Штурмовик Су-25
 
Штурмовик Су-25

В 1970-х годах, произошло, своего рода, возрождение, штурмовой авиации.
В 1966 году, были проведены, трехсторонние испытательные мероприятия (Kestrel / Пустельга), в ходе которых, был продемонстрирован, штурмовик XV-6A (после, принятия, на вооружение - AV-8A).
В 1968 году, специалисты, предприятия ОКБ Сухого, приступили, к проектированию, советского штурмовика.
(Военная доктрина (1970-е гг.), предусматривала: ведение, наступательных операций, с преодолением, сильно укрепленных, оборонительных полос; военный паритет, в случае боевых действий, на сухопутных театрах, военных действий.)
Моделирование, боевых действий, показало - для решения, данной задачи (ведение, наступательных операций, с преодолением, сильно укрепленных, оборонительных полос), было, недостаточно, типов вооружений.
Советские истребители-бомбардировщики (МиГ-21 / МиГ-23Б / МиГ-27 / Су-7 / Су-17), уже, не удовлетворяли, требованиям, предъявляемым, самолетам, непосредственной поддержки сухопутных войск (причина - плохая защита (агрегатов / оборудования / экипажа)).
Большие скорости, приводили, к быстрой потере цели - низкая точность стрельбы / низкая точность бомбометания.
Кроме того, истребители-бомбардировщики, как правило, не могли, эксплуатироваться, на неподготовленных аэродромах.
В начале 1968 года, инициативная группа (глава - О. С. Самойлович), приступила, к созданию, первого послевоенного советского штурмовика ЛВСШ (Легкий Войсковой Самолет-Штурмовик) - одноместный (боевая нагрузка - 2000 кг + вооружение - баллистические авиабомбы (калибр (масса) 10 кг ... калибр (масса) 500 кг) / реактивные авиаснаряды (С-5 / С-8 / С-24 / С-25)). (Предусматривалось и артиллерийское вооружение.)
Новый штурмовик, согласно концепции (разработка - Военно-Воздушная Академия имени Н. Е. Жуковского), должен быть, устойчивым, к воздействию, интенсивного зенитного обстрела (ЗРК - MIM-72A Chaparral / MIM-M48 Chaparral + ПЗРК - FIM-43 Redeye / FIM-92 Stinger).
Бронирование, данного самолета, должно быть, устойчиво, к попаданию - пуль (калибр - 12,7 мм) / снарядов (калибр - 37 мм). (Решение - установка, бронированной (цельносварной) кабины пилотов (титановая броня - АБВТ-20).)
Бронированная кабина пилотов, была установлена, на втором опытном образце, штурмовика Су-25 - Т-8.2. (Бронированием, также, были обеспечены - авиационные двигатели / система управления.)
Для увеличения, стойкости, системы управления - тяги, к рулям / тяги, к элеронам - были изготовлены, из труб (диаметр - 40 мм). (Сохранение, управляемости - гарантировано - при пробивании, данной трубы (диаметр - 40 мм), пулей (калибр - 12,7 мм) - насквозь!)
Топливные баки, оснащены, системой наполнения, пенополиуретаном ППУ-70.100.
В конце 1960-х годов, единственным, подходящим, для такого самолета, авиационным двигателем, являлся, украинский (двухконтурный) турбореактивный авиационный двигатель АИ-25Т (тяга - 1750 кгс / разработчик - Запорожское Машиностроительное Конструкторское Бюро Прогресс имени академика А. Г. Ивченко (г. Запоріжжя) / производитель - Мотор Січ (г. Запоріжжя)).
Исходный образец, штурмовика Су-25, получил, обозначение Т-8 (крылья - прямые / передняя кромка - стреловидная).
В ноябре 1969 года, (преступную) организацию Министерство Обороны СССР, возглавил, А. А. Гречко и техническое задание, на разработку, штурмовика, получили (1970 г.) и другие предприятия - ОКБ МиГ / ОКБ Яковлева. (Далее, к разработке, штурмовика, приступило, предприятие ОКБ Ильюшина.)
Конкретных (общих) требований - не было и каждое конструкторское бюро, шло, своим путем (ММЗ Кулон - штурмовик (максимальная скорость - 900 км/ч) / ОКБ Ильюшина - штурмовик Ил-102 (планер Ил-40) / ОКБ МиГ - штурмовик (планер МиГ-21 / максимальная скорость - 1200 км/ч) / ОКБ Яковлева - штурмовик Як-38).
Новый штурмовик, должен был, оснащаться - прицельно-навигационным оборудованием, с самолета Су-17М.2 / управляемыми ракетами Х-23 (наведение - радиокомандное).
Проекты, штурмовиков (ОКБ МиГ - МиГ-21 (основа) / ОКБ Яковлева - Як-28 (основа)), выбыли, на первом этапе... - остались, только самолеты - Т-8 (Су-25) / Ил-102.
Самолет Т-8, мог оснащаться (проект), следующими, турбореактивными авиационными двигателями: АЛ-29; Р-53Б.300; ТР-7.117.
Самолет Т-8 (взлетный вес (максимальный) - 10000 кг), был оснащен, турбореактивным авиационным двигателем РД-9Б (бесфорсажный / тяга - 2700 кгс). (Данный двигатель (РД-9Б), уже применялся, на истребителе МиГ-19.)
