2004 г. В РФ
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

РОССИЙСКИЙ АВТОРЫНОК в 2003 году и в I половине 2004 года

Автомобильный рынок России наряду с рынками таких государств, как Китай, Бразилия или Индия, оценивается крупнейшими автопроизводителями успешно развивающимся и перспективным - особенно на фоне стагнации авторынков многих развитых стран.

Повышению спроса на автомобили, наблюдающемуся в 2003 и 2004 гг., способствовал рост покупательной способности населения, внедрение в жизнь широкомасштабного потребительского кредитования, совершенствование дилерской сети заводов-производителей, включая развитие сети станций технического обслуживания.

В 2003 г. на российском рынке было реализовано 1 млн 470 тыс. легковых автомобилей, в том числе 1 млн 95 тыс. новых (российских и иностранных) и 375 тыс. подержанных иномарок. В целом результат оказался ниже, чем в 2002 г., на 2,3 %, однако новых автомобилей было продано больше на 9 %. Доля российских марок в общем объеме продаж, исключая подержанные иномарки, составила 81,7 %, а доля иномарок - 18,3 %. Общее производство легковых автомобилей в России достигло 1 014 129 единиц против 955 292 в 2002 г., при этом выпуск автомобилей иностранных марок на территории страны увеличился до 57 тыс. машин, т. е. вырос почти в 6 раз.

Волжский автогигант сохранил на рынке свои лидирующие позиции: с учетом продаж моделей, собранных на заводах «Иж-Авто», «РосЛада», а также на СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ», доля «вазовских» машин, проданных в 2003 г., составила 64 %. Самыми популярными автомобилями ВАЗ оставались модели с задними ведущими колесами, занявшие 23 % рынка и существенно опередившие по продажам переднеприводные модели ВАЗ, на которые пришлось 18 % рынка. Около 5,5 % рынка заняли автомобили семейства «Ока», 4,8 % - автомобили «Волга», 3,2 % - автомобили марки «Иж» и 2,8 % - вседорожники УАЗ. Среди иностранных производителей в лидерах по итогам года оказались Toyota (2,3 % рынка), Ford (2 %) и Daewoo (2 %). Интересно отметить, что прирост продаж новых иномарок по всем сегментам рынка произошел неравномерно. Если в классе А увеличение продаж составило 26 %, то в классе В - 62 %. Наиболее популярным остался «гольф-класс» или класс С, где в 2003 г. отмечен почти двукратный прирост (97 %). В сегменте D прирост оказался только 45 %. Примерно такие же показатели были в классах Е (53 %) и F (46 %). В 2003 г. была подтверждена любовь россиян к полноприводным легковым автомобилям иностранного производства: прирост в сегменте компактных вседорожников составил 86 %, а в классе средних и больших вседорожников он достиг 102 %. Впервые за долгие годы рынок активно отреагировал на предложение в сегменте минивэнов (рост продаж составил 96 %) и спортивных автомобилей (212 %).

Если последние 10 лет для заводов отечественного автопрома можно назвать периодом самостоятельного выживания, то начиная с 2003 г. начали предприниматься шаги для определения путей развития отрасли на долгие годы.

Несмотря на то, что развитие автомобильной промышленности может и должно стать одним из факторов интенсивного развития экономики страны, позиция руководства российского государства по отношению к автопрому остается неоднозначной. Ясно одно: сегодня государство не в состоянии финансировать модернизацию основных фондов заводов и работы по созданию новых моделей автомобилей, поэтому без инвестиций извне отрасль не сможет оставаться конкурентоспособной.

В последнее время несколькими компаниями сделаны крупные инвестиции в ряд проектов (Ford 150 млн долларов вложил в завод в г. Всеволожске Ленинградской области, GM-АвтоВАЗ - 194 млн долларов в создание завода в г. Тольятти, Renault - 250 млн в создание завода СП «Автофрамос» в Москве), однако в сравнении с масштабами иностранных инвесторов в автопром таких стран, как Китай, Словакия, Румыния и т. п., они кажутся более чем скромными. Пришло время разработки целевой программы, предусматривающей создание благоприятных условий привлечения иностранных инвестиций для производства в России как автомобилей, так и комплектующих. Последнее обстоятельство должно стать определяющим фактором в повышении качества продукции и совершенствования конструкции автомобилей старых отечественных автозаводов. Пока же приходится констатировать, что сделано в этом направлении еще очень мало.

Между тем благоприятная экономическая ситуация в России в первом полугодии 2004 года способствовала значительному увеличению объема продаж легковых автомобилей практически всеми отечественными и зарубежными производителями. За 6 месяцев 2004 г. российскими предприятиями было изготовлено 534 457 автомобилей, что на 16,5 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. На 54,1 % увеличилось производство автомобилей «Волга», на 9 % больше автомобилей выпустил ОАО «АвтоВАЗ», рост выпуска автомобилей ОАО УАЗ составил 6,4 %, ОАО «Иж-Авто» - 21,7 %. Знаменательно, что больше всех прибавили в объемах производства предприятия, выпускающие иностранные модели в России. За 6 месяцев 2004 г. ЗАО «АвтоТОР» увеличило выпуск автомобилей в 1,86 раза и выходит в этом на уровень 12–13 тыс. в год, ЗАО «Форд Мотор Компани» достигнет в 2004 г. планового уровня в 25 тыс. автомобилей, а «GM-АвтоВАЗ» увеличил выпуск вседорожника «Шевроле-Нива» в 5,27 раза и уверенно выйдет на запланированный объем производства в 55 тыс. единиц. В целом за I полугодие 2004 г. эти заводы произвели 55 тысяч автомобилей. В общем объеме выпуска легковых автомобилей их доля выросла почти вдвое - до 10,1 % против 5,3 % по итогам 2003 года. Есть все предпосылки к тому, что в 2004 г. Россия выпустит около 1,1 млн легковых автомобилей и в будущем 2005 году рост производства сохранится. Отечественный авторынок в I полугодии рос рекордными темпами также благодаря увеличивающемуся ввозу в страну иномарок. В целом за полугодие границы России пересекло около 200 тыс. зарубежных легковых автомобилей. Огромный спрос на автомобили поставил перед официальными дилерами задачу борьбы с постоянным дефицитом востребованных моделей на складе и проблемами послепродажного обслуживания машин. Реально растущий российский авторынок потребовал к себе больше внимания со стороны иностранных концернов, однако это внимание вскоре должно окупиться сторицей.

Прогнозы развития этой ситуации стали актуальнейшей темой многих конференций, посвященных экономике России. Вот мнение о развитии российского рынка легковых автомобилей до 2010 г. из доклада, прочитанного на конференции, организованной Институтом Адама Смита, генеральным директором компании «Северсталь-Авто» Вадимом Швецовым. В докладе сообщается, что через два года рост производства «родных» автомобилей прекратится и с 2006 года начнется спад, в результате которого в 2010 г. их будет производиться меньше, чем сейчас, - 956 тыс. против 1010 тыс. в 2003 г. Одной из причин падения спроса на автомобили наших старых автозаводов может быть рост цен на продукцию, при котором цены на отечественные и зарубежные дешевые модели могут сравняться. По мнению аналитиков «Северсталь-Авто», к 2010 г. выпуск иностранных автомобилей на территории России может увеличиться в 15 раз - до 785 тыс. в год. Однако это произойдет только в том случае, если в России начнут работать новые заводы, к примеру, компаний Volkswagen, Toyota, Nissan и других. А пока очереди на новые иномарки в салонах дилеров растянулись на много месяцев, в страну продолжается ввоз значительного количества подержанных иномарок. Отечественные заводы лихорадочно ищут пути интеграции в мировой автопром, рассчитывая только на свои собственные силы и финансовые возможности.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

ЦЕНЫ на легковые автомобили и минивэны В РОССИИ

Приводятся розничные цены в долларах США на наиболее распространенные автомобили, которые предлагают официальные дилеры мировых компаний-изготовителей в Москве. Указана стоимость полностью растаможенных моделей в базовой или стандартной комплектации по состоянию на 15 сентября 2004 года. Для автомобилей российского производства стоимость пересчитана по установленному курсу доллара.

