ГАЗ М21 Волга (1 G.) `1956 - Седан (СССР) 1956
 
 

Алмаз в грязи
Прочная, проходимая, надежная, неприхотливая и в то же время стильная и комфортабельная - ГАЗ-М21 «Волга» (позднее - ГАЗ-21) стала образцом сочетания этих качеств.
Автомобиль начали проектировать в 1951 г. по заданию, включавшему два воистину конфликтных пункта. С одной стороны, автомобиль должен был достойно представлять советский автопром на новеньких шоссе СССР и Европы, соперничая с иномарками по дизайну, скорости и комфорту. С другой - справляться с бездорожьем, поскольку этих самых шоссе (да и вообще асфальтовых дорог) в огромной стране было тогда совсем немного. Все западные образцы, которые ГАЗ закупал для ознакомления, не выдерживали и 50 тыс. км пробега по советским ухабам. А горьковская машина должна была не только выдерживать, но и суметь при необходимости потягаться с подобными образцами в их родной стихии (на шоссе), довольствуясь при этом низкосортными бензином и маслом.
Поставленную задачу решали, комбинируя проверенные решения и осторожно добавляя новые технологии. В результате «Волга» стала редким синтезом старого и нового, сумев совместить старенькие, но надежные подвеску «Победы» и коробку передач ЗиМ с новыми двигателем и кузовом.
Над дизайном машины одновременно работали две группы: американца Джона Уильямса и горьковчанина Льва Еремеева. Первый проект - «Звезда» - был дерзким и щеголеватым, с панорамным остеклением и большими плавниками (как фрак с фалдами). «Волга» Еремеева, наоборот, оказалась сдержанной и аккуратной, словно одетой в строгий костюм. Предпочтение отдали второму проекту: в Союзе эта модель смотрелась более уместно и была технологичнее.
Не все новые узлы конструкторам удалось довести до ума. Так, «Волги» первых серий были оборудованы централизованной системой смазки (когда все детали смазывались нажатием одной педали) и автоматической коробкой передач. В дальнейшем от этих нововведений пришлось, однако, отказаться: в условиях советской действительности они оказались ненадежными.
Кузов имел высочайшее качество окраски и знаменитую «волговскую» прочность. Оборотной стороной медали стал хронический перевес: машины весили на 150-200 кг больше паспортной величины. Автомобиль мог эксплуатироваться на плохом масле и низкосортном 70-м бензине, однако менять масло приходилось каждые 3 тыс. км, а смазывать ходовую часть - каждые 1200 км. Для этого к каждой машине прилагался масляный шприц.
Комплектация «Волги» сегодня многих наверняка удивила бы. Кроме масляного шприца, она включала полный набор инструментов в двух сумках, баночку с краской в цвет кузова, растворитель и восковую полироль.
По сравнению с «Победой» обогатился набор удобств: появились двухскоростной стеклоочиститель, лампочка в багажнике, омыватель стекол (ручной, работавший от рычага на приборной панели или от небольшой педали - в зависимости от модификации), радиоприемник и перчаточный ящик. Плафон освещения салона теперь автоматически загорался при открывании дверей.
Качество сборки, комплектацию и проходимость «Волги» хвалили ведущие западные издания. (Действительно, знаменитая кинопогоня из фильма «Берегись автомобиля» - яркое подтверждение способности ГАЗ-21 двигаться по пересеченной местности.) Однако те же издания иронизировали по поводу слабой, по европейским меркам, динамики машины. И это несмотря на то, что на экспорт поставлялась ее специальная версия - с форсированным двигателем, рассчитанным на качественный европейский бензин. Впрочем, «Волга» все же была более резвой, чем «Победа» или даже ЗиМ, да и при дефиците бензина в СССР маломощный мотор был скорее благом.
За 15 лет выпуска машина дважды проходила модернизацию и рестайлинг. «Волги» первой серии отличались горизонтальной литой решеткой радиатора со звездой и «клыками» на нем, второй — штампованной решеткой, имевшей 16 отверстий, а последней (самой массовой) серии - гладким бампером и декоративной решеткой «китовый ус».
В Европе автомобиль находил немалый спрос в ряде стран (особенно там, где дороги все еще оставались посредственными). Существовало сборочное производство «Волг» в Бельгии. Из любопытства ГАЗ-21 покупали даже в США. Качество, стиль и роскошь автомобиля сыграли свою роль в том, что стенд советской промышленности получил золотую медаль на выставке в Брюсселе в 1958 г.
К несчастью для машины, 1960-е гг. стали временем резкой смены автомобильной моды. «Плавниковый» скругленный дизайн «Волги» практически в одночасье стал выглядеть устаревшим, и на Западе интерес к автомобилю угас. А вот в СССР «Волга» благодаря надежной и ремонтопригодной конструкции десятилетиями служила своим владельцам. Даже в 1990-х гг. она часто попадалась на дорогах, став культовым автомобилем и сохранив этот статус до настоящего времени.
Нужно заметить, что с «Волгой» в СССР пришло и негативное явление «серого» рынка и массовые угоны. Виноват в этом оказался не автомобиль, а рост благополучия населения, в том числе числа желающих приобрести машину, и последовавший дефицит. Если «Волгу» в чем-то и можно обвинить, то лишь в том, что она была дорогой и самой красивой машиной, выпускаемой в СССР. Плюс - не очень приспособленной против угона (здесь конструкторская мысль попросту не успевала за реалиями жизни).
Сейчас «Волга» - один из самых почитаемых автомобилей у коллекционеров. Пригодилась ее надежность: для того чтобы цена ретрокара с годами повышалась, нужно, чтобы он хорошо хранился и не старел. Как алмаз.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4