В сентябре 1972 года, проект самолета Т-8.1 (эскизный проект / макет), был представлен, ответственным сотрудникам ВВС СССР.
В ноябре 1974 года, был изготовлен, опытный образец, штурмовика Су-25 - Т-8.1 (авиационный двигатель - 2 х Р-9.300). (Самолет Т-8.1, не был оснащен - бронированной кабиной пилотов / тормозными щитками.)
22 февраля 1975 года, штурмовик Т-8.1, впервые, поднялся, в небо (летчик-испытатель - В. С. Ильюшин).
(В 1983 году, канал элеронов, оснастили, гидроусилителями.)
Самолет Т-8.1, был оснащен, катапультируемым (унифицированным) креслом К-36Л.
В конце 1975 года, был изготовлен, второй опытный образец, штурмовика Су-25 - Т-8.2 (авиационный двигатель - 2 х Р-9.300 / оснащение - бронированная кабина пилотов).
Министр Авиационной Промышленности П. В. Дементьев, настаивал - штурмовик Т-8 (Су-25), должен быть, оснащен, хорошо зарекомендовавшим себя, авиационным двигателем Р-13.300, который уже устанавливался, на серийные советские самолеты: МиГ-21; Су-15; Як-28.
Летом 1975 года, самолет Т-8.1, прилетел, на специальный аэродром НИИ ВВС (г. Ахтубинск). (Цель - испытания, вооружений.)
Выявленные, неисправности - при стрельбе (С-25), отказ, авиационных двигателей Р-9.300.
В июне 1976 года, испытания, вооружений, были завершены (Т-8.1 / Т-8.2).
Далее, самолеты, были подвергнуты, модернизации - установка, новых авиационных двигателей Р-95Ш (Р-13.300 - без форсажной камеры). (Модернизированные самолеты, получили, новое обозначение - Т-8.1Д (Т-8.1) / Т-8.2Д (Т-8.2).)
Вектор тяги, был отклонен (на три градуса), для компенсации, кабрирующего момента.
В это же время (июнь 1976 г.), было принято решение, о запуске, штурмовика Т-8 (Су-25), в серийное производство (ТАМ - Тбилисский Авиационный Завод).
В марте 1977 года, были утверждены, новые тактико-технические требования, к самолету Т-8Д (Су-25) - Т-8.1Д / Т-8.2Д.
Данные требование, предусматривали - адаптацию, самолета Т-8Д (Су-25), под авиационные двигатели Р-95Ш (Р-13Ф.300 - без форсажной камеры / тяга (режим - чрезвычайный) - 4100 кгс) / обновление, оборудования / установка, новых крыльев.
Осенью 1978 года, обновленный штурмовик Т-8.1Д, был подвергнут, испытательным мероприятиям.
Согласно, новым тактико-техническим требованиям, самолет Т-8.1Д, был оснащен, дополнительным оборудованием: АСП-17БЦ.8 (артиллерийский стрелковый прицел); ДИСС-7 (допплеровский измеритель (скорость / снос)) + В-144 (вычислитель); ДУАС-3М (датчик (угол атаки + скольжение)); Клен-ПС (лазерный дальномер / целеуказатель); КН-23.1 (навигационный комплекс) + ИКВ-1 (инерциальная курсовертикаль) - с самолета Су-17М.3; Метка (аппаратура управления); ПБК-3.17С (прицел, для бомбометания, с кабрирования); РВ-5М (радиовысотомер (малые высоты)).
Летом 1979 года, был изготовлен, самолет Т-8.3 (предсерийный). (Эталон (серия) - Т-8.4.)
В этом же году, данные самолеты (Т-8.3 / Т-8.4), были подвергнуты, испытательным мероприятиям. (Оба экземпляра, были изготовлены, в городе Тбилиси.)
Крылья, данных самолетов (в сравнении, с опытными образцами - Т-8.1Д (Т-8.1) / Т-8.2Д (Т-8.2)), были удлинены + увеличилась, площадь крыльев (коэффициент удлинения крыла - 6,5 (Т-8.1Д / Т-8.2Д - 5)). (Геометрия элеронов, также, была изменена.)
Нижняя обшивка, была изготовлена, из дюралевого листа (Т-8.1Д / Т-8.2Д - 5 - фрезерованные панели, из алюминиевого сплава АК-4).
Вооружение, предсерийных экземпляров, также, отличалось - двухствольная 30-мм пушка ГШ-2.30.
23 июня 1980 года, потерпел, авиакатастрофу, самолет Т-8.5 (третий серийный экземпляр).
В марте 1981 года, испытательные мероприятия, подошли, к логическому концу (штурмовик Су-25, был рекомендован, к введению, в эксплуатацию).
В этом же году, штурмовик Су-25, был запущен, в серийное производство.
В 1987-1988 годах, штурмовик Су-25, был модернизирован (повышена, боевая живучесть).
В 1990 году, был запущен, в серийное производство, модернизированный штурмовик Су-25 (отличие - авиационный двигатель Р-195).
В 1991 году, производство, штурмовиков Су-25, было прекращено.
Общий выпуск - 1320 единиц (Су-25УБ - 350 единиц). (Изготовители - ТАМ (Тбилисский Авиационный Завод) / УУАЗ (Улан-Удэнский Авиационный Завод).)
(Грузинское авиастроительное предприятие ТАМ (Тбилисский Авиационный Завод), произвело, более 900 единиц.)

