ГАЗ-24 Волга (1 G.) `1968 - Седан (СССР) 1968 | |
|
|
Волжские тайны
История одного из самых популярных советских
автомобилей - ГАЗ-24 Волга - полна туманностей и вопросов. К примеру, почему
автомобиль, готовый к производству уже в 1965 г., попал в опытное производство
только в 1968-м, а на конвейер - еще два года спустя?
Разные источники называют две возможные причины. По одной версии, виновато
строительство Волжского автозавода. Ее сторонники апеллируют тем, что
горьковчане не только опоздали с выпуском, но и не реализовали весь
подготовленный задел. Например, не создали быстроходный 6-цилиндровый вариант.
Сами же горьковчане называли причиной масштабный политический арабский кризис, в
котором СССР оказался непосредственно замешан. И признавались, что им стыдно
было показываться в министерстве автомобильной промышленности, где на завод
обрушивали претензии за проволочки. Старая модель завода - ГАЗ-21 - на фоне
нового детища АЗЛК «Москвич-408» смотрелась откровенным архаизмом. Отношение
резко изменилось с появлением ГАЗ-24. Гармоничный строгий облик вызвал
однозначное одобрение в правительстве и ведомственных гаражах. Дизайн ГАЗ-24
включал и оригинальные, по мировым меркам, изюминки стиля. Среди них - блестящая
вентиляционная решетка на широкой задней стойке, оригинальная выштамповка на
капоте, имитирующая воздухозаборник, ребро на крышке багажника, косые срезы
нижних углов боковых стекол.
Новая «Волга» привела в восторг южные республики. Испытатели вспоминали, что при
обкатке машины на причерноморских серпантинах сталкивались с ситуациями, когда
местные мужчины задавали вопрос: «Ребята, сколько денег надо, чтоб вы машину
здесь забыли?».
А вот в РСФСР многие покупатели поначалу встретили Волгу в штыки, требуя вернуть
ГАЗ-21. В первую очередь, претензии вызывал дизайн машины. Советских
автолюбителей, в большинстве никогда не видевших иномарок, старая Волга вполне
устраивала.
Другое дело - иностранные покупатели. Внешторг требовал поддерживать продукцию
ГАЗа в соответствии с мировой модой. Конструкторам, буквально запертым в
закрытом военном городе Горьком, это давалось непросто. Они выписывали множество
автомобильных журналов и отправлялись в командировки в столицу с фотоаппаратами
- снимать попадающиеся на улицах редкие иномарки.
По сравнению с ГАЗ-21, ГАЗ-24 имел более низкий и обтекаемый кузов и светлый
салон. В технической части новинками стали 4-скоростная коробка передач с
синхронизаторами на всех ступенях, безопасный руль, износоустойчивые шины,
гидровакуумный усилитель тормозов с двумя контурами (впервые в отечественном
легковом автомобилестроении). В два раза снизилась трудоемкость технического
обслуживания. Под новую модель завод построил несколько цехов и поднял культуру
производства.
Убранство салона было аскетичным, а комплектация — скромнее, чем у ГАЗ-21. Среди
заметных улучшений оказался лишь обдув заднего стекла теплым воздухом. Кроме
того, салон стал просторнее.
ГАЗ-24 был строжайше засекречен в течение всего времени разработки - первым в
СССР среди легковых автомобилей. Огласка могла повредить продажам ГАЗ-21 в
Европе, поэтому большинство испытаний проводилось ночью, все блестящие детали
замазывались гудроном, водителям строжайше запрещалось что-либо рассказывать о
машине, на которой они ездят.
Внешность ГАЗ-24 породила еще один исторический вопрос. Почему Волгу стали
называть «машиной времени»? За нестареющий вневременной дизайн или за то, что с
обновлениями и рестайлингом она продержалась на конвейере 40 лет?
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4