Skoda Fabia RS (І)
  Дорогой друг
Журнал Motor - 19.07.2006
Моя первая встреча с Skoda Fabia RS состоялась еще год назад - на автосалоне во Франкфурте, где пара таких машин участвовала в тест-драйве, организованном для посетителей выставки. Причем наше знакомство было, в некотором роде, вынужденным. Честно говоря, я ждал очереди покататься на BMW M3, но волей случая мне достался именно этот дизельный хэтчбек.
Вылезая из красной Fabia RS после 10 минут тест-драйва, я не мог скрыть своего удивления! Оказалось, что этот немного невзрачный автомобиль, оснащенный дизельным (!) мотором, обладает отличной динамикой, довольно азартной управляемостью и при всем этом очень дружелюбен к водителю.
И вот спустя почти год у меня в кармане ключи от точно такой же машинки, только желтого цвета. Ну что ж, проверим, не было ли это дружелюбие напускным.
Встречают по одежке
Признаюсь честно, новой встречи с Fabia RS я ждал с плохо скрываемым нетерпением. Машинка запомнилась мне эдаким живчиком, у которого есть все для того, чтобы носить гордое звание горячего хэтчбека, включая необычный 1,9-литровый турбодизельный мотор мощностью 130 лошадиных сил. Его максимальный крутящий момент достигает внушительных 310 Нм уже на 1900 оборотах в минуту. Для сравнения можно отметить, что у новейшего Ford Focus ST с 225-сильным бензиновым турбодвигателем этот показатель не намного выше - всего 320 Нм. Насторожили лишь паспортные 9,5 секунд разгона до сотни у Фабии. Это не самый лучший показатель для автомобиля с такой энерговооруженностью и массой менее 1300 килограммов.
Внешне Fabia RS многим может показаться недостаточно выразительной. От базовой модели горячий хэтчбек отличается, в первую очередь, выдающейся вперед челюстью нового переднего бампера, который получил несколько дополнительных воздухозаборников, круглые противотуманные фары и небольшие вентиляционные прорези сбоку. Еще у Skoda Fabia RS есть легкосплавные 16-дюймовые колеса с низкопрофильными шинами, чуть более низкая и жесткая подвеска и усиленные тормоза.
Завершают облик горячего хэтчбека массивные пороги кузова, небольшой спойлер на кромке задней двери, а также овальный хромированный патрубок выхлопной системы, гармонично вписанный в задний бампер. Но есть еще пара штрихов, выдающих истинный характер автомобиля - это выкрашенные в фирменный зеленый цвет тормозные суппорта и шильдик на решетке радиатора.
Живчик
Как не старайся, но забыть о том, что под капотом у этой Фабии дизельный мотор не получится - уж слишком старательно он тарахтит на холостых оборотах. По мере прогрева двигателя в салоне становится немного тише, однако легкая вибрация на рычаге КПП и педалях никуда не пропадает. Но, по правде говоря, она совершенно не досаждает.
Первая передача, газ в пол... Ого! Даже с включенной системой стабилизации Fabia RS на сухом асфальте буксует передними колесами, быстро утыкаясь в максимальные 4,5 тысячи оборотов. Короткая пробуксовка наблюдается и при переключении на вторую передачу, а первую сотню километров в час автомобиль разменивает уже на третьей.
Узкий рабочий диапазон двигателя на горячей Fabia компенсируется сближенными передачами КПП, позволяющими в случае необходимости удерживать обороты в пределах от двух до четырех тысяч - там, где автомобиль радует самым сочным разгоном. Причем дизельный мотор активно ускоряет машину даже на высших передачах и скоростях далеко за сто.
Приятной неожиданностью для меня стала управляемость автомобиля. И пускай руль Шкоды не обладает такой прецизионной точностью, как у BMW, слегка пустоват и имеет несколько искуственное усилие. Но это совсем не мешает хэтчбеку живо реагировать на действия водителя. Такой характер может не понравиться тем, кто хочет купить себе настоящий горячий хэтчбек, зато все остальные будут довольны: Skoda Fabia RS почти не чувствует колею, а дорожные неровности не заставят их покрепче вцепляться в руль.
Мелкие огрехи дорожного покрытия, вроде трещин или стыков асфальта, автомобиль почти не замечает, а крупные отрабатывает пусть и не так упруго, как ожидаешь от горячего хэтча, но зато без ударов в подвеске и довольно комфортно. И лишь на затяжной дуге при проезде неровностей или грубых стыков Fabia RS демонстрирует небольшую продольную раскачку.
