Грузовые автомобили В 2003 г.
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Грузовик 2003 года - IVECO Stralis

Международное журналистское жюри, ежегодно присуждающее почетный титул «Грузовик года», в 2003 г. отметило этой наградой магистральный тягач IVECO Stralis с наиболее вместительной кабиной Active Space (AS) - первенца нового семейства большегрузных автомобилей, набравшего 102 очка из 133 возможных. Его презентация состоялась годом ранее - зимой 2002 г. на автосалоне в Амстердаме, и к моменту награждения сотни тягачей Stralis уже успешно эксплуатировались в десятках стран мира, сумев зарекомендовать себя экономичными и эффективными в эксплуатации, относительно недорогими в обслуживании, безопасными и удобными для работы автомобилями.

Для концерна IVECO это уже третий титул «Грузовик года»: первыми победителями друг за другом в 1992 и 1993 гг. стали грузовики EuroCargo и EuroTech. В разработку семейства Stralis концерн IVECO вложил 170 млн. евро, не считая затрат на освоение нового семейства дизелей Cursor, поэтому ставка, сделанная на эту модель, оказалась слишком высокой.

В процессе работы над серией Stralis были выработаны новые требования к таким автомобилям, продиктованные изменившимися требованиями рынка тяжелых машин. Их реализацию решили начать с создания новых силовых агрегатов и узлов, а затем приступить к разработке новой трансформируемой кабины. Этот процесс занял 4 года и потребовал вложения огромных финансовых средств.

Главной новинкой этой машины оказалась кабина Active Space улучшенной аэродинамики с оригинальным внешним видом, представляющая собой серьезный шаг вперед в этой области. К работе над ней компания IVECO привлекла сравнительно малоизвестную дизайнерскую фирму Garnero, кредо которой заключалось в создании современного автомобиля со скромной неагрессивной внешностью, способной привлечь внимание всех, кто работает на нем или занимается его обслуживанием. Новая 4-точечная кабина, пневматическая подвеска с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости более эффективно поглощают толчки как от неровностей дороги, так и от полуприцепа. Для обслуживания силового агрегата с помощью гидроподъемника с электроприводом кабину можно откинуть вперед на угол 72°, что не требует от водителя никаких физических усилий. Доступ к двум ящикам, расположенным в боковинах и открывающихся изнутри, возможен снаружи. Кабина предлагается в одной основной конфигурации - удлиненная с высокой крышей, однако благодаря модульной концепции интерьера она подходит для разнообразных видов перевозок на короткие и длинные расстояния, с одним или двумя водителями. Ее адаптация под индивидуальные нужды покупателя происходит непосредственно в момент продажи грузовика, а в дальнейшем сам водитель может изменять интерьер кабины по своему желанию.

Большая ёмкость кабины позволяет экипажу чувствовать себя в ней даже в самых дальних рейсах комфортно, как дома. Приподнятая крыша обеспечивает внутреннюю высоту около 2 м. В базовом оснащении традиционное пассажирское сиденье превратилось в опцию, а нижнее спальное место трансформируется в две раздельных банкетки по углам кабины. Откидной столик крепится к задней панели кабины, и на него можно установить небольшой телевизор. Изотермический выдвижной контейнер установлен справа от водителя и всегда находится под рукой. По заказу предлагаются холодильник, откидной столик, минисейф, сиденье со съемной спинкой, подлокотниками и подголовником, превращающими его в кресло.

На автомобиле Stralis устанавливают дизели Cursor-10 и Cursor-13 с декомпрессионным тормозом-замедлителем, отвечающие требованиям Euro-3 и предоставляющие покупателю выбор мощности в диапазоне от 400 до 540 л.с. К другим техническим новинкам следует отнести автоматизированные коробки передач ZF EuroTronic с системой логического управления, которая оценивает стиль вождения, сравнивая усилие на педали акселератора и сопротивление движению автомобиля, а также заднюю пневматическую подвеску с системой регулирования дорожного просвета в пределах 210 мм, вентилируемые дисковые тормоза Knorr с пневмоприводом и электронной системой распределения тормозных сил EBS, выполняющей функции АБС и противобуксовочной системы ASR.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Новинки года

