ГАЗ-12 ЗИМ (1 G.) `1950 - Седан (СССР) 1950 | |
|
ГАЗ-12 (ЗИМ) - советский представительский автомобиль... Годы
производства - 1950-1959 гг. Модификации ГАЗ-12 ЗИМ: - ГАЗ-12А ЗИМ - таксомоторная модификация {TAXI}, седана ГАЗ-12 ЗИМ. - ГАЗ-12Б ЗИМ - санитарная модификация, седана ГАЗ-12 ЗИМ.
Разгон (0-100 км/ч) - 37 С. |
Техническая характеристика ГАЗ-12 (ЗиМ-12)
Число мест - 6.
Максимальная скорость - 120 км/час.
Время разгона до 100 км/ч - 37 сек.
Расход топлива при скорости 50-60 км/час - 15,5 л/100 км.
Тормозной путь со скорости 30 км/час - 5,5 м.
Электрооборудование - 12 V.
Аккумуляторная батарея - 12 V.
Аккумуляторная батарея - 6СТ-68ЭМ.
Генератор - Г-20 (18 А / 225 Вт).
Реле-Регулятор - РР-20Б.
Стартер - СТ-20Б.
Прерыватель-Распределитель - Р-20.
Свечи зажигания - А-14К.
Размер шин - 7,00-15.
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
- без нагрузки (общий) . 1940 кг.
- с нагрузкой 6 человек (общий) . 2390 кг.
- на переднюю ось . 1190 кг.
- на заднюю ось . 1200 кг.
Дорожные просветы:
- под передней осью . 200 мм.
- под задней осью - 200 мм.
Наименьший радиус поворота:
- по колее переднего наружного колеса . 6,8 м.
- внешний (по наиболее выступающей части) . 7,4 м.
Подвеска передняя:
- независимая . пружинная с поперечными рычагами . амортизаторы - гидравлические
двустороннего действия.
Подвеска задняя:
- на продольных полуэллиптических рессорах . амортизаторы - гидравлические
двустороннего действия.
Рулевой механизм:
- глобоидальный червяк и двухгребневый ролик / передаточное отношение - 18,2.
Тормоз ножной - колодочный . на все колеса . с гидравлическим приводом.
Тормоз ручной - колодочный . на задние колеса . с механическим приводом.
Сцепление - однодисковое . сухое.
Коробка передач:
- тип . механическая / трехступенчатая / двухходовая.
- рычаг управления - на рулевой колонке.
Передаточные числа трехступенчатой коробки передач - I . 3,115 / II . 1,772 /
III . 1,00 / задний ход . 3,740.
Коническая главная передача - 4,55 (41 зуб и 9 зубьев).
Двигатель:
- ГАЗ-12 . карбюраторный . четырехтактный . шестицилиндровый . рядный.
Диаметр цилиндра - 82 мм.
Ход поршня - 110 мм.
Литраж двигателя - 3480 см3.
Степень сжатия - 6,7.
Число клапанов - 12.
Порядок работы цилиндров двигателя - 1-5-3-6-2-4.
Норма расхода топлива - 18 л/100 км.
Карбюратор - К-21.
Максимальная мощность - 90 л. с. при 3600 об/мин.
Максимальный крутящий момент - 21,5 кНм при 1900-2100 об/мин.
Своим путем
По мере того как Союз восстанавливался от войны, правительство почувствовало
потребность в автомобиле представительнее «Победы», но проще ЗиСа - для
генеральских чинов, министров и послов.
Задание на разработку в 1948 г. получил ГАЗ. Опыта выпуска представительских
авто у горьковчан не было, а срок внедрения новой машины им поставили жесткий:
29 месяцев. Чтобы успеть, заводу настоятельно рекомендовали взять за основу
какую-либо иностранную модель, но горьковские конструкторы решили идти своим
путем.
С задачей они справились, применив ряд оригинальных решений. Как и следовало
ожидать, некоторые узлы позаимствовали у других моделей ГАЗ, приспособив их под
конструкцию нового автомобиля: шасси - у «Победы», 6-цилиндровый двигатель - у
ГАЗ-11-73, основательно его переработав и подняв энерговооруженность до мировых
стандартов. Пригодились отдельные узлы грузовика ГАЗ-51 и вездехода ГАЗ-69 -
новых моделей, которые завод проектировал в то время параллельно с ГАЗ-М12.