ОБОЗНАЧЕНИЯ В ТАБЛИЦЕ: В - бензиновый двигатель с системой впрыска топлива Д - дизельный двигатель К - бензиновый двигатель с карбюратором Ка - кабриолет, родстер К - купе М - минивэн С - седан У - универсал Х - хэтчбек

Модель Тип кузова Тип двигателя - число цилиндров - рабочий объем, л - мощность, л. с. Цена в Москве, USD

Зарубежные автомобили

Alfa Romeo 2,0 C B-4-2,0-150 27300 Audi A3 1,6 X B-4-1,6-102 27700 Audi A4 2,0 C B-4-2,0-131 33400 Audi A4 2,0 У B-4-2,0-131 33700 Audi A6 2,4 C B-6-2,4-177 50700 Audi A8 3,7 C B-8-3,7-281 113100 Audi Allroad 2,7 У B-6-2,7-250 68900 Audi TT 1,8 K B-4-1,8-180 60100 BMW 318i C B-4-2,0-143 38430 BMW 525i C B-6-2,5-192 57300 BMW 645 Ci K B-8-4,4-333 124400 BMW X3 2,5 У B-6-2,5-192 60900 BMW X5 3,0 У B-6-3,0-231 79800 BMW Z4 3,0 Ka B-6-3,0-231 69500 Cadillac CTS 2,6 C B6-2,6-181 47300 Cadillac SRX 4,6 У B-8-4,6-325 69000 Chevrolet Niva 1,7 У B-4-1,7-80 9800 Chevrolet Tahoe 5,3 У B-8-5,3-299 58000 Chevrolet TrailBlazer 4,2 У B-6-4,2-273 40000 Chrysler 300 C 2,7 С B-6-2,7-193 48500 Chrysler 300 C 2,7 У B-6-2,7-193 50900 Chrysler 300 C 3,5 C B-6-3,5-253 54500 Chrysler Crossfire 3,2 K B-6-3,2-215 61200 Chrysler Grand Voayger 2,8 M Д-4-2,8-150 47500 Chrysler Grand Voyager 2,8 M Д-4-3,3-150 47500 Chrysler Grand Voyager 3,3 M B-6-3,3-174 56800 Chrysler PT Cruiser 2,0 X B-4-2,0-141 30400 Chrysler Voyager 2,8 M Д-4-2,8-150 36600 Chrysler Voyager 3,3 M B-6-3,3-174 48700 Citroen Berlingo 1,4 У B-4-1,4-75 15800 Citroen C2 1,6 X B-4-1,6-109 19300 Citroen C3 1,4 X B-4-1,4-75 15200 Citroen C3 Pluriel 1,6 Ka B-4-1,6-109 23000 Citroen Xsara Picasso 1,6 M B-4-1,6-95 19800 Daewoo Matiz 0,8 X B-3-0,8-52 6800 Daewoo Nexia 1,5 C B-4-1,5-85 10700 Ford Explorer 4,0 У B6-4,0-210 38350 Ford Fiesta 1,3 X B-6-1,3-70 13100 Ford Focus 1,6 C B-4-1,6-100 15700 Ford Focus 1,6 X B-4-1,6-100 13000 Ford Focus 2,0 C B-4-2,0-130 18000 Ford Focus C-Max 1,8 M B-4-1,8-120 21200 Ford Fusion 1,6 X B-4-1,6-100 19800 Ford Maverick 2,3 У B-4-2,3-155 34500 Ford Maverick 3,0 У B-4-3,0-203 38800 Ford Mondeo 1,8 C B-4-1,8-125 23000 Ford Mondeo 2,0 C B-4-2,0-145 30800 Honda Accord 2,4 C B-4-2,4-190 41400 Honda Accord 2,4 У B-4-2,4-190 45800 Honda Civic 2,0 Type R X B-4-2,0-200 36500 Honda CR-V 2,0 У B-4-2,0-150 41400 Honda HR-V 1,6 У B-4-1,6-105 31600 Hummer H2 6,0 У B-8-6,0-321 86500 Hyundai XG 2,5 C B-6-2,5-167 30000 Hyundai Accent 1,5 C B-4-1,5-91 10500 Hyundai Elantra 1,6 C B-4-1,6-105 13800 Hyundai Getz 1,3 C B-4-1,3-82 10000 Hyundai Matrix 1,6 M B-4-1,6-103 16000 Hyundai Santa Fe 2,4 У B-4-2,4-145 10500 Hyundai Sonata 2,0 C B-4-2,0-133 17400 Hyundai Terracan 2,9 У Д-4-2,9-150 34700 Hyundai Tuscon 2,7 У B-6-2,7-175 30000 Infiniti FX35 X B-6-3,5-284 71000 Infiniti FX45 X B-8-4,5-320 86000 Infiniti QX56 У B-8-5,6-315 102000 Jaguar S-Type 2,5 C B-6-2,5-201 85400 Jaguar S-Type 3,0 C B-6-3,0-240 88900 Jeep Cherokee 2,4 У B-4-2,4-152 31600 Jeep Cherokee 2,8 У Д-4-2,8-163 36600 Jeep Cherokee 3,7 У B-6-3,7-213 37600 Jeep Cherokee Sport 2,4 У B-4-2,4-152 31600 Jeep Cherokee Sport 2,8 У Д-4-2,8-163 43500 Jeep Grand Cherokee 2,7 У Д-4-2,7-163 51200 Jeep Grand Cherokee 4,0 У B-6-4,0-177 49900 Jeep Grand Cherokee 4,7 У B-8-4,7-227 57300 Jeep Wrangler Sport 2,4 У B-4-2,4-152 31800 Kia Carnival 2,5 M B-6-2,5-150 22200 Kia Carnival 2,9 M Д-6-2,9-145 23500 Kia Magentis 2,0 C B-4-2,0-136 18750 Kia Magentis 2,5 C B-6-2,5-168 23900 Kia Opirus 3,5 C B-6-3,5-203 42000 Kia Rio 1,5 C B-4-1,5-98 11000 Kia Rio 1,5 X B-4-1,5-98 11300 Kia Sorento 2,5 У Д-4-2,5-140 39800 Kia Spectra 1,6 C B-4-1,6-102 13000 Kia Sportage 2,0 У B-4-2,0-128 17100 Kia Sportage Grand 2,0 У B-4-2,0-128 19200 Land Rover Discovery 2,5 У Д-5-2,5-137 39500 Land Rover Discovery 4,0 У B-8-4,0-184 53800 Land Rover Freelander 1,8 У B-4-1,8-120 31000 Land Rover Freelander 2,5 У B-4-2,5-177 41000 Lexus GX 470 4,7 У B-6-4,7-235 84800 Lexus LS 430 4,3 C B-8-4,3-282 97900 Lexus LX 330 3,3 У B-6-3,3-230 65800 Lexus LX 470 4,7 У B-8-4,7-235 91900 Mercedes-Benz A 180 (5 дв.) X Д-4-2,0-109 25500 Mercedes-Benz A 200 (5 дв.) X B-4-2,0-136 25900 Mercedes-Benz C 180K C B-4-1,8-143 36500 Mercedes-Benz C 200 X Д-4-2,2-122 36500 Mercedes-Benz C 200 У Д-4-2,1-122 42600 Mercedes-Benz C 200K C B-4-1,8-143 39600 Mercedes-Benz C 200K X B-4-1,8-163 37700 Mercedes-Benz C 200K У B-4-1,8-163 42000 Mercedes-Benz C 220 C Д-4-2,1-150 42600 Mercedes-Benz C 220 X Д-4-2,2-150 42200 Mercedes-Benz C 220 У Д-4-2,1-150 45000 Mercedes-Benz C 230K C B-4-2,0-143 42100 Mercedes-Benz C 230K X B-4-1,8-192 42000 Mercedes-Benz C 230K У B-4-1,8-192 44600 Mercedes-Benz C 240 4matic C B-6-2,6-170 49900 Mercedes-Benz C 240 4matic У B-6-2,6-170 52400 Mercedes-Benz C 240 C B-6-2,6-170 43800 Mercedes-Benz C 240 У B-6-2,6-170 46300 Mercedes-Benz C 270 C Д-5-2,7-170 51400 Mercedes-Benz C 270 У Д-5-2,7-170 43300 Mercedes-Benz C 320 4matic C B-6-3,2-218 57800 Mercedes-Benz C 320 4matic У B-6-3,2-218 60300 Mercedes-Benz C 320 C B-6-3,2-218 51200 Mercedes-Benz C 320 У B-6-3,2-218 53600 Mercedes-Benz CL 500 K B-8-5,0-306 148900 Mercedes-Benz CL 600 K B-12-5,5-500 206500 Mercedes-Benz CLK 200 K B-4-1,8-163 56000 Mercedes-Benz CLK 200 Ka B-4-1,8-163 66300 Mercedes-Benz CLK 240 K B-6-2,6-170 60800 Mercedes-Benz CLK 240 Ka B-6-2,6-170 71200 Mercedes-Benz CLK 320 K B-6-3,2-218 70300 Mercedes-Benz CLK 320 Ka B-6-3,2-218 80900 Mercedes-Benz CLK 500 K B-8-5,0-306 87700 Mercedes-Benz CLK 500 Ka B-8-5,0-306 98500 Mercedes-Benz G 320 У B-6-3,2-215 98500 Mercedes-Benz G 400 У Д-5-2,7-156 119000 Mercedes-Benz G 500 У B-8-5,0-296 119000 Mercedes-Benz GLS 350 K B-6-3,5-272 88900 Mercedes-Benz GLS 500 K B-8-5,0-460 