения. Неудача сильно разочаровала профессора Зербе и он бросил разбитую машину уехал из Арканзаса. А через два году конструктор умер в Нью-Йорке.




ЛТХ:
Модификация Airsedan
Размах крыла, м
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Топливо, л
Тип двигателя 1 ПД Le Rhône 9J
Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров