Smart forTwo Pulse (C451) `2012 - Хетчбек (Германия) 2007
 
 

АВТОМИР - 12.10.2012
Я стою в пробке рядом с рычащим Gelandewagen и ловлю себя на мысли, что Smart - это «Гелик» наоборот. Потому что упитанный муж в мятой майке отправляет свой скалоподобный G 500 на заправку газом, а я в наутюженной рубашке выигрываю светофорную гонку на автомобиле размером с яйцо Фаберже. И оба мы по-своему дауншифтеры.
От дедушки ушел
Тем удивительнее, что Smart спустя 14 лет производства так и не получил ни единой кнопочки от «материнских» Mercedes-Benz. В эпоху тотальной глобализации, когда автопроизводители планеты связаны друг с другом цепочкой общих моторов, коробок, платформ и целых машин, Smart - нагло самодостаточен.
И в этом его шарм. Маленький автомобиль легко переворачивает представления и о нем самом, и об окружающем мире. Малолитражка должна быть медлительной - а он едет. Микромобили смешны - а он элегантен. Субкомпакты дешевы - а он элитарный и продается в одном шоу-руме с Mercedes-Benz.
Это самый первый Smart был бесконечно медленным и безгранично бюджетным. Но теперь, спустя три модернизации, все серьезно: десять с хвостиком секунд разгона с места до 100 км/ч - в полтора раза быстрее, чем в 1998 году! И пусть об интерьере говорить нельзя без улыбки, он сделан действительно добротно, а тканевая обивка изящно скрывает возраст конструкции. Конечно, для машины за добрых 17 тысяч евро тут все слегка игрушечное: и водительское сиденье, у которого аж целых две регулировки, и ползунки климат-контроля. Таки да, мереседесовцы уверяют, что, несмотря на отсутствие кнопки Auto, система сама распределяет потоки воздуха.
Тесный? Отнюдь! Экономия на габаритах ощущается только по ширине, зато ничто не мешает обнять спутницу. Мало отсеков для мелочевки? Ну и ладно. В каком еще автомобиле вы можете, не вставая с кресла, запустить руку прямо в багажник?
Играть со Smart можно только в переодевания - благо цветные пластиковые панели снаружи легко меняются на другие, произвольного цвета. Но на дороге - отключайте игры, включайте мозг!
Игрушка для взрослых
Для 770-килограммового кузова даже 84 л. с. не шутки. С места Smart срывается как ужаленный, и за это можно простить даже врожденную нервозность роботизированной коробки. Только руль держи: баранка с электроусилителем на удивление тяжеловесная, и при маневрах крутить ее нужно двумя руками. Жаль, нет механической КП - тогда все действительно было бы по-мужски. Может, и на бензине сэкономил бы. Фантастическая экономичность Smart - скорее фантазии. Если в городском режиме езды хотя бы пару раз на каждые 10 километров надавить на газ - расход достигнет нескромных 6-8 литров на «сотню».
В городской толчее Smart как боец на ринге. Все права на победу есть, и скорость, и умения - но бой есть бой, и постоянно приходится доказывать доисторическим «пятеркам» BMW с китайским ксеноном, что в спринте до следующего светофора у них нет шансов - да-да, этот забавный крепыш порвет вас, как спортбайк велосипеды.
И рвет он даже мои собственные представления о технике. Виток подвесочной пружины - толщиной с карандаш. Как она выдерживает киевские дороги - это еще полвопроса. Настоящий вопрос - что же делает Smart таким жестким?
Амортизаторы зажаты напрочь - все ради безопасности, все для управляемости. Повороты Smart проходит быстрее, чем взмахивает ресницами моя коллега справа. Меньше радиус - лучше! Пока большие машины только целятся, Smart уже открывает газ на выходе.
Я вполне понимаю, почему импортер начал продажи Smart в Киеве и не открыл, например, во Львове - кому жизнь в драйв, тому кривая брусчатка - смерть.
Экстремально короткая база, задний привод, мотор над задней осью и толчки «робота» дают интересные ощущения при старте под горку. Видели в Интерне­те ролики, где водители малых экскаваторов со сближенными осями лихой перегазовкой ставят мини-бульдозеры на дыбы? Стоя в пробке на крутом киевском подъеме, ловлю себя на страхе попасть в Интернет. Инстинктивно оттал­ки­ваюсь от спинки кресла всем телом, смещая центр тяжести вперед... Головой-то понимаю, что беспокоиться не о чем и перевернуть машину на дороге общего пользования не удастся даже при всем усердии - тут нужен подъемчик посерьезнее. Но дело-то в ощущениях, нетипичных для легкового автомобиля.
Посмотрите в зеркало
Пешеходы бросаются под колеса Smart с утиной улыбкой. «Вот нехороший человек, еле шагает да еще смеется!» - возму­щается коллега. Природу той улыбки она поняла позже, когда на площадке дилера мы встретили Fortwo Cabrio с двумя упитанными дядьками внутри - кто-то из потенциальных покупателей затребовал тест-драйв по территории автоцентра. И тут уже расхохоталась моя попутчица - так вот оно что, я и не подозревала, что со стороны это так забавно!
В этом и смысл автомобиля Smart: он трансформирует сознание. Со стороны веселит, внутри восхищает. Самодостаточный, своенравный и превосходный.