По первоначальным прогнозам прошедший год не обещал большого количества новинок в области грузовых автомобилей, но реальность оказалась прямо противоположной: в 2003 г. появилось намного больше новых машин, чем годом ранее. Правда, как и прежде, большинство легких фургонов и грузовиков вновь представляли собой обновленные и рестайлинговые исполнения уже известных моделей. С пересмотром графика салонов грузовых автомобилей на 2003 г. пришлось всего два крупных международных форума. Главным среди них стал Амстердамский автосалон, прошедший в октябре, а на традиционно состоявшемся в январе Брюссельском салоне были представлены только развозные автомобили, легкие грузовики и полноприводные вседорожники. Эта перестановка привела к тому, что большинство новинок появилось в рабочем порядке — в основном в весенне-летний период и не было приурочено к каким-либо салонам.

Основную долю машин, формально признанных новинками, составили обновленные варианты легких фургонов, пикапов и грузовиков хорошо известных фирм Renault, Peugeot, Citroёn, FIAT, Opel, Volkswagen и Nissan, которые отличались от моделей предыдущих семейств лишь более современным внешним видом и наличием новых силовых агрегатов. К настоящим новинкам можно отнести лишь развозной фургон Volkswagen Caddy и заднеприводное семейство Mercedes-Benz Vito. Подобная ситуация сложилась и в секторе средних и тяжелых грузовиков: новые семейства IVECO EuroCargo, IVECO Stralis AT/AD и тяжелые грузовики Volvo FH16 отличаются от прежних машин только новыми силовыми агрегатами и кабинами. Состоявшийся в августе Московский автосалон также не принес существенных новинок, хотя заводы ЗИЛ и КамАЗ впервые представили там свои серьезные заявки на принципиально новые поколения российских грузовиков.

SEAT Salsa @ Mocion

С первого взгляда автомобиль SEAT Salsa @ Mocion к грузовикам отнести невозможно. Действительно, это прототип спортивного купе с 250-сильным двигателем V6, автоматической коробкой передач и пневматической подвеской, способный развивать скорость 233 км/ч. Между тем, представленный на Брюссельском автосалоне вариант оснащен трансформируемым грузовым отсеком, вместимость которого при складывании заднего сиденья составляет 0,6 кубометра. Интересная деталь: для облегчения его загрузки через откидную заднюю дверь служат легкие выдвижные носилки, превращающиеся в багажную тележку.

Dodge Ram SRT-10

Даже на американском рынке этот автомобиль считается исключением из правил. Он входит в гамму скромных грузовых машин Ram, но индекс SRT-10 указывает на его прямое родство с суперкаром Viper SRT-10, от которого он унаследовал 506-сильный двигатель V10, став самым мощным и быстроходным пикапом в США. Он выпускается по заказам и предоставляет своим отнюдь не бедным владельцам удовольствие мчаться со скоростью 240 км/ч, разогнаться до «сотни» всего за 5 секунд и пользоваться самыми изысканными средствами комфорта, включая минибар с охлаждением и мощнейшую стереофоническую аудиосистему.

Nissan Kubistar

Краткосрочная блиц-эпопея полного обновления легкого грузового семейства автомобилей испанского отделения компании Nissan завершилась весной 2003 г. с первой презентацией серии Kubistar. Новый фургон является копией автомобиля Renault Kangoo, от которого отличается лишь эмблемой и передней облицовкой, выполненной в характерном для фирмы Nissan стиле. Более того, Kubistar собирают на французском заводе в Мобеже, поэтому по типажу и оснащению он пока не отличается от серии Kangoo, хотя его стандартные и удлиненные варианты вместимостью 3,0 и 3,5 кубов носят наименования Pro и Premium.