Если ехать еще более агрессивно, на грани сцепления шин с дорогой, то даже в этой ситуации горячая Fabia остается предельно понятной и дружелюбной. Несмотря на заметные крены, машина отлично держится на траектории и лишь при явном превышении скорости плавно соскальзывает передней осью наружу, попискивая покрышками.
Тормоза у хэтчбека очень хорошие - они не проявляют явных признаков усталости даже после нескольких торможений подряд с высоких скоростей, а дозировать замедление помогает в меру жесткая педаль тормоза.
На скользком покрытии АБС срабатывает чуть раньше, чем ожидаешь, но довольно мягко, а при торможении на миксте машина не рыскает, сохраняя прямолинейное движение.
Вспоминив о том, что в пресс-материалах о Fabia RS изредка встречается упоминание про дальнее родство хэтчбека с раллийными болидами WRC, я решил свернуть с асфальта на широкую и ровную гравийную дорожку. И не пожалел! Здесь автомобиль полностью раскрыл свой азартный характер, с удовольствием уходя в занос в ответ на сброс газа или короткое торможение левой ногой. Занос задней оси в этом случае развивается плавно и легко корректируется рулем и тягой.
Но основное место жительства Fabia RS не гравийные трассы, а городские улицы - тесные и не очень. Здесь ее небольшие размеры и живой характер позволяют активно шустрить в потоке, пролезая в те дырочки, в которые на более крупном автомобиле просто не сунешься. Особенно забавно пересаживаться с Фабии на какой-нибудь седан бизнес-класса - после маленькой Шкоды он кажется неповоротливым бегемотом.
Немецко-чешская простота
Внутри Skoda Fabia RS отличается от серийной модели лишь некоторыми деталями и, к сожалению, почти так же скучна. По-немецки строгая передняя панель неплохо продумана с точки зрения эргономики, а пластик, используемый в отделке интерьера хорошего качества и приятный на ощупь. На симметричной центральной консоли расположилась простенькая магнитола, полочка под мелочевку и три кругляша системы вентиляции - ничего особенного, но пользоваться всем этим на удивление удобно.
Имидж горячего хэтчбека в интерьере поддержан отдельными штрихами: белыми шкалами приборов, обшитым перфорированной кожей трехспицевым рулевым колесом, светлой вставкой набалдашника рычага КПП и двухцветной тканевой обивкой сидений. Передние кресла обладают удачным профилем, однако кажутся излишне мягкими и имеют недостаточно развитую для такого автомобиля боковую поддержку.
Подушка заднего сиденья практически плоская, так что даже втроем здесь будет относительно комфортно. Однако размеры автомобиля дают о себе знать, не радуя задних пассажиров запасом свободного места для ног. Поэтому усесться самому за собой лично у меня не получилось - коленки сильно упирались в водительское сиденье несмотря на специальные выштамповки в его спинке.
В небольшой багажник Skoda Fabia RS, по прикидкам, влезет один большой чемодан на колесиках и пара пакетов. Впрочем, его объем можно легко увеличить - спинка заднего сиденья складывается в пропорциях 40:60, создавая с багажным отсеком практически ровный пол. Проблема может возникнуть лишь у высоких водителей - опустить узкую секцию спинки до конца им не даст сильно отодвинутое назад водительское сиденье.
Совсем ничего лишнего
Вот мы и дошли до самого грустного - стоимости Skoda Fabia RS. На российском рынке этот автомобиль продается почти за 25 тысяч долларов. За такие деньги покупатель ожидает получить хорошо укомплектованный автомобиль, но в реальности у Фабии нет даже электрических стеклоподъемников на задних дверях - здесь установлены обычные крутилки. Не может она похвастаться и раздельным климат-контролем или хорошей музыкой. Даже водительское сиденье здесь имеет только механические регулировки.
И это при том, что у Fabia RS в данной ценовой группе есть довольно серьезные конкуренты. К примеру, всего на две тысячи долларов дороже стоит 170-сильный Opel Astra GTC с двухлитровым турбомотором, а за 29 тысяч можно купить 225-сильный Ford Focus ST, который уже в базе имеет более чем богатую комплектацию. К тому же, оба автомобиля немного крупнее и просторнее чешского хот-хэтча.
Закрыть глаза на отсутствие приятных мелочей у Fabia RS было бы несложно в том случае, если бы она стоила тысяч на 5-7 дешевле. Тогда у автомобиля нашлось бы немало своих поклонников. Тем более, что для успеха у Fabia RS есть почти все - не очень агрессивная, но довольно яркая внешность, азартная управляемость и не такой как у всех мотор, потребляющий солярку в очень разумных количествах.
А еще она очень дружелюбна.