ГАЗ-14 Чайка (1 G.) `1977 - Представительский автомобиль (СССР) 1977 | |
|
Запрещенная
Эпоха застоя 1970-х гг., приведшая к отставанию советского автопрома от мирового
уровня, сказалась на сроках появления новой Чайки. Машина разрабатывалась около
10 лет. Дизайнеры предлагали вариант за вариантом, а инженеры, воспользовавшись
неожиданной задержкой, старались отладить техническую часть и устранить все
возможные детские болезни.
Окончательный и, наконец, утвержденный к производству вариант, появившийся в
конце 1976 г., стремительным рывком вновь приблизился к правительственным ЗИЛам.
Большого прогресса удалось достичь в модернизации мотора и коробки передач,
благодаря чему увеличились мощность и приемистость. Динамика машины при этом
возросла на четверть. Управляемость также существенно улучшилась благодаря
дисковым тормозам и бесшкворневой подвеске (наконец-то качество дорог позволяло
отойти от старой шкворневой подвески!). По сравнению с прежней Чайкой
конструкторы уменьшили высоту машины и увеличили длину, так что простор салона
остался прежним, а посадка пассажиров стала более горизонтальной.
Значительные улучшения произошли и в безопасности машины: Чайку оснастили
гидроусилителем руля, струйным фароочистителем, противотуманными фонарями,
3-точечными ремнями безопасности, силовыми поясами в дверях и мягкой
травмобезопасной обивкой салона. Механики ведомственных гаражей также оценили
изменения: количество смазочных операций по сравнению с ГАЗ-13 уменьшилось в 6
раз.
Больше всего новаций имелось не под капотом или днищем, а внутри салона. Если
ГАЗ-13 по ее комплектации можно было отнести к скромницам, то ГАЗ-14 - наоборот.
Сервоприводов в ней стало больше, чем в ЗИЛах. Климатическая система с
кондиционером имела электромеханические приводы воздушных заслонок и две зоны
управления: переднюю и заднюю. Новая модель была оснащена лучшей в СССР
стереосистемой с кассетной приставкой и радиотелефоном. Электрика управлялась
дистанционным пультом. Кроме того, имелись центральный замок, атермальные
боковые стекла, защищавшие салон от ультрафиолета, подогрев заднего и боковых
стекол.
Собирались Чайки вручную на участке ПАМС ГАЗа (производство автомобилей малых
серий). Перед тем как попасть на службу, каждый экземпляр проходил сотни
километров на испытаниях.
ГАЗ-14 Чайка стала, возможно, единственной машиной Горьковского автозавода,
которая не успела морально устареть до того, как была снята с производства. И не
просто снята, а уничтожена вместе с конструкторской документацией,
недостроенными автомобилями и даже оснасткой для производства сувенирных
моделей. Виновницей этого стала борьба с привилегиями, которую правительство
начало в конце 1980-х гг. Конец жизни автомобилю положил президент СССР М. С.
Горбачев своим личным указанием.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4