Derways Cowboy (1 G.) `2004 - Внедорожник (РФ) 2004
555000775755445455000
 

Да у меня вся Россия - родня!
В мире немало частных автомобильных компаний, созданных предпринимателями на средства, вырученные за время успешной работы в другой отрасли. Российскими примерами служат Marussia Motors Николая Фоменко и черкесская автомобильная компания Derways, созданная Хаджи-Муратом Эдиковичем Деревым, младшим из трех братьев Дерев, которые являлись владельцами компании Меркурий, достаточно широко известной в Южном регионе России по бизнесу розлива минеральной воды, ликероводочной продукции, животноводства и мясопереработки.
Черкесск больше всего известен своим джипом Derways Cowboy (или Derways 3131), имевшим короткую, но необычную историю.
Создатели предприятия хотели выпускать современный и безопасный внедорожник. А поскольку оно было молодым, без опыта и больших денег, то поставили ограничения: авто должно быть простым, а подготовка производства - минимальной.
Разработку поручили тольяттинской компании Автоконд, которая, в свою очередь, привлекла специалистов ВАЗа. Здесь для будущего Cowboy (ковбой - англ.) придумали запоминающийся угловатый, но довольно красивый кузов. Говорят, заказчики просмотрели сотни вариантов перед тем, как выбрали окончательный дизайн автомобиля. В его основе лежит каркас из труб прямоугольного сечения, на который крепятся простые и дешевые в производстве плоские панели. Интегрированный капот, арки колес, бамперы и внутренние панели салона были пластиковыми.
Разработка заняла год - примечательно быстро по меркам российского автопрома. И здесь важную роль сыграла массовая унификация. Фактически в Черкесске делались только кузова и выполнялась сборка, а все остальные узлы поставлялись на завод извне. В основе Cowboy лежало шасси румынского джипа Аro 244 Crosslander - лонжеронная рама, подвеска, трансмиссия, включая коробку передач, постоянный привод на задние колеса и подключаемый на передние. Двигатели поставлял Заволжский моторный завод: инжекторный ЗМЗ-409 (как на UAZ Hunter), и дизельный ЗМЗ-514. В качестве опции был предусмотрен и 2-литровый турбодизель Peugeot. Пластмассовые детали поставляли из Тольятти и Самары. Использовалось много салонных деталей ВАЗ-2110, включая электрическую систему, руль, фары и ручки дверей. Удобные наружные зеркала - от Mitsubishi Pajero II. Сиденья использовали уазовские, последней модели от предприятия Авиастар.
Cowboy имел богатую, по российским меркам, базовую комплектацию: гидроусилитель руля, регулируемую по высоте рулевую колонку с отделкой из натуральной кожи, электрические стеклоподъемники, электроприводы зеркал заднего вида, двери с противоударными балками, съемный люк в крыше автомобиля и противотуманные фары. Салон был оборудован дополнительным отопителем. За доплату можно было получить кондиционер, предпусковой подогреватель, лебедку, литые диски, подогрев передних сидений и бортовой компьютер. Любопытная деталь: компьютер использовали российского производства. С его помощью можно было выйти в Интернет, поменять настройки двигателя, играть и двигаться задним ходом (с помощью видеокамеры заднего обзора).
Автомобиль вызвал сначала большой интерес, а затем - массу похвал. Покупатели и журналисты одинаково удивлялись хорошему качеству сборки и подгонки деталей, ставя завод Derways в пример крупным российским производителям. Нравились проходимость, плавность движения по бездорожью, удобство, простор и хорошая обзорность. В городских условиях Cowboy был несколько неповоротливым, зато на шоссе и проселке (особенно в глубоких колеях) давал фору UAZ Hunter и китайским внедорожникам.
Что касается болезней, выяснилось, что маловат ресурс механизма переключения передач. Кроме того, Derways уже в процессе выпуска отказался от принудительной блокировки заднего дифференциала (одной из внедорожных функций), поскольку покупатели по ошибке включали его на высокой скорости, и задний мост приходил в негодность.
Derways Cowboy оказался дороже, чем поначалу обещал производитель, однако уже в 2004 г. завод начал мелкосерийное производство.
Масштабная унификация имела важные преимущества, но она поставила автомобиль в опасную зависимость от сбоев в работе сторонних производителей. Например, с самого начала Derways испытывал дефицит дизелей, поскольку ЗМЗ не справлялся со спросом. А банкротство румынского Aro в 2006 г. и вовсе остановило конвейер компании. В Черкесске пробовали спасти Cowboy - предлагали Aro выкупить в собственность, а когда этого не получилось, стали искать другого поставщика трансмиссии (рассматривали китайские компании и Toyota). В 2007 г. Автомобильная компания Derways выпустила несколько опытных партий Cowboy на шасси разных производителей, но до крупносерийного производства ни одна из этих версий не дошла. В конце концов, черкесская компания перешла на контрактный выпуск китайских автомобилей.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4