КамАЗ В 2004 г.
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

КамАЗ

ОАО «Камский автомобильный завод» (КамАЗ), Республика Татарстан, 423808, г. Набережные Челны, просп. М. Джалиля, д. 29, Российская Федерация

www.kamaz.net

Камский автомобильный завод, успешно преодолев трудные времена, продолжает активно развиваться и наращивать объемы своего производства. В 2003 г. он изготовил 24,1 тыс. грузовиков - на 20 % больше, чем в предыдущем году, а также около 30 тыс. дизельных двигателей и силовых агрегатов. За этот период чистая прибыль всей группы КамАЗ достигла 92,5 млн. рублей (на 17,5 % выше, чем годом ранее), а для головного автозавода эта цифра составила 15,4 млн. рублей. За первое полугодие 2004 г. завод реализовал 13,6 тыс. грузовиков и 17,2 тыс. двигателей. Оказавшись в начале 2000-х гг. в условиях жёсткой конкуренции на внутреннем рынке, в основном со стороны подержанных иностранных грузовиков, КамАЗ на короткое время снизил свою долю на российском рынке, но в период 2002-03 гг. поднял ее с 27 до 36 %. Другими факторами стабильных положительных перемен стали расширение экспорта грузовиков, включая страны Западной Европы, совершенствование торговой сети, новые формы продвижения продукции, а также повышение внимания к выпуску специализированной автотехники.

Камский автозавод остается лидером российского грузового автомобилестроения, активно обновляя свою программу и пополняя ее новыми видами машин. В 2003 г. он начал выпуск малотоннажного грузовика КамАЗ-4308, а в 2004 г. представил еще несколько новых автомобилей. Повышению объема продаж в России в 2003 г. на 40 % по сравнению с предыдущим годом способствовала последовательная работа в области повышения качества продукции, совершенствование системы корпоративного управления и сети сбыта, внедрение новой прогрессивной формы продвижения автотехники - лизинга.

Для расширения программы специальной техники в 2003-04 гг. проведена работа с наиболее крупными покупателями, что позволило реализовать более 5 тыс. специальных машин. Продукция КамАЗа эксплуатируется более чем в 70 странах мира, где работает практически в любых дорожных условиях и климатических зонах. Осенью 2004 г. сборка самосвалов КамАЗ началась во Вьетнаме для национальной угольной корпорации. К достаточно важным событиям в деятельности завода относится его участие в наиболее престижном Международном салоне грузовых автомобилей в Ганновере, состоявшемся в конце сентября 2004 г.

Главными новинками 2004 г. стали седельные тягачи серий 5460 и 6522, предназначенные для работы с повышенными нагрузками и соответствующие более жёстким требованиям.

Обновленную программу Камского автомобильного завода составляют 30 серийных базовых моделей и около 200 модификаций, среди которых бортовые грузовики, седельные тягачи, самосвалы и специальные шасси с колесными формулами от 4х2 до 8х4 грузоподъемностью от 3,2 до 24 т без учета гаммы полноприводных армейских машин. В преддверии вступления в действие на территории России международных норм на токсичность отработавших газов Euro-2 основной задачей КамАЗа остается перевод всей продукции на соответствующие этим требованиям силовые агрегаты. По заявлению руководителей предприятия, проблем в этом нет: завод самостоятельно произвел модернизацию прежнего семейства дизельных двигателей и теперь разрабатывает перспективную гамму экологически более чистых дизельных и газовых двигателей. Основными силовыми агрегатами, удовлетворяющими нормам Euro-2 и уже устанавливающимися на новые варианты автомобилей, являются 11-литровые дизели КамАЗ-740.30/31 в 240-260 л. с. и 12-литровые КамАЗ-740.50/51 V8 мощностью 320 и 360 л. с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува. Среди новых разработок - семейство 8-литровых моторов КамАЗ-660 V6 мощностью 160-200 л. с., 360-сильный двигатель КамАЗ740.50, на котором в целях облегчения и удешевления конструкции используется один турбонагнетатель вместо обычных двух, а также газовый мотор КамАЗ-820.53 в 260 л. с. с распределенным впрыском, микропроцессорной системой управления, турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува. Задачей ближайшего будущего является переход на новые модельные ряды автомобилей среднего класса и повышенной грузоподъемности с осевой нагрузкой 13 т, а также внедрение гаммы шасси для специальных машин. За основу тяжелого семейства принята перспективная серия 6520, для финансирования производства которой выпущен облигационный заем. В ближайших планах КамАЗа - достижение 38,5-процентной доли на российском рынке и увеличение гарантийного пробега до 50 тыс. км. Согласно классификации КамАЗа вся его продукция подразделяется на несколько основных классов в соответствии с назначением, количеством осей и осевой нагрузкой.

