СМЗ С-3А (1 G.) `1958 - Квадрицикл (СССР) 1958 | |
|
Чего хочет инвалид?
Модель С-3А стала второй работой только что сформировавшегося конструкторского
отдела Серпуховского мотоциклетного завода. Было решено, что мотоколяске С-3Л
нужно придать больше автомобильности. Вместо мотоциклетных передней подвески и
руля поставили подвеску и рулевое управление от малолитражки НАМИ-031, не
пошедшей в серию. Передок оформили более симпатично, установили немного более
мощный двигатель с электростартером и вентилятором принудительного охлаждения.
Передняя подвеска машины была сделана на манер Volkswagen Жук - торсионная, на
двух продольных рычагах. Возможно, это решение не вполне подходило для столь
маленькой машины, поскольку по сравнению с С-3Л масса машины увеличилась на 150
кг - более чем в 1,5 раза. Оглядываясь назад, специалисты говорят, что
присутствовало и другое неоптимальное решение: привод от двигателя к колесам был
цепным, некомпактным и тяжелым. По причине большой массы, а также для повышения
проходимости размер колес увеличили с 9 до 10 дюймов.
В отличие от других массовых автомобилей СССР, история инвалидок покрыта мраком.
В свое время автоисторик Лев Шугуров сделал вывод, что концепция С-3А являлась
ошибкой: мотоколяску нужно было сделать компактней, проще и легче. Специально
для пояснения разницы он ввел термин моторизованный протез и назвал С-3А
компромиссом между мотопротезом и автомобилем. Но почему он сделал такой вывод?
Ведь С-3А была единственной советской инвалидной мотоколяской, инвалиды были
рады и ей.
Нет ответа и на вопрос, чем руководствовались конструкторы СМЗ, делая 4-колесный
автомобильчик вместо мотопротеза. Пожеланиями инвалидов или указанием сверху?
Поскольку ответов на эти вопросы нет, то судить об удачности С-3А сложно.
Можно сказать одно: автомобилем С-3А была плохим, с малыми проходимостью и
ресурсом. Высокий расход топлива в те времена уже мало кого волновал: дефицит на
бензин исчез, да и стоил он копейки. Преимуществами были простота конструкции,
ремонтопригодность и неприхотливость. Нельзя оценить ее и в денежной выгоде: СМЗ
С-3А не продавалась, а распределялась через органы социальной безопасности.
Отъездив положенный срок, владелец машины сдавал ее назад и получал другую.
Возможно, мнение историков объясняется тем, что в 1959 г., всего через год после
начала выпуска С-3А, в СССР появился Запорожец, который также имел версию для
инвалидов. Если предположить, что С-3А должна была служить хозяевам при длинных
поездках, то историки правы. На этой машине инвалид мог был ездить по месту
службы или в бытовых целях - буквально в магазин за продуктами или на почту. Для
этих целей тогда компактный мотопротез был удобнее.
В 1962 г. машина прошла небольшую модернизацию и получила индекс С-3АМ.
Фрикционные амортизаторы (на силе трения) заменили более комфортабельными
гидравлическими, металлические шарниры полуосей - резиновыми, усовершенствовали
глушитель.
Неясно, когда С-3А перестали производить. Историческая справка завода говорит,
что выпуск был прекращен в 1965 г. и завод временно перешел на изготовление
сельскохозяйственной техники. Другие источники утверждают, что мотоколяска
выпускалась до 1970 г., когда начала производиться следующая модель, СМЗ С-3Д.
Увековеченная советским комедийным художественным фильмом Операция Ы и другие
приключения Шурика, имеющая забавную и харизматичную внешность, качественно
сделанная, в настоящее время С-3А стала объектом коллекционирования и
экзотического тюнинга.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4