Иж-2125 Комби (1 G.) `1973 - Фургон (СССР) 1973 | |
|
Что такое комби?
Среди недовольных затратным автопроектом с Fiat был министр обороны СССР. Это
именно по его инициативе появился альтернативный проект - выпуск легковых
автомобилей на оборонном заводе Ижмаш. Как и тольяттинцы, ижевцы изначально
получили готовую модель, но советского происхождения - Москвич-408. Всего через
год подоспел Москвич-412, и Ижевский автомобильный завод (так стало называться
предприятие) полностью перешел на его производство.
Оборонные инженеры почти не стали менять конструкцию Москвича, только создали
связь между передними и задними лонжеронами кузова, увеличив его жесткость. Плюс
к этому добавили в стандартную комплектацию радиоприемник Урал. Последний,
кстати, имел хорошую славу по всему СССР (при том, что в свободной продаже его
не было). Да и в целом качество ижевских Москвичей (правильно называвшихся
Иж-Москвич-412) оценивалось как более высокое, чем московских.
Затем появился универсал Иж-Москвич-434, аналог Москвича-434. А первой
собственной моделью Ижмаша стал каблук Иж-2715. Следом за ним в 1973 г. завод
выпустил Иж-2125 Комби, или Иж-Комби. Начиная с этих двух моделей, из названия
ижевских машин исчезло слово Москвич.
Иж-Комби берет начало с хэтчбеков, набравших популярность в Европе в 1960-х гг.
Но у машины русский акцент, и хэтчбеком в строгом смысле слова ее назвать
нельзя. Типичный хэтч - это машина не только с наклонной пятой дверью сзади, но
и с укороченным задним свесом - благодаря этому она более поворотлива и
компактна, что важно в тесных европейских городах. А ижевцы резонно рассудили,
что укорачивать советский автомобиль смысла нет. Поэтому кузов Иж-Комби по длине
такой же, как седан Москвич-412. Багажник у него того же объема, но заднее
стекло имеет больший наклон, а каркас кузова изменен в расчете на большой
дверной проем и наклонные стойки остекления. Кузов ижевской модели по
европейской системе относится к лифт- или нотчбекам. А само слово комби -
немецкий термин, означающий любой кузов, имеющий вход в салон сзади.
Иж-Комби появился почти одновременно с универсалом ВАЗ-2102 Жигули и решал
примерно те же задачи, но имел важное преимущество. Грузоподъемность Жигулей в
кузовах седан и универсал одинакова, а вот у Иж-Комби - выше, чем у седана (за
счет большей жесткости рессор и каркаса кузова). И это резонно: машину с пятой
дверью для того и покупают, чтобы перевозить больше багажа.
Отношение к Комби оказалось однозначно положительным не только у советского
покупателя, но и в других странах. Иж-Комби стал первой моделью Ижмаша,
поставлявшейся на экспорт (что касается Иж-Москвич-412, здесь ижевцы обслуживали
в первую очередь покупателей СССР).
Из недостатков Ижа-Комби самыми заметными были плохой прогрев салона из-за
плохой изоляции багажника, попадание в салон выхлопных газов, а также жесткость
подвески - обратная сторона увеличенной грузоподъемности.
Сложно сказать, кто победил - проитальянский или оборонный подход. Уже в 1970 г.
чистота эксперимента была нарушена. АЗЛК и Ижмаш прошли по технологии Renault
модернизацию, целью которой было повышение производительности. Но даже после
этого продукция Ижевска и Тольятти оставалась в дефиците. Правда, на Жигули
очередь все же была подлиннее, хотя Волжский автозавод и выпускал в два с лишним
раза больше машин, чем АЗЛК и Ижмаш вместе взятые.
В последующие годы Ижмаш не пользовался помощью АЗЛК, самостоятельно
модернизируя Москвич-412. В 1975 г. Москва перешла на выпуск семейства
Москвич-2140, а Ижевск продолжал делать 412-е до 1994 г., а Комби - до 1997 г.
Последнюю модернизацию Ижи прошли в 1982 г. - появились дисковые передние
тормоза, травмобезопасные утопленные дверные ручки и мягкая приборная панель, а
также характерная черная решетка радиатора вместо хромированной.
В постперестроечное время Иж-Комби часто покупали предприниматели как развозной
автомобиль. К сожалению, в 1980-е гг. ижевское качество упало до крайне низкого
уровня, что вредно отразилось не только на продажах, но и на долголетии машин:
сейчас Иж-Комби на дорогах - редкость.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4