Lada Kalina (1 G.) `2004 - Седан (РФ) 2004
775445000000000000000
 

С чем едят Калину?
Автомобилисты не сразу поняли и приняли Калину. Отчасти в этом виноваты создатели машины, не уделившие достаточного внимания подготовке будущих покупателей, отчасти - стереотипы советских времен, когда выбор автомобилей был небогатым, а классификация предельно простой: есть малолитражки, автомобили среднего класса и представительские авто.
С 1993 г. по стране стала передаваться новость о том, что ВАЗ готовит новый автомобиль мини-класса. Ничтоже сумняшеся стали считать, что новинка заменит Оку. Уверенность будущих покупателей подкрепилась тем фактом, что в 1995 г. Тольятти снял Оку с производства. И когда первые прототипы с названием Калина появились на выставках в 1998 г., народ пришел в недоумение.
Машина была гораздо крупнее Оки, а точнее - чуть поменьше десятки, и уж, конечно, гораздо дороже первой. Так с чем есть Калину? Общество дружно решило, что произошла очередная ошибка. Из этих настроений видно, что в конце 1990-х гг. европейская классификация (по которой Ока относится к классу А, а Калина - к классу B) была все еще непривычной. Люди не допускали мысли, что обе машины имеют одновременное право на жизнь.
Завод лишь усилил путаницу, когда в салонах дилеров появились первые седаны ВАЗ-1118 Лада Калина, стоившие дороже, чем ВАЗ-2110, машина более крупная и статусная. Конечно, у новинки был ряд преимуществ - маневренность, электроусилитель руля, современный дизайн с хорошей обзорностью, неплохая геометрическая проходимость. Однако на тех, кто покупал Калину, смотрели, как на чудаков-эксцентриков.
Со временем проявились и другие преимущества машины, включая более высокий уровень безопасности и качества. Мало кто знал, что в 2000 г. завод предпринял целую программу комплексной перестройки производства - специально под Калину. Широко внедрялись математическое моделирование, электронная конструкторская документация. В результате машина дошла до конвейера быстрее предшественниц. Завод перестроил испытательный центр, и по новым методикам опытные экземпляры Калины прошли около 120 испытаний на соответствие 300 международным сертификатам, проехали более 3 млн км. Доводочные испытания позволили на 10 % улучшить аэродинамику серийной машины по сравне нию с первыми прототипами.
Безопасность Калины, хотя и не дотягивает до средних показателей европейского автопрома, все же соответствует уровню 8,4 балла из 16 максимальных, что гораздо лучше предыдущих моделей ВАЗ. 12 % кузова выполнено из высокопрочных сталей, появились и подушки безопасности. Из других инноваций отметим конические пружины, компенсирующие ухудшение управляемости при большой загрузке машины.
Спустя два года после седана появился хэтчбек, а еще через год - универсал. Цена Калины пришла в норму относительно десятого семейства, а затем и относительно Lada Priora. Машина заняла свою нишу - недорогой и относительно современный автомобиль класса В, маневренный и экономичный, с дешевым ремонтом и запчастями. Что касается надежности, Калина наконец переломила репутацию низкого качества автомобилей из Тольятти. Стали расти и продажи, и в первой половине 2011 г. Калина даже стала самым продаваемым автомобилем в России.
В 2008 г. ВАЗ использовал Калину для освоения сегмента горячих хэтчбеков, выпустив Lada Kalina Sport. Этот автомобиль собирается на опытном производстве завода тиражом до 2500 экз. в год.
Жизнь на конвейере оказалась удивительно короткой для столь удачного автомобиля. В 2011 г., спустя 7 лет после старта, ВАЗ-1118 уступил место новой Lada Granta. Такой короткий цикл жизни модели уже почти соответствует общемировому уровню. Хэтчбек и универсал продолжают выпускаться и в будущем году должны получить автоматическую коробку передач, но и они, наверное, в ближайшие годы будут заменены.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4