Renault Kangoo

В 2003 г. эпопея рестайлинга легких грузовых семейств французского производства коснулась и популярного грузопассажирского автомобиля Kangoo, который, как и его конкуренты фирм Peugeot и Citroёn, получил более эффектную переднюю отделку, характерную теперь для всего грузового семейства компании Renault. Салон обновленных фургонов, носящих название Kangoo Express, оборудован новыми панелью приборов, центральной консолью и передними сиденьями, усиленной звукоизоляцией и ставшей традиционной для таких машин вместительной вещевой полкой над лобовым стеклом.

Peugeot Partner

В 2003 г. началось производство нового рестайлингового поколения легких грузовых машин Peugeot Partner. Они претерпели те же внешние метаморфозы, что и идентичное им семейство Citroёn Berlingo, хотя передняя облицовка Partner выполнена в стиле, свойственном всем легковых автомобилям марки Peugeot.

В отличие от серии Berlingo автомобили Partner предлагаются в вариантах для сельской местности, которые снабжаются усиленной подвеской, нижней защитой основных узлов, «вездеходными» шинами.

Citroёn Berlingo

Через год после обновления легкого грузового семейства Citroёn Jumper та же участь постигла и серию грузовых и грузопассажирских машин Berlingo, идентичных модели Peugeot Partner. В принципе всё вновь свелось к изменению передней облицовки, получившей более крупные блоки фар и бампер. Салон теперь оборудован новыми панелью приборов и рулевым колесом, передними и боковыми подушки безопасности, информационным дисплеем и многочисленными отделениями для мелких предметов. В конструктивном отношении автомобиль почти не изменился, не считая установки дифференциала повышенного трения.

Volkswagen Caddy

Помпезная презентация развозного фургона Volkswagen Caddy, состоявшая на Амстердамском автосалоне, была вполне обоснованной: он оказался единственным принципиально новым легким грузовым автомобилем, созданным в 2003 г., хотя по общему стилю и напоминающим прошлогодний Ford Transit Connect. Автомобиль с грузовым отсеком в 3,2 кубометра и полезной нагрузкой 750 кг предлагается с бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 69—105 л.с., механической или автоматической коробками передач, АБС и ASR, оборудованием и оснащением на уровне легковых моделей этой компании.

Volkswagen Transporter T5

Пятое поколение переднеприводных развозных автомобилей Volkswagen Transporter Т5 появилось летом 2003 г., поэтому к открытию Амстердамского автосалона они уже находились в производстве, что позволило журналистскому жюри присудить этой серии титул «Фургон 2004 года». Новые машины являются прямым развитием предыдущего семейства Т4, от которого унаследованы многие дизайнерские решения. Одновременно расширены диапазоны их полной массы и грузоподъемности.

Renault Master

Завершив работу над созданием полной гаммы развозных фургонов Trafic, в 2003 г. компания Renault начала выпуск обновленной гаммы Master, пропустив вперед своих главных конкурентов Peugeot, Citroёn и FIAT, представивших аналогичные машины годом ранее. Как и для большинства рестайлинговых моделей, новый Master отличается от старого передней облицовкой, почти идентичной малой серии Kan-goo и сохраняющей общий стиль внешнего оформления грузового семейства отделения Renault Trucks. К техническим новинкам серии Master относятся 136-сильный дизель и 6-ступенчатая коробка передач.

Nissan Interstar

В 2003 г. за развозными фургонами Renault Master и Opel Movano последовал и их обновленный испанский двойник Nissan Interstar. Всего через год после своего рождения эта машина неожиданно претерпела несущественные внешние изменения, которые были продиктованы модернизацией их французского и немецкого прототипов. Главное новшество фургона Interstar образца 2003 г. заключается в установке крупных блоков световых приборов и более узкой решетки радиатора.

Opel Movano

Все преобразования, произведенные в 2003 г. во внешности и конструкции развозного автомобиля Renault Master, претерпел и его немецкий двойник Opel Movano, признанный одной из наиболее ходовых машин в своем классе (с 1999 г. в Западной Европе их продано 72 тыс. экземпляров). От французского прототипа Movano отличается характерной для семейства Opel передней облицовкой и рядом деталей. Он предлагается в основном с дизельными двигателями мощностью 100—136 л.с. и механической 6-ступенчатой коробкой передач.

