Су-38Л - Сільськогосподарський літак (РФ) 2001
  Помощник агрария (О легком сельскохозяйственном самолете Су-38Л)
В ОКБ Сухого завершилась разработка и постройка легкого сельскохозяйственного самолета Су-38Л, предназначенного для распыления жидких и сыпучих химикатов при авиационных агрохимических работах. В июле 2001 г. летчик-испытатель Евгений Фролов впервые опробовал машину в воздухе.
Сразу заметим что специализированный летательный аппарат для аграриев создан впервые за все годы отечественного самолетостроения. До сих пор сельскохозяйственная авиация использовала специальную модификацию одного из самых универсальных самолетов мира - Ан-2Т (Ан-2СХ).
К настоящему времени большая часть самолетов Ан-2 уже списана. Кроме того самолет Ан-2 эффективен только лишь при обработке с воздуха больших массивов земли да и кабина его не герметизирована. Последнее время на опылении небольших полей с воздуха стали применяться мотодельтапланы но работать с ядовитыми химикатами они не могут.
На низко расположенном крыле свободнонесущий одноместный моноплан Су-38Л размещается традиционное навесное оборудование для распыления химикатов американской фирмы Transland. В дальнейшем предполагается заменить его на отечественное выгодно отличающееся от заокеанского своей простотой надежностью и существенно меньшей стоимостью. ОКБ Сухого разрабатывает его совместно с российскими партнерами. Для равномерного распыления химикатов на законцовках крыла разместили вертикальные аэродинамические поверхности.
Узкая специализация самолета предопределила возможность самолета Су-38Л базирования в полевых условиях на площадках с земляным покрытием.
В качестве силовой установки самолета Су-38Л используется двигатель воздушного охлаждения М337А чешской фирмы LOM Praha мощностью 235 л. с. с трехлопастным винтом изменяемого шага. Он имеет российский и международный сертификаты. Ресурс составляет - 3000 часов (...до первого ремонта - 1200 часов) что позволит эксплуатировать его в течение 3-4 лет сводя техническое обслуживание к замене свечей и несложных регулировок.
Важнейшим преимуществом М337А является то что он работает на смеси автомобильных бензинов А-76 и А-92 в соотношении 1:2. Обе марки горючего имеются в сельской местности в достаточных количествах и к тому же значительно дешевле авиабензина.
В конструкции самолета Су-38Л предусмотрен ряд элементов значительно повышающих безопасность пилота даже в аварийных ситуациях связанных с малой высотой полета во время выполнения сельхозяйственных работ (1-1,5 метров).
На этой высоте велика вероятность столкновения со столбами линий электропередач проводами деревьями. Так из международной статистики аварий самолетов аналогичного назначения следует что 70 процентов летных происшествий в том числе приведших к гибели пилота связано с этими причинами.
Поэтому кабина самолета Су-38Л оснащена специальным креслом уменьшающим ударные нагрузки. Жесткий каркас безопасности препятствует смятию кабины при столкновении с препятствием. Имеется также металлический отбойник перед лобовым стеклом. Его верхняя часть соединена стальным тросом с законцовкой киля что позволяет перебрасывать через самолет внезапно возникший электрический провод.
Так как авиахимические работы зачастую проводятся с применением высокотоксичных ядов то кабина пилота герметизирована. Она имеет систему наддува с избыточным давлением исключающую попадание ядовитых реактивов в организм летчика. Внешний воздух предварительно фильтруется а специальный испаритель внутри кабины создает комфортные условия для пилота.
Технические параметры самолета Су-38Л выгодно отличают его от зарубежных машин аналогичного назначения и позволяют проводить эффективную обработку сельскохозяйственных угодий. При работе на оптимальной для обработки почвы высоте полета (1,5-2 метра) и времени опыления - 45-60 минут производительность самолета Су-38Л составляет - 80-90 гактар / час.
Сельскохозяйственные угодья обрабатываются по технологии малообъемного мелкокапельного распыления химических препаратов что значительно повышает качество работ при реальной экономии вносимых препаратов. Нормы внесения составляют - 5-30 литров жидких химикатов на гектар.
Испытания самолета Су-38Л будут проводиться в сотрудничестве с АСК Дельта имеющем сертификат эксплуатанта самолетов такого типа. АСК Дельта успешно отработала программу технологических испытаний сверхлегких летательных аппаратов на выполнении мероприятий по защите растений от вредителей болезней и сорняков (в Волгоградской области).