107400 Mercedes-Benz ML 270 У Д-5-2,7-163 63400 Mercedes-Benz ML 350 У B-6-3,7-235 63400 Mercedes-Benz ML 400 У Д-8-4,0-250 89000 Mercedes-Benz ML 500 У B-8-5,0-292 88900 Mercedes-Benz S 320 C Д-6-3,2-204 86700 Mercedes-Benz S 350 4matic С B-6-3,7-245 100000 Mercedes-Benz S 350 L С B-6-3,7-245 101600 Mercedes-Benz S 350 С B-6-3,7-245 93400 Mercedes-Benz S 400 C Д-8-4,0-260 113400 Mercedes-Benz S 430 4matic С B-8-4,3-279 114500 Mercedes-Benz S 430 С B-8-4,3-279 108200 Mercedes-Benz S 500 С B-8-5,0-306 120200 Mercedes-Benz S 600 L С B-12-5,5-500 182900 Mercedes-Benz SL 350 Ka B-6-3,7-245 121900 Mercedes-Benz SL 500 Ka B-8-5,0-306 156100 Mercedes-Benz SL 600 Ka B-12-5,5-500 207300 Mercedes-Benz SLK 200K Ka B-4-1,8-163 52400 Mercedes-Benz SLK 350 Ka B-6-3,5-350 68800 Mercedes-Benz Е 200K C B-4-1,8-163 52400 Mercedes-Benz Е 200K У B-4-1,8-163 56600 Mercedes-Benz Е 240 С B-6-2,6-177 58300 Mercedes-Benz Е 240 У B-6-2,6-177 63000 Mercedes-Benz Е 320 4matic С B-6-3,2-224 73100 Mercedes-Benz Е 320 4matic У B-6-3,2-224 78500 Mercedes-Benz Е 320 С B-6-3,2-224 70100 Mercedes-Benz Е 320 У B-6-3,2-224 75500 Mercedes-Benz Е 400 C Д-8-4,0-260 91400 Mercedes-Benz Е 500 С B-8-5,0-306 91500 Mercedes-Benz Е 500 У B-8-5,0-306 95700 Mitsubishi Grandis 2,4 M B-4-2,4-165 30800 Mitsubishi Lancer 1,3 C B-4-1,3-82 15500 Mitsubishi Lancer 1,6 C B-4-1,6-98 16500 Mitsubishi Lancer 2,0 Sport C B-4-2,0-135 19400 Mitsubishi Lancer Wagon 1,6 У B-4-1,6-98 17500 Mitsubishi Outlander 2,0 У B-4-2,0-136 28700 Mitsubishi Outlander 2,4 У B-4-2,4-160 36000 Mitsubishi Pajero 3,2 (3 дв.) У Д-4-3,2-165 41500 Mitsubishi Pajero 3,5(5 дв.) У B-6-3,5-202 51000 Mitsubishi Pajero Pinin 1,8 У B-4-1,8-114 24200 Mitsubishi Pajero Sport 2,5 У Д-4-2,5-100 31000 Mitsubishi Space Star 1,6 M B-4-1,6-98 16000 Nissan Almera 1,5 C B-4-1,5-98 15700 Nissan Almera 1,5 X B-4-1,5-98 15500 Nissan Almera 1,8 C B-4-1,8-116 21700 Nissan Maxima 2,0 C B-6-2,0-140 29000 Nissan Maxima 3,0 C B-6-3,0-200 38500 Nissan Micra 1,2 X B-4-1,2-80 14000 Nissan Micra 1,4 X B-4-1,4-88 15300 Nissan Patrol 3,0 У Д-4-3,0-158 54900 Nissan Patrol 4,8 У B-6-4,8-245 61300 Nissan Primera 1,6 C B-4-1,6-109 22200 Nissan Primera 1,8 C B-4-1,8-116 27100 Nissan Primera 1,8 У B-4-1,8-116 24000 Nissan Primera 2,0 C B-4-2,0-140 29100 Nissan Terrano 2,4 У B-4-2,4-118 34300 Nissan X-Trail 2,0 У B-4-2,0-140 29900 Nissan X-Trail 2,5 У B-4-2,5-165 37500 Opel Astra 1,4 X B-4-1,4-90 16500 Opel Astra 1,6 У B-4-1,6-100 16100 Opel Corsa 1,0 X B-4-1,0-60 11000 Opel Corsa 1,2 X B-4-1,2-75 13200 Opel Meriva 1,6 M B-4-1,6-100 18700 Opel Meriva 1,6 M B-4-1,6-85 16100 Opel Signum 2,2 X B-4-2,2-155 34600 Opel Vectra 1,8 C B-4-1,8-122 21000 Opel Vectra 1,8 У B-4-1,8-122 23600 Opel Vectra 2,2 C B-4-2,2-147 26200 Opel Zafira 1,6 M B-4-1,6-100 20000 Opel Zafira 1,8 M B-4-1,8-122 21500 Opel Zafira 2,2 M B-4-2,2-147 25500 Peugeot 206 1,4 X B-4-1,4-75 14200 Peugeot 307 1,6 X B-4-1,6-109 17100 Peugeot 407 1,8 С B-4-1,8-117 23900 Peugeot 607 2,2 С B-4-2,2-160 14200 Renault Clio 1,4 X B-4-1,4-98 15800 Renault Kangoo 1,4 У B-4-1,4-75 14000 Renault Laguna 1,8 X B-4-1,8-123 21700 Renault Laguna 1,8 У B-4-1,8-123 25700 Renault Laguna 2,0 X B-4-2,0-140 26900 Renault Laguna 2,0 У B-4-2,0-140 26000 Renault Megane 1,4 C B-4-1,4-98 14600 Renault Megane 1,4 X B-4-1,4-98 17100 Renault Megane 1,6 C B-4-1,6-113 17400 Renault Megane 1,6 X B-4-1,6-113 17700 Renault Megane 2,0 X B-4-2,0-140 24400 Renault Symbol 1,4 C B-4-1,4-75 10700 SAAB 9-3 2,0 C B-4-2,0-150 42500 SAAB 9-3 2,0 C B-4-2,0-175 38900 SAAB 9-5 2,3 C B-4-2,3-250 50700 SEAT Cordoba 1,4 C B-4-1,4-75 17300 SEAT Leon 1,6 X B-4-1,6-100 19700 SEAT Toledo 1,8 C B-4-1,8-125 22000 Skoda Fabia 1,2 X B-4-1,2-64 13600 Skoda Octavia 1,6 X B-4-1,6-101 14100 Skoda Octavia 1,6 У B-4-1,6-101 16100 Skoda Octavia 1,8 X B-4-1,8-150 23300 Skoda Superb 1,8 C B-4-1,8-150 26600 SsangYong Rexton 2,3 У B-4-2,3-147 36700 Subaru Forester 2,0 У B-4-2,0-125 29700 Subaru Impreza 2,0 C B-4-2,0-125 24000 Subaru Legacy 2,0 C B-4-2,0-138 30600 Subaru Legacy Outback 2,5 У B-4-2,5-165 36100 Suzuki Grand Vitara 1,6 У B-4-1,6-94 22300 Suzuki Grand Vitara 2,0 У B-4-2,0-128 25800 Suzuki Grand Vitara XL7 2,7 У B-6-2,7-184 33600 Suzuki Jimny 1,3 У B-4-1,3-84 17400 Suzuki Liana 1,6 C B-4-1,6-106 16100 Suzuki Liana 1,6 X B-4-1,6-106 16100 Toyota Avensis 1,8 C B-4-1,8-129 27400 Toyota Camry 2,4 C B-4-2,4-152 29400 Toyota Corolla 1,4 C B-4-1,4-97 17400 Toyota Land Cruiser 100 4,2 У Д-6-4,2-204 40900 Toyota Land Cruiser Prado 4,0 У B-8-4,0-249 58400 Toyota RAV4 2,0 У B-4-2,0-150 32400 Volkswagen Bora 1,6 C B-4-1,6-102 19500 Volkswagen Bora 2,0 C B-4-2,0-115 25000 Volkswagen Golf 1,6 X B-4-1,6-102 20600 Volkswagen Passat 1,8 C B-4-1,8-150 24200 Volkswagen Passat 1,8 У B-4-1,8-150 29900 Volkswagen Phaeton 3,2 C B-6-3,2-240 72700 Volkswagen Phaeton 4,2 C B-6-4,2-335 96000 Volkswagen Pointer 1,0 X B-4-1,0-65 10400 Volkswagen Sharan 1,8 M B-4-1,8-150 40700 Volkswagen Sharan 2,8 M B-6-2,8-204 50000 Volkswagen Touran 1,6 M B-4-1,6-115 27200 Volkswagen Touran 1,9 M Д-4-1,9-101 30000 Volkswagen Touareg 2,5 У Д-5-2,5-174 53500 Volkswagen Touareg 3,2 У B-6-3,2-220 53900 Volkswagen Touareg 4,2 У B-8-4,2-310 89400 Volvo C70 Ka B-5-2,3-240 62200 Volvo S40 1,8 C B-4-1,8-122 21500 Volvo S40 2,4 C B-5-2,4-140 29400 Volvo S60 2,0 C B-5-2,0-180 38200 Volvo S60 2,4 C B-5-2,4-170 31900 Volvo S80 2,4 C B-5-2,4-170 37100 Volvo V40 1,8 У B-4-1,8-122 23700 Volvo V50 2,4 У B-4-2,4-140 30700 Volvo V70 2,4 У B-4-2,4-170 33200 Volvo XC70 2,5 У B-5-2,5-210 48900 Volvo XC90 2,5 У B-5-2,5-210 61400 Volvo XC90 2,9 У B-6-2,9-272 79700