IVECO EuroCargo

Развитием нового стилевого решения грузовиков IVECO, появившегося в 2002 г. на тяжелом семействе Stralis, стал дизайн обширной гаммы EuroCargo, представленной в 2003 г. Ее технической основой остается прежняя серия EuroCargo Tector, а главной новинкой стала эффектная «аэродинамичная» кабина, выполненная в духе современного агрессивного дизайна и удачно сочетающая в себе высокую безопасность и комфорт. Ее особенностями являются широкие боковые дефлекторы, узкий бампер с встроенными блоками световых приборов, вклеенное лобовое стекло, панели из оцинкованной стали и прессованных композитных материалов.

ВИС-2348

Новый полноприводный пикап ВИС-2348, созданный в ЗАО «ВАЗинтерСервис», представляет собой новое направление в развитии легких развозных машин повышенной комфортности, которые в скором времени могут составить серьезную конкуренцию продукции Ижевского и Ульяновского автозаводов. Он собран из двух половинок, из которых передняя с кабиной заимствована от переднеприводного легкового автомобиля ВАЗ-2114 с 1,7-литровым бензиновым мотором мощностью 81 л.с., а задняя с оригинальной лонжеронной рамой и ведущим мостом от «Нивы» предназначена для монтажа кузовов или специального оборудования.

МАЗ-544008-320-021

Формально белорусский седельный тягач МАЗ-544008 давно не является новинкой, однако его вариант 544008-320-021 образца 2003 г. стал первым в СНГ автомобилем, оборудованным перспективным российским дизельным двигателем ЯМЗ-658 V8 мощностью 420 л.с., соответствующим международным нормам на чистоту отработавших газов Euro-3, которые предполагается ввести лишь в 2008 г.

КамАЗ-4355

Появления капотного КамАЗа ожидали в течение двух лет, но его первая презентация состоялась лишь в августе 2003 г. Как заявляют руководители завода, новый 10-тонный КамАЗ-4355 (6х6) создан по просьбам эксплуатационных организаций Сибири и Крайнего Севера, однако внешностью он очень похож на армейские грузовики Mercedes-Benz перспективного семейства S, представленные годом ранее. Российский вариант собран на шасси бескапотного грузовика КамАЗ-43118 двойного назначения и оснащен новым 260-сильным дизелем, удовлетворяющим нормам Euro-2.

Mercedes-Benz S1828A

Появление на специализированных салонах 2002—2003 гг. принципиально новой серии капотных полноприводных грузовиков Mercedes-Benz можно признать главным техническим достижением компании DaimlerChrysler прошедшего времени, однако до сих пор она предпочитает о них не распространяться. Дело в том, что новая гамма S предназначена прежде всего для армий восточно-европейских стран, вступающих в блок НАТО, а выпуском машин будет заниматься венгерский завод Raba. Пока существуют первые 280-сильные образцы S1828A (4х4), к которым скоро присоединится целая гамма машин 4х4 и 6х6 грузоподъемностью 5—12 т.

Foden Alpha A3

Начало серийного производства в 2003 г. нового семейства грузовиков Alpha А3 стало символом возрождения британской компании Foden, которой в 90-е гг. неоднократно предрекали банкротство. Благодаря финансовой поддержке транснациональной корпорации PACCAR и сотрудничеству с компанией DAF, Foden смог наладить выпуск 18 тяжелых моделей А3 со всеми вариантами колесных формул от 4х2 до 8х4.

Volvo FH16

Развитием былых традиций компании Volvo стало возобновление летом 2003 г. производства грузовиков, тягачей и лесовозов самого мощного семейства FH16, предназначенного для работы в наиболее тяжелых условиях. Их технической базой стали автомобили серии FH12, на которых теперь монтируется новый 6-цилиндровый 24-клапанный дизельный двигатель D16С мощностью 550 или 610 л.с., работающий с механической 14-ступенчатой коробкой передач. Внешне машины серии FH16 с колесными формулами 4х2 или 6х4 отличаются хромированной окантовкой элементов облицовки кабины и характерной окраской.

