Marussia B1 (4114-000010) `2008 - СпортКупе (РФ) 2008
 
 

Наконец, вы побеждаете
Заслуженно или нет, многие российские товары высоко ценятся в мире: русская икра, русская водка, русские меха... Но русский суперкар?! В России нет дорог, с которых начинается культура спортивных автомобилей; здесь мало автоспортивных клубов, культивирующих любительский спорт. Соответственно, здесь мало людей, всерьез мечтающих обзавестись суперкаром.
Тем не менее именно такой была идея Николая Фоменко, шоумена и мастера автоспорта международного класса, - делать суперкар в России.
Фоменко - не первый, кто пытается выпускать автомобиль подобного класса в нашей стране. Однако все прочие попытки не продвинулись дальше экспериментов. Если на то пошло, российские бизнесмены предпочитают найти европейскую автомобильную фирму, находящуюся в трудном финансовом положении, и приобрести ее. А Marussia Motors, созданная Фоменко в России, уже продала несколько десятков машин.
С самого начала Marussia столкнулась с мощнейшим антипиаром. Журналисты и простые автоэнтузиасты, никогда не ездившие на автомобилях данной марки и даже не видевшие их вживую, заговорили о том, что качество будет отвратительным, и дали машине нелестное полуцензурное прозвище параша (от Мараша - английское произношение Marussia) и пузотер (за малый дорожный просвет). Скорее всего, антипатия связана с личностью Николая Фоменко. К нему нельзя относиться равнодушно: либо им восхищаются, либо его ненавидят.
В жизни качество суперкаров Ma russia действительно оказалось неидеальным, однако этим грешат и многие европейские суперкары: производство-то мелкое и штучное. Сам Фоменко на одной из пресс-конференций заметил - да, над качеством нужно работать, но сделать суперкар посложнее, чем трусы или кроссовки! И честно объяснил, что не ставит свой автомобиль в один ряд с Ferrari, Porsche или Lamborghini, элитой суперкаров. Скорее, по цене и характеристикам Marussia сравнима с приобретением подержанной Ferrari.
Главная проблема, с которой столкнулись создатели машины, - дефицит специалистов. Несмотря на это, старались максимально привлекать именно российских инженеров. Над внешностью работали русские дизайнеры с опытом работы для Audi и других мировых марок. После Marussia эти люди стали знаменитыми. Двигатели для Marussia разрабатывала британская фирма Cosworth, при участии русских инженеров-электронщиков.
Первые экземпляры строились на арендованных площадях ЗИЛа. Впоследствии Marussia Motors создала собственный небольшой завод в Подмосковье. Компания планировала выпускать более 1000 автомобилей в год, однако тот же дефицит кадров ограничил сборочную мощность до 300 машин. Поэтому решили пойти другим путем: делать машинокомплекты и собирать их на европейских заводах, таких как финский Valmet (по такому же принципу с финнами работает Porsche).
Производство суперкаров является чем-то средним между созданием модной одежды и самолетов, а российские дизайнеры и авиаконструкторы имеют заслуженную репутацию. Технически Marussia, по мировым меркам, неплоха, но не оригинальна. В основе - пространственная стальная рама, на которую ставится двигатель с турбонаддувом, спортивная коробка передач с переключением подрулевыми лепестками и 2-рычажная подвеска. Такая же конструкция свойственна большинству автомобилей соперников. Все параметры машины приведены в соответствие со спортивными правилами кузовных гонок FIA GT, что позволяет Marussia при небольшой доработке участвовать в этих гонках.
Есть и свои находки: например, модульная конструкция. Смысл ее в том, чтобы, не меняя рамы, легко менять дизайн кузова, получая новые модели и следуя за модой. В настоящий момент существует уже две модели - B1 и B2, отличающиеся обликом, и готовится третья. У B2 черно-красный кузов, в котором черные элементы на ощупь напоминают натуральную кожу. Кроме того, в настройках двигателя и трансмиссии есть пробочный режим - в расчете на московский трафик.
К настоящему времени лишь около 30 энтузиастов приобрели суперкары Marussia, что гораздо меньше оптимистичных планов. В любом случае, уже сейчас эта марка принесла пользу России, дав стимул к технологическому развитию. Говоря словами Махатмы Ганди: Сначала они вас не замечают. Потом над вами смеются. Затем с вами борются. Наконец, вы побеждаете.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4