СМЗ С-3А (1 G.) `1958 - Квадрицикл (СССР) 1958
 
 

Чего хочет инвалид?
Модель С-3А стала второй работой только что сформировавшегося конструкторского отдела Серпуховского мотоциклетного завода. Было решено, что мотоколяске С-3Л нужно придать больше автомобильности. Вместо мотоциклетных передней подвески и руля поставили подвеску и рулевое управление от малолитражки НАМИ-031, не пошедшей в серию. Передок оформили более симпатично, установили немного более мощный двигатель с электростартером и вентилятором принудительного охлаждения.
Передняя подвеска машины была сделана на манер Volkswagen Жук - торсионная, на двух продольных рычагах. Возможно, это решение не вполне подходило для столь маленькой машины, поскольку по сравнению с С-3Л масса машины увеличилась на 150 кг - более чем в 1,5 раза. Оглядываясь назад, специалисты говорят, что присутствовало и другое неоптимальное решение: привод от двигателя к колесам был цепным, некомпактным и тяжелым. По причине большой массы, а также для повышения проходимости размер колес увеличили с 9 до 10 дюймов.
В отличие от других массовых автомобилей СССР, история инвалидок покрыта мраком. В свое время автоисторик Лев Шугуров сделал вывод, что концепция С-3А являлась ошибкой: мотоколяску нужно было сделать компактней, проще и легче. Специально для пояснения разницы он ввел термин моторизованный протез и назвал С-3А компромиссом между мотопротезом и автомобилем. Но почему он сделал такой вывод? Ведь С-3А была единственной советской инвалидной мотоколяской, инвалиды были рады и ей.
Нет ответа и на вопрос, чем руководствовались конструкторы СМЗ, делая 4-колесный автомобильчик вместо мотопротеза. Пожеланиями инвалидов или указанием сверху?
Поскольку ответов на эти вопросы нет, то судить об удачности С-3А сложно.
Можно сказать одно: автомобилем С-3А была плохим, с малыми проходимостью и ресурсом. Высокий расход топлива в те времена уже мало кого волновал: дефицит на бензин исчез, да и стоил он копейки. Преимуществами были простота конструкции, ремонтопригодность и неприхотливость. Нельзя оценить ее и в денежной выгоде: СМЗ С-3А не продавалась, а распределялась через органы социальной безопасности. Отъездив положенный срок, владелец машины сдавал ее назад и получал другую.
Возможно, мнение историков объясняется тем, что в 1959 г., всего через год после начала выпуска С-3А, в СССР появился Запорожец, который также имел версию для инвалидов. Если предположить, что С-3А должна была служить хозяевам при длинных поездках, то историки правы. На этой машине инвалид мог был ездить по месту службы или в бытовых целях - буквально в магазин за продуктами или на почту. Для этих целей тогда компактный мотопротез был удобнее.
В 1962 г. машина прошла небольшую модернизацию и получила индекс С-3АМ. Фрикционные амортизаторы (на силе трения) заменили более комфортабельными гидравлическими, металлические шарниры полуосей - резиновыми, усовершенствовали глушитель.
Неясно, когда С-3А перестали производить. Историческая справка завода говорит, что выпуск был прекращен в 1965 г. и завод временно перешел на изготовление сельскохозяйственной техники. Другие источники утверждают, что мотоколяска выпускалась до 1970 г., когда начала производиться следующая модель, СМЗ С-3Д.
Увековеченная советским комедийным художественным фильмом Операция Ы и другие приключения Шурика, имеющая забавную и харизматичную внешность, качественно сделанная, в настоящее время С-3А стала объектом коллекционирования и экзотического тюнинга.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4