Назначенный ресурс самолета - 3000 часов при календарном сроке эксплуатации 10 лет. Стоимость одного часа работы самолета Су-38Л около 300 долларов США что делает машину привлекательной для потенциальных покупателей. Ориентировочная цена самолета Су-38Л составляет 120000 долларов США.
О том что в РФ и во всех государствах СНГ практически исчезла сельскохозяйственная авиация поняли пару лет тому назад. Тогда на поля Казахстана и некоторых южнороссийских районов впервые за многие годы двинулись полчища саранчи. Бороться с ними было почти нечем так как огромное когда-то сельскохозяйственное предприятие ПАНХ (Применение Авиации в Народном Хозяйстве) оказалось практически без самолетов.
А ведь до середины 1980-х гг. в Советском Союзе с воздуха обрабатывались более 100 миллионов гактар сельхозугодий из которых половина приходилась на РСФСР. Работали тысячи бипланов Ан-2СХ прозванных в народе "кукурузниками". Кроме того в сопредельных государствах наши авиаторы боролись в основном с саранчой на площади свыше 1 миллиона гактар.
Со второй половины 1980-х гг. картина резко меняется. Свертывается государственная поддержка ПАНХ (льготные тарифы дотации на авиационное топливо) у сельхозпроизводителей в условиях кризиса нет денег не то что на сильно подорожавшее опыление полей с воздуха но и на закупку удобрений.
Результат - все последние годы авиахимические работы проводятся на площади около 49 миллиона гактар что более чем в 10 раз меньше чем в прежние времена.
В то же время научные разработки показывают что потребность сельского хозяйства РФ в авиационной обработке оценивается в 38-41 миллион гактар ежегодно. При этом до 20-30 процентов объемов авиахимических работ может эффективно выполняться легкими и сверхлегкими самолетами нового поколения. К первым как раз и относится самолет Су-38Л.
За счет того что основным сельхозсамолетом до сих пор остается морально и физически устаревший самолет Ан-2СХ потери дорогостоящих препаратов - огромны. В 1996 г. они составили 100 миллионов долларов США. Надо решать и проблему опасного загрязнения окружающей среды.
Резкое сокращение объемов авиахимработ привело к тому что за последние 5 лет потери продукции растениеводства только от вредных насекомых и прочей нечисти достигли 95-100 миллионов тонн.
В заключение отмечу что по расчетам ГосНИИ ГА именно на класс легких и сверхлегких сельскохозяйственных летательных аппаратов имеется платежеспособный спрос. Колхозы и крупные фермеры могут еще купить сравнительно дешевые но опасные для пилота работающего с высокотоксичными ядохимикатами мотодельтапланы (13600-24600 долларов США).
Для покупки в одиночку сельскохозяйственного самолета у них вряд ли найдется достаточное количество денег. Да и находиться в воздухе он будет в таком случае совсем мало.
Поэтому для эксплуатации летательных аппаратов такого класса скорее всего будут создаваться специализированные летные отряды типа МТС обслуживающие целый район (регион) или летучие обеспечивающие работы во многих местах страны и в ближнем зарубежье по отдельным заказам.
Последняя форма широко используется в США и Канаде. Однако игра стоит свеч.

Основные характеристики самолета Су-38Л, с мотором М337А и взлетной мощностью 235 л. с.
Размах крыльев - 11,53 и их общая площадь - ? м2.
Длина самолета - 8,1 метров. (Высота (стояночная) - 2,655 метров.)
Взлетный вес (нормальный) - 1200 кг.
Вес пустого самолета - ? кг.
Вес топлива (нормальный) - ? кг. (Запас топлива - 210 литров.) (Объем бака для химикатов - 500 литров.)
Максимальная скорость - ? км/ч.
Скорость самолета, при авиахимических работах - 150-180 км/ч.
Время набора высоты - ? минут.
Практический потолок - ? метров.
Максимальная дальность полета (перегоночная) - 900 км (с распылительным
оборудованием) / 1200 (без распылительного оборудования).
Посадочная скорость - ? км/ч. (Скорость сваливания (в посадочной конфигурации) - 76 км/ч.)
Разбег/Пробег - ? метров/? метров.
Б. ?. Ракитин - Помощник агрария (О легком сельскохозяйственном самолете Су-38Л) // Крылья Родины. - №9 (612); 2001.