2003 г. В РФ
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Автомобильный рынок России

По данным ГИБДД на 1 января 2002 года, автомобильный парк России насчитывал 22486451 легковую машину. Более поздних данных пока нет, зато есть сведения об увеличении количества легковых автомобилей в 2002 году. За год их стало больше на 6 %. Таким образом, удвоение российского рынка легковых автомобилей произошло всего за восемь лет. При таких темпах еще через восемь лет в России будет 45 млн. легковых машин. Если приравнять среднюю стоимость автомобиля к 10000 долларов США, то общий объем продаж составит 225 млрд. долларов! Или по 28,1 млрд. в год. Однако это чересчур оптимистичный прогноз. Некоторые эксперты предсказывают, что в связи с насыщением рынка рост продаж будет уменьшаться, поэтому за восемь лет парк вырастет, возможно, только в полтора раза. Есть большие сомнения и в точке отсчета - 22,5 млн. единиц. Дело в том, что некоторые машины уже давно на свалке, разобраны на запчасти или угнаны, но с учета в ГИБДД не сняты. По некоторым оценкам, таких машин - миллионы. Возможно, что реальный парк легковых автомобилей не достиг и 20 млн. Попробуем подойти к проблеме с другой стороны. Эксперты оценивают покупательную способность населения России в 2 млн. машин в год. При средней цене 5000 долларов объем продаж составит примерно 10 млрд. в год. В любом случае при расчетах получается большое число, а средняя цена автомобиля несколько выше 5000 долларов. Все расчеты весьма условны, поскольку покупательная способность зависит от состояния экономики, а в этой области делать прогнозы для нашей страны довольно сложно. Причем рост экономики не всегда означает увеличение доходов населения. Деньги можно потратить на неэффективные проекты, войны или разворовать. При этом большинство граждан не разбогатеет. Если потрясений в экономике удастся избежать, то доходы граждан будут расти, как и перспективы автомобильного рынка. Теперь от прогнозов перейдем к реалиям сегодняшнего дня. В первом полугодии 2003 года наблюдалось увеличение спроса на новые отечественные автомобили. Это вызвано как повышением покупательной способности населения, так и увеличением пошлин на подержанные иномарки. Кстати, летом было еще одно изменение пошлин (естественно в большую сторону), но оно скажется на состоянии рынка лишь во втором полугодии. За первое полугодие 2003 года АвтоВАЗ продал 321563 автомобиля. Как мы и предсказывали в предыдущем выпуске каталога, предприятие «Ижмаш-Авто» переместилось с третьего на второе место. В первом полугодии оно выпустило 52837 машин, если считать не только легковые ВАЗ-2106 и Иж-2126, но и фур-гоны. ГАЗ опустился на третье место, изготовив 21202 «Волги». В Набережных Челнах и Серпухове, где производят «Оку», собрали соответственно 18680 и 9286 машин. В Сызрани выпустили 17119 машин марки ВАЗ. Практически все автомобили были раскуплены, удалось даже продать прошлогодние остатки. Напомним, что долгое ожидание повышения пошлин на подержанные иномарки вызвало в прошлом году ажиотажный спрос на них. В результате упали продажи отечественных автомобилей и наблюдалось небольшое затоваривание. Прежде чем перейти к анализу рынка новых иномарок, нужно вспомнить об одном обстоятельстве, которое многие даже и не заметили. Тем не менее оно уже оказало сильное влияние на расстановку сил на российском автомобильном рынке. Это влияние сохранится в будущем. Как неоднократно упоминалось в предыдущих выпусках каталога, российский рынок иномарок пока не устоялся, поэтому лидеры на нем еще будут меняться. В первом полугодии 2003 года поводом для этого послужил переход расчетов с долларов на евро. Причем на евро перешли лишь дилеры некоторых фирм, преимущественно европейских, например Audi, Citroёn, Mercedes-Benz, Peugeot, Renault, Skoda, Volkswagen. В то же время такие компании, как SAAB и Volvo, продолжают в ценниках указывать доллары США. Американская марка Ford представлена в России преимущественно европейским подразделением, поэтому дилеры перешли на евро. Японская фирма Nissan тоже указывает цены в евро, что неудивительно: основная часть модельного ряда, представленного на российском рынке, изготавливается в Европе. Большинство японских и корейских фирм продолжают расчеты в долларах. Казалось бы, какая разница - доллары или евро? Дело в том, что обычно цены не подвергаются корректировке и, если изменяется только наименование валюты, при переходе на евро сумма в рублях возрастает. Машины автоматически дорожают. На момент написания статьи разница составляла 9 %. А в конце весны была еще больше. Переход на евро начался с января и, возможно, к этому течению присоединятся и другие компании. Естественно, что подорожание одних моделей привело к тому, что другие стали выглядеть в глазах покупателей привлекательнее. Еще одним фактором, повлиявшим на расстановку сил, стало введение в строй мощностей по производству Ford Focus в Ленинградской области и Hyundai Accent в Таганроге. Эти машины дешевле, чем такие же, но ввезенные из-за рубежа. В результате за ними установилась многомесячная очередь. В первом полугодии собрано соответственно около 5 тыс. «фокусов» и 2,4 тыс. «акцентов». Сборка Renault Symbol предприятием «Автофрамос» в Москве на территории АЗЛК пока еще не развернулась на полную мощность. К тому же дилеры Renault перешли на евро, машины