КамАЗ В 2003 г.
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

КамАЗ

ОАО «Камский автомобильный завод» (КамАЗ), Республика Татарстан, 423808, г. Набережные Челны, пр. М. Джалиля, д. 29, Российская Федерация

www.kamaz.net

Камский автомобильный завода сумел преодолеть экономический кризис и остается лидером российского грузового автомобилестроения, активно обновляя свою программу и пополняя ее новыми видами машин. В 2003 г. российский парк автомобилей марки КамАЗ достиг 50%. Их лицензионную сборку планируется организовать в Египте. В преддверии вступления в действие на территории России международных норм на токсичность отработавших газов Euro-2 основной задачей КамАЗа является переход на соответствующие этим требованиям силовые агрегаты. По заявлению руководителей предприятия, проблем в этом нет: завод самостоятельно произвел модернизацию прежнего семейства дизельных двигателей, а теперь разрабатывает перспективную гамму экологически более чистых дизельных и газовых двигателей. В 2002 г. объем выпуска грузовиков КамАЗ сократился на 10,6%, составив 20056 единиц. За первые 6 месяцев 2003 г. собрано 10658 грузовиков, что позволяет надеяться на выполнение годового плана производства в размере 24 тыс. машин.

В программу Камского автомобильного завода (КамАЗ) входят 30 серийных базовых моделей и около 200 модификаций, среди которых бортовые грузовики, седельные тягачи, самосвалы и специальные шасси с колесными формулами от 4х2 до 8х4 грузоподъемностью от 3,2 до 24 т, не считая гаммы полноприводных армейских машин. Продукция КамАЗа эксплуатируется более чем в 70 странах мира, где работает практически в любых дорожных и климатических зонах. В 2003 г. главной задачей завода был поиск и разработка новых экологически более чистых силовых агрегатов, удовлетворяющих вводимым в России нормам Euro-2, а также полное переоснащение ими всей текущей программы. Задача это колоссальная, учитывая, что до недавнего времени моторы КамАЗ, соответствовавшие требованиям Euro-1 и Euro-2 устанавливались только на 40% продукции завода, причем переход на Euro-2 приведет к удорожанию каждого мотора на 40-60 тыс. рублей, а принятие норм Euro-3 - еще на 40-50% их стоимости, что поначалу непременно скажется на объемах продаж. Основными двигателями, удовлетворяющими нормам Euro-2 и уже устанавливающимися на новые варианты автомобилей, являются 11-литровый 260-сильный дизель КамАЗ-740.30 и 12-литровые КамАЗ-740.50/740.51 V8 мощностью 320 и 360 л.с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува. Кроме того, департамент развития и внедрения новых разработок КамАЗа реализует программу новых силовых агрегатов, удовлетворяющих перспективным экологическим требованиям. Среди них семейство 8-литровых моторов КамАЗ-660 V6 мощностью 160-200 л.с., 360-сильный двигатель КамАЗ-740.50, на котором в целях облегчения и удешевления конструкции используется только один турбонагнетатель вместо обычных двух, а также газовый мотор КамАЗ-820.53 в 260 л.с. с распределенным впрыском, микропроцессорной системой управления, турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува. Главными новинками 2003 г. стали новые варианты грузовиков среднего класса, самосвалов, магистральных седельных тягачей, а также первый за всю историю завода капотный полноприводный грузовик КамАЗ-4355, предназначенный для эксплуатации в районах Сибири и Крайнего Севера.

Согласно классификации КамАЗа вся его продукция подразделяется на несколько основных классов в соответствии с назначением, количеством осей и осевой нагрузкой.

Двухосное семейство

Семейство 2-осных машин КамАЗ с колесными формулами 4х2 и 4х4 можно отнести к легким машинам, хотя их грузоподъемность достигает 9,4 т, а полная масса - 15,2 т. До недавнего времени ее составляли только шасси 43253 (4х2) и 4326 (4х4), оборудованные 11-литровым дизельным двигателем КамАЗ-740.11 мощностью 240 л.с. и механической двухрежимной 5-ступенчатой коробкой передач. В 2002 г. это семейство пополнилось 5-тонным грузовиком КамАЗ-4315 с американским 6-цилиндровым дизелем Cummins мощностью 180 л.с., впоследствии получившим индекс 4308. На Московском автосалоне 2003 г. к нему добавился малотоннажный автомобиль КамАЗ-4307 грузоподъемностью 3,2 т и полной массой 8,0 т, оборудованный кузовом-фургоном вместимостью 20,3 кубометров. Он получил 4-цилиндровый 3,9-литровый дизель Cummins в 140 л.с., 6-ступенчатую коробку передач, дисковые тормоза всех колес Knorr с АБС, новые мосты, подвеску и раму постоянного профиля. Вторым пополнением этого семейства стал вседорожный 7,5-тонный самосвал КамАЗ-53605 (4х2) с 6,5-кубовой платформой, способный работать в составе самосвального автопоезда полной массой 30,5-34,0 т. Он создан на базе 3-осных машин повышенной грузоподъемности, от которых унаследовал задний мост с допустимой нагрузкой 13 т и 260-сильный дизель 740.30 (Euro-2).

