ГАЗ-69 (1 G.) `1952 - Джип (СССР) 1952
 
 

Гениальная простота
Разработка ГАЗ-69 шла полным ходом в тот момент, когда ГАЗ начал выпуск первых опытных партий «Побед». Эти автомобили были «сырыми», построенными по обходной технологии (не на конвейере), что навлекло на завод грозу. Был смещен директор, готовилось наказание главному конструктору. Понадобилось личное вмешательство министра автомобильной промышленности, взявшего его под свою защиту, чтобы история ГАЗ-69, одной из самых удачных советских моделей, не закончилась бесславно.
Любопытный факт: разработку внедорожников в СССР, включая самые известные - ГАЗ-67Б и УАЗ-469, - всегда заказывали военные. ГАЗ-69, исторически находящийся между этими двумя моделями, был создан по запросам народного хозяйства и имел рабочее название «Труженик».
ГАЗ-69 не является продуктом глубокой модернизации ГАЗ-67Б, а создан с чистого листа. Кузов, рама, мосты и раздаточная коробка спроектированы заново, а двигатель, коробка передач и многие другие агрегаты перешли на него с легковых ГАЗ-20 «Победа», ГАЗ-М12 и грузового ГАЗ-51.
Большой опыт конструкторов позволил ограничиться всего 12 прототипами, создав конструкцию, практически не имеющую детских болезней и до сегодняшнего дня удивляющую инженеров всего мира продуманностью, простотой и даже некоторым остроумием. Например, раздаточная коробка ГАЗ-69 не имеет прямой передачи. Это конструктивное решение избавило шестерни и валы трансмиссии от «паразитной» нагрузки. На испытаниях обнаружилось, что автомобиль с полной нагрузкой берет подъем 30°, а блокировка дифференциалов практически не улучшает и без того отличную проходимость. Поэтому от нее отказались, что упростило конструкцию и сделало ее более живучей. Утилитарная машина изобиловала удобными мелочами: кронштейны для лопаты, топора и носилок, отопитель салона, полость на задней двери для хранения верхних боковин дверей. Передние и задние двери были взаимозаменяемы (это решение унаследовал УАЗ-469). Ветровое стекло откидывалось вверх.
ГАЗ-69 выпускался в двух модификациях. Базовая грузопассажирская версия имела две боковые двери, два сиденья и две продольные лавки на три места каждая. Этот вариант был предназначен для перевозки полтонны груза или восьми человек. Командирский/сельскохозяйственный ГАЗ-69А имел сзади 3-местный диван, позади которого располагался небольшой грузовой отсек, и четыре двери. Из-за разной компоновки машины оснащались разными бензобаками: у ГАЗ-69 было два бака, а у ГАЗ-69А - один большего объема.
Практически сразу машина параллельно производилась в Горьком и Ульяновске. Завод УльЗиС именно с началом производства ГАЗ-69 переименовали в УАЗ, а машину - в УАЗ-69. Вскоре ГАЗ-69 начали экспортировать, и в последующие 15 лет автомобиль был сравним по популярности с английским Land Rover и американским послевоенным Willys KJ5. В 1957 г. машину начали делать в Румынии, где она стала родоначальником известной марки Aro, а в 1962 г. - в Северной Корее.
Как все хорошие джипы, многие ГАЗ-69 служат уже более полувека. С развалом СССР и сокращением армии их количество на дорогах даже увеличилось, поскольку появились в продаже армейские машины, годами стоявшие в консервации. Как вариант, ГАЗ-69 активно используется спортсменами в трофи-рейдах как легкая, недорогая и практически «неубиваемая» машина с внедорожными качествами, недосягаемыми для большинства современных джипов.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4

 

GAZ-69

GAZ-69
Overview
Manufacturer - GAZ (1953-1955) . UAZ (1954-1972)
Also called - Kaengsaeng 68 (North Korea) . Sungri 4.10/25 . UAZ-69
Production - 1953-1972 (1975 for Romania)
Assembly - Gorky, Ulyanovsk (USSR), Câmpulung (Romania - spare parts only)
Body and chassis
Class - Light truck
Body style - 2-door cargo, 4-door field car
Layout - Front-engine, four-wheel-drive
Related - IMS-57, M59, ARO M461, UAZ-452
Powertrain
Engine - 2.1 L GAZ-69 I4
Transmission - 3-speed manual
Dimensions
Wheelbase - 2,300 mm (91 in)
Length - 3,850 mm (152 in)
Width - 1,750 mm (69 in)
Height - 1,950 mm (77 in)
Curb weight - 1,535-1,589 kg (3,384-3,503 lb)
Chronology
Predecessor - GAZ-67 / Willys MB
Successor - UAZ-469