Отечественные автомобили

ВАЗ-11113 Х К-4-0,75-33 2800 ВАЗ-21043 У К-4-1,5-70 5200 ВАЗ-21053 С К-4-1,5-70 4200 ВАЗ-2106 С К-4-1,6-74 4100 ВАЗ-21074 С К-4-1,6-74 4250 ВАЗ-21093 Х В-4-1,5-77 6400 ВАЗ-21099 С В-4-1,5-77 7600 ВАЗ-2114 Х В-4-1,5-77 6400 ВАЗ-2115 С В-4-1,5-77 6800 ВАЗ-21102 С В-4-1,5-77 7400 ВАЗ-21110 С В-4-1,5-77 8000 ВАЗ-2112 Х В-4-1,5-91 7800 ВАЗ-21214 У В-4-1,7-80 8600 ГАЗ-31105 С В-4-2,3-130 7100 ГАЗ-3102 С В-4-2,3-130 10200 Иж-2126 Х К-4-1,6-74 4800 Иж-21261 У К-4-1,6-74 5300 УАЗ-31512 У К-4-2,5-76 6200 УАЗ-31519 У К-4-2,9-84 6600

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

ГРАН-ПРИ журнала «ЗА РУЛЕМ»

Ежегодно проводимые в Москве международные автомобильные выставки давно уже стали главными событиями в автомобильной жизни столицы. В свою очередь, церемония вручения Гран-при журнала «За рулем» - элегантных «Золотых Пегасов» - общепризнанно входит в разряд самых интересных и значимых мероприятий этих смотров достижений мирового автопрома. Объективность авторитетного жюри по каждой номинации конкурса не вызывает сомнений. Ведь в номинации «Доверие потребителей» роль жюри выполняет огромная армия читателей журнала, посылающая в редакцию до 20 тысяч заполненных анкет и выражающая свое мнение через интернет. В номинации «Прорыв года» победителя называет экспертная комиссия, состоящая из известных, хорошо знакомых с российской промышленностью людей. Наконец, «Лучший автомобиль» в жарких спорах определяют члены редколлегии журнала «За рулем», в первый день работы выставки внимательно изучающие все представленные новинки. В 2004 году начала торжественной церемонии ждали с особенным волнением. Синий зал Краснопресненского «Экспоцентра» затих настолько, что, кажется, в самом последнем ряду было слышно, как на сцене разворачивают первый конверт.
Гран-при журнала «За рулем» в номинации «Доверие потребителей» получила компания Bridgestone. Выбор - вполне логичный. Шины известной японской компании, которой, кстати, уже более 70 лет, заслужили хорошую репутацию во всем мире. В последние годы Bridgestone все популярней и в России. Так что его представители получили вполне заслуженные поздравления.

Генеральный директор «Бриджстоун СНГ» г-н Юдзиро Канахара

Острой была конкуренция в номинации «Прорыв года». Здесь соперничали Таганрогский автозавод, выпускающий автомобили Hyundai и компания Continental, организовавшая на Московском шинном заводе современное производство. Претендентами на Гран-при за открытие трассы Чита-Хабаровск стали дирекция по дорожному строительству Дальневосточного округа и группа компаний «Рольф», создавшая обширную торгово-сервисную сеть в России. Еще один соискатель «Золотого Пегаса» - компания «Русские автобусы», радующая комфортабельными, экологически чистыми машинами.

Председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» В. В. Каданников

А Пегас все же «приземлился» на АвтоВАЗе, где подготовили производство автомобилей семейства «Калина». В ноябре 2004 г. «калины», собранные в новых цехах, поступили к дилерам.
И, наконец, номинация «Лучший автомобиль». Именно выбор победителя в этой номинации задержал редколлегию «За рулем» на работе допоздна в первый день Мотор-шоу. Претендентов в этом году было немного, как и значимых премьер. Однако у каждой из новых машин нашлись горячие защитники. Победил российский дебютант - вседорожник Hyundai Tucson.

Директор по маркетингу штаб-квартиры Hyundai Motor Company г-н Б. Х. Ли

Экспертная комиссия, определившая победителя в номинации «ПРОРЫВ ГОДА»: Батурин Юрий Михайлович, летчик-космонавт; Вольский Аркадий Иванович, президент Российского союза промышленников и предпринимателей; Греф Герман Оскарович, министр экономического развития и торговли РФ; представитель редколлегии «За рулем»; Кириенко Сергей Владиленович, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе; Левитин Игорь Евгеньевич, министр транспорта РФ; Лужков Юрий Михайлович, мэр Москвы; Морозов Олег Викторович, заместитель председателя Государственной Думы РФ; Панярский Виктор Владимирович, президент Национальной ассоциации издателей; Познер Владимир Владимирович, президент Академии Российского телевидения; Хакамада Ирина Муцуовна, председатель оргкомитета Демократической партии «Свободная Россия».

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Интервью с главой компании BMW Russland Trading в России господином Кристианом Кремером

- Чем знаменателен был для Вашей компании 2004 год?

Прежде всего 2004 год знаменателен своим успехом - укреплением лидирующей позиции на российском автомобильном рынке в сегменте "премиум". Во многом такое положение является следствием активной политики концерна BMW Group, направленной на расширение модельного ряда и развития дилерской сети.

В 2004 году BMW сделал очередной шаг в стратегии масштабного модельного наступления, представив на российском и на мировом рынке несколько совершенно новых моделей, в числе которых роскошные купе и кабриолет BMW 6-й серии и новый внедорожник BMW X3, обновленный Х5, включая самую мощную версию - BMW X5 4.8is, спортивный седан BMW M5, а также новый компактный автомобиль BMW 1-й серии.

- Насколько укрепились позиции фирмы на российском рынке?

Я очень рад, что в этом году BMW не только удерживает лидерство в своем сегменте, но и показывает значительный рост показателей продаж. В 2004 году мы на 40 % превосходим результаты продаж прошлого года.

- Расскажите о моделях, вызывающих самый большой интерес у покупателей.

Самой успешной моделью 2004 года можно назвать купе и кабриолет 6-й серии - они сразу стали в России бестселлерами. И реальные цифры продаж в несколько раз превысили наши планы. Очень успешно стартовали вседорожники Х3 и новый Х5. Самым продаваемыми автомобилями в этом году стали седаны новой 5-й серии, производство которых успешно началось в Калининграде весной этого года.

- Что планируется сделать для увеличения продаж в 2005 году?

Мы предлагаем автомобили самого высокого качества, созданные с применением самых современных и инновационных систем. BMW остается мировым лидером, диктуя основные направления в развитии дизайна и технологий автомобилестроения. Такую высокую планку мы держим благодаря доверию наших клиентов, которые придают большое значение престижу, комфорту и статусу автомобиля. В 2005 году мы планируем дальнейшее расширение и обновление модельного ряда, которое, я уверен, понравится поклонникам нашей марки. И еще - мы сделаем акцент на расширение и развитие дилерской сети.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Интервью с главой Представительства компании Citroёn в России господином Грегуаром Сейду

- Чем знаменателен для Вашей компании 2004 год?

В этом году развитие нашей компании шло по трем направлениям:

- обновился модельный ряд. В дополнение к модели C2 появился C3 Pluriel, а осенью начнутся продажи модернизированного C5;
- продолжается развитие в регионах дилерской сети и фирменных станций обслуживания;
- проводится обучение персонала работе с покупателями и организации послепродажного обслуживания. Совершенствуется работа технического персонала на современном диагностическом оборудовании.

