Peugeot 307
  В Киев на колесах
Журнал Motor - 22.01.2007
Проводить новогодние каникулы в Москве, честно говоря, ужасно. В прошлом и позапрошлом году мегаполис на это время вымирал. А в нынешнем январе, наоборот, у жителей столицы проснулся вкус к праздничному досугу и шоппингу, и уже вечером второго января в центре города появились автомобильные пробки.
Новый год - отличное время, чтобы хором произнести грибоедовское "Вон из Москвы!". В прошлом году мы несколько дней ездили по Подмосковью, но, честно говоря, удовольствия никакого не получили - скучно. Разве что покатались на Peugeot 307 Feline. В этот раз решили уехать дальше - до Киева.
"Живого" человека, который ездил бы на Украину, и рассказал о состоянии дороги и о процедуре прохождения таможни, мы не нашли. Единственной информацией, что удалось "нарыть", были отзывы автотуристов на форумах. Там, как правило, рассказывались ужасные истории про коррумпированных украинских пограничников, гаишников (точнее даiшников), а также про качество "заграничных" дорог. Много "устрашающей лексики", но ничего конкретного.
За 900 километров от Москвы
Поэтому, можно сказать, мы ехали "вслепую". В путь отправились на такой же машине, что была у нас на тесте в прошлом году - 180-сильном пятидверном хэтчбеке Peugeot 307 Feline, только не сером, а красном. "Тест-драйв-2006" можно прочитать здесь, а наши нынешние впечатления о "триста седьмом" - ниже, после рассказа о самом путешествии.
Россия
"Разведка боем" началась вечером второго января. "Проснувшиеся" после празднования Нового года москвичи - пешие и "автомобилизированные" заполонили столичные улицы, организовали пробки на подъездах ко всем крупным торговым центрам... В общем, началась праздничная лихорадка.
Радуясь тому, что вся суета останется здесь, в половине восьмого вечера мы повернули с МКАД на Калужское шоссе (съезд на Киевское, к сожалению, прозевали). Московская область, которая закончилась через 61 километр от "кольца" (по нашему одометру), не приподнесла никаких сюрпризов - дороги с хорошим асфальтом, часто освещенные, но, к сожалению, довольно грязные.
От Калужской области ничего хорошего мы не ждали. А зря. Оказалось, что от Обнинска (примерно 65-й километр Киевского шоссе) до самой Калуги (135-й километр) четыре ряда, то есть по два в каждую сторону. Слева - разделительная полоса, справа - бордюр со светоотражателями. Ехать по такой дороге легко и приятно даже в темноте. Единственная особенность - из-за бордюров нет обочины, а значит остановиться можно лишь на специальных площадках, заправках и около кафе. Впрочем, все это на трассе встречается и довольно часто.
После Калуги дорога сужается до двух рядов, асфальт становится хуже, разметка исчезает, разделительная полоса и бордюры - тоже. По западноевропейским меркам, конечно, трасса ужасная, а вот по российским - особенно по сравнению с перегруженной "магистралью" "Москва-Питер" - великолепная. Киевская трасса M3 почти идеально прямая, без "сюрпризов" вроде ям глубиной полметра и оторванных "запчастей" от грузовиков. Сами грузовики встречаются крайне редко и ведут себя по-европейски вежливо. Когда подъезжаешь к ним сзади, водители "фур" включают правый поворотник если дорога впереди свободна, и левый, если обгонять нельзя.
Кроме того, M3 не проходит по населенным пунктам, почти везде разрешен обгон, а ограничения скорости "40" и "60" встречаются только там, где действительно лучше не торопиться, например - перед мостами с разбитым покрытием. Что касается инфраструктуры, то без бензина на трасе не останешься. Без еды, если особо не привередничать, тоже. С другой стороны, крупные автозаправочные комплексы с кафе и магазинами встречаются здесь примерно через каждые 50 километров - гораздо реже, чем между Москвой и Калугой.
В отличие от Московской области, в Калужской асфальт хоть и мокрый, но чистый. А вот обочина, которая выглядит вполне безобидной, на деле оказалась "сделана" из раскисшей серой глины. Съезжать на нее даже одним колесом очень опасно - может унести в кювет.
Вместо знаков ограничения скорости на трассе встречаются таблички "опасный участок". На них указана рекомендуемая скорость, а также число погибших и раненых за последний год. С одной стороны, очень информативно и убедительно, с другой - не дает возможности "наживы" сотрудникам ДПС. Что касается работающих постов, то в Калужской области их пять - после Обнинска (приблизительно 70-й километр), около поворота на Калугу (140), а также на 229-м, 247-м и 258-м километрах. Ни на одном из них мы не были остановлены.