The GAZ-69 is a four-wheel drive off-road vehicle produced by GAZ (ГАЗ, or Gorkovsky Avtomobilnyi Zavod, Gorky Automobile Factory) between 1953 and 1956 and then by UAZ, in 1956-1972, though all of these light truck class vehicles were known as GAZ-69s. It was also produced in Romania until 1975.
Development and production
The GAZ-69 was created by the team of chief designer Grigoriy Vasserman as a replacement for the GAZ-67B that would have lower fuel consumption than its predecessor and use the same 55 hp (41 kW; 56 PS) 2.1 L (130 cu in) inline four and three-speed transmission as the GAZ-M20 Pobeda. The development process started in 1946 and the first prototypes known under the name "Truzhenik" (Toiler) were built in 1947. After extensive on-road testing, the new off-road vehicle went into production on August 25, 1953. Over 600,000 GAZ-69s had been built by the end of production in the USSR in 1972. a copy of the GAZ-69 with some modifications was produced by ARO in Romania until 1975, first as the IMS-57, its main difference was that it used the GAZ-A type I4 engine (obtained by importing old Soviet tooling, as the original GAZ-69 engine was seen as uneconomical), then heavily redesigned as the IMS M59, and later modernized as the ARO M461. GAZ-69s were standard military jeeps of the Eastern Bloc and client states, except Romania that used mainly the locally built ARO models.
Design
The standard GAZ-69 was able to reach 56 mph (90 km/h), but more powerful versions, with 2400 cc (derived from the basic 2100 cc) 65 h.p. engines and the same three-speed gearbox, could reach 100 km/h (62 mph). They were known as the GAZ-69M, or GAZ-69AM for the four-door version.
It featured two fuel tanks, one of 47 litres (12 US gal; 10 imp gal) under the floor, one of 28 litres (7 US gal; 6 imp gal) beneath the passenger's seat. All civilian models also had to meet Army requirements, in case of wartime requisitioning. (This is also why a hardtop version was not available until 1993) The basic variant GAZ-69 has a pair of doors and usually has standard canvas top and upper sides; there are two seats in front and two folding benches for three passengers each on sides. The further variant GAZ-69A (UAZ-69A) has four doors, folding canvas top and two rows of seats.
It was used as the basis for the rear-wheel drive van GAZ-19 that was built in 1955 but didn't pass the prototype stage. The off-road van and light truck UAZ-450 and the newer UAZ-469 also traced their origins to the GAZ-69.
Military use
The GAZ-69 had been the basic light off-road vehicle of the Soviet Army, replacing GAZ-67s and Willys Jeeps, before the army adopted the UAZ-469. It was also used as the basis for the 2P26 tank destroyer, as well as for the GAZ-46 MAV, a light 4x4 amphibious vehicle inspired by the Ford GPA 'Seep'.
Users
Afghanistan
Albania
Armenia
China
Czechoslovakia
East Germany
Egypt - 2P26 tank destroyers
Indonesia - around 4400 units ordered in total; first batch 4000 units ordered by government, second batch 400 units ordered by Indonesian Air Force
Iraq
Mali
North Korea - Built locally as the Kaengsaeng
Romania - Built locally
Soviet Union
In Popular Culture
In the film Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull a GAZ-69 appears in one of the chases of the film involving Spalko and the main characters.
Gallery
A retired GAZ-69 in the National Museum of Transportation in St. Louis, Mo, United States
A retired GAZ-69 in the Fort aan den Hoek van Holland [nl] in Hook of Holland, Netherlands
A GAZ-69 of the Hungarian Army
UAZ-69M, front view
UAZ-69M
GAZ-69, interior
Stoewer R200 light off-road car

GAZ-69A
GAZ-69A rear

wikipedia.org (en)

