ВМЗ-5298 Лидер (1 G.) `2000 - Троллейбус (РФ)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

ВМЗ-5298 «Лидер»

ВМЗ-5298 «Лидер»
Завод-изготовитель - Транс-Альфа, Россия
Проект, г. - 2000-2001
Выпускался, гг. - 2000-2015
Назначенный срок службы, лет - 16
Экземпляры - 438
Снаряжённая масса, т - 11
Макс. скорость, км/ч - 60
Вместимость, чел.
Мест для сидения - 29
Полная вместимость (8 чел/м²) - 114
Габариты
Длина, мм - 12 130
Ширина, мм - 2450
Высота по крыше, мм - 3500
База, мм - 6025
Салон
Количество дверей для пассажиров - 3
Формула дверей - 2-2-2
Двигатель
Тип - ДК-211БМ / ТАД-280
Мощность, кВт - 170 / 180
Система управления - РКСУ / ТИСУ
Рабочее напряжение, В - 550 / 450

ВМЗ-5298 «Лидер» - российский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, производящийся с 2000 года на Вологодском механическом заводе. Последние троллейбусы (в версии ВМЗ-52981) были выпущены в 2015 году для Йошкар-Олы и Рыбинска.
Изначально модель имела только заводское обозначение ВМЗ-375, тип 5298 появился только после сертификации.
Модель троллейбуса используется во многих городах России, а также в Молдавии и Сербии.
Описание
Двухосный высокопольный троллейбус, разработанный заводом в Вологде.
Основание кузова - швеллерное рамного типа, что увеличивает срок его службы по сравнению с более дешёвым трубчатым каркасом. Борта кузова - из цельнотянутого оцинкованного листа, повышающего коррозионную стойкость обшивки. Двери троллейбуса двухстворчатые, включая переднюю. Створки дверей и подножки выполнены из стеклопластика. В передней двери одна створка предназначена для входа и выхода пассажиров, вторая - для входа и выхода водителя.
Из-под кузова на крышу вынесены пуско-тормозные резисторы, групповой реостатный контроллер и статический преобразователь. Остальное электрооборудование расположено в отдельных изолированных отсеках под полом.
Кузов и крыша имеют тепло- и звукоизоляцию. Для отопления салона использованы электрические калориферы общей мощностью 9 кВт.
На основе этой модели разработан шарнирно-сочленённый троллейбус ВМЗ-6215.
С 2009 года также выпускается троллейбус ВМЗ-52981 в том же кузове. Его отличиями являются более низкий пол, швеллерная рама вместо профильной, маленькие колёса и др.
История поставок
В Москве ВМЗ-5298 эксплуатировались с начала 2002 года, когда поступила единственная партия из 20 машин. В настоящее время все троллейбусы данной серии списаны. На сентябрь 2009 года эксплуатировалось 12, при этом один в 2008 году прошёл капитальный ремонт на МТрЗ без замены кузова (№ 2906). Минимум один троллейбус сгорел (№ 2910), другие были отправлены на МТрЗ для прохождения капитального ремонта с заменой кузова.
В Курске ВМЗ-5298.00 эксплуатировались с 2001 по 2018 год. Партия из 6 машин поступила в 2001 году, данная можель довольно долго работала с ЛиАЗ-5280, ЗиУ-682Г и низкопольными троллейбусами 1К курской сборки. В 2018 году все высокопольные троллейбусы были списаны и заменены Тролза-5265 «Мегаполис».
В 2001 году для опытной эксплуатации одну единицу тогда ещё ВМЗ-375 приобрёл Оренбург (машина ещё работает под номером 333). Однако предпочтение было отдано уфимским машинам. В 2009-2010 годах в Оренбург была закуплена партия ВМЗ-5298.23.
В Миассе ВМЗ-5298 эксплуатируется с 2006 года, в качестве системы управления вместо РКСУ используется ТрСУ SDMC-103.
В Иркутск в 2009 году поступило 30 единиц ВМЗ-5298. Иркутск является городом с самым большим в мире количеством троллейбусов данной модели (с поставленными в 2004 году - 33 штуки). В 2015 году специалистами МУП «Иркутскгортранс» один троллейбус ВМЗ-5298 был оборудован самостоятельно разработанной системой автономного хода. В троллейбус с транзисторной системой управления коллекторным двигателем были установлены 36 гелиевых аккумуляторных батарей и система контроля заряда. Это позволяло машине проезжать 30% участков маршрута без использования контактной сети. На дооборудование троллейбуса системой автономного хода потребовалось около одного миллиона рублей, что было в три раза дешевле приобретения заводского аналога (на тот момент).

Модификации
ВМЗ-5298.00
ВМЗ-5298-020
ВМЗ-5298-20
ВМЗ-5298-20-01
ВМЗ-5298-22
ВМЗ-5298-23-01
ВМЗ-52981

Эксплуатирующие города

Модели троллейбуса ВМЗ-5298 можно встретить во многих городах России, а также в Молдавии и Сербии.