ТТХ - Су-25
Авиационные двигатели - 2 х Р-195.
Взлетная тяга (на форсаже) - 2 х 4500 кгс.
Размах крыльев - 14,36 метров.
Длина самолета (ПВД) - 15,3 метров.
Площадь крыльев - 30,1 м2.
Взлетный вес (максимальный) - 17600 кг.
Вес пустого - 9315 кг.
Вес топлива - 3000 кг.
Вес боевой нагрузки - 4330 кг.
Максимальная скорость - ? км/ч (у земли) / 970 км/ч (на высоте).
Практический потолок - 10000 метров.
Дальность полета (максимальная) - 750 км (практическая) / 1950 км (перегоночная / ПТБ).
Радиус действия (тактический) - ? км.
Разбег/Пробег - 550 (600) метров / 400 (700) метров.
Максимальная перегрузка - ? g.

Буксировщик мишеней Су-25БМ

В 1984 году, был создан, специальный самолет, основным предназначением, которого, являлась, буксировка, мишеней (ПМ-6 Комета - сбрасываемые / пикирующие). (Буксировка, мишеней, осуществлялась, при помощи - турболебедки ТЛ-70 / парашютной лебедки М-6.)
Мишень ПМ-6, была предназначена, для осуществления, У.Б.П. (Учебно-Боевая Подготовка), военных соединений, которые имеют, на вооружении, ракеты, классов - земля-воздух / корабль-воздух.
Буксировка, мишеней, были испытана, на опытном образце, самолета Су-25БМ - Т-8.12 (Т-8.15). (Буксировка, мишеней, предназначена, для осуществления, практических стрельб - зенитной артиллерии / ЗРК.)
Буксировщик мишеней Су-25БМ (авиационный двигатель - 2 х Р-195 / РСДН - Радиотехническая Система Дальней Навигации), был способен, выполнять, боевые задачи (штурмовик).
В 1991 году, было изготовлено, ровно пятьдесят единиц (всего).
В этом же году, рухнула, империя зла и до практического применения, самолета Су-25БМ, дело, не дошло. (Производители оборудования, теперь, находились, в разных странах - турболебедка ТЛ-70 (Грузия) / мишень ПМ-6 Комета (Украина).)

