ВАЗ-2121 Нива (1 G.) `1977 - Внедорожник (СССР) 1977 | |
|
Удачная ошибка
Самый удачный автомобиль Волжского автозавода родился в результате
ведомственного казуса. Конструкторы готовили в поддержку классическим легковым
моделям малолитражное городское авто. Когда была завершена значительная часть
работ, пришло указание сверху - нужен внедорожник, а не малолитражка. Понятно,
для кого он предназначался: достаточно обратить внимание на название новой
машины - Нива. Сельским администрациям, председателям колхозов и агрономам нужен
был автомобиль более дешевый и экономичный, чем старый добрый козлик.
Решено было не начинать новый проект, а переделать в вездеход малолитражку - вот
почему Нива имеет такой компактный несущий кузов, аккуратный легковой дизайн и
независимую переднюю подвеску. Широко использовались узлы других автомобилей,
прежде всего - ВАЗ-2106. У этой модели позаимствовали заднюю оптику, главные
элементы салона, да и двигатель ВАЗ-2121 является модификацией мотора ВАЗ-2106.
В результате Нива получилась очень короткой, легкой и на редкость
комфортабельной для джипа, с посадкой пассажиров, динамическими качествами и
мягкостью хода, как у легковушки. Внедорожные качества оказались не просто
хорошими, а выдающимися. Со своим малым весом Нива проходила там, где более
тяжелые классические внедорожники увязали по оси, независимо от дорожного
просвета. Короткие свесы и база обеспечили ей также хорошую геометрическую
проходимость. Фактически Нива - первый в мире комфортабельный внедорожник малого
класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом.
По этим причинам ВАЗ-2121 стал самой популярной экспортной моделью
тольяттинского автозавода, единственным автомобилем, который поставлялся даже в
Японию, а также самым оригинальным и популярным советским экспортировавшимся
автомобилем. До сих пор во многих странах мира (в том числе тех, куда
официального экспорта не велось) есть фан-клубы Нивы.
Прочность внедорожного кузова сделала эту машину основой для многочисленных
вариантов, выпускавшихся не только ВАЗом и его дочерними предприятиями, но и
другими мастерскими и ателье, в том числе за рубежом (эти варианты часто
назывались Cossack - казак, англ.). В их числе - гусеничные снегоболотоходы,
пикапы и фургоны, спецтранспорт. Просто невозможно не только перечислить, но
даже отследить все возможные варианты. Кроме базового, самые массовые варианты -
5-дверный удлиненный универсал ВАЗ-2131, пикапы Волк и Бизон.
В 1980-х гг. Волжский автозавод начал подготовку Нивы второго поколения. В конце
концов этот автомобиль превратился в Chevrolet Niva: ВАЗ передал Chevrolet все
права на этот автомобиль, включая название Нива.
Однако новый автомобиль оказался куда дороже и сложнее, так что спрос на Ниву
первого поколения не уменьшился. ВАЗ-2121 продолжает выпускаться в Тольятти под
названием Lada 4х4. Любопытно, что автолюбители не только не придумали машине
никаких народных прозвищ за долгие годы, но и сейчас продолжают упорно называть
ее Нивой. Обновив двигатели, ВАЗ адаптировал модель к экологическим нормам
Евро-3 и Евро-4. Неудачей окончилась только попытка удовлетворить более жесткие
требования безопасности. В рейтинге Euro NCAP Lada 4х4 заработала 0 звезд из 5
максимальных, поэтому больше не поставляется в развитые страны.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4