ГАЗ-14 Чайка (1 G.) `1977 - Представительский автомобиль (СССР) 1977
 

Запрещенная
Эпоха застоя 1970-х гг., приведшая к отставанию советского автопрома от мирового уровня, сказалась на сроках появления новой Чайки. Машина разрабатывалась около 10 лет. Дизайнеры предлагали вариант за вариантом, а инженеры, воспользовавшись неожиданной задержкой, старались отладить техническую часть и устранить все возможные детские болезни.
Окончательный и, наконец, утвержденный к производству вариант, появившийся в конце 1976 г., стремительным рывком вновь приблизился к правительственным ЗИЛам.
Большого прогресса удалось достичь в модернизации мотора и коробки передач, благодаря чему увеличились мощность и приемистость. Динамика машины при этом возросла на четверть. Управляемость также существенно улучшилась благодаря дисковым тормозам и бесшкворневой подвеске (наконец-то качество дорог позволяло отойти от старой шкворневой подвески!). По сравнению с прежней Чайкой конструкторы уменьшили высоту машины и увеличили длину, так что простор салона остался прежним, а посадка пассажиров стала более горизонтальной.
Значительные улучшения произошли и в безопасности машины: Чайку оснастили гидроусилителем руля, струйным фароочистителем, противотуманными фонарями, 3-точечными ремнями безопасности, силовыми поясами в дверях и мягкой травмобезопасной обивкой салона. Механики ведомственных гаражей также оценили изменения: количество смазочных операций по сравнению с ГАЗ-13 уменьшилось в 6 раз.
Больше всего новаций имелось не под капотом или днищем, а внутри салона. Если ГАЗ-13 по ее комплектации можно было отнести к скромницам, то ГАЗ-14 - наоборот. Сервоприводов в ней стало больше, чем в ЗИЛах. Климатическая система с кондиционером имела электромеханические приводы воздушных заслонок и две зоны управления: переднюю и заднюю. Новая модель была оснащена лучшей в СССР стереосистемой с кассетной приставкой и радиотелефоном. Электрика управлялась дистанционным пультом. Кроме того, имелись центральный замок, атермальные боковые стекла, защищавшие салон от ультрафиолета, подогрев заднего и боковых стекол.
Собирались Чайки вручную на участке ПАМС ГАЗа (производство автомобилей малых серий). Перед тем как попасть на службу, каждый экземпляр проходил сотни километров на испытаниях.
ГАЗ-14 Чайка стала, возможно, единственной машиной Горьковского автозавода, которая не успела морально устареть до того, как была снята с производства. И не просто снята, а уничтожена вместе с конструкторской документацией, недостроенными автомобилями и даже оснасткой для производства сувенирных моделей. Виновницей этого стала борьба с привилегиями, которую правительство начало в конце 1980-х гг. Конец жизни автомобилю положил президент СССР М. С. Горбачев своим личным указанием.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4