ТТХ - Су-25БМ
Авиационные двигатели - 2 х Р-95Ш (2 х Р-195).
Взлетная тяга (на форсаже) - 2 х 4100 кгс.
Размах крыльев - 14,36 метров.
Длина самолета (ПВД) - 15,3 метров.
Площадь крыльев - 30,1 м2.
Взлетный вес (максимальный) - 16075 кг.
Вес пустого - ? кг.
Вес топлива - 3000 кг (ПТБ - 4780 кг).
Вес боевой нагрузки - ? кг.
Максимальная скорость - ? км/ч (у земли) / 450 (950) км/ч (на высоте).
Практический потолок - 7000 метров.
Дальность полета (максимальная) - 250 (420) км (практическая) / ? км (перегоночная / ПТБ).
Радиус действия (тактический) - ? км.
Разбег/Пробег - 500 (700) метров / ? метров.
Максимальная перегрузка - ? g.

Штурмовик Су-25БМ (Белорусь)

В 1990-х годах, был создан, самолет Су-25БМ - белорусская модификация, штурмовика Су-25.
Белорусский штурмовик Су-25БМ, был оснащен, следующим оборудованием: аппаратура радиотехнической защиты, Л. А. (Саттелит); артиллерийский стрелковый прицел АСП-17БЦ.8.М.2 (Су-25 - АСП-17БЦ); комплекс связи (Пульсар); многофункциональные индикаторы (диагональ - 264 мм / цветные) - две единицы; мультимедийный канал, информационного обмена MILSTD-1553B; резервный прибор ИРП-5 (предназначение - отображение: скорость полета (вертикальная / горизонтальная); пространственное положение, Л.А.; высота полета...); система спутниковой навигации GPS (ГЛОНАСС).
Высота прицельного бомбометания (Су-25БМ) - 5000 метров (Су-25 - 2000 метров).
Новое вооружение, штурмовика Су-25БМ - Р-73 (управляемая ракета / класс - воздух-воздух) / С-13 (неуправляемая ракета).

Штурмовик Су-25К

В 1984 году, предприятие ТАМ (Тбилисский Авиационный Завод), приступило, к изготовлению, штурмовика Су-25К (экспортная модификация).
Самолет Су-25К, отличался, от базовой модификации (Су-25), измененными - вооружение / оборудование.
В этом же году, первые экземпляры, штурмовика Су-25К, были отправлены, на экспорт.

Штурмовик Су-25КМ Scorpion (საქართველო / ישראל)

В 2000 году, началась, разработка, нового грузинско-израильского штурмовика Су-25КМ Scorpion, совместными усилиями, двух предприятий - ТАМ (Тбилисский Авиационный Завод) / Elbit Systems Limited.
14 апреля 2001 года, штурмовик Су-25КМ Scorpion, впервые, поднялся, в небо.
Оборудование, грузинско-израильского штурмовика Су-25КМ Scorpion (Standard NATO): бортовой компьютер (мощный); комплекс наведения, на цель; комплекс оптимизации, работы, авиационных двигателей; комплекс осуществления, посадки; система спутниковой навигации GPS.
Эффективность боевого применения, штурмовика Су-25КМ Scorpion, возросла, в 2 раза (в сравнении - Су-25).
Общий выпуск - 54 единицы (предположительно). (Изготовители - ТАМ (Тбилисский Авиационный Завод).)