IVECO Stralis AT/AD

Новое семейство Stralis AT/AD стало сочетанием технической базы предыдущего поколения EuroTech и обновленных вариантов кабины Active Space, впервые появившейся годом ранее на седельных тягачах Stralis. Теперь она предлагается в удлиненном трансформируемом спальном варианте Active Time (AT) и коротком дневном Active Day (AD) с пониженным расположением крыши. Они различаются также внутренним оснащением и цветовой гаммой исполнения интерьера.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Статистика

Приток крупного капитала в российскую автомобильную промышленность позволил ей, наконец, начать выход из кризисного состояния, о чем свидетельствуют последние статистические данные по объемам производства грузовых автомобилей. По сведениям «АМС-холдинга» в 2002 г. в России, Беларуси и Украине изготовлено 191,2 тыс. различных автомобилей для перевозки грузов (таблица 1), что практически соответствует уровню предыдущего года, однако, заглянув в историю отечественного автомобилестроения, оказывается, что этот объем соответствует выпуску грузовиков в один из самых трудных моментов развития СССР - концу 40-х гг., а также наиболее удачному довоенному 1938 году. Первое полугодие 2003 г. автомобильная промышленность России и СНГ в целом завершила с неплохим положительным результатом по отношению к тому же периоду 2002 г. Что же касается наиболее крупных российских изготовителей грузовых машин, то 2002 г. большинство из них закончило с отрицательными темпами роста, причем весьма внушительными, и только ГАЗ добился увеличения объема производства грузовых моделей на 12,4%. Цифры первого полугодия 2003 г. более оптимистичны: существенное увеличение производства на Горьковском, Камском, Ульяновском и Ижевском заводах позволило завершить очередной этап борьбы за возрождение российского автомобилестроения с увеличением темпов роста почти на 10%. По данным «АСМ-холдинга» эта цифра могла бы быть еще выше, если учесть объемы вторичного производства самосвалов САЗ, НефАЗ и других, созданных на шасси ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ, а также сборку иностранных грузовиков. На фоне общей стабилизации российской промышленности по производству грузовиков положение одного из ведущих предприятий в этой области, Московского завода ЗИЛ, остается тяжелым, хотя в 2003 г. темпы сокращения объемов его производства замедлились. Не лучше положение и у украинского КрАЗа, теряющего в каждом статистическом отчете по несколько сотен грузовиков. Самым же стабильным автозаводом СНГ на протяжении нескольких лет остается МАЗ, который завершает каждый статистический отрезок времени с небольшим, но положительным результатом.

Тенденция сокращения объемов производства грузовых автомобилей характерна и для зарубежных стран, что объясняется общим снижением спроса на эту технику в связи с насыщением рынка и многочисленными экономическими и финансовыми проблемами. По данным Международной организации автомобильных производителей OICA общий объем выпуска грузовиков и автобусов в основных странах мира в 2002 г. составил 16,1 млн. единиц, чуть сократившись по сравнению с двумя предыдущими годами, а выпуск грузовиков и грузопассажирских машин достиг 15,8 млн. штук (таблица 2). Между тем, эти данные нельзя считать окончательными и полностью достоверными: в них не учтены объемы производства мелких американских и западноевропейских фирм, а также достаточно крупных изготовителей из России, Китая, Индии, стран Восточной Европы, Азии и Америки. Кроме того, эта статистика не дает сведений по разным классам грузовиков, а определение «легкие» и «тяжелые» автомобили для разных стран и отдельных фирм существенно отличаются друг от друга. Несмотря на это, статистика OICA наглядно отражает общее положение в мировом производстве грузовых машин всех классов. Ее по-прежнему возглавляют 4 крупнейших мировых изготовителя - General Motors, Ford, DaimlerChrysler и Toyota, выпустившие в 2002 г. от 1,1 до 3,4 млн. грузовиков. Вторую более многочислен-ную группу составляют фирмы и заводы, собравшие от 200 до 550 тыс. грузовых и грузопассажирских автомобилей, и лишь в третьей группе на 22-м месте появляется российский ГАЗ, изготовивший более 132 тыс. грузовых машин. 31-е место занимает УАЗ, собравший 35,8 тыс. машин. Существенные различия в данных «АСМ-холдинга» и OICA объясняются тем, что последняя учитывает в них также грузопассажирские легковые машины и вседорожники. Что касается тяжелых грузовиков, к которым OICA относит также машины среднего класса, то здесь лидером остается Toyota, все предприятия которой в 2002 г. выпустили 669 тыс. машин. В производстве грузовиков полной массой более 15 т по-ложение также не изменилось.