Брянская область начинается на 322-м километре трассы M3. Качество дороги такое же, как в Калужской, разве что заправки встречаются немного чаще. На 342-м километре - пост ГАИ. Сразу после него - поворот на Брянск. Думая, что потеряем много времени на таможне, мы решили заехать в город и перекусить. Как выяснилось, напрасно - в Брянске в 11 часов вечера работают максимум "полтора" кафе, и предназначены они скорее не для еды, а для отдыха в теплой компании.
Поиски кафе в Брянске заняли у нас примерно час, а на одометре прибавилось 50 километров пробега. Злые и голодные мы решили вернуться на шоссе М3, и по дороге спросили инспектора ГАИ "где тут едят". Оказалось, приемлемый "общепит" в окрестностях Брянска - только на федеральных трассах.
Между Брянском и Курской областью M3 - прямая двухрядная "мелкоухабистая" дорога. "Пежо" с его "спортивной" ходовой на таком покрытии изрядно потряхивало, однако о "пробоях" подвески и речи не было. Смело можно ехать со скоростью 100-130 километров в час и утешать себя мыслью, что большинство федеральных трасс находятся в гораздо худшем состоянии, чем M3.
Во "второй половине" Брянской области заправок, магазинов и кафе почти нет - в основном леса. Посты ГАИ - на 406-м и 482-м километрах. Населенный пункт "с белым указателем", где нужно снижать скорость до 60, всего один. И там мы встретили единственный за всю дорогу патруль ДПС. Инспекторы ГАИ стояли у круглосуточного магазина без радара, интересуясь скорее не "путешественниками" вроде нас, а местными жителями, приезжающими в "сельпо" за "добавкой".
На 507-м километре шоссе M3 внезапно... кончается. Точнее, трасса "Москва-Киев" сливается с дорогой "Орел-Курск-Киев". С этого же места начинается Курская область. По ней мы проехали около десяти километров и на 518-м въехали на российскую таможню.
Таможня
На общение с российскими пограничниками и таможенниками у нас ушло 15 минут. Они спросили про "оружие-наркотики", проверили паспорта и занесли в базу данных информацию о том, что мы покидаем страну. Российская часть границы чистая, светлая, и работают там оперативно.
500 метров по нейтральной зоне, и мы подъехали к украинскому шлагбауму, рядом с которым в специальной будке сидели юноши в камуфляже и лузгали семечки. "Шо хочите?" - спросили они.
Проверить документы пограничники согласились лишь после того, как мы пешком (!)сходили на территорию Украины и вернулись оттуда с местным полисом ОСАГО. Эта бумага (со сроком действия 2 недели) обошлась нам в 91 гривну (около 500 рублей). Там же - на украинской территории мы поменяли рубли на гривны по хорошему курсу (5,5 рублей за гривну). Как выяснилось позднее, это в полтора раза выгоднее, чем на вокзале Киева.
Следующий этап - заполнение миграционных карточек. Вышеупомянутые юноши в камуфляже согласились сделать это за нас "быстро и так, что никто уже не придерется". Взамен попросили "на пиво".
Разобравшись с миграционными карточками, въезжаем на сам КПП. Фотографировать там нельзя, поэтому попытаюсь описать это сооружение словами. Довольно большая крытая площадка разделена на две части - "въездную" и "выездную". Посередине в ряд стоят около десяти "бытовок", из которых то и дело выходят таможенники (в синей форме) и пограничники (в камуфляже). Пограничник из первой "бытовки" просто проверяет документы, затем таможенник из второй спрашивает "что везете", еще двое из третьей забирают паспорта, миграционные карточки и документы на машину.
Через пять минут нам вернули документы и сказали: "Добро пожаловать, счастливого пути". Однако внезапно из очередной "будки" вышел человек в синей форме и произнес: "Подождите, давайте вас на всякий случай досмотрим. Припаркуйтесь пожалуйста".
Смешно, но целый час ушел у нас на то, чтобы среди людей в синем и людей в зеленом найти того, кто просил нас "подождать". Все, к кому мы обращались, отвечали: "Не знаю, кто вас оставил, у нас претензий нет". В итоге "нужный" таможенник появился и выдал нам бланки деклараций. В этих документах потребовали с максимальной точностью указать сумму ввозимых наличных денег, подтвердить, что мы не ввозим "оружие-наркотики" и записать регистрационные данные автомобиля. Затем нас вместе с личными вещами пригласили в отдельную комнату, бегло просмотрели сумки и попросили предъявить и пересчитать при свидетелях все имеющиеся с собой деньги. После этого с фонарем внимательно осмотрели машину и, наконец-то, произнесли окончательное "Счастливого пути".
