Иж-2125 Комби (1 G.) `1973 - Фургон (СССР) 1973
 
 

Что такое комби?
Среди недовольных затратным автопроектом с Fiat был министр обороны СССР. Это именно по его инициативе появился альтернативный проект - выпуск легковых автомобилей на оборонном заводе Ижмаш. Как и тольяттинцы, ижевцы изначально получили готовую модель, но советского происхождения - Москвич-408. Всего через год подоспел Москвич-412, и Ижевский автомобильный завод (так стало называться предприятие) полностью перешел на его производство.
Оборонные инженеры почти не стали менять конструкцию Москвича, только создали связь между передними и задними лонжеронами кузова, увеличив его жесткость. Плюс к этому добавили в стандартную комплектацию радиоприемник Урал. Последний, кстати, имел хорошую славу по всему СССР (при том, что в свободной продаже его не было). Да и в целом качество ижевских Москвичей (правильно называвшихся Иж-Москвич-412) оценивалось как более высокое, чем московских.
Затем появился универсал Иж-Москвич-434, аналог Москвича-434. А первой собственной моделью Ижмаша стал каблук Иж-2715. Следом за ним в 1973 г. завод выпустил Иж-2125 Комби, или Иж-Комби. Начиная с этих двух моделей, из названия ижевских машин исчезло слово Москвич.
Иж-Комби берет начало с хэтчбеков, набравших популярность в Европе в 1960-х гг. Но у машины русский акцент, и хэтчбеком в строгом смысле слова ее назвать нельзя. Типичный хэтч - это машина не только с наклонной пятой дверью сзади, но и с укороченным задним свесом - благодаря этому она более поворотлива и компактна, что важно в тесных европейских городах. А ижевцы резонно рассудили, что укорачивать советский автомобиль смысла нет. Поэтому кузов Иж-Комби по длине такой же, как седан Москвич-412. Багажник у него того же объема, но заднее стекло имеет больший наклон, а каркас кузова изменен в расчете на большой дверной проем и наклонные стойки остекления. Кузов ижевской модели по европейской системе относится к лифт- или нотчбекам. А само слово комби - немецкий термин, означающий любой кузов, имеющий вход в салон сзади.
Иж-Комби появился почти одновременно с универсалом ВАЗ-2102 Жигули и решал примерно те же задачи, но имел важное преимущество. Грузоподъемность Жигулей в кузовах седан и универсал одинакова, а вот у Иж-Комби - выше, чем у седана (за счет большей жесткости рессор и каркаса кузова). И это резонно: машину с пятой дверью для того и покупают, чтобы перевозить больше багажа.
Отношение к Комби оказалось однозначно положительным не только у советского покупателя, но и в других странах. Иж-Комби стал первой моделью Ижмаша, поставлявшейся на экспорт (что касается Иж-Москвич-412, здесь ижевцы обслуживали в первую очередь покупателей СССР).
Из недостатков Ижа-Комби самыми заметными были плохой прогрев салона из-за плохой изоляции багажника, попадание в салон выхлопных газов, а также жесткость подвески - обратная сторона увеличенной грузоподъемности.
Сложно сказать, кто победил - проитальянский или оборонный подход. Уже в 1970 г. чистота эксперимента была нарушена. АЗЛК и Ижмаш прошли по технологии Renault модернизацию, целью которой было повышение производительности. Но даже после этого продукция Ижевска и Тольятти оставалась в дефиците. Правда, на Жигули очередь все же была подлиннее, хотя Волжский автозавод и выпускал в два с лишним раза больше машин, чем АЗЛК и Ижмаш вместе взятые.
В последующие годы Ижмаш не пользовался помощью АЗЛК, самостоятельно модернизируя Москвич-412. В 1975 г. Москва перешла на выпуск семейства Москвич-2140, а Ижевск продолжал делать 412-е до 1994 г., а Комби - до 1997 г. Последнюю модернизацию Ижи прошли в 1982 г. - появились дисковые передние тормоза, травмобезопасные утопленные дверные ручки и мягкая приборная панель, а также характерная черная решетка радиатора вместо хромированной.
В постперестроечное время Иж-Комби часто покупали предприниматели как развозной автомобиль. К сожалению, в 1980-е гг. ижевское качество упало до крайне низкого уровня, что вредно отразилось не только на продажах, но и на долголетии машин: сейчас Иж-Комби на дорогах - редкость.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4