ДВУХОСНОЕ СЕМЕЙСТВО

Сегодня 2-осное семейство КамАЗ возглавляет 3,2-тонный грузовик 4307 полной массой 8 т, оснащенный 4-цилиндровым 3,9-литровым дизельным двигателем Cummins мощностью 180 л. с., механической 6-ступенчатой коробкой передач, дисковыми тормозами всех колес Knorr с АБС, новыми мостами, подвеской и рамой постоянного профиля. Он предлагается как бортовой грузовик и фургон вместимостью 20,3 кубометра, к которым теперь добавились специализированные исполнения. С этой моделью во многом унифицирован 5-тонный КамАЗ-4308 с погрузочной высотой 860 мм, оборудованный бразильским 178-сильным дизелем Cummins В-180 с турбонаддувом, 6-ступенчатой коробкой передач Praga, передним мостом Skoda, всеми дисковыми тормозами и короткой 3-местной кабиной над двигателем.

С 2004 г. он предлагается с 18-метровым подъемником грузоподъемностью 200 кг, как аварийный автомобиль и эвакуатор с полезной нагрузкой 5,5 т.

Максимальная скорость этих машин - 100 км/ч. Основу «легкого» двухосного семейства пока составляют многоцелевые шасси 43253 (4х2) и 4326 (4х4), оборудованные 11-литровым дизельным двигателем КамАЗ-740.11 мощностью 240 л. с. и механической двухрежимной 5-ступенчатой коробкой передач. За прошедшие два года в нее вошли также 11,5-тонный бортовой грузовик-тягач 5360 с 360-сильным дизелем и 7,5-тонный самосвал 53605 (4х2) с 260-сильным дизелем 740.30 (Euro-2), задним мостом с допустимой нагрузкой 13 т и 6,5-кубовой платформой, созданный на базе 3-осных машин повышенной грузоподъемности и способный работать в составе самосвального автопоезда полной массой 30,5-34,0 т. В перспективе - новые варианты этих машин.

ТРЕХОСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СЕМЕЙСТВО

Основу всей программы КамАЗа составляет хорошо известное семейство 3-осных машин.

В него входят унифицированные автомобили с осевой нагрузкой до 9 т, обладающие повышенными потребительскими свойствами. Их базой является 15-тонное шасси КамАЗ-65115 (6х4) полной массой 24,8 т, на основе которого создана обширная гамма бортовых грузовиков, самосвалов и седельных тягачей с колесными формулами 6х4 и 6х6, оснащенных в основном 11-литровым дизелем КамАЗ-740.11 мощностью 240 л. с., а также моторами серии КамАЗ-740.30/31 (Euro-2) в 240 и 260 л. с. Сегодня модельный ряд 3-осных автомобилей включает машины второго поколения грузоподъемностью 9-17 т с обновленной кабиной: бортовые грузовики 53215, 53229 (6х4) и 53228 (6х6), седельный тягач 54115 (6х4) для работы в составе автопоездов полной массой 34 т, самосвалы 45142 и 55111 (6х4).

В перспективе все они получат новые трансмиссии с диафрагменным сцеплением и АБС.

На таких шасси предлагаются машины со съемными кузовами, автокраны, бетоносмесители, автоцистерны, автофургоны и другая спецтехника.

ПОЛНОПРИВОДНОЕ СЕМЕЙСТВО

В него входят вседорожные грузовики и седельные тягачи с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8 двойного назначения с осевой нагрузкой 6-8 т и односкатной ошиновкой, унифицированные с серийными дорожными машинами. Основой семейства считается 10-тонный грузовик-тягач КамАЗ-43118 (6х6), который дополняют бортовые модели 4326 (4х4), 43114 (6х6) и седельный тягач 44108 (6х6), оборудованные 11-литровыми дизелями мощностью 240 и 260 л. с. К этому же семейству можно отнести армейскую серию «Мустанг», состоящую из вседорожных бортовых машин 4350 (4х4), 5350 (6х6) и 6350 (8х8). В 2003 г., после трех лет работы, КамАЗ представил свой капотный 10-тонный грузовик КамАЗ-4355 (6х6) полной массой около 21 т с короткой 3-местной кабиной и пластиковым откидывающимся вперед покатым капотом, который является развитием бескапотного варианта 43118. Он оснащен 260-сильным дизелем 740.30 (Euro-2) и механической 10-ступенчатой коробкой передач. В марте 2004 г. начались всесторонние испытания нового грузовика, после чего планируется выпуск опытно-промышленной партии. Необычным пополнением полноприводного семейства стал многоцелевой 5-тонный вседорожный автомобиль КамАЗ-4911 (4х4) - коммерческий аналог известного спортивного супергрузовика, неоднократно побеждавшего в международных ралли-марафонах. На нем впервые в практике отечественного автомобилестроения установлен 17,2-литровый дизельный двигатель ЯМЗ-7Э846 V8 с турбонаддувом, развивающий мощность 730 л. с.

