ГАЗ-13 Чайка (1 G.) `1959 - Седан (СССР) 1959 | |
|
|
Нарушенная субординация
Когда понтонный автодизайн (с крыльями, образующими единое целое с капотом и
кузовом) уступил место «плавниковому» стилю, ЗИЛ и ГАЗ начали разработку новых
моделей для правительства, призванных сменить ЗиС-110 и ГАЗ-М12. Так сложилось,
что конкурсы дизайнеров обоих заводов выиграл горьковчанин Лев Еремеев. Его
проекты, вдохновленные обликом «американки» Packard Caribbean, понравились обеим
комиссиям.
Переход от ГАЗ-М12 «ЗиМ» к ГАЗ-13 стал одним из самых революционных в истории
ГАЗа. В «Чайке» практически не было узлов, унаследованных от предшественницы.
8-цилиндровый двигатель полностью разработали заново, благодаря чему он стал
одним из лучших мировых образцов (позднее его дефорсированный упрощенный вариант
станут использовать на грузовиках, автобусах и даже бронетранспортерах). Несущий
кузов ЗиМа, имевший нарекания по жесткости, заменили кузовом на легкой
Х-образной раме. Автоматическая коробка передач с гидротрансформатором стала
более мощным усовершенствованным вариантом АКПП ГАЗ-21 «Волга».
Радиаторы опытной партии были покрыты настоящим золотом. Начальник участка лично
купил в магазине для этих целей несколько обручальных колец. В отделке салона
также широко использовали позолоту, особенно на первых образцах. Основной
задачей новеньких «Чаек» стало обслуживание делегатов ХХI съезда КПСС, и они
справились с ней без нареканий. Да и в целом у «Чайки» оказалось на редкость
мало каких-либо недочетов.
По сравнению с сегодняшним оснащением правительственных машин «Чайка» имела
скромную комплектацию: пепельницы и электроприкуриватели, 5-диапазонный приемник
с автоматической настройкой (против 3-диапазонного у «ЗиМа»), первые в истории
ГАЗа электроподъемники антенны и боковых стекол. Продуманная система отопления
равномерно прогревала пассажирское отделение. Интересные детали: перчаточный
ящик располагался не справа, а по центру машины; коробка передач управлялась не
рычагом, а кнопками.
По общему мнению, «Чайка» по многим параметрам догнала или даже превзошла
престижный ЗИЛ-111. Когда ГАЗ-13 показали главе СССР Н. С. Хрущеву, тот пришел в
восторг от внешнего вида, отделки, динамики машины и плавности ее хода, и тут же
заявил присутствовавшему главному конструктору ЗИЛа: «Вот, рыжий дурак, какие
машины надо делать!». Сам Никита Сергеевич по рангу должен был ездить на ЗИЛах,
зато любил преподносить «Чайки» в подарок - народным героям, деятелям культуры,
науки и промышленности, лидерам дружественных стран.
Среди обожателей этой машины были и такие, кому по статусу она не полагалась,
особенно среди военных чинов. Чтобы выйти из данной ситуации, они заказывали
начинку ГАЗ-13 в старом кузове ЗиМа. В народе этот вариант машины прозвали «ослобыком».
Как ни странно, но совершенство «Чайки» стало ее проблемой. Нашлось немало
недовольных тем, что автомобиль для чиновников 2-го ранга во многом оказался
лучше машины, предназначенной для первых лиц государства. Закончилось тем, что
ЗИЛ через 4 года модернизировали, «разведя» его с «Чайкой», а последней долго
отказывали в рестайлинге (обновлении). Например, модель следующего поколения
постоянно возвращали на доработку. В результате ГАЗ-13 выпускалась до 1981 г.
Убранство салона с годами становилось все скромнее и сдержаннее. Однако
техническое совершенство позволило «Чайке» до конца своей службы удерживаться на
общемировом уровне и дало конструкторам время для скрупулезного устранения тех
или иных недочетов представительской модели следующего поколения.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4