На прохождение таможни у нас ушло более двух часов. За это время несколько машин украинцы отправили назад - в Россию, из-за того, что у водителей была лишь рукописная доверенность.
На автомобилях, принадлежащих другим физическим лицам, проехать границу можно только с нотариально оформленной "генералкой", в которой указана фраза "с правом выезда за границу". Если машина, как в нашем случае, принадлежит юридическому лицу, то нужна доверенность с печатью организации, где написано "с правом выезда за границу", а также путевой лист стандартной формы. В нем нужно указать название юридического лица, номер машины, имя водителя и номер его прав, а также поставить печать. Остальные поля можно оставить пустыми.
Украина
Въехав на территорию Украины, мы удивились, что дороги там не особенно хуже российских. Асфальт, конечно, местами напоминает стиральную доску, зато трасса остается прямой, везде есть разметка, а по краям проезжей части - столбики с катафотами. Обочина сухая, а дорога чистая.
Интересно, что при въезде на Украину трасса меняет обозначение и "точку отсчета": украинское название - "M-02", а на километровых столбах указано расстояние не от Москвы, а до Киева.
В половине пятого утра мы добрались до первого на украинской территории поста ДПС. Он находится на 557-м километре, если считать от Москвы. Инспектор, одетый в непривычную нашему глазу сине-оранжевую форму, попросил права и техпаспорт, посмотрел на документы и спросил: "Вы, наверное, "Пежо" продаете в России?" Узнав, что не продаем, пожелал счастливого пути.
Участки трассы "Москва-Киев"
Населенные пункты на украинской трассе М-02 встречаются гораздо чаще, чем в России, и все водители при въезде в них сбрасывают скорость до 60-65 километров в час. Мало того, даже вне населенных пунктов местные не едут быстрее 90-95, а нарушают скоростной режим лишь россияне.
Единственное, что не понравилось нам в манере езды украинцев - они очень долго совершают обгоны. Выезжают на встречную полосу и медленно-медленно прибавляют скорость. Это, конечно, небезопасно.
От российско-украинской границы до поворота на Чернигов (719-й километр) заправки и кафе почти не встречаются, брянские леса постепенно редеют и "превращаются" в украинские степи, а дорога становится... все лучше и лучше.
Возле поворота на Чернигов еще один пост ГАИ, мотель, несколько крупных автозаправочных комплексов и кафе. С этого места асфальтовое покрытие на М-02 становится идеальным, а на всех перекрестках дорога расширяется до трех рядов - чтобы машины, поворачивающие налево, не мешали остальным.
Примерно на 760-м километре с М-02 мы съехали на четырехрядную трассу М-01. Здесь тоже очень хорошее покрытие, разметка, катафоты по бокам, но очень много населенных пунктов. Интересно, что в каждом из них на асфальт перед пешеходными переходами нанесены "рельефные" полосы, которые напоминают водителю о том, что надо снизить скорость.
Въезжаем в Киев. Московское время 9 часов 14 минут, пробег по одометру 870 километров (с учетом заезда в Брянск), средний расход - 9,8 литра на сто километров, средняя скорость - 74 километра в час (с учетом Брянска и остановок на "отдых").
Киев и обратная дорога
Ездить по новогоднему Киеву значительно приятней, чем по новогодней Москве. Улицы там широкие, сухие и чистые. Машин мало, есть места для парковки, водители вежливые - почти Европа. Впрочем, катались по украинской столице мы лишь для того, чтобы сфотографировать "Пежо". Остальное время машина стояла, а мы передвигались по городу пешком и на такси.
"Калькуляция" поездки
Обратно ехали в "два руля". Это, конечно, гораздо удобнее, чем в одиночку, особенно ночью. В итоге, держа крейсерскую скорость около 130 по России и около 100 километров в час по Украине, мы добрались из Киева до Москвы всего за 9 часов. Общение с украинскими и российскими пограничниками прошло на удивление быстро - границу прошли всего за двадцать минут. И ни разу за всю дорогу мы не были остановлены сотрудниками ДПС.
Машина
Два обычных Peugeot 307, купе-кабриолет 307 CC и 180-сильный хэтчбек 307 Feline уже были на тестах Ленты.Ру.
За прошедший год мнение о 307 Feline у нас не изменилось - хороший мощный автомобиль, который по оснащенности, простору в салоне и качеству внутренней отделки "обгоняет" практически всех одноклассников.
Поэтому, если хотите подробностей, их можно прочитать здесь, а сейчас мы расскажем о том, как "Пыж" проявил себя за несколько тысяч километров, пройденных не в самых легких условиях.