подорожали. Всего в первом полугодии собрано 820 автомобилей. Упомянем и о довольно успешно работающем предприятии «АвтоТОР» в Калининграде, выпустившем за шесть месяцев 4255 автомобилей Kia и 917 - BMW. Пока «АвтоТОР» - лидер по изготовлению иномарок в России. Теперь перейдет к «хит-параду». На первом месте уже много лет узбекская фирма Uz-Daewoo, а ее седан Daewoo Nexia - лидер в списке наиболее продаваемых автомобилей. За первое полугодие продано 10024 штуки (за шесть месяцев 2002 года - 6773). Прирост составил 48 %. К популярной Nexia, реализованной в количестве 6783 штук, добавилась новая успешная Matiz (3241 единица), пришедшая на смену непопулярной в России модели Tico. На второе место вышла фирма Toyota, продавшая 9182 автомобиля (в том числе марки Lexus). В прошлом году она с результатом 2805 штук занимала лишь девятое место. Прирост продаж составил 227 %! Наиболее популярные модели: Corolla (2946 штук), Camry (2354), Land Cruiser (1417). Автомобилей принадлежащей Toyota марки Luxus реализовано 370 штук. На третьем месте компания Ford, в прошлом году занимавшая восьмую строчку. В первое полугодие 2003 года и второе полугодие 2002-го реализовано соответственно 7125 и 2818 легковых машин. Прирост - 153 %. В значительной степени успех достигнут благодаря производству в России. Немало помогли российскому «форду» пресса и телевидение, абсолютно бесплатно помещая репортажи о строительстве и пуске завода. Всего за первое полугодие 2003 года реализовано 5244 автомобиля модели Focus, 1378 - Mondeo и 257 - вседорожников Maverick. На четвертом месте Mitsubishi - 7082 штуки, причем больше половины продаж приходится на модель Carisma - 4035 штук. В прошлогоднем рейтинге фирма занимала седьмое место (3564 штуки). Прирост - 75 %. Пятое место у Hyundai - компании, не попавшей в прошлом году в первую десятку. В нынешнем продано 5708 машин, прирост составил 393 %! Примерно половина проданных автомобилей (2590 штук, сюда вошли и собранные в конце прошлого года) сделаны в России. Этот проект меньше разрекламирован, но успех налицо. Покупатели хорошо приняли и новую модель Getz - реализовано 1408 штук. Далее следует Elantra - 759 штук. Kia позиционируется на рынке отдельно, хотя и входит в группу Hyundai. Сейчас марка Kia на шестом месте - 5384 проданных машин, а в прошлом году была на десятом (2358 штук). Прирост - 128 %. Наиболее успешные модели Rio (2575 штук) и Sportage (1214) - обе российской сборки. Затем идут модели Shuma (844 штуки) и Magentis (309) На седьмом месте Renault с объемом продаж 5290 машин. В прошлом году эта марка занимала шестое место (3586 штук). Несмотря на перемещение вниз в таблице, прирост продаж составил 65 %. По популярности лидирует седан Symbol - 2362 штуки, за ним следуют Megane (1895) и Scenic (767). На восьмом месте марка Nissan, которая в прошлом году была на четвертом. Продано 4233 автомобиля (в прошлом - 3951). Тем не менее продажи увеличились на 7 %. Более трети продаж приходится на модель Primera - 1447 штук, немного отстает Almera - 1117 штук, далее X-Trail (726) и Maxima (558). На девятом месте Peugeot (3905 штук). Раньше эта марка была на пятом месте (3608), но все же есть прирост - 8 %. Как и прежде, лидирует модель 307 - 1721 штука, а за ней Peugeot 206 - 1271 штука. Модель Peugeot 406 продали в количестве 766 штук. На десятом месте Skoda - 3611 машин. В прошлом году было второе место и 5311 проданных автомобилей. Продажи уменьшились на 32 %. В лидерах по-прежнему Octavia (2035 штук), за ней - Fabia (1383 штуки). Заметим, что качество машин не ухудшилось, а причиной падения спроса стал переход на расчеты в евро. По той же причине из десятки выбыла марка Volks-wagen, занимавшая третье место (напомним, что Skoda входит в группу Volkswagen). Что касается рейтинга наиболее популярных моделей, то, как уже говорилось, Daewoo Nexia в который раз сохранила за собой первое место. Второе и третье места в прошлом году занимали модели фирмы Skoda, а на четвертом обосновалась Mitsubishi Carisma. Занимавший пятое место Volkswagen Passat теперь не попал в первую десятку. Посмотрите в таблице, каких успехов добился автомобиль размерного класса А Daewoo Matiz. А ведь обычно россияне не жалуют маленькие иномарки. И конечно, можно поздравить Ford Focus со вторым местом. Понятно, что на первое он претендовать не мог: старушка Nexia без боя не уступит. Из сказанного выше следует, что на рынке действительно произошли изменения. В целом наблюдается рост продаж новых иномарок. По-видимому, в ближайшем будущем эта тенденция сохранится. Часть прироста будет обеспечена за счет увеличения производства в России. Все компании, которые собирают иномарки в нашей стране, заявили о своих планах по наращиванию выпуска. Фирма Renault начинает поставку оборудования для производства новой модели. В Тольятти набирает обороты совместный проект Chevrolet-Niva. Правда, вряд ли можно отнести новую «Ниву» к иномаркам. Однако пока еще рано говорить о серьезном наступлении на отечественный рынок. Общий объем продаж новых иномарок за полгода составил 81 тыс. штук. Один только АвтоВАЗ выпустил за это время в четыре раза больше машин. Тем не менее тенденция налицо: в прошлом году за тот же период новых иностранных автомобилей продали в два раза меньше.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2004 - CD (Электронное издание)