ГАЗ-69

ГАЗ-69 / ГАЗ-69А
Общие данные
Производитель - ГАЗ
Годы производства - 1952-1973
Сборка - ГАЗ (Горький, СССР) / УАЗ (Ульяновск, СССР)
Класс - внедорожник
Иные обозначения - ГАЗ-69А / «Козлик» / «Газик»
Дизайн и конструкция
Тип кузова - 3‑дв. внедорожник (8‑мест.)(ГАЗ-69) / 5‑дв. внедорожник (5‑мест.)(ГАЗ-69А)
Компоновка - переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула - 4 × 4
Двигатель - ГАЗ-69
Трансмиссия - механическая 3-ступ.
Массогабаритные характеристики
Длина - 3850 мм
Ширина - 1750 мм (со снятым запасным колесом)
Высота - 2030 мм (ГАЗ-69А - 1920 мм)
Клиренс - 210 мм
Колёсная база - 2300 мм
Колея задняя - 1440 мм
Колея передняя - 1440 мм
Масса - 1525 кг
На рынке
Связанные - IMS-57, ARO-M461, УАЗ-450, Beijing BJ 212
Сегмент - J-сегмент
Другая информация
Грузоподъёмность - 8 человек или 2 человека и 500 кг груза.
Объём бака - 48+27 л (ГАЗ-69А - 60 л)
Дизайнер - Б. Н. Панкратов
ГАЗ-67Б {} УАЗ-469 / УАЗ-469Б

