2005 г. В КНР
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Китайский автопром для российского покупателя

Автомобили китайского производства постепенно распространяются по всему миру. Так, на автосалоне AMI-2005, прошедшем в Лейпциге весной 2005 г., на стенде китайской компании Brilliants Auto был показан просторный комфортабельный седан Chjonhya, соответствующий требованиям западно-европейского рынка. При этом с 2,0-литровым бензиновым двигателем эта машина в Китае стоит всего 12,1 тыс. евро. По словам представителя фирмы Лю Квианга, данная модель будет продаваться «всюду, где возникнет спрос», в том числе и в России. Предполагается первоначально продать 6 000 машин.

Причина такой активной внешней торговой политики в том, что китайский внутренний рынок стагнирует и признаков улучшения ситуации пока не видно. По информации газеты «China Daily», доходы от продаж автомобилей в Китае резко сокращаются. Например, за первые четыре месяца 2005 г. их объем снизился на 57 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Еще 10 лет назад в мировой статистике Китай не фигурировал в качестве страны, производящей автомобили, но уже в 2004 г. там было собрано свыше 2,3 млн экземпляров! Такое огромное количество машин пока не находит спроса на внутреннем рынке, и поэтому китайские автозаводы стараются выходить на мировые рынки. При всех проблемах перепроизводства (заграничная сбытовая сеть только развивается) на государственном уровне с активным участием самих автозаводов ставятся новые задачи по дальнейшему развитию отрасли, в том числе по применению новых технологий.

В 2005 г. из широкого ассортимента производимых на китайских машиностроительных предприятиях автомобилей, в России помимо грузовиков и автобусов продаются вседорожники марок Great Wall, Xinkai и Admiral. Число дилеров постоянно растет, и это связано в первую очередь с тем, что китайцы предъявляют к ним довольно простые требования, связанные главным образом с организацией продавцом сервисного обслуживания. Китайские автомобили наделены рядом положительных свойств, актуальных в России. Это прежде всего прочная рамная конструкция, большой дорожный просвет, оцинкованные кузова, усиленная подвеска и моторы, потребляющие бензин марки АИ-92. Ну и конечно невысокая цена. На машины первых двух марок дается гарантия на 2 года или на 50 тыс. км пробега, а от сквозной коррозии наружных панелей кузова - на шесть лет эксплуатации.

Одной из наиболее известных в России китайских компаний является холдинговая компания Great Wall. В ее составе находится более 10 дочерних компаний, занимающихся как машиностроением, так и научными исследованиями. Годовой объем производства автомобильной техники, собираемой на предприятиях Great Wall, составляет свыше 200 тыс. машин. В октябре 2004 г. в Москве открылись официальное российское представительство компании Great Wall Motors Ltd и дистрибьюторский центр. Активная работа по продвижению продукции компании на российский рынок приносит свои плоды: машин этой марки продается все больше.

В основе конструкции семиместного вседорожника Great Wall SUV лежит устаревший на своей родине японский Toyota 4Runner, на производство которого была приобретена лицензия. Однако он не стал простой копией, изменения коснулись всего кузова и в особенности передней части. Силовой агрегат включает 2,3-литровый бензиновый двигатель мощностью 105 л.с. и механическую 5-ступенчатую коробку передач. Трансмиссия может быть как обычной (на задние колеса), так и полноприводной. Единственный вариант оснащения подразумевает наличие климат-контроля, легкосплавных колес, регулируемой рулевой колонки, магнитолы с CD-чейнджером и стоит 20,5 тыс. долларов.

Летом 2005 г. появился Great Wall Hover - более комфортный вседорожник, схожий внешне с одной из моделей Isuzu. Экстерьер автомобиля выполнен в модном на сегодня стиле с большим количеством плоских граненых форм. Машина оснащается 2,4-литровым бензиновым мотором мощностью 130 л.с., который изготовляется по лицензии Mitsubishi. Полноприводная трансмиссия предусматривает подключаемый привод передних колес, блокировку межосевого дифференциала и двухступенчатую раздаточную коробку. Автомобиль вполне отвечает минимальным требованиям покупателей и оснащен такими опциями, как электропривод регулировок водительского сиденья или ультразвуковой датчик парковки. Цена базовой комплектации, в которую входят климат-контроль, полный электропакет, CD-магнитола с чейнджером на 6 дисков, составляет 25 тыс. долларов США.

Еще одна автомобильная компания, активно работающая в России, Hebey Xinkai Automobile Manufacturing Co была основана в 1984 г. для сборки прежде всего военной техники. В 1999 г., с приходом инвестиций из Гонконга, на предприятии проведена реконструкция, налажено производство автомобилей и кузовов, а соотношение гражданских и армейских машин начало постепенно выравниваться. Руководство завода практически сразу приняло решение покупать лицензии на важнейшие узлы и агрегаты.