Штурмовик Су-25М.1 (Україна)

В 2010 году, в украинские ВВС (Военно-Воздушные Силы), были переданы, первые серийные экземпляры Су-25М.1 (299-та штурмова АвіаБригада Повітряного Командування "Південь" України / г. Николаев).
Высота прицельного бомбометания (Су-25М.1) - 5000 метров (Су-25 - 2000 метров). (Точность бомбометания (Су-25М.1) - 25 метров (Су-25 - 125 метров).)
Новое оборудование, украинского штурмовика Су-25М.1: РадиоСтанция; СВС (Система Воздушных Сигналов); ССН (Система Спутниковой Навигации); цифровой прицельный комплекс. (Все навигационное оборудование, самолета Су-25М.1, было объединено, в единый навигационный комплекс.)
Вооружение, украинского штурмовика Су-25М.1 - соответствует, вооружению, исходного образца (Су-25).

Штурмовик Су-25СМ

5 марта 2002 года, самолет Т-8СМ.1 (Су-25СМ), поднялся, в небо (летчик-испытатель - И. Е. Соловьев). (В этом году, предприятие АРЗ № 121, произвело, модернизацию, самолетов Су-25 (четыре единицы).)
Цель модернизации, самолета Су-25 - обеспечение, всепогодного применения / обеспечение, круглосуточного применения / увеличение, точности поражения целей.
Новое оборудование (мнимое), штурмовика Су-25СМ: ? комплекс Пантера (новая высокопроизводительная БЦВМ (Бортовая Цифровая Вычислительная Машина)); радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-25СМ (база - РЛС Копье-25). (Это, не реализованный проект...)
Самолет Су-25СМ, был оснащен, многофункциональным индикатором (цветной) + артиллерийский стрелковый прицел АСП-17БЦ.8 (визирная головка (С-17ВГ), заменена, индикатором (оснащение - электронно-лучевая трубка, увеличенной яркости / размещение - лобовое стекло).). (Система автоматизированного управления - САУ-25.)
Кроме того, данный самолет, был оборудован, новым прицельно-навигационным комплексом Пр.НК-25СМ Барс.
Встроенная система контроля бортового оборудования, обеспечивает, снижение, времени, необходимое, для подготовки, штурмовика, к повторному вылету - время проведения, Т.О. (Техническое Обслуживание), сократилось, на треть.
Точность определения, координат - пятнадцать метров (спутниковая коррекция) / двести метров.
Артиллерийское вооружение, самолета Су-25СМ, способно, вести огонь, в переменном режиме стрельбы. (Это позволило, увеличить, количество атак, на цель.)
Вооружение - Р-27Р / Р-27Э / Р-73 / Р-77 (РВВ-АЕ) / С-8 / С-13 / С-24 / С-25 / Х-25 / Х-29Л.
Штурмовик Су-25СМ, оснащен, одинадцатью узлами подвески - десять единиц (под крыльями) / одна единица (под фюзеляжем). (Для увеличения, дальности полета, самолет Су-25СМ, может оборудоваться, балочными держателями (БДЗ-25СМ.01), на которые, могут подвешиваться, дополнительные топливные баки (ПТБ-800).)
В 2005 году, завершились, испытательные мероприятия (ГСИ).
В 2006 году, были завершены, специальные летные испытания, самолета Су-25СМ. (Основная цель, специальных летных испытаний - утверждение, объема модернизационных мероприятий (первый этап модернизации (Су-25СМ) - Су-25СМ.1).)
Летом 2007 года, штурмовики Су-25СМ (две единицы), были переданы, в ЦБП и ПЛС (Центр Боевого Применения и Переучивания Летного Состава).
В августе 2008 года, данные самолеты, участвовали, в русской агрессии, против Грузии, с последующей оккупацией, грузинских территорий (Южная Осетия + Абхазия). (Потери - одна единица (уничтожена).)
В 2011 году, был создан, самолет (вариант модернизации) Су-25СМ.2.
В этом же году, был объявлен, открытый конкурс, который предусматривал, выполнение, ремонтных работ и последующей, модернизации, штурмовиков Су-25 (36 единиц). (Победитель открытого конкурса - предприятие АРЗ № 121.)
(Первый этап модернизации - изготовлено (модернизировано), 43 (39 + 4) единицы (Су-25СМ.1).)
В мае 2013 года, завершились, испытательные мероприятия (комплекс связи / комплекс радиоэлектронной борьбы (Витебск-25)).
Комплекс радиоэлектронной борьбы Витебск-25, оснащен, новой цифровой станцией активных помех Л-370.3С (предназначение - оценка, излучения радаров / подавление, сигналов радаров, в большом диапазоне частот).
В этом же году, завершились, испытательные мероприятия, самолета Су-25СМ.
К концу 2013 года, планировалось, модернизировать (Су-25), 78 единиц (Су-25СМ.2). (План - около пятидесяти единиц (Су-25СМ.3).)

