ГАЗ-2330 Тигр (1 G.) `2005 - Многоцелевой внедорожник (РФ) 2005
 
ГАЗ-2330 Тигр - российский многоцелевой внедорожник ОТ предприятия ГАЗ (производителя - автобусов / автоспецтехники / бронетранспортеров / военных автомобилей / грузовых автомобилей).
Производитель ГАЗ-2330 Тигр - Арзамасский МашиноСтроительный Завод (входит В состав, предприятия Военно-Промышленная Компания).
Производится - С 2005 г.

ГАЗ-233034 СПМ-1 Тигр `2005

ГАЗ-233036 СПМ-2 Тигр `2005

По воле Абдуллы
Самое необычное в истории Тигра - его первый заказчик. Крупнейший российский легковой внедорожник появился не как ответ Хамви или Хаммеру, не по заказу вооруженных сил. Знаменитого американца начала 1980-х гг. от российского аналога отделяют целых 20 лет.
60 000 000 $ на разработку джипа дал король Иордании Абдулла II. По его заказу ГАЗ совместно с дочерними предприятиями разработали большой военный внедорожник, пригодный для бронирования, приспособленный для движения по пустыням Аравийского полуострова, оснащенный дизелем Cummins (его по лицензии выпускал КамАЗ), импортной коробкой передач и рядом других узлов. Гидропневматическую подвеску с редукторами в колесах и автоматической подкачкой шин позаимствовали у родного БТР-80.
Арабы показали прототипы на милитаристской выставке в Абу-Даби, поблагодарили ГАЗ, после чего забрали свой комплект чертежей и три изготовленных образца и наладили выпуск джипа у себя под названием Nimr, переработав его конструкцию под свое видение.
Вот почему российский аналог знаменитого американского Хамви или Хаммера появился с 20-летним опозданием. Армия (точнее, министерство внутренних дел) заинтересовалась машиной лишь в 2005 г., когда ГАЗ представил собственно ГАЗ-2330 Тигр, использовав задел, который был обеспечен деньгами ближневосточного спонсора. Первым заказчиком стал СОБР, оценивший повышенную маневренность, компактность и универсальность нового автомобиля по сравнению с БТР.
Как и Хаммер, Тигр имеет модульную конструкцию, хотя и немного другого принципа. Лонжеронная рама может нести несколько разных кузовов - открытый пикап, 3- или 5-дверный, который с натяжкой может быть назван универсалом, или бронированный фургон. Пневмоподвеска с шинами регулируемого давления - главное принципиальное отличие Тигра от Хаммера. Российский внедорожник способен двигаться по пескам и слабым грунтам, понизив давление в шинах. Кроме этого, автомобиль преодолевает водные препятствия глубиной до 1,2 м и может двигаться по уклонам до 30°. От других российских джипов и грузовиков машина выгодно отличается легкостью управления и комфортностью - за это водителям нужно сказать спасибо арабским заказчикам. Руль и тормоза оснащены гидроусилителями, дифференциал блокируется нажатием кнопки, водительское сиденье имеет широкий диапазон регулировок и хорошую обзорность. Салон несколько напоминает хаммеровский, поскольку в передней части разделен на две половины широким кожухом мотора.
ГАЗ предложил несколько вариантов использования автомобиля: для городских боев; антитеррористических операций; устранения беспорядков. Ну и, конечно, для мирного использования. Тигр стоит в 1,5 раза дешевле Hummer, гораздо более комфортен, чем полноприводные грузовики, и в то же время может везти до 1,5 т груза - больше любого другого внедорожника. На ГАЗе считают, что машина может быть полезна для геологоразведки и других служб, частично заменив гусеничные вездеходы за счет больших универсальности и экономичности.
Учтя первый опыт общения с покупателями, ГАЗ модернизировал Тигр до модели ГАЗ-2975. Возможно, самым важным фактором в судьбе машины стал широкий выбор двигателей и трансмиссий, учитывая разные потребности заказчиков. Для военных предлагаются простая механическая коробка передач и российский двигатель ГАЗ-562, частные заказчики могут получить машину не только с иностранным двигателем, но и с автоматической коробкой передач. Сегодня Тигр можно встретить не только на полигонах, но и на дорогах общего пользования.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4