- Насколько укрепились позиции Citroёn на российском рынке?

Компания постепенно увеличивает объем продаж: если в 1999 г. было продано всего 90 автомобилей, то в 2003 г. уже 3160.

- Расскажите о моделях, вызывающих самый большой интерес у покупателей.

У женской половины наибольший интерес вызывают модели C2 и C3. Оригинальный C3 Pluriel привлекает необычной внешностью и возможностями трансформации автомобиля. Покупатели Xsara Picasso оценили его необычный дизайн, вместимость и хорошую базовую комплектацию. C5 при относительно невысокой цене сочетает стиль и высокий уровень комфорта. C8 - большой комфортабельный минивэн.

- Что планируется сделать для увеличения продаж в 2005 году?

Мы расширяем дилерскую сеть и сеть фирменных станций обслуживания, а также улучшаем подготовку персонала.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Интервью с главой компаии "Карнэт-2000", эксклюзивного импортера и дистрибьютора автомобилей Hyundai в России господином Романом Хапаевым

- Насколько укрепились позиции Hyundai на российском рынке?

Мне особенно приятно сообщить, что по итогам семи месяцев этого года продажи Hyundai превышают показатель аналогичного периода 2003 г. на 243 %, т. е. почти в 3,5 раза.

И самое главное, по итогам семи месяцев брэнд Hyundai вышел на первое место по объему продаж. Доля продаж импортированных машин за этот период составила в среднем около 51 %, т. е. 11 886 автомобилей.

- Чем знаменателен для Вашей компании 2004 год?

По итогам продаж первого квартала 2004 г. российский рынок вошел в десятку экспортных рынков компании Hyundai. Поэтому уже в мае штаб-квартира Hyundai Motor Company по странам СНГ и Восточной Европы переехала в Москву.

- Расскажите о моделях, вызывающих самый большой интерес у покупателей.

По итогам продаж в России в сегменте В уверенно лидирует Hyundai Getz с долей рынка 31,4 %. В сегменте D второе место занимает Elantra, поднявшись с четвертой позиции в 2003 г.

- Что планируется сделать для увеличения продаж в 2005 году?

Будет расширяться дилерская сеть, мы планируем быть ближе к нашим клиентам, а также активно внедрять программы по оценке эффективности работы дилеров с целью повышения качества и стандартов клиентского обслуживания. Начались продажи обновленной Hyundai Terracan, на российском рынке появилась дизельная версия Hyundai Santa Fe.

В ближайшее время планируется поступление обновленных моделей Santa Fe и Coupe, а также начало поставок 7-местного минивэна Trajet и 3-дверной версии Getz. Большие надежды мы связываем с новейшей моделью вседорожника Tucson.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Интервью с директором по продажам и маркетингу легковых автомобилей Mercedes-Benz ЗАО "Даймлер Крайслер Автомобили РУС" господином Михаэлем Зайделем

- Чем знаменателен был для Вашей компании 2004 год?

С появлением в первом полугодии на рынке нового поколения автомобилей С-класса и нового SLK, а также нового А-класса и CLS во втором полугодии 2004 г. стал стартовым для выполнения второго этапа программы по продвижению на рынке новой продукции Mercedes-Benz. Эти новые автомобили позволят расширить круг клиентов нашей марки. Mercedes-Benz продолжает свое развитие как современная марка life style.

- Насколько укрепились позиции марки на российском рынке?

Благодаря последовательному расширению нашего присутствия в российских регионах и первым шагам в новых сегментах мы продолжаем усиливать наши позиции на рынке. Проведением таких мероприятий, как Неделя моды Mercedes-Benz в мае, мы вновь подчеркнули характерные черты марки и целенаправленно развиваемся дальше. Наше предложение по автомобилям "особой серии" нашло весьма позитивный отклик на рынке. Кроме этого, мы постоянно расширяли спектр предложений по оказанию сервисных услуг и финансированию.

- Расскажите о моделях, вызывающих самый большой интерес у покупателей.

Наряду со стабильным успехом автомобилей S-класса (почти 50 % в своем сегменте) динамика продаж Е- и С-класса превратила эти модельные ряды в новые опоры нашего бизнеса, во многом благодаря появлению в этих классах "особых серий" автомобилей. Большим успехом стало завоевание в этом году новым SLK лидирующих позиций в своем сегменте.

- Что планируется сделать для увеличения продаж в 2005 году?

В 2005 году мы продолжим выполнять свою программу по продвижению новой продукции. Стимулом в этом является А-класс последнего поколения и другие новинки, что позволяет нам рассчитывать на увеличение сбыта по меньшей мере на 25 %. Серьезный потенциал роста связан с быстро развивающимся сегментом вседорожников. Мы предлагаем в ряде сегментов рынка премиум-модели и будем продолжать успешно расширять дилерскую сеть.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Интервью с Дмитрием Роткиным, генеральным менеджером дистрибьютора Mitsubishi Motors в России, компании "Рольф Холдинг"

- Чем знаменателен был для Вашей компании 2004 год?

2004 год стал очередной вехой в истории российского бизнеса Mitsubishi Motors. Количество дилерских центров перешагнуло за 50, а в январе мы отметили продажу 50-тысячного автомобиля Mitsubishi в России. В апреле между "Рольф Холдинг" и Mitsubishi Motors Europe было подписано новое пятилетнее дистрибьюторское соглашение.

- Насколько укрепились позиции марки Мицубиси на российском рынке?

За первые шесть месяцев 2004 года через нашу дилерскую сеть было реализовано 12 209 автомобилей, что на 73 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

- Расскажите о моделях, вызывающих самый большой интерес у покупателей.

Нашими бестселлерами являются дебютанты 2003 года Mitsubishi Lancer и Outlander. Они стали лидерами в своих сегментах. Обеим моделям присущи высокое качество, надежность, свежий дизайн, отличная динамика и управляемость. С начала этого года мы представили в России еще три новинки - это спортивный Lancer Evolution VIII, минивэн бизнес-класса Grandis и компактный и стильный хэтчбек Colt. Все эти машины выполнены в соответствии с новой концепцией "автомобили, которые вдохновляют" и являются неординарными представителями своих сегментов.

- Что планируется сделать для увеличения продаж в 2005 году?

До конца этого года мы планируем продать 30 тысяч автомобилей, а наш план на 2005 год - уже 50 тысяч. Главным оружием на пути к успеху будут отличные автомобили и широкая дилерская сеть, которая в следующем году пополнится двадцатью новыми центрами.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Интервью с директором отдела маркетинга и продаж "ООО Ниссан Мотор РУС" Юрием Самойленко

- Чем знаменателен был для Вашей компании 2004 год?

Для развития бизнеса нашей компании в России 2004 год стал одной из самых важных вех. Первого января этого года приступила к работе созданная в прошлом году национальная торговая компания ООО "Ниссан Мотор РУС", которая взяла на себя функции генерального импортера автомобилей "Ниссан" в Россию. Компания занимается определением маркетинговой политики, развивает дилерскую сеть, размещает заказы на производство, организует логистику и таможенную очистку, а также оказывает поддержку послепродажного обслуживания автомобилей. Все это позволило значительно увеличить наши усилия по продвижению марки "Ниссан" на российском рынке.

- Насколько укрепились позиции фирмы на российском рынке?

По сравнению с 2003 годом позиции компании на рынке значительно укрепились. За первые семь месяцев 2004 года продано 13 677 автомобилей, что в 2,7 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда была реализована 5071 машина. Всего за 2003 год компания реализовала 9470 автомобилей марки "Ниссан". При этом мы значительно опережаем рост всего рынка иностранных автомобилей в России, который увеличился за первые семь месяцев в два раза. В 2004 г. мы планируем предложить покупателям 28 тысяч автомобилей. В настоящий момент мы обладаем долей рынка в 6,5 % и надеемся на ее дальнейшее увеличение в этом году до 7 %.

- Расскажите о моделях, вызывающих самый большой интерес у российских покупателей.

Наибольшей популярностью у покупателей пользуется Nissan Almera, продажи которой в период с января по июль этого года составили 5606 машин. Сейчас это одна из самых продаваемых моделей в своем сегменте. На втором месте находится модель Primera, которая по итогам первых семи месяцев 2004 года стала лидером продаж в своем классе (4155 автомобилей за семь месяцев 2004 года). На третьем месте - наш компактный вседорожник X-Trail (1431 автомобиль).

- Что планируется сделать для увеличения продаж в 2005 году?