Трехосное транспортное семейство

Наиболее обширную группу 3-осных машин КамАЗ для дорожных транспортных операций составляют многочисленные унифицированные автомобили с осевой нагрузкой до 9 т, обладающие повышенными потребительскими свойствами и оборудованные серийными агрегатами. На основе 15-тонного базового шасси КамАЗ-65115 (6х4) полной массой 24,8 т создано многочисленное семейство бортовых грузовиков, самосвалов и седельных тягачей с колесными формулами 6х4 и 6х6. Большинство из них пока оснащается 11-литровым дизелем КамАЗ-740.11 мощностью 240 л.с. В него входят стандартные машины второго поколения грузоподъемностью 9-17 т с обновленной кабиной: шасси 53205, 53215, 53229 (6х4) и 53228 (6х6), седельный тягач 54115 (6х4) для работы в составе 34-тонного автопоезда, самосвалы 45142 и 55111 (6х4). В перспективе они также получат дизели, удовлетворяющие требованиям Euro-2, новые трансмиссии с диафрагменным сцеплением и АБС.

Полноприводное семейство

Это семейство составляют вседорожные автомобили двойного назначения с осевой нагрузкой 6-8 т и односкатной ошиновкой, унифицированные с серийными дорожными машинами. В него входят грузовики и седельные тягачи с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. Базовым здесь является 10-тонный грузовик-тягач КамАЗ-43118 (6х6), который дополняют бортовые модели 4326 (4х4), 43114 (6х6) и седельный тягач 44108 (6х6), оснащенные 11-литровыми дизелями в 240 и 260 л.с., 5-ступенчатыми двухрежимными коробками передач и 2-ступенчатыми раздаточными, пневматической системой блокировки всех дифференциалов, шинами с регулируемым давлением и 3-местными кабинами. Кроме них выпускается армейская серия «Мустанг», включающая усиленные вседорожные бортовые автомобили 4350 (4х4), 5350 (6х6) и наиболее тяжелый 6350 (8х8), оборудованный 360-сильным дизелем КамАЗ-740.50 (Euro-2), 16-ступенчатой коробкой передач ZF и колесными планетарными редукторами. В течение всего прошедшего года завод занимался разработкой нового капотного 10-тонного вседорожного грузовика КамАЗ-4355 (6х6), который впервые был представлен в августе 2003 г. на автосалоне в Москве. Его базой послужил бескапотный вариант 43118. Новый автомобиль получил 260-сильный дизель 740.30 (Euro-2), механическую 10-ступенчатую коробку передач, короткую 3-местную кабину и пластиковый откидывающийся вперед покатый капот.

Семейство повышенной грузоподъемности

В это семейство входят различные автомобили с осевой нагрузкой 10-13 т, отличающиеся от дорожных машин многочисленными оригинальными агрегатами и узлами. В марте 2002 г. их изготовление началось на главном конвейере КамАЗа, простоявшем к тому времени в течение 5 лет. Именно с этого семейства КамАЗ начал работу по переоснащению своих автомобилей новыми силовыми агрегатами, отвечающими требованиям Euro-2. Базовым здесь является 24-тонное шасси КамАЗ-6520 (6х4) с 320-сильным дизелем КамАЗ-740.51 (Euro-2), предназначенное для установки 20-тонного самосвального кузова вместимостью 12 кубометров и различных надстроек. По ряду показателей и эффективности самосвал 6520 превосходит зарубежные аналоги: срок его окупаемости в 2 раза меньше, максимальная скорость - более 100 км/ч, время разгона с места до 60 км/ч - 43,1 с, расход топлива на средней скорости 40 км/ч - 31,7 л на 100 км. В стадии испытаний находится созданный на его базе полноприводный вариант 6522 (6х6). К этой же группе относятся самосвалы - 65115 (6х4) и 65111 (6х6) грузоподъемностью 14-15 т и 18,5-тонный 6540 (8х4), которые предполагается оснащать 260-сильным двигателем КамАЗ-740.30 (Euro-2).

Наиболее перспективными для переоборудования считаются тяжелые магистральные седельные тягачи для международных перевозок, оборудованные дизелями в 260-360 л.с., тормозной системой с АБС, более вместительными, безопасными и комфортными кабинами с повышенным расположением крыши и двумя спальными местами. Они рассчитаны на работу в составе автопоездов полной массой 40-46 т и способны развивать на трассе максимальную скорость до 100 км/ч. Теперь основная ставка делается на две базовые модели - 5460 (4х2) и 6460 (6х4) с нагрузкой на седло 10,8 и 17,0 т соответственно. На них используется 360-сильный мотор КамАЗ-740.50 (Euro-2), сухое 1-дисковое диафрагменное сцепление, 16-ступенчатая коробка передач ZF, планетарные колесные редукторы, задняя рессорная или пневматическая подвеска собственной конструкции. Их выпуск намечался на конец 2003 - начало 2004 г. Для региональных перевозок в составе 29-тонных автопоездов применяется седельный тягач 65116 (6х4) с 260-сильным дизелем 740.30 (Euro-2) и механической 8-ступенчатой коробкой передач. Необычным пополнением в тяжелом семействе стал многоцелевой вседорожный автомобиль КамАЗ-4911 (4х4), представляющий собой бортовой вариант известного спортивного супергрузовика, неоднократно побеждавшего в международных ралли-марафонах. Впервые в практике отечественного автомобилестроения на 5-тонной машине установлен 17,2-литровый дизельный двигатель ЯМЗ-7Э846 V8 с турбонаддувом, развивающий огромную мощность в 730 л.с., способный разогнать автомобиль полной массой 15,6 т до невиданной среди грузовиков скорости 165 км/ч.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)