Таблица 1. Производство грузовых автомобилей в России и странах СНГ в 2002 г. и первом квартале 2003 г. (данные АО «АСМ-холдинг»)

(Количество в единицах)
Изготовитель - 2002 г. - 2001 г. - %% - I-VI/2003 г. - I-VI/ 2002 г. - %%
БелАЗ - 798 - 876 - -8,9 - 421 - 401 - +5,0
БЗКТ - 24 - 67 - -64,2 - 12 - 15 - -20,0
ВИС - 2673 - 2841 - -5,9 - 1376 - 1413 - -2,6
ГАЗ - 100258 - 89203 - +12,4 - 50438 - 46005 - +9,6
ЗИЛ - 11810 - 16235 - -27,3 - 6093 - 6477 - -5,9
ИВЕКО-УралАЗ - 74 - 114 - -35,1 - 29 - 55 - -47,3
Иж - 12485 - 16020 - -22,1 - 7250 - 5561 - +30,4
КамАЗ - 20056 - 22426 - -10,6 - 10658 - 8671 - +22,9
КрАЗ - 1391 - 2012 - -30,9 - 306 - 587 - -47,9
ЛуАЗ - 72 - 60 - +20,0 - н.д. - н.д. - _
МАЗ - 15431 - 14923 - +3,4 - 7981 - 7774 - +2,7
МЗКТ - н.д. - н.д. - _ - 149 - 134 - +11,2
МоАЗ - 75 - 197 - -61,9 - 16 - 74 - -78,4
УАЗ - 16934 - 17270 - -1,9 - 10516 - 8290 - +26,9
УАМЗ - 561 - 1009 - -44,4 - 110 - 226 - -51,3
Урал - 8589 - 9546 - -10,0 - 3271 - 4136 - -20,9
Всего - 191231 - 192799 - -0,1 - 98626 - 89819 - +9,8

Таблица 2. Производство грузовых и грузопассажирских автомобилей основными мировыми изготовителями в 2002 году (данные OICA)