Наверное, самое важное в таких поездках - эргономика. Если в "обычном" режиме от дома до работы и от работы до дома можно не обращать внимание на неудобное сиденье, руль или педали, то, за время 900-километрового марш-броска "вылезают" все мелкие недочеты. Как оказалось, у Peugeot 307 Feline их практически нет. Кожаные сиденья, несмотря на нерегулируемый поясничный подпор, оказались с "правильным" профилем и достаточной боковой поддержкой. Рулевое колесо расположено ровно там, где надо, обшито приятной на ощупь кожей... Приборы хорошо читаются, подрулевые переключатели удобные, в общем, среди машин гольф-класса это один из лидеров по эргономике. Придраться можно разве что к механизму переключения передач, который на машине со "спортивным" характером должен быть почетче, и приводу дроссельной заслонки, работающему с небольшим запаздыванием.
Среди "приятностей" особого внимания заслуживает антибликовое лобовое стекло. Дело в том, что в России мало кто ездит с нормально отрегулированными фарами, зато мноие устанавливают мощные "противотуманки". К счастью, благодаря "волшебному" лобовому стеклу "триста седьмого" даже джипы с мощными фарами на крыше нас почти не слепили. У самого "Пежо" фары ксеноновые, но не поворотные. Они хорошо освещают дорогу и, благодаря омывателю, не "гаснут" из-за московской грязи.
Еще одна особенность - кузов Peugeot 307 очень "грамотно" пачкается - пятая дверь, заднее стекло и нижняя часть боковых дверей покрываются толстым слоем грязи, в то время как боковые стекла и зеркала остаются чистыми!
Салон 307-го по меркам своего класса очень просторен - даже взрослый мужчина без проблем перенесет дальную дорогу на заднем сиденье. Спереди еще лучше - там большой запас пространства и по ширине, и по высоте. Кроме того, объем салона визуально увеличивает очень большое, почти "минивэновское" лобовое стекло, уходящее далеко вперед.
Подвеска 180-сильной модификации Feline заметно жестче, чем у обычных 307-х, руль острее, а выпускная система - громче. Мы, честно говоря, ожидали, что эти неотъемлимые аттрибуты "городской зажигалки" при длительной езде по трассе будут мешать. Но нет, в поведении машины никакой нервозности - она хорошо держит прямую на большой скорости даже на неровном асфальте, не пытается выпрыгнуть из асфальтовой колеи и почти не реагирует на порывы бокового ветра. При этом сохраняется нормальная плавность хода и довольно высокий уровень комфорта.
Интересно, что благодаря 17-и, а не 16-дюймовым зимним шинам красный Peugeot 307 Feline показался нам гораздо более "собранным" автомобилем, чем "прошлогодний" 307-й серого цвета.
Высокофорсированный двухлитровый мотор, к счастью, лишен характерного недостатка мощных "атмосферников" - плохой тяги на "низах". Вполне приемлемое ускорение он обеспечивает уже с двух тысяч оборотов, а после четырех позволяет буквально "выстреливать" под бодрый рык выпускной системы. Такой силовой агрегат позволяет без каких либо затруднений совершать быстрые и поэтому безопасные обгоны.
Главная проблема - отсутствие шестой передачи. На пятой при скорости 150 километров в час двигатель держит обороты более 4,5 тысяч, а масло нагревается до внушительных 130 градусов.
За дорогу в Киев и обратно, плюс около тысячи километров по Москве и области в "Пежо" ничего не сломалось. Единственный "казус" - во время движения по трассе M3 на колесные диски налипла грязь, и разбаллансированные колеса стали очень сильно вибрировать. Из-за этого немного разболтался фиксатор спинки заднего сиденья, который стал "позвякивать" на крупных неровностях.
Выводы
Можно ли ехать в Киев на машине? Да! Судя по нашему опыту, это быстрее и интереснее, чем на поезде. И путешествие в украинскую столицу ни в какое сравнение не идет с популярным маршрутом Москва-Питер. Киевское шоссе намного ровнее, прямее и свободнее Ленинградского. Дорога почти не проходит по населенным пунктам, нет необоснованых ограничений скорости и прилагающихся к ним гаишников в кустах...
Peugeot 307 Feline проявил себя как машина для "этой" жизни, в которой есть "все": просторный салон, хорошее шасси, мощный мотор и роскошная комплектация. В общем, автомобиль всем хорош, но есть один серьезный недостаток - цена около 35 тысяч долларов. При перепродаже такой машины очень сложно будет объяснить потенциальным покупателям, почему "этот 307-й" стоит в два раза дороже своих ровесников в базовых комплектациях с моторами 1,6.