Lada Priora Premier (1 G.) `2008 - Седан (РФ) 2008
 
 

Приора для премьера
Во многих странах действуют законы, предписывающие госслужащим пользоваться на службе отечественными автомобилями, чтобы стимулировать экономику родной страны. В СССР также существовал подобный закон. А в 1990-е гг. предметом общественных дискуссий стал тот факт, что российские чиновники поголовно пересели в Mercedes-Benz и BMW.
В 1998 г. новоназначенный вице-премьер Борис Немцов попытался вернуть закон, лоббирующий российских производителей, и сам подал пример - его служебным автомобилем был ГАЗ-3102 Волга. И неважно, что собственно от Волги там остался только кузов: двигатель был импортным, а салон делался на заказ.
Однако инициатива Немцова встретила дружное сопротивление и провалилась. Тем не менее в те годы многие автозаводы готовили модели автомобилей, подходящие для чиновников, - удлиненные, с увеличенным пространством для пассажира, сидящего на заднем диване. В их числе были ВАЗ и АЗЛК.
АЗЛК попытался наладить конвейерный выпуск удлиненных Москвичей, однако прогорел. ВАЗ пошел другим путем. Стретч-седан (удлиненный) разрабатывался небольшой тюнинговой фирмой Супер-Авто, с которой завод поддерживает тесный контакт. Достаточно тесный, чтобы на тюнингованные в Супер-Авто машины распространялась заводская гарантия. И это действительно эксклюзивные автомобили, изготавливаемые вручную на заказ, причем покупателю предоставляется самому сделать выбор по множеству параметров - от цвета до оснащения салона.
То, что для АЗЛК стало камнем на шее, для маленькой фирмы оказалось весьма доходным бизнесом. Стретч-седаны Lada Premier на базе ВАЗ-2110 появились в 1999 г., а в следующем году фирма выполнила уже 500 заказов! В течение нескольких лет Премьеры были бестселлером Супер-Авто.
Сейчас бум поутих - компания выпускает в год около 200 стретчседанов Lada 21708 Premier (уже на базе Lada Priora). Тем не менее покупателям приходится стоять в очереди в среднем 3 месяца.
Конструктивно Premier - это та же Priora, но со вставкой длиной 17,5 см в салоне сразу за средней стойкой, что дает больше пространства пассажирам заднего сиденья. Эксклюзив есть эксклюзив: в Супер-Авто машине полностью меняют шумоизоляцию, оснащают ABS последнего поколения с распределением тормозных сил, системой EBD, гидроусилителем руля. В салоне - новые сиденья, обшитые натуральной кожей, подсветка дверных проемов, на приборной доске - лампы регулируемой яркости, климатическая система с фильтрацией воздуха и другие системы. Весь интерьер и кузов приведены к современным европейским нормам пассивной безопасности. В двери и в каркас вварены дополнительные брусья.
Двигатель в Супер-Авто разрабатывали сами, а выпускается он малой серией на производстве опытных партий ВАЗа. Коробка передач практически стандартная, не рассчитанная на серьезное увеличение мощности, поэтому двигатель Супер-Авто отличает интересный нюанс. Его максимальная мощность лишь ненамного больше, чем у серийных движков из Тольятти, однако она достигается в широком диапазоне оборотов. Это дает ровный и быстрый разгон.
Известно, что многие руководители ВАЗа используют Premier в качестве служебного автомобиля. Интерес к машине периодически проявляют чиновники МВД, хотя о массовых закупках речи пока не идет. Небольшое количество используется в люкс-такси.
Неизвестно, что будет со стретчседанами Супер-Авто сейчас, после того как ВАЗ перешел под контроль Renault. Фирма продолжает быстро расширяться, но уже за счет создания спортивных версий автомобилей ВАЗ. Возможно, в ближайшие годы ВАЗ найдет другой вариант угодить чиновникам.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4