(Количество в единицах)
№№ - Изготовитель - Легкие грузовики - Тяжелые грузовики - Всего
1 - General Motors (в т.ч. Opel, Vauxhall) - 3391423 - 33851 - 3425274
2 - Ford Motor - 3069594 - 53190 - 3122784
3 - DaimlerChrysler (в т.ч. Mercedes, Dodge, Freghtliner, Sterling) - 2210157 - 209957 - 2420114
4 - Toyota (в т.ч. Hino, Daihatsu) - 397602 - 668941 - 1066543
5 - Nissan (без Nissan Diesel) - 392911 - 161296 - 554207
6 - FIAT/IVECO (в т.ч. Astra, Seddon-Atkinson - 356352 - 105271 - 461623
7 - Mitsubishi - 215477 - 197329 - 412806
8 - Isuzu - 60477 - 332694 - 393171
9 - PSA (Peugeot/Citroёn) - 368116 - _ - 368116
10 - Suzuki - 358153 - _ - 358153
11 - CNAIC (Changhe/Harbin) - 316753 - _ - 316753
12 - FAW - 155874 - 124895 - 280769
13 - Renault (в т.ч. Dacia) - 278699 - _ - 278699
14 - Hyundai (в т.ч. Kia) - 108312 - 156847 - 265159
15 - Dongfeng - 159731 - 85143 - 244874
16 - Chana AG - 203837 - _ - 203837
17 - Volkswagen (в т.ч. SEAT, Skoda) - 164382 - 18580 - 182962
18 - Mazda - 60511 - 119770 - 180281
19 - Volvo/Renault Trucks/Mack - 7944 - 143813 - 151757
20 - SAIC - 149368 - _ - 149368
21 - Beijing - 136824 - _ - 136824
22 - ГАЗ - 132487 - _ - 132487
23 - PACCAR (DAF, Kenworth, Peterbilt) - _ - 88416 - 88416
24 - Tata - 25806 - 60913 - 86719
25 - Fuji (Subaru) - 80961 - _ - 80961
26 - Mahindra - 72320 - _ - 72320
27 - Navistar-International - _ - 68516 - 68516
28 - Honda - 57739 - _ - 57739
29 - MAN (в т.ч. Steyr, OAF, ERF) - 53605 - 53605
30 - Scania - _ - 41433 - 41433
31 - УАЗ - 35832 - _ - 35832
32 - Nissan Diesel - 439 - 24575 - 25014
33 - КамАЗ - _ - 20056 - 20056
34 - Иж - 12485 - _ - 12487
35 - Урал - _ - 8589 - 8589
36 - Daewoo - _ - 6758 - 6758
37 - Hindustan - 3616 - _ - 3616
38 - SsangYong - 1020 - _ - 1020
_ - Всего - 12985202 - 2775849 - 15761053