В 2005 году мы будем продолжать наращивать маркетинговые усилия по продвижению существующих моделей, а также представим ряд интересных новинок. Будет запущен целый ряд программ по поддержке розничных и оптовых продаж. Кроме того, большое внимание будет уделено расширению региональной дилерской сети и повышению качества всей сети в целом. Сейчас мы активно занимаемся введением новых стандартов оформления дилерских центров "Ниссан", одновременно стремясь к тому, чтобы каждый дилер стал представлять собой интегрированный автоцентр, в котором под одной крышей располагались бы салон, станция техобслуживания и склад запасных частей.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Интервью с генеральным директором ООО "Дженерал Моторз СНГ" госпожой Хайди МакКормак

- Чем знаменателен был для Вашей компании 2004 год?

Этот год был знаменателен расширением дилерской сети, существенным увеличением продаж и представлением на рынке новых моделей. Количество официальных дилеров выросло с 36 до 55. Продажи за первую половину 2004 г. почти удвоились по сравнению с тем же периодом 2003 г. и стали самыми высокими за всю историю продаж в России. 24 июня 2004 г. состоялась официальная церемония запуска конвейера по сборке автомобилей Hummer H2 на производственных мощностях завода "АвтоТОР". Также в 2004 г. на российском рынке был представлен новый Opel Astra. В этом году на рынке появится новый седан Cadillac STS, который сочетает в себе превосходные ездовые качества и комфорт. Мы планируем в 2004 г. начать импорт целого ряда новых моделей под маркой Chevrolet: легковые модели Aveo, Lacetti, Evanda и минивэн Rezzo.

- Насколько укрепились позиции концерна на российском рынке?

Наши позиции в России значительно укрепились. Доля рынка выросла. Выросли продажи по каждому брэнду, а общие, по сравнению с прошлым годом, увеличились почти вдвое. Марка Opel прочно заняла свою позицию среди десяти наиболее продаваемых импортируемых брэндов. Daewoo, частично принадлежащая концерну GM, также находится среди лидеров продаж в России.

- Расскажите о моделях, вызывающих самый большой интерес у покупателей.

Мы представляем на российском рынке 5 брэндов: Opel, Chevrolet, SAAB, Cadillac и Hummer. Astra является локомотивом продаж марки Opel. Последняя модель Astra, недавно появившаяся на рынке, сконструирована и оборудована по последнему слову автомобильной техники с использованием систем, ранее не встречавшихся в сегменте автомобилей среднего класса. Opel Astra обеспечивает максимальную безопасность своим пассажирам, что подтверждено пятью звездами по системе Euro NCAP. SAAB 9-3 Convertible также был отмечен пятью звездами Euro NCAP. Cadillac CTS благодаря новому шасси, специально разработанному в Европе и доведенному на известной трассе Нюрбургринг, сочетает высокую плавность хода, традиционно присущую американским автомобилям, с точностью управления, которыми славятся европейские автомобили. Chevrolet Trail Blazer очень хорошо известен российским автолюбителям и является золотой серединой между роскошными вседорожниками и менее дорогими, но качественными полноприводными автомобилями.

- Что планируется сделать для увеличения продаж в 2005 году?

В 2005 году мы продолжим работу над улучшением дилерской сети. Будем уделять особенное внимание качеству работы и уровню сервиса, предлагаемымх в наших центрах. Количество автосалонов возрастет до 60.

Введение новых моделей на рынок также будет способствовать увеличению продаж в 2005 г.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Интервью с генеральным директором ООО "Субару мотор" господином Кадзуcи Йошида

- Чем знаменателен был для Вашей компании 2004 год?

В деятельности нашей компании 2004 год стал переломным. Автомобили марки Subaru поставляются в Россию уже много лет и заслужили у россиян репутацию машин качественно изготовленных и обладающих прекрасными ездовыми свойствами. Тем не менее до 2004 г. их продажи шли вяло, может быть, из-за достаточно высоких цен. В 2004 г. ситуация изменилась. Если в 2003 г. нам удалось продать всего 1470 автомобилей, то в 2004 г. - уже более 3 тысяч. Мы уверены в том, что рост продаж сохранится и в последующие годы. Важно отметить, что нарушилось традиционное распределение продаваемых автомобилей между Москвой и другими регионами страны. Если раньше автомобили Subaru в основном покупали москвичи, то в 2004 г. соотношение приблизилось к 50:50.

- Какие модели Subaru пользуются наибольшим спросом у россиян?

В 2003 г. наибольший процент продаж пришелся на модель Forester и на модель Outback. В 2004 г. в связи с дебютом обновленной версии Outback именно ей принадлежит лидерство на рынке. На втором месте - Forester, за ним следуют Legacy и Impreza.

- Что можно сказать о покупателях автомобилей марки Subaru?

По нашим исследованиям, 80 % из них составляют мужчины и 20 %, соответственно, женщины. Водительский стаж большинства покупателей - 10 лет и более, что характеризует их как опытных и довольно искушенных в обращении с различными автомобилями. Вместе с покупателями, имеющими опыт вождения от 5 до 10 лет, они входят в 70 % потенциальных владельцев, сделавших сознательный выбор в пользу продукции нашей марки, и это говорит о том, что они достаточно объективно оценивают ее. По нашей статистике, 70 % клиентов наших дилерских центров относят себя к предпринимателям, а остальные - к высокооплачиваемым наемным специалистам.

- Автомобили, продающиеся в России, чем-либо отличаются от тех, которые доступны в Западной Европе, или нет?

Нет, заводом не выпускаются специально адаптированные для российских условий модификации базовых моделей. Конструктивно модели, продающиеся в России и на Западе, абсолютно идентичны. Как показал опыт эксплуатации полноприводных моделей марки Subaru в России, необходимости в специальной доработке их нет. Объясняется это тем, что уже при разработке в них заложен повышенный запас прочности, их ходовая часть рассчитана на повышенные нагрузки и т. д.

- Каковы Ваши планы на 2005 год?

В 2005 г. мы планируем продать в России 5 тысяч автомобилей Subaru. К сожалению, появление принципиально новой модели в этом году не планируется, однако в середине года мы представим на рынке обновленные версии моделей Forester и Impreza.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)

 

Состояние и тенденции изменения продаж легковых автомобилей на российском рынке

Формирование автомобильного рынка в России в настоящее время проходит под влиянием ряда важных социально-экономических факторов.

Во-первых, сохраняется ненасыщенным ряд сегментов рынка легковых автомобилей в европейских размерных классах В, D и Е.

Во-вторых, спрос на автомобили ограничивается рядом факторов, связанных с существованием значительно деформированного по структуре парка и расслоением общества по экономическому состоянию. Старение парка вызывает необходимость ускоренного списания части автомобильной техники тех или иных классов, при одновременном пополнении парка востребованными рынком автомобилями других классов.

В-третьих, рост спроса на отечественные автомобили зависит от перспектив развития автомобильного рынка в целом и от конкурентоспособности российской техники по отношению не только к иномаркам из дальнего зарубежья, но и к поставляемым из Украины или Узбекистана.

В-четвертых, таможенно-тарифная политика, позволяющая сдерживать рост импорта должна быть в конечном итоге направлена на повышение конкурентоспособности российских автомобилей.арактерной особенностью рынка легковых автомобилей в период 2001-2004 гг. явилась определенная стабилизация продаж на уровне 1,4-1,7 млн ед. При этом уровень продаж востребованных рынком отечественных автомобилей существенно сократился с 932,6 тыс. ед. в 2001 г. до 847,7 тыс. ед. в 2003 г. и характеризуется незначительным ростом до 867,5 тыс. ед. в 2004 г. Очень быстрыми темпами росли продажи автомобилей иностранных компаний российской сборки с 6,5 тыс. ед. в 2001 г. до 129,6 тыс. ед. в 2004 г. За тот же период суммарные продажи новых иномарок выросли соответственно с 91,6 тыс. ед. до 283,3 тыс. ед.

Снижение уровня продаж российских автомобилей при некотором росте поставок на экспорт (с 94,3 тыс. ед. в 2001 г. до 109,2 тыс. ед. в 2004 г.) привело, в свою очередь, к снижению общего объема производства на традиционных заводах отрасли с 1013,8 тыс. ед. в 2001 г. до 976,3 тыс. ед. в 2004 г.

В настоящее время в стране организовано производство автомобилей иностранных фирм российской сборки на следующих заводах с общим выпуском в 2004 г.:

- «Автотор» - автомобили класса В - Kia Rio; D - BMW 3 серии и Kia Magentis; E - BMW 5 серии; F - BMW 7 серии; SUV - Kia Sportage, Chevrolet TrailBlazer, Tahoe и Hummer; MPV - Kia Carnival - 14,5 тыс. ед.;
- «Иж-Авто» - класс С - Kia Spectra - 0,6 тыс. ед.;
- «Автофрамос» - класс В - Renault Symbol, далее с 2005 г. класс С - Logan - 0,5 тыс. ед.;
- «Форд Мотор» - класс С - Ford Focus - 29,4 тыс. ед.;
- «GM-АвтоВАЗ» - класс С - Chevrolet Viva; SUV - Chevrolet Niva - 57,7 тыс. ед.;
- ТагАЗ - класс В - Hyundai Accent; D - Hyundai Sonata - 26,5 тыс. ед.

