ЗАЗ-966В (1 G.) `1966 - Купе (Украина) 1966
 
 

Не перенеся разлуки с Россией
Глядя на два Запорожца - горбатый и ушастый, - сложно поверить, что конструктивно они очень схожи, а местами - идентичны. Настолько отличаются и внешность, и судьба двух автомобилей.
Буквально сразу после постановки на конвейер модели ЗАЗ-965 молодой конструкторский коллектив Коммунара начал разрабатывать следующее поколение Запорожца. Первый прототип был представлен на всеобщее обозрение на выставке уже в 1961 г.
Запорожским дизайнерам приглянулся американский автомобиль Chevrolet Corvair, имевшийся в НАМИ. Говорят, что ушастый - копия немецкой малолитражки NSU Prinz IV, однако внешнее сходство - скорее случайность. Не только NSU, но и Sunbeam, Fiat, Simca, Renault, Mazda и другие компании в то время копировали самобытный стиль Chevrolet Corvair. Внутри у ЗАЗ-966 буквально ничего общего с Prinz IV не было - основные узлы перекочевали с ЗАЗ-965. Та же передняя подвеска на торсионах и продольных рычагах а-ля Volkswagen Kafer (Жук) и задняя на диагональных А-образных рычагах; тот же 4-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения заднего расположения. Чтобы у новой модели последний не грелся, как у ЗАЗ-965, машину оснастили большими полукруглыми воздухозаборниками - за них новый Запорожец и получил прозвища чебурашка и ушастый.
К сожалению, постановка машины в производство затянулась (считается, что из-за недостатка опыта, так как Коммунар впервые создавал новую модель без посторонней помощи) и произошла только в 1966 г. Причем Мелитопольский моторный завод не успел освоить выпуск двигателя увеличенного объема и мощности и до 1967 г. машину выпускали исключительно со старым мотором мощностью 30 л. с. (модификация ЗАЗ-966В).
Несколько первых лет ни МеМЗ, ни ЗАЗ никак не могли выйти на проектную мощность. Вместо плановых 150 тыс. Запорожцев в год завод выпускал около 100 тыс., и часть из них попрежнему оснащалась старым 30-сильным двигателем. Виновником этого отчасти стал строившийся Волжский автозавод. Все силы автопрома были брошены на данный огромный проект, отнимая требовавшиеся на расширение ЗАЗ ресурсы.
Новая запорожская модель повторила ошибку МЗМА, совершенную при переходе с модели Москвич-401 на Москвич-402: она оказалась больше, тяжелее и дороже предшественницы. При этом, как ни парадоксально, динамика и вместительность не улучшились. Компоновка горбатого ЗАЗ-965 была более рациональной, поэтому салон 966-го при больших габаритах практически не стал просторнее. А увеличение массы съело дополнительную мощность.
Нехватку мощности частично компенсировали на модели ЗАЗ-968, появившейся в 1972 г., и затем - на ЗАЗ-968М, имевшей двигатель мощностью 50 л. с. Для ушастого разработали исключительно удачную коробку передач с большим запасом прочности, допускавшую даже установку более мощных двигателей, вплоть до ГАЗ-21 (такую комбинацию использовали создатели спортивных авто на базе Запорожца). Кроме того, машина стала несколько удобнее для водителя и переднего пассажира: их места были более просторными и допускали более расслабленную позу.
Что касается ЗАЗ-968М, эта модель имела и другие усовершенствования. Внешне она отличается отсутствием ушей, бамперами с пластиковыми накладками, плоской полосой вместо фигурного молдинга спереди и выпуклым передком - это увеличило объем багажника. Кроме того, на ЗАЗ-968М конструкторы умудрились вместить запасное колесо под капотом, благодаря чему емкость багажного отделения еще больше возросла.
ЗАЗ-966 унаследовал как главную болезнь горбатого Запорожца - невысокий ресурс двигателя, так и его основные достоинства. Машина была более проходимой, чем Жигули, Москвичи и Волги, очень проста в ремонте и, кроме того, имела более качественный кузов, который начинал ржаветь только на 5-7-й год.
Несмотря на постепенное подтягивание машины под требования времени, в 1970-1980-е гг. Запорожец серьезно устарел. И хотя в 1988 г. завод освоил на порядок более современную Таврию, ЗАЗ-968М продолжал выпускаться до 1994 г., находя сбыт в органах соцобеспечения. Неизвестно, сколько бы продолжалось его производство, если бы не развал Советского Союза: ведь до 50 % Запорожцев получали инвалиды. После отделения Украины российским соцслужбам стало проще закупать родную Оку.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4