Одной из важнейших моделей в производстве является Xinkai SR-V X3. За основу при разработке кузова этого автомобиля была взята Honda CR-V, и на первый взгляд Xinkai легко принять за японскую машину. Однако при пристальном рассмотрении можно заметить незначительные различия, которые заключаются в других бамперах, зеркалах заднего вида и светотехнике, а также в более округлых формах кузова. При всем этом конструктивно SR-V - совершенно другой автомобиль, так как он создан на лицензионном шасси Toyota Hilux с классической компоновкой. На автомобили устанавливают бензиновые 2,3-литровые двигатели мощностью 105-123 л. с. и 2,7-литровый турбонаддувный дизель в 157 л. с. Оба двигателя агрегатируются с 5-ступенчатой механической или 4-ступенчатой автоматической коробками передач.

Вседорожники поставляются как в заднеприводном, так и в полноприводном исполнении. Цена SR-V в России - в пределах 18-22 тыс. долларов. Большинство предлагаемых машин отличаются довольно богатой комплектацией. Здесь помимо центрального замка, электростеклоподъемников на всех дверях и электропривода зеркал можно увидеть рулевое колесо с кожаной отделкой, сиденья с обивкой из натуральной кожи, а также CD-плеер с жидкокристаллическим монитором. Все SR-V оборудованы подножками, релингами на крыше и легкосплавными колесами. Кроме SR-V предлагается однотипный вседорожник SUV X3 более высокого класса на аналогичном шасси. На него установлены производимые по лицензии Toyota и Mitsubishi бензиновые моторы, а также дизели от Isuzu. Коробка передач - только гидромеханическая автоматическая (тоже по японской лицензии). Трансмиссия - полноприводная либо с приводом только на задние колеса. Расширенный список заказного оснащения включает, например, кондиционер и 4 электростеклоподъемника. Практически все варианты исполнений оснащены кожаным салоном и легкосплавными колесами. Цены на машины начинаются от 19 тыс. долларов.

А вот компания BYD Auto - автомобильное подразделение электротехнической BYD Company пытается привлечь внимание российского покупателя машиной стоимостью в 6 тыс. долларов. Это компактный 5-дверный четырехместный хэтчбек Flyer длиной всего 3,6 м. По своим размерам Flyer примерно соответствует такому автомобилю, как Daewoo Matiz. Силовой агрегат включает 3-цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 0,8 л мощностью 40 л.с. и механическую 4-ступенчатую коробку передач. В базовой комплектации автомобиль предлагается за 6,2 тыс. долларов.

Некоторые китайские компании решили вести более основательную политику в отношении рынка России. Так, крупнейший автоконцерн FAW открыл в Алтайском крае весной 2005 г. сборочный цех по выпуску пикапов и вседорожника Tianye Admiral CA6472 совместно с ОАО «Бийский котельный завод». Планируется, что в 2006 г. из поставляемых машинокомплектов на предприятии соберут 5-6 тыс. автомобилей. Сборочный цех был открыт прежде всего для снижения цены на машины (стоимость вседорожника с 2,2-литровым бензиновым двигателем в полноприводном исполнении должна составить от 19 тыс. долларов).

Начать сборку своих автомобилей в России планирует китайская автокомпания Chery Automobile. Российским партнером в этом деле стал концерн «Транссервис», который на начальном этапе развития и финансирует проект. Подготовленное сборочное производство получило название «Новосибирский автомобильный завод». Первоначально здесь будут собирать вседорожник Chery Tiggo (схожий по дизайну с Honda CR-V и Toyota RAV4), причем в 2006 г. планируется выпустить 6,5 тыс. машин. Розничная цена автомобиля не должна превысить 22 тыс. долларов. Однако основной моделью станет Chery Feng Yun, созданная на базе лицензионного SEAT Toledo предыдущего поколения. В Китае ее комплектуют бензиновыми моторами рабочим объемом 1,6 и 2,0 л, а также 1,9-литровым дизелем.

Пока по уровню отделки и окраски китайские автомобили уступают даже корейским машинам, не говоря уже о японских или немецких. Качество сборки тоже оставляет желать лучшего. Однако при всех недостатках эти машины покупают, а с учетом того, как быстро китайцы отлаживают производство, следует ждать увеличения спроса. Делать какие-либо окончательные выводы о китайских автомобилях еще рано - срок эксплуатации их в России небольшой, да и численность их невелика. Придет ли к продукции китайского автопрома успех на российском рынке, станет ясно в ближайшее время.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2006 - CD (Электронное издание)