Поставки легковых автомобилей из других стран СНГ обеспечиваются в основном компаниями «ЗАЗ» и «УзДэу», уровень продаж которых возрос за истекший период более чем в 3 раза и составил в 2004 г. около 38,6 тыс. ед.

Вступление в силу с середины 2002 г. повышенных таможенных пошлин на автомобили возрастом более 7 лет позволило в 2003 г. в 1,4 раза сократить их импорт, но в 2004 г. вновь наблюдалось существенное увеличение ввоза подержанных иномарок до 393,1 тыс. ед. (на 19,4 %). Одновременно в 2004 г. значительно вырос и ввоз новых иномарок - до 283,3 тыс. ед.

Сегментация рынка легковых автомобилей (по направлениям продаж) в 2004 г. сложилась следующая:

- российские предприятия - 867,5 тыс. ед. (51,9 % от общего рынка);
- иномарки российской сборки - 129,6 тыс. ед. (7,7 %);
- предприятия других стран СНГ - 38,6 тыс. ед. (2,3 %);
- иномарки, всего - 637,8 тыс. ед. (38,1 %).

В том числе:

- новые - 244,7 тыс. ед. (14,6 %);
- бывшие в эксплуатации - 393,1 тыс. ед. (23,5%).

Период 2001-2004 гг. отмечен постоянным увеличением доли продаж на внутреннем рынке всех иномарок как российской сборки, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Вместе с тем сегментация продаж в стоимостном выражении изменилась. Если в 2001 г. иномарок из дальнего зарубежья и СНГ было продано в 1,26 раза больше, чем российских автомобилей, то в 2004 г. развитие производства и рост продаж автомобилей иностранных фирм российской сборки позволили переломить данное соотношение. В 2004 г. суммарные продажи автомобилей традиционных российских изготовителей и иностранных автомобилей российской сборки составили 170,8 млрд руб./ 6,0 млрд долл. США (без учета НДС и таможенных пошлин) против продаж импортированных иномарок на сумму 156,2 млрд руб./5,5 млрд долл. США.

Изменение уровня продаж легковых автомобилей как в целом, так и по классам определяется, главным образом, соотношением доходов и расходов социальных групп населения России.

Преобладающую роль на рынке по итогам продаж 2004 г. играют автомобили класса С - 945,2 тыс. ед. (56,5 % общего объема продаж), D - 236,6 тыс. ед. (14,1 %) и многоцелевые автомобили SUV - 206,7 тыс. ед. (12,3 %).

Другие классы (E, F, S, MPV) находятся в достаточно высоком ценовом диапазоне (от 30 тыс. долл. США и более) и поэтому имеют ограниченный, хотя и растущий спрос. Классы A и B (от 3 до 10 тыс. ед. долл. США и более) представлены в социальных группах с относительно низкими доходами или наоборот - в качестве 2-го или 3-го автомобиля в семье. Изменение рынка легковых автомобилей по стоимостным группам представлено в таблице.

В настоящее время около 44 % российских семей (всего 52,7 млн) имеют легковые автомобили и только 1,2 % семей имеют возможность приобрести легковой автомобиль на первичном рынке. Принято считать, что около 0,3 % семей (порядка 130 тыс.) могут купить на первичном рынке легковой автомобиль стоимостью до 6,0 тыс. долл. США при душевом доходе не менее 250 долл. и сроке накопления средств на покупку до трех лет. Тем не менее общие продажи в этой ценовой группе сократились с 385,2 тыс. ед. в 2003 г. до 355,8 тыс. шт. в 2004 г. или на 29,4 тыс. автомобилей. Около 10 тыс. семей либо не смогли в 2004 г. пробрести автомобиль (большая часть) или перешли в следующую ценовую группу. Продажи в группе 6,0-10,0 тыс. долл. США выросли по сравнению с предыдущим годом на 103,7 тыс. ед. и составили 640,2 тыс. автомобилей для 237 тыс. семей (около 0,5 % общего количества семей в России). Для приобретения автомобиля от 6,0 до 10,0 тыс. долл. душевые доходы в семье должны составлять не менее 420 долл.

Таким образом, около 330 тыс. семей могут приобретать отечественные автомобили достойного технического уровня, достаточно высоких потребительских свойств ценой до 10 тыс. долл. США.

Другие социальные группы населения продолжают увеличивать покупки автомобилей стоимостью более 10 тыс. долл., продажи которых только за истекший год увеличились на 213 тыс. ед. и составили в 2004 г. 678 тыс. автомобилей или 40,5 % общих продаж.

Рассматривая вопросы развития рынка легковых автомобилей в ближайшей перспективе, следует отметить ряд сложностей, с которыми столкнется легковое отечественное автомобилестроение.

На рис. 3 представлено изменение душевого ВВП и объема продаж легковых автомобилей за 1995-2004 гг. с прогнозом его развития на период до 2015 г. Здесь наглядно показано, что темпы изменения продаж автомобилей на российском рынке в период 1997-2002 гг. примерно соответствовали темпам изменения ВВП на душу населения. С 2003 г. картина существенно меняется, и это можно объяснить следующим.

Изменение рынка легковых автомобилей в России по стоимостным группам, тыс. шт.

Классы
2003 г. (Внутренний рынок Росcии, тыс. шт. / Стоимостные группы, тыс. долл. США - до 6,0 / 6-10 / 10-13 / 13-17 / 7-25 / более 25)
Класс А
65,6 / 59,8 / 5,5 / 0,1 / 0,2 / - / -
Российские предприятия
59,7 / 59,7 / - / - / - / - / -
Совместные и иностранные предприятия
-
Иномарки новые
5,8 / - / 5,5 / 0,1 / 0,2 / - / -
Иномарки, бывшие в эксплуатации
0,1 / 0,1 / 0 / 0 / - / - / -
Класс B
18,3 / - / 2 / 8,3 / 7,8 / 0,1 / 0,1
Российские предприятия
-
Совместные и иностранные предприятия
-
Иномарки новые
13,5 / - / - / 5,5 / 7,8 / 0,1 / 0,1
Иномарки, бывшие в эксплуатации
4,8 / - / 2 / 2,8 / 0 / 0 / -
Класс C
829,7 / 325,4 / 392,9 / 54,2 / 40,7 / 16,3 / 0,2
Российские предприятия
671 / 301,2 / 369,8 / - / - / - / -
Совместные и иностранные предприятия
25,5 / - / - / 25,5 / - / - / -
Иномарки новые
50,3 / - / 14,7 / 5,1 / 14,3 / 16 / 0,2
Иномарки, бывшие в эксплуатации
82,9 / 24,2 / 8,4 / 23,6 / 26,4 / 0,3 / -
Класс D
166,8 / - / - / 43,3 / 41,6 / 63,8 / 18,1
Российские предприятия
-
Совместные и иностранные предприятия
0,8 / - / - / - / - / - / 0,8
Иномарки новые
39,7 / - / - / - / 13,6 / 8,8 / 17,3
Иномарки, бывшие в эксплуатации
126,3 / - / - / 43,3 / 28 / 55 / -
Класс E
112,5 / - / 56 / - / 1,3 / 41,8 / 13,4
Российские предприятия
56 / - / 56 / - / - / - / -
Совместные и иностранные предприятия
1,2 / - / - / - / - / 0,6 / 0,6
Иномарки новые
13,2 / - / - / - / - / 0,4 / 12,8
Иномарки, бывшие в эксплуатации
42,1 / - / - / - / 1,3 / 40,8 / -
Класс F
10 / - / - / - / - / - / 10
Российские предприятия
-
Совместные и иностранные предприятия
-
Иномарки новые
2,5 / - / - / - / - / - / 2,5
Иномарки, бывшие в эксплуатации
7,5 / - / - / - / - / - / 7,5
Класс S
0,2 / - / - / - / - / - / 0,2
Российские предприятия
-
Совместные и иностранные предприятия
-
Иномарки новые
0,2 / - / - / - / - / - / 0,2
Иномарки, бывшие в эксплуатации
-
Класс SUV
173 / - / 78,6 / - / 5,8 / 2,1 / 86,5
Российские предприятия
59,6 / - / 59,6 / - / - / - / -
Совместные и иностранные предприятия
20,4 / - / 19 / - / 1,4 / - / -
Иномарки новые
29,9 / - / - / - / - / 2,1 / 27,8
Иномарки, бывшие в эксплуатации
63,1 / - / - / - / 4,4 / - / 58,7
Класс MPV
10 / - / 1,5 / 0,3 / 3 / 4,7 / 0,5
Российские предприятия
1,5 / - / 1,5 / - / - / - / -
Совместные и иностранные предприятия
0,5 / - / - / - / 0,3 / 0,2 / -
Иномарки новые
5,5 / - / - / - / 0,7 / 4,3 / 0,5
Иномарки, бывшие в эксплуатации
2,5 / - / - / 0,3 / 2 / 0,2 / -
Итого
1386,1 / 385,2 / 536,5 / 106,2 / 100,4 / 128,8 / 129
Российские предприятия
847,8 / 360,9 / 486,9 / - / - / - / -
Совместные и иностранные предприятия
48,4 / - / 19 / 25,5 / 1,7 / 0,8 / 1,4
Иномарки новые
160,6 / - / 20,2 / 10,7 / 36,6 / 31,7 / 61,4
Иномарки, бывшие в эксплуатации
329,3 / 24,3 / 10,4 / 70 / 62,1 / 96,3 / 66,2

