ГАЗ М72 (1 G.) `1955 - Седан повышенной проходимости (СССР) 1955
 
 

Кроссовер из «Победы»
В годы Великой Отечественной войны одним из самых полезных и удачных автомобилей оказался ГАЗ-61-40 - малосерийный полноприводный автомобиль с кузовом и шасси «эмки», возивший крупнейших военачальников Красной армии.
После войны ГАЗ получил заказ на создание преемника этой машины на базе «Победы». Так появился, возможно, самый первый в мире серийный кроссовер ГАЗ-М72 (слова «Победа» в его названии не было). Именно кроссовер - его конструкция была рассчитана на облегченный режим эксплуатации «дорога - бездорожье - дорога».
ГАЗ-М72 унаследовал кузов и двигатель ГАЗ-М20 «Победа», передний мост и коробку передач ГАЗ-69. Задний мост был оригинальной конструкции.
Испытания показали, что автомобиль имеет в целом удовлетворительную проходимость, хотя и хуже, чем у меньшего по размерам «Москвича-410» (полноприводной модификации «Москвича-402»). Сказались недостаточная мощность двигателя, отсутствие в СССР подходящих по размеру внедорожных покрышек. Кроме того, при преодолении рытвин и бугров автомобиль иногда повисал на переднем или заднем бампере.
По сравнению с другими машинами ГАЗа внедорожник имел большее количество недоработок и дефектов: сказался уход с предприятия Андрея Липгарта, умевшего поддерживать высокую дисциплину среди специалистов. Кроме недостатка мощности владельцы жаловались на жесткую подвеску, поломки рессор, отказы ручного тормоза, забивавшегося грязью. Отмечалась также небрежная сборка. Тем не менее в целом автомобиль оценивался как надежный.
На ГАЗ-М72 испытатели впервые наблюдали любопытный эффект: отключение переднего привода приводило не к падению, а к росту расхода топлива. На основе этого ВАЗ-2121 «Нива» изначально проектировали с постоянным полным приводом.
Не вполне удовлетворительные итоги эксплуатации ГАЗ-М72 привели к тому, что полноприводный вариант ГАЗ-21 «Волга» так и не появился.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4