6-цилиндровый двигатель ГАЗа был гораздо слабее моторов других авто подобного
класса и размера. Если бы горьковчане взяли двигатель мощнее, вырос бы и расход
топлива, а бензин все еще был в дефиците. Конструкторы пошли от обратного -
уменьшили массу автомобиля, применив несущий кузов с подрамниками в окончаниях.
Благодаря этому они убили двух зайцев: кроме массы, получился выигрыш в
устойчивости машины и просторности салона.
Много времени сэкономили на расчете прочности кузова, обойдя традиционный путь
теоретических исследований. Вместо этого взяли серийную «Победу», разрезали ее
посередине и сделали полуметровую вставку. На этом образце быстро проверили все
решения. Несущий кузов на столь длинной машине на долгие годы стал уникальным
решением в мировом автопроме.
Другой новинкой явилась гидромуфта между коробкой передач и ведущими колесами -
удивительно простое решение, обеспечившее ГАЗ-М12 непревзойденную плавность
разгона (лучше, чем у более статусных ЗиСов). Гидромуфта позволяла трогаться с
места на любой передаче и не пользоваться педалью сцепления - достаточно было
отпустить тормоз и нажать акселератор, как машина начинала плавно катиться
вперед. Гидромуфта имела практически неограниченный ресурс и не требовала
специального обслуживания. Единственным ее недостатком было то, что она не
позволяла жестко соединить двигатель и колеса при парковке. Оставленный на
уклоне автомобиль начинал катиться, если не был поставлен на стояночный тормоз,
поэтому каждый ГАЗ-М12 комплектовался упорами для колес.
Красоте автомобиля уделили особое внимание. На время работы над ним главный
конструктор даже перенес свое рабочее место к дизайнерам. Несмотря на солидную
длину, ГАЗ-М12 имел очень гармоничные формы. Сечения кузова долго прорабатывали
так, чтобы получить плавные, без изломов блики. С этой целью проводили отдельные
опыты на моделях, освещая их с разных сторон.
Капот машины украшал красный гребень, подсвеченный изнутри, а также «бляха» с
надписью ЗиМ (Завод имени Молотова) - за нее автомобиль и получил неофициальное
название ЗиМ.
Главными достоинствами ГАЗ-М12, выделяющими его даже среди представительских
автомобилей, стали плавность и тихость хода, а также очень просторный салон -
больше, чем у более крупного ЗиСа (при этом водительский отсек был тесным).
Отделка в салоне ЗиМа была скромной - сукно неброских цветов. В комплектацию
входили радио, четыре пепельницы, широкие подлокотники для пассажиров -
добротно, но без излишеств. Перегородки, отделявшей водителя от пассажиров, не
было, поэтому лимузином ГАЗ-М12 не считался.
ЗиМ стал самым большим и самым роскошным автомобилем, который в СССР можно было
приобрести в личное пользование. Правда, стоил он столько, что проданы были
считанные экземпляры, да и они обычно обслуживались гаражами тех учреждений, в
которых работали владельцы - крупные ученые, администраторы или директора.
Нередки случаи, когда ЗиМ получали в качестве правительственной награды. Кроме
того, машина служила в такси, междугородном пассажирском сообщении и в скорой
помощи.
В 1955 г. тенденции в автомобильном дизайне резко поменялись. Красивый и
современный на момент появления, ЗиМ резко устарел. Поскольку это была
представительская модель, престиж не позволял долго держать ее в производстве.
Для такси и скорой помощи машина выпускалась до 1960 г., однако роль
дипломатического авто потеряла раньше. По мере перехода на более современные
автомобили ведомственные гаражи продавали ЗиМы в частные руки. Очень редко новые
владельцы уделяли им должный уход, поэтому большинство из них пришло в плачевное
состояние. Сейчас ГАЗ-М12 стали редкостью.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4