ЗиЛ-111 (1 G.) `1958 - Представительский автомобиль (СССР) 1958
 
 

Невыгодное сравнение
Многие из нас отлично помнят кадры кинохроники, запечатлевшие путь первого космонавта Земли Юрия Гагарина в открытом кабриолете из аэропорта по улицам Москвы в Кремль 14 апреля 1961 г. Редко кто обращал пристальное внимание на этот автомобиль. Кажется, это была Чайка? По крайней мере, очень похоже.
Оказывается, главной проблемой ЗИЛ-111, правительственного автомобиля высшего класса, стала именно Чайка.
Подходящий дизайн для модели, которая должна была заменить ЗиС-110, нашли только с третьей попытки. Первые два проекта комиссия отмела: один из них (ЗиС-110М) оказался слишком консервативным, второй (проект Москва) - слишком невыразительным. Тогда объявили открытый конкурс, который выиграл горьковский дизайнер Лев Еремеев. Его проект в стиле новейшего Packard Caribbean (Packard в те годы был одним из законодателей моды) оказался самым интересным.
Почему-то членов комиссии не насторожил тот факт, что Еремеев тогда работал над проектами ГАЗ-21 Волга и, что главное, ГАЗ-13 Чайка. В результате почти одновременно в СССР появились два очень похожих представительских автомобиля. Конечно, дизайнер постарался развести их. Так, ЗИЛ был более консервативен и строг. По общему мнению, сравнение оказалось не в пользу этой машины.
Технически автомобиль также был схож с Чайкой: коробка передач с кнопочным управлением, электрические стеклоподъемники, омыватель лобового стекла, вакуумный усилитель в приводе тормозов, гидроусилитель руля, противотуманные фары, радиоприемник с автоматической настройкой. Практически не отличались скоростные и динамические параметры. Отличиями были опускаемая стеклянная перегородка между водительским и пассажирским отделениями, дистанционное управление радиоприемником с заднего сиденья, гидравлические толкатели клапанов в двигателе, повышающие плавность его работы. На модификации ЗИЛ-111А установили кондиционер. Наконец, ЗИЛ-111В - тот самый кабриолет, что вез первого космонавта в Кремль.
Если для Чайки сходство было комплиментом, то для ЗИЛа, считавшегося более эксклюзивным и выпускавшегося тиражами в 10-15 раз меньше, совсем наоборот. Поэтому дизайн переработали уже через четыре года, изменив оформление передней части, а заодно оснастив машину штатным кондиционером и по-новому отделав салон. Новый ЗИЛ-111Г, узнаваемый по четырем круглым фарам спереди и четырем круглым фонарям сзади в модных тенденциях 1960-х гг., смотрелся современнее, но в то же время... менее выразительно. Возможно, виноваты поспешность рестайлинга, стремление как можно быстрее уйти от невыгодного сравнения.
Выпускался ЗИЛ-111Г еще четыре года, после чего уступил место следующей модели. После этого некоторые из машин были переданы дворцам бракосочетаний, где служат до сих пор благодаря солидному запасу надежности.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4