Классы
2004 г. (Внутренний рынок Росcии, тыс. шт. / Стоимостные группы, тыс. долл. США - до 6,0 / 6-10 / 10-13 / 13-17 / 7-25 / более 25)
Класс А
71
59,9
10,1
0,7
0,3


Российские предприятия
59,9
59,9





Совместные и иностранные предприятия
-
Иномарки новые
11,1

10,1
0,7
0,3


Иномарки, бывшие в эксплуатации
...
Класс B
35
3,8
2,6
15,1
11,1
1,2
1,2
Российские предприятия
-
Совместные и иностранные предприятия
-
Иномарки новые
29,2
3,2

12,9
10,9
1
1,2
Иномарки, бывшие в эксплуатации
5,8
0,6
2,6
2,2
0,2
0,2

Класс C
945,2
292
463,3
82,4
54,6
47,8
5,2
Российские предприятия
700,7
270,8
429,9




Совместные и иностранные предприятия
57,5


57,5



Иномарки новые
101,7

25,3
9,6
18,2
43,4
5,2
Иномарки, бывшие в эксплуатации
85,3
21,2
8,1
15,3
36,4
4,4

Класс D
236,6


38,7
59,9
110,5
27,5
Российские предприятия
-
Совместные и иностранные предприятия
6,6




5,9
0,7
Иномарки новые
52,7



11,5
14,4
26,8
Иномарки, бывшие в эксплуатации
177,3


38,7
48,4
90,2

Класс E
150,2

64,9

1,4
64
19,9
Российские предприятия
64,9

64,9




Совместные и иностранные предприятия
3,3
1,7
1,6
Иномарки новые
18,7




0,4
18,3
Иномарки, бывшие в эксплуатации
63,3



1,4
61,9

Класс F
12,1





12,1
Российские предприятия
-
Совместные и иностранные предприятия
0,1





0,1
Иномарки новые
2,7





2,7
Иномарки, бывшие в эксплуатации
9,3





9,3
Класс S
0,3





0,3
Российские предприятия
-
Совместные и иностранные предприятия
-
Иномарки новые
0,3





0,3
Иномарки, бывшие в эксплуатации
-
Класс SUV
206,7

98

5,4
2,7
100,6
Российские предприятия
40,6

40,6




Совместные и иностранные предприятия
61,1

57,4

2,9

0,8
Иномарки новые
54,4




2,7
51,7
Иномарки, бывшие в эксплуатации
50,6



2,5

48,1
Класс MPV
16,4

1,4
0,4
3,8
10
0,8
Российские предприятия
1,4

1,4




Совместные и иностранные предприятия
1




1

Иномарки новые
12



2,3
8,9
0,8
Иномарки, бывшие в эксплуатации
2


0,4
1,5
0,1

Итого
1673,5
355,8
640,2
137,2
136,5
236,2
167,6
Российские предприятия
867,5
330,7
536,8




Совместные и иностранные предприятия
129,6

57,4
57,5
2,9
8,6
3,2
Иномарки новые
282,8
3,2
35,4
23,2
43,2
70,8
107
Иномарки, бывшие в эксплуатации
393,6
21,9
10,6
56,5
90,4
156,8
57,4

За период с 1998 по 2002 гг. увеличение ВВП способствовало росту рынка и производства легковых автомобилей. Иные тенденции складываются в последние два года. В целом денежные доходы населения в 2000 г. в сравнении с 1998 г. выросли в 2,1 раза, а в 2002 г. относительно 2000 г. - в 1,7 раза. Далее они росли по сравнению с предыдущим годом не более чем на 22-30 %. Данные изменения характерны, за некоторым исключением, для всех групп населения (зажиточная, обеспеченная и малообеспеченная). Вместе с тем общие расходы малообеспеченной группы населения постоянно растут опережающими темпами, что в первую очередь связано с увеличением затрат на питание, жилищно-коммунальные услуги, транспорт, здравоохранение. Указанная ситуация приводит к тому, что доля расходов (в непродовольственных товарах) на приобретение автомобиля в зажиточной группе населения постоянно растет (в 1998 г. - 16,3 %, в 2000 г. - 20,0 %, в 2002 г. - 30,7 %, в 2004 г. - 31 %), в обеспеченной группе - сохраняется на уровне 5-7 %, а в малообеспеченной группе - снижается с 2,6 % в 1998 г. до 1,25 % в 2002 г. с последующим небольшим ростом до 1,8 % в 2003 г. и 2,0 % в 2004 г.

Таким образом, зажиточная группа продолжает приобретать в основном иномарки стоимостью от 20 тыс. долл. США и более, обеспеченная группа - новые и подержанные иномарки и частично отечественные автомобили стоимостью от 8 до 17 тыс. долл. США, а малообеспеченная группа - подержанные иномарки, новые отечественные автомобили и эти же автомобили на вторичном рынке. Потребители автомобильной техники малообеспеченной группы и частично обеспеченной продолжают и будут продолжать отдавать предпочтение подержанным иномаркам.

Снижение таможенных пошлин на ввоз новых иномарок до 15 % через 5-7 лет после вступления России в ВТО приведет к дополнительным преимуществам всех социальных групп населения при приобретении легковых автомобилей, и, в первую очередь, зажиточной и обеспеченной. В случае развития такого сценария емкость рынка легковых автомобилей в 2010 г. составит примерно 2,2-2,5 млн ед., из которых до 300-500 тыс. ед. придется на иномарки российской сборки, до 60 тыс. ед. автомобилей «УзДэу/ЗАЗ» и около 840-1040 тыс. ед. иномарок (новых и подержанных). Российские предприятия смогут реализовать не более 900-1000 тыс. автомобилей в ценовом диапазоне не более 8-10 тыс. долл. США.

Постоянный рост цен на автомобили традиционных российских производителей, установление цены на семейство автомобилей «Лада» - 1118 «Калина» от 7 тыс. долл. США и выше - все это говорит о том, что малообеспеченная группа населения будет вынуждена приобретать автомобили стоимостью менее 6 тыс. долл. США и постепенно вырабатывать иные жизненные ценности. Кроме того, постоянный рост расходов на ЖКХ (в Москве только за первый квартал 2005 г. от 20 до 36 % в месяц) поставит перед данной группой населения проблему самой возможности их проживания в мегаполисах России в ближайшем будущем.

Только в период 2013-2015 г.г. после доведения душевого ВВП до 6-8 тыс. долл. США в сопоставимых ценах 2004 г. (уровня Турции, Латвии, Македонии и Болгарии в настоящее время) появится реальная возможность существенного развития спроса на автомобили ценовой группы 10-15 тыс. долл. США, а общие продажи легковых автомобилей могут достигнуть 2,9-3,2 млн ед.

При достижении указанного уровня душевого дохода можно рассматривать возможность прекращения ввоза бывших в эксплуатации легковых автомобилей за исключением коллекционной или эксклюзивной техники.

Общее производство на традиционных предприятиях российского легкового автомобилестроения в 2010-2015 гг. может составить 1,2-1,4 млн автомобилей и превысит уровень 2004 г. не более чем на 30 %.

Исходя из вышеизложенного, можно ожидать, что, несмотря на наличие определенного потенциала развития, российская автомобильная промышленность в лице традиционных производителей легковых автомобилей в ближайшие годы будет работать в предельно жестких экономических условиях. В значительной степени уровень воздействия иностранных автомобильных концернов на отечественное автомобилестроение будет зависеть от эффективности деятельности правительства и государственной политики в этой области.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2006 - CD (Электронное издание)