ГАЗ-69 и ГАЗ-69А - советские автомобили повышенной проходимости. Производились с 1952 по 1973 год.
Создан коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода (Ф. А. Лепендин, Г. К. Шнейдер, Б. Н. Панкратов, С. Г. Зислин, В. Ф. Филюков, В. И. Подольский, В. С. Соловьёв, под руководством Г. М. Вассермана) на замену модели ГАЗ-67Б. Разработки автомобиля начались в 1946 году, опытные образцы изготавливались с 1948 года. Первые опытные образцы носили название «Труженик».
Серийный выпуск начат 25 августа 1953 г. Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск - на бывший УльЗИС, в войну собиравший грузовики ЗИС-5В, а в конце 1940-х - полуторку ГАЗ-ММ-В. С началом производства ГАЗ-69 предприятие было переименовано в Ульяновский автомобильный завод (УАЗ).
С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках, откидной задний борт) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем. Производство семейства ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причём параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешёл после 1956 года.
На базе ходовой части ГАЗ-69 и усиленного несущего кузова «Победы» Горьковский завод с середины 1955 года освоил выпуск оригинального легкового полноприводного автомобиля ГАЗ-М-72. Кроме того, на агрегатах ГАЗ-69 завод выпускал с 1952 года малую амфибию ГАЗ-46 (МАВ). В 1970 году на УАЗе был освоен модернизированный вариант ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452. На ГАЗ-69 базировалась также противотанковая реактивная установка 2П26 для пуска 4 управляемых ракет (ПТУР) комплекса 2К15 «Шмель». На базе полноприводного ГАЗ-69 был создан опытный образец фургона ГАЗ-19 с колёсной формулой 4 × 2 для обслуживания почтовых учреждений.
За два десятилетия производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А было выпущено свыше 600 тысяч машин. ГАЗ-69 экспортировался в 56 стран мира в разных климатических исполнениях (ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ), кроме того, в 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в Румынскую компанию ARO (автомобили IMS-57 и ARO-M461), а в 1962 году - в Северную Корею.
Различными авторемонтными заводами и структурами МВД СССР автомобиль дорабатывался путём снятия тента и установки цельнометаллической крыши.
Двигатель, трансмиссия
Об устройстве рядных шести- и четырёхцилиндровых двигателей Горьковского автозавода см. статью ГАЗ-11 (двигатель).
Воздухоочиститель инерционно-масляный, в системе смазки два масляных фильтра - грубой очистки полнопоточный щелевой с отстойником (пакет из металлических дисков с зазорами, принудительная очистка зазоров проворачиванием ротора вручную) и фильтр тонкой очистки со сменным элементом ДАСФО (картонный двухсекционный автомобильный супер-фильтр-отстойник), работал только на слив масла в картер.
Сцепление сухое, однодисковое.
Коробка передач трёхступенчатая, двухходовая, с синхронизаторами на II и III передачах, аналогична КПП автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа». Отличается только механизмом переключения передач с «напольным» расположением рычага КПП (на «Победе» рычаг выведен на рулевую колонку).
Раздаточная коробка шестерёнчатая, имеет две передачи с передаточными числами 1,15 и 2,78. Низшая передача (2,78) может быть включена только после включения переднего моста.
Карданных валов три: промежуточный (между коробкой перемены передач и раздаточной коробкой), задний и передний.
Главная передача одинарная коническая, со спиральным зубом. Дифференциал с двумя сателлитами. Полуоси полностью разгруженные.
Ступицы переднего моста отключаемые, что позволяло незначительно снижать расход топлива на дорогах с хорошим покрытием. Водитель торцовым трубчатым ключом откручивал защитный колпак (этот же ключ применялся для регулирования подшипников ступиц), затем шестигранником на «12» подключал-отключал соединительную муфту. На автомобилях ранних выпусков передача крутящего момента на ступицу происходит через конический «колпачок». На фотографии в карточке к статье изображён ГАЗ-69 с именно таким передним мостом.
Размер автомобильных шин - 6,50-16
Под капотом на левой стороне двигателя монтировался котёл предпускового подогрева. В зимнее время необходимо было вывернуть руль вправо, в крыле левого переднего колеса открыть люк и в жаровую трубу котла вставить работающую паяльную лампу. Прогревалась жидкость в системе охлаждения, горячими газами согревалось моторное масло в поддоне картера. При подогреве «сухого» двигателя в котёл заливалось 5 литров воды, затем следовал подогрев образующимся паром. Затем - запуск двигателя и долив воды в радиатор.
Для обслуживания и ремонта раздаточной коробки и КПП необходимо снять пол в салоне. Агрегаты для ремонта извлекались в салон.
Кузов
Кузов автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А открытый, со съёмным тентом на съёмном металлическом каркасе. Верхние боковины дверей съёмные брезентовые на металлических дугах (со стёклами). В отечественной литературе кузов обозначается как «фаэтон» на том основании, что они имели съёмные, а не поднимающиеся, боковые стёкла.
Поднимающиеся вперёд-вверх рамки ветрового стекла делали поездку нежаркой («с ветерком» и с соответствующим количеством дорожной пыли). При сложенном тенте ветровое стекло полностью откидывалось на кронштейны капота и фиксировалось крюками.
Расположенный в салоне отопитель подавал при помощи электрического вентилятора тёплый воздух только на ветровое стекло. К ногам водителя и пассажира тёплый воздух поступал только при движении автомобиля через открывающийся за капотом воздухозаборник. Зимой в салоне стоящего автомобиля было холодно.
Боковые панели облицовки капота были съёмные, летом это значительно облегчало охлаждение двигателя.
У ГАЗ-69 кузов восьмиместный, водитель и один пассажир размещаются спереди, шесть пассажиров - на трёхместных боковых поднимающихся лавках, под ними - инструментальные ящики. ГАЗ-69 рассчитан на перевозку раненого на санитарных носилках. Спинка переднего пассажирского сиденья откидывается вперёд, носилки устанавливаются на крепления на пассажирском поручне и на заднем борту автомобиля. Сопровождающий медработник располагается на боковой левой лавке. Левая водительская дверь у́же правой пассажирской и имеет иную форму. Запасное колесо - за водительской дверью на кронштейне.
ГАЗ-69А - четырёхдверный, пятиместный. Из салона доступ в багажник (как на автомобилях с кузовом «Универсал» и «Хэтчбэк») невозможен.
Задний борт ГАЗ-69 и ГАЗ-69А - откидной, двойной, внутреннее пространство в борту предназначено для хранения буксирного троса, знака аварийной остановки и других предметов.
На ГАЗ-69А один топливный бак, на ГАЗ-69 - два. На автомобильной раме находился фильтр грубой очистки топлива (с отстойником). Фильтр тонкой очистки топлива - на бензонасосе. Померить уровень бензина в основном топливном баке автомобиля ГАЗ-69 водитель мог, не вставая с места (щуп позади рычагов раздаточной коробки). На ГАЗ-69 устанавливался и дополнительный топливный бак - под пассажирским сиденьем. Вентиляция дополнительного топливного бака выведена под пол кузова. Заправка - при открытой пассажирской двери. На панели приборов датчик показывал количество топлива только в основном баке. Узнать, сколько бензина в дополнительном баке, можно, только посмотрев в заправочную горловину. Переключатель топливных баков - на полу водительского места.
Передний угол свеса (угол въезда) - 45 °.
Задний угол свеса (угол съезда) - 35 °.
Галерея
ГАЗ-69А 2009 год
ГАЗ-69А на Автофоруме-2007 в Нижнем Новгороде
«Остроносый» капот - вид с места водителя
Двигатель ГАЗ-69
«Салон» автомобиля ГАЗ-69, две трёхместные «лавки» по бортам (тент снят)
ГАЗ-69А, доступ в багажник - только сзади
Тюнингованный ГАЗ-69, 2018 год

ГАЗ-69А
ГАЗ-69, место водителя
ГАЗ-69А с самодельным стальным верхом вместо брезентового тента
ГАЗ-69, сиденье пассажира снято, виден дополнительный топливный бак. Разборный пол облегчает доступ к КПП и раздаточной коробке

УАЗ-469
ГАЗ-67Б

wikipedia.org (ru)