Страна - Город - Эксплуатирующая организация - Модификация - Количество
Молдавия - Бельцы - МП «Бельцкое троллейбусное управление» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 7 единиц
Молдавия - Кишинёв - Кишинёвский троллейбус - ВМЗ-5298-20 - 2 единицы
Россия - Армавир - МП г. Армавира «Троллейбусное управление» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 1 единица
Россия - Барнаул - МУП «Горэлектротранс» - ВМЗ-5298-20 - 2 единицы
ВМЗ-52981 - 2 единицы
Россия - Благовещенск - МП «Троллейбусное управление» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 2 единицы
Россия - Братск - МП «Братское троллейбусное управление» - ВМЗ-5298-20 - 17 единиц
Россия - Брянск - МУП «Брянское троллейбусное управление» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 3 единицы (все списаны)
ВМЗ-52981 - 3 единицы
Россия - Видное - МУП «Видновский троллейбусный парк» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 2 единицы
Россия - Владимир - ОАО «Владимирпассажиртранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 1 единица (списан)
Россия - Вологда - МУП "ПАТП 1" - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 5 единиц
Россия - Екатеринбург - ЕМУП «ТТУ» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 11 единиц
ВМЗ-52981 - 2 единицы
Россия - Ижевск - МУП «ИжГЭТ» - ВМЗ-5298-22 - 9 единиц
Россия - Иркутск - МУП «Иркутскгорэлектротранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 33 единицы
ВМЗ-52981 - 1 единица
Россия - Йошкар-Ола - МП «Троллейбусный транспорт» - ВМЗ-52981 - 1 единица
Россия - Калининград - МКП «Калининград-ГОРТРАНС» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 1 единица
Россия - Кострома - Костромское муниципальное троллейбусное управление - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 5 единиц
ВМЗ-5298-20 - 1 единица
Россия - Курск - МУП «Курскэлектротранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 6 единиц (не эксплуатируются с 2018 года, ожидают списания)
Россия - Ленинск-Кузнецкий - МП «Производственное троллейбусное управление города Ленинска-Кузнецкого» - ВМЗ-52981 - 5 единиц
Россия - Липецк - МУП «ГЭТ» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - Троллейбусное движение в Липецке закрыто 15 августа 2017. Все троллейбусы были списаны, ожидают утилизации на Новолипецкой металлобазе
Россия - Миасс - МАУ «УПП МГО» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 12 единиц
ВМЗ-52981 - 2 единицы
Россия - Москва - ГУП «Мосгортранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 20 (все списаны)
Россия - Мурманск - ОАО «Электротранспорт» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 4 единицы (3 списаны)
ВМЗ-52981 - 7 единиц
Россия - Нижний Новгород - МП «Нижегородэлектротранс» - ВМЗ-52981 - 21 единица
Россия - Новосибирск - МКП «ГЭТ» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 2 единицы
Россия - Оренбург - МКП «Оренбургский Городской Пассажирский Транспорт» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 10 единиц
ВМЗ-52981 - 9 единиц
Россия - Пермь - МУП «Горэлектротранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 3 единицы (списаны)
Россия - Петрозаводск - ПМУП «Городской Транспорт» - ВМЗ-5298.00 и модификации - 7 единиц
Россия - Ростов-на-Дону - ООО РТК «Русэлтранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 1 единица
Россия - Рыбинск - АО «Рыбинскэлектротранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 4 единицы
ВМЗ-5298-20 - 2 единицы
ВМЗ-52981 - 5 единиц
Россия - Санкт-Петербург - ГУП «Горэлектротранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 45 единиц
ВМЗ-5298-020 - 14 единиц
ВМЗ-5298-20 - 41 единица
ВМЗ-5298-20-01 - 1 единица
ВМЗ-5298-22 - 12 единиц
ВМЗ-5298-23-01 - 3 единицы
ВМЗ-52981 - 7 единиц
Россия - Таганрог - МУП «ТТУ» - ВМЗ-52981 - 5 единиц
Россия - Тамбов - МУП «Тамбовгортранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 1 единица
Россия - Тула - МУП «Тулгорэлектротранс» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 17 единиц
ВМЗ-5298-20 - 8 единиц
Россия - Хабаровск - МУП «ХТТУ» - ВМЗ-5298-00 - 8 единиц
Россия - Чебоксары - МУП «ЧТУ» - ВМЗ-52981 - 6 единиц
Россия - Чита - МП «Троллейбусное управление» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 10 единиц
Сербия - Белград - ГСП «Београд» - ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) - 1 единица

ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) в Вологде
ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) в Костроме
ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) в Миассе
ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) в Туле
ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) в Туле
ВМЗ-5298.00 (ВМЗ-375) в городе Бельцы

wikipedia.org (ru)