ГАЗ-13 Чайка (1 G.) `1959 - Седан (СССР) 1959
 
 

Нарушенная субординация
Когда понтонный автодизайн (с крыльями, образующими единое целое с капотом и кузовом) уступил место «плавниковому» стилю, ЗИЛ и ГАЗ начали разработку новых моделей для правительства, призванных сменить ЗиС-110 и ГАЗ-М12. Так сложилось, что конкурсы дизайнеров обоих заводов выиграл горьковчанин Лев Еремеев. Его проекты, вдохновленные обликом «американки» Packard Caribbean, понравились обеим комиссиям.
Переход от ГАЗ-М12 «ЗиМ» к ГАЗ-13 стал одним из самых революционных в истории ГАЗа. В «Чайке» практически не было узлов, унаследованных от предшественницы. 8-цилиндровый двигатель полностью разработали заново, благодаря чему он стал одним из лучших мировых образцов (позднее его дефорсированный упрощенный вариант станут использовать на грузовиках, автобусах и даже бронетранспортерах). Несущий кузов ЗиМа, имевший нарекания по жесткости, заменили кузовом на легкой Х-образной раме. Автоматическая коробка передач с гидротрансформатором стала более мощным усовершенствованным вариантом АКПП ГАЗ-21 «Волга».
Радиаторы опытной партии были покрыты настоящим золотом. Начальник участка лично купил в магазине для этих целей несколько обручальных колец. В отделке салона также широко использовали позолоту, особенно на первых образцах. Основной задачей новеньких «Чаек» стало обслуживание делегатов ХХI съезда КПСС, и они справились с ней без нареканий. Да и в целом у «Чайки» оказалось на редкость мало каких-либо недочетов.
По сравнению с сегодняшним оснащением правительственных машин «Чайка» имела скромную комплектацию: пепельницы и электроприкуриватели, 5-диапазонный приемник с автоматической настройкой (против 3-диапазонного у «ЗиМа»), первые в истории ГАЗа электроподъемники антенны и боковых стекол. Продуманная система отопления равномерно прогревала пассажирское отделение. Интересные детали: перчаточный ящик располагался не справа, а по центру машины; коробка передач управлялась не рычагом, а кнопками.
По общему мнению, «Чайка» по многим параметрам догнала или даже превзошла престижный ЗИЛ-111. Когда ГАЗ-13 показали главе СССР Н. С. Хрущеву, тот пришел в восторг от внешнего вида, отделки, динамики машины и плавности ее хода, и тут же заявил присутствовавшему главному конструктору ЗИЛа: «Вот, рыжий дурак, какие машины надо делать!». Сам Никита Сергеевич по рангу должен был ездить на ЗИЛах, зато любил преподносить «Чайки» в подарок - народным героям, деятелям культуры, науки и промышленности, лидерам дружественных стран.
Среди обожателей этой машины были и такие, кому по статусу она не полагалась, особенно среди военных чинов. Чтобы выйти из данной ситуации, они заказывали начинку ГАЗ-13 в старом кузове ЗиМа. В народе этот вариант машины прозвали «ослобыком».
Как ни странно, но совершенство «Чайки» стало ее проблемой. Нашлось немало недовольных тем, что автомобиль для чиновников 2-го ранга во многом оказался лучше машины, предназначенной для первых лиц государства. Закончилось тем, что ЗИЛ через 4 года модернизировали, «разведя» его с «Чайкой», а последней долго отказывали в рестайлинге (обновлении). Например, модель следующего поколения постоянно возвращали на доработку. В результате ГАЗ-13 выпускалась до 1981 г. Убранство салона с годами становилось все скромнее и сдержаннее. Однако техническое совершенство позволило «Чайке» до конца своей службы удерживаться на общемировом уровне и дало конструкторам время для скрупулезного устранения тех или иных недочетов представительской модели следующего поколения.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4