Он способен разогнать автомобиль полной массой 15,6 т до невиданной среди грузовиков скорости 165 км/ч. В 2004 г. КамАЗ-4911 был награжден дипломом «За лучший коммерческий автомобиль года в России».

СЕМЕЙСТВО ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

Это семейство, состоящее из различных автомобилей с осевой нагрузкой 10-13 т, является наиболее перспективным в деятельности завода. Выпуск первых машин этой гаммы с многочисленными оригинальными агрегатами и узлами начался в марте 2002 г., но для организации их серийного произыскивать новые инвестиционные источники. Базовое 24-тонное шасси КамАЗ-6520 (6х4) оснащено 320-сильным дизелем КамАЗ-740.51, соответствующим нормам Euro-2, и предназначено для установки 20-тонного самосвального кузова вместимостью 12 кубометров, 9-кубового бетоносмесителя и различных надстроек. По ряду показателей и эффективности этот автомобиль превосходит зарубежные аналоги: расход топлива на скорости 40 км/ч составляет 31,7 л на 100 км, максимальная скорость - более 100 км/ч, время разгона с места до 60 км/ч - 43,1 с, срок окупаемости в 2 раза ниже. На экспорт самосвал 6520 предлагается с 350-сильным дизелем Cummins. В стадии доработки находится созданный на его базе полноприводный вариант 6522 (6х6). К этой же группе относятся самосвалы 65115 (6х4) и 65111 (6х6) грузоподъемностью 14-15 т и 18,5-тонный вариант 6540 (8х4), которые оснащаются 260-сильным двигателем КамАЗ-740.30 (Euro-2).

В классе тяжелых магистральных седельных тягачей для международных перевозок предлагаются базовые модели 5460 (4х2) и 6460 (6х4) с нагрузкой на седло 10,8 и 17,0 т соответственно, рассчитанные на работу в составе автопоездов полной массой 40-46 т. Они оснащаются 360-сильным мотором КамАЗ-740.50 (Euro-2), однодисковым диафрагменным сцеплением, 16-ступенчатой коробкой передач ZF, планетарными колесными редукторами, задней рессорной или пневматической подвеской собственной конструкции, тормозной системой с АБС, более вместительными, безопасными и комфортабельными кабинами с высокой крышей и двумя спальными местами. Тягачи способны развивать на трассе максимальную скорость до 100 км/ч. К этой гамме можно отнести автомобили для региональных перевозок - 14-тонный бортовой грузовиктягач 65117 (6х4) и седельный тягач 65116 для работы в составе 36,5-тонных автопоездов, оснащенные 260-сильным дизелем 740.30 (Euro-2) и механической 8-ступенчатой коробкой передач.

Основные новинки 2004 г. представляют собой модернизированные тяжелые седельные тягачи. Двухосный магистральный вариант 5460М (4х2) отличается от базовой модели 5460 установкой нового 12,3-литрового дизельного двигателя КамАЗ750.80 V8 мощностью 420 л. с., удовлетворяющего требованиям Euro-3. Кроме того, на тягаче применяются гипоидная главная передача и передние дисковые тормоза, изменена компоновка агрегатов, укорочена колесная база, высота размещения седельного устройства понижена до 1100 мм, используется кабина повышенной комфортабельности на пневматической подвеске. Максимальная скорость достигает 100 км/ч.

Второй новинкой стал седельный тягач 65225 (6х6) с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 17 т, предназначенный для работы в составе автопоездов полной массой до 59,3 т и развивающий скорость до 80 км/ч.

Автомобиль оснащен 360-сильным дизелем КамАЗ-740.50, 16-ступенчатой коробкой передач ZF и раздаточной коробкой Steyr. Его развитием является мощный тягач 65226 (6х6) с нагрузкой на седло 21 т. Установка дизеля Deutz BF8M1015C мощностью 544 л. с. привела к разработке для него более высокой кабины, а также позволяет тягачу в составе автопоезда полной массой 97 т развивать скорость на шоссе 60 км/ч.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2006 - CD (Электронное издание)