ГАЗ-69

ГАЗ-69 (ГАЗ-69А)
Загальні дані
Виробник: - СРСР ГАЗ, СРСР УАЗ
Роки виробництва: - 1953 - 1956 ГАЗ . 1956 - 1973 УАЗ . 1954 - 1975 Румунія
Інші позначення : - «Козлик»
Дизайн
Тип(и) кузова: - 3-дв. (5-дв.) фаетон-універсал
Компонування: - 4WD (повний привід з переднім поздовжнім розміщенням двигуна)
Двигуни
- ГАЗ-69
Марка: - ГАЗ-69
Тип: - бензиновий 4-тактний R4
Робочий об'єм: - 2120 см3
Максимальна потужність: - 52 к.с. (38 кВт [52 к.с. по ГОСТ]), при 3600 об/хв
Максимальний обертовий момент: - 123 Н·м, при 2000 об/хв
Хід поршня: - 100 мм
Діаметр циліндра: - 82 мм
Ступінь стиску: - 6,5:1
Система живлення: - карбюратор К-22Д
Газорозподільний механізм: - SV (нижньоклапанний)
Порядок роботи циліндрів: - 1-2-4-3
Рекомендоване паливо: - А-72
Трансмісія
Зчеплення: однодискове сухе;
Коробка передач: механічна 3-ступенева (І-3,115; ІІ-1,772; ІІІ-1,00; З. Х.-3,738);
Роздавальна коробка: 2-ступенева (І-2,78, ІІ-1,15);
Головна передача: конічна зі спіральними зубцями (передатне число 5,125).
Характеристики
Масово-габаритні
Довжина: - 3850 мм
Ширина: - 1850 (1750)
Висота: - 2030 (1920)
Кліренс: - 210 мм, передній кут звису: 45°, задній: 35°
Колісна база: - 2300 мм
Колія передня: - 1440 мм
Колія задня: - 1440 мм
Маса: - споряджена: 1525 (1535) кг;
повна: 2175 (1960) кг;
причіпа: 850 кг
Динамічні
Макс. швидкість: - 90 км/год
На ринку
Попередник: ГАЗ-67
Наступник: УАЗ-469
Зв'язані: - ГАЗ-М-72
Схожі моделі: - IMS-69 / Jeep CJ / Land Rover Series / Mitsubishi Jeep / Nissan Patrol / Toyota Land Cruiser
Інше
Витрата палива: - 14 л/100 км
Об'єм бака: - 48 (60) л

ГАЗ-69 - автомобіль підвищеної прохідності, що виготовлявся у 1953-1956 рр. Горьківським, а у 1956-1973 рр. Ульяновським автомобільними заводами. Також вироблявся в Румунії до 1975 року.
Історія
Створений колективом конструкторів Горьківського автомобільного заводу. В народі цей автомобіль називали «Козлік» або «Газік».
З самого початку нова машина випускалась у двох модифікаціях. Перша - ГАЗ-69 з дводверним восьмимісним кузовом. Їх виробництво Горьковський завод розпочав 1953 року, причому паралельно (від грудня 1954 року) ці всюдиходи збирав і Ульяновський автозавод. Повністю на випуск ГАЗ-69 і його модифікації ГАЗ-69А з вузлів власного виробництва УАЗ перейшов після 1956 року. Горьківський завод від середини 1955 року став виготовляти М-72 - другу модифікацію, оригінальну машину, що поєднує шасі ГАЗ-69 з кузовом «Побєди». Ця машина сходила з конвеєра до 1958 року. Крім того, на агрегатах ГАЗ-69 завод попутно робив амфібію ГАЗ-46. З часом виробництво «шістдесят дев'ятих» було повністю передано до Ульяновська - на завод, який раніше збирав вантажівки ГАЗ-ММ, полуторки.
Технічні дані
Кузов, шасі
Кути встановлення передніх коліс: кут розвалу коліс 1°30; кут бічного нахилу шворні 5°; кут нахилу нижнього кінця шворні 3°; схід коліс 1,5 - 3 мм.
Підвіска - на чотирьох подовжніх напівеліптичних ресорах, з гідравлічними поршневими амортизаторами важелів. Шини низького тиску, розмір 6,50-16".
Рульовий механізм: глобоїдальний черв'як з подвійним роликом; передавальне відношення 18,2:1 (середнє).
Гальма - барабанні на всі 4 колеса; привід гідравлічний.
Гальмо стоянки з ручним приводом - барабанне, розташоване на роздаточній коробці ззаду; привід механічний, тросовий від важеля.

ГАЗ-69 (ГАЗ-69А)
ГАЗ-69
ГАЗ-69A
ГАЗ-69A

Stoewer R200 Spezial

wikipedia.org (uk)