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Вступление

Карьерные самосвалы относятся к особой группе сверхтяжелых технологических транспортных средств специальной конструкции, которые можно считать наиболее крупными и мощными представителями грузового автомобильного семейства. Они предназначены для эксплуатации вне обычных дорог на твердых каменистых покрытиях железорудных, угольных или иных карьеров и открытых разработок полезных ископаемых, а также на крупных стройках, что предоставляет конструкторам возможность создавать машины с теоретически не ограниченными грузоподъемностью, полной массой и габаритными размерами, оснащенные силовыми агрегатами в тысячи лошадиных сил. На практике используются в основном 2-осные машины с приводом на задние колеса и огромными сварными кузовами ковшового типа, опрокидывающимися назад. Их грузоподъемность обычно выражается в метрических тоннах, но в США и ряде других стран она указывается в так называемых «коротких» тоннах, которые примерно на 10% меньше метрических. Вместимость кузова наиболее точно отражает его геометрическая ёмкость в кубических метрах, измеренная по верхнему уровню бортов, но на практике груз засыпается с горкой, что нашло свое отражение в показателе максимально допустимого объема кузова с «шапкой». Изготовлением карьерных самосвалов сегодня занимаются лишь несколько компаний, входящих в крупные транснациональные корпорации, среди которых наиболее известными являются Caterpillar, Euclid, Komatsu и Terex, а также недавно вышедшая на этот рынок фирма Liebherr и единственный в странах СНГ белорусский завод БелАЗ. Выпускаемые ими машины столь велики и тяжелы, что их перевозят по частям и собирают прямо на месте эксплуатации. Специфические условия эксплуатации таких самосвалов с большими нагрузками в глубоких карьерах с крутыми подъемами и продолжительными спусками, в неблагоприятных климатических условиях и в опасной близости от тяжелых падающих грузов нашли свое отражение в их конструкции. Все агрегаты и узлы карьерных самосвалов размещаются на прочной сварной раме особой формы, изготовленной из высококачественных сталей. В качестве силовых агрегатов применяются рядные или V-образные дизельные двигатели мощностью до 2750 л.с. с числом цилиндров от 6 до 16, оборудованные непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с промежуточным охлаждением и электронным управлением. По виду трансмиссии эти машины достаточно четко подразделяются на 2 группы - так называемые механические и электрические. Первые оснащаются автоматическими гидромеханическими коробками передач с числом ступеней 5-8 вперед и 1-3 назад с электронным регулированием, автоматической блокировкой гидротрансформатора и встроенным гидродинамическим тормозом-замедлителем, обеспечивающим безопасное движение на крутых спусках без включения рабочих тормозов. Для достижения наилучшей приспособляемости к дорожным условиям самосвалы грузоподъемностью свыше 100 т обычно снабжаются электрической (электромеханической или дизель-электрической) трансмиссией, состоящей из генератора с приводом от дизельного двигателя, от которого постоянный или переменный ток поступает на тяговые электромоторы, размещенные в блоке с планетарными редукторами в ступицах задних колес (мотор-колеса). Плавность движения по неровным твердым покрытиям обеспечивает подвеска всех колес на гидропневматических амортизационных стойках, представляющих собой массивные телескопические амортизаторы, заполненные рабочей жидкостью (маслом) и инертным газом (азотом или гелием). На ряде машин используется передняя независимая подвеска, а в качестве упругих элементов применяются также обычные рессоры или резиновые опоры. Большинство карьерных самосвалов имеют объединенную гидросистему, включающую механизмы подъема кузова, управления и торможения, оборудованные дополнительным гидропневматическим энергетическим аккумулятором для обеспечения работы всех этих устройств в аварийной ситуации. В качестве рабочих тормозов обычно используются сухие колесные диски, но на наиболее тяжелых машинах сзади устанавливаются многодисковые тормоза в масляной ванне для охлаждения, которые одновременно играют роль гидродинамического замедлителя. На «электрических» самосвалах эту функцию обычно выполняет многорежимный электродинамический тормоз-замедлитель. На всех карьерных самосвалах устанавливаются кабины с двумя защитными системами ROPS (Roll-Over Protective Structure) и FOPS (Falling-Object Protective Structure), обеспечивающими водителю-оператору и сопровождающему полную безопасность в случае опрокидывания машины и падения на кабину тяжелых предметов. В принципе обе системы сводятся к установке пространственной массивной рамы по всему периметру кабин. Помимо этого, кабины оборудуются всем необходимым для создания водителю удобных и комфортных условий для управления тяжелой машиной. К ним относятся регулируемые рулевые колонки и сиденья на мягкой подвеске, электронные устройства и приборы управления и диагностики, климатические системы и воздушные фильтры с вентилятором, создающим внутри избыточное давление, препятствующее проникновению пыли, а также усиленная звукоизоляция, позволяющая снизить уровень внутреннего шума до 74 дБ. К новым техническим решениям в этой области можно отнести применение более эффективного и простого тягового электрооборудования постоянного тока, бортовых компьютеров и комплексных систем электронного управления всеми агрегатами, устройств изменения давления в шинах на ходу, видеокамер наружного наблюдения и новых средств комфорта в кабине, а также принципиально новой схемы установки четырех задних односкатных ведущих колес, внедренной фирмой Liebherr. К карьерным машинам вплотную примыкают многоцелевые внедорожные полноприводные 2- и 3-осные самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой, предназначенные для работы как на твердых покрытиях, так и на бездорожье. Они имеют грузоподъемность 14-37 т, снабжаются дизельными двигателями мощностью до 450 л.с., автоматическими коробками передач, всеми дисковыми тормозами и упрощенной подвеской на резиновых, пневматических или гидропневматических элементах. В их привлекательном внешнем облике нашли свое отражение самые современные направления промышленного дизайна, а кабины по удобству, комфорту и оснащенности сравнимы с салоном легковых автомобилей. Несомненно, самые крупные и мощные в мире самоходные транспортные средства принадлежат именно к группе карьерных самосвалов. По грузоподъемности первое место в категории «механических» машин сегодня принадлежит самосвалу Caterpillar-797 с полезной нагрузкой 327 т и полной массой 558 т, оснащенному 24-цилиндровым дизелем мощностью 3400 л.с. В 2002 г. место абсолютного мирового лидера занял самосвал Liebherr Т282 с электрической трансмиссией, весящий с полной нагрузкой 566,5 т. Он имеет грузоподъемность 364 т или 400 «коротких» тонн и укомплектован 2750-сильным двигателем.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2004 - CD (Электронное издание)