ТТХ - Су-25СМ
Авиационные двигатели - 2 х Р-95Ш.
Взлетная тяга (на форсаже) - 2 х ? кгс.
Размах крыльев - 14,36 метров.
Длина самолета (ПВД) - 15,3 метров.
Площадь крыльев - 30,1 м2.
Взлетный вес (максимальный) - 18000 кг.
Вес пустого - 9420 кг.
Вес топлива - 3000 кг (ПТБ - 5690 кг).
Вес боевой нагрузки - 4000 кг.
Максимальная скорость - ? км/ч (у земли) / 950 (1000) км/ч (на высоте).
Практический потолок - ? метров.
Дальность полета (максимальная) - 510 км (практическая) / 1900 км (перегоночная / ПТБ).
Радиус действия (тактический) - ? км.
Разбег/Пробег - ? метров / ? метров.
Максимальная перегрузка - 6,2 g.

Штурмовик Су-25СМ.1

Штурмовик Су-25СМ.2

Штурмовик Су-25СМ.3

Штурмовик Су-25СМ.5

Штурмовик Су-25Т (противотанковый)

В 1976 году, началась, разработка, противотанковой модификации, штурмовика Су-25УБ - Су-25Т. (Опытный образец - Т-8М.)
Штурмовик Су-25Т (противотанковый), был оснащен, следующим оборудованием (цель - обеспечение, круглосуточного применения): Вихрь (комплекс противотанкового вооружения) - способен, поразить, американский основной боевой танк M1A2 Abrams; Меркурий (TV System); Шквал (автоматизированная оптико-электронная прицельная система).
17 августа 1984 года, самолет Т-8.1, поднялся, в небо (летчик-испытатель - А. Н. Исаков). (Место - город Тбилиси (Грузия).)
В 1984-1987 годах, проходили, (заводские) испытательные мероприятия (Т-8М.1 / Т-8М.2 / Т-8М.3). (В 1985 году, предприятие ОКБ Сухого, проводило, модифицирование, опытных образцов (Т-8М.1 / Т-8М.2 / Т-8М.3).)
В 1987(8)-1992 годах, проходили, (государственные) испытательные мероприятия.
26 июля 1990 года, поднялся, в небо, первый серийный самолет Су-25Т (летчик-испытатель - В. П. Коростиев). (Место - город Тбилиси (Грузия).)
Всего, было изготовлено - двадцать единиц (Су-25Т).

ТТХ - Су-25Т
Авиационные двигатели - 2 х Р-195.
Взлетная тяга (на форсаже) - 2 х 4500 кгс.
Размах крыльев - 14,36 метров.
Длина самолета (ПВД) - 15,3 метров.
Площадь крыльев - 30,1 м2.
Взлетный вес (максимальный) - 19500 кг.
Вес пустого - 10670 кг.
Вес топлива - 3840 кг.
Вес боевой нагрузки - 4360 кг.
Максимальная скорость - ? км/ч (у земли) / 950 км/ч (на высоте).
Практический потолок - 10000 метров.
Дальность полета (максимальная) - 400 км (практическая) / 700 (2500) км (перегоночная / ПТБ).
Радиус действия (тактический) - ? км.
Разбег/Пробег - 600 (700) метров / 400 (750) метров.
Максимальная перегрузка - 6,5 g.

Штурмовик Су-25ТК

Штурмовик Су-25ТМ

В начале 1990-х годов, началась, разработка, нового противотанкового штурмовика Су-25ТМ (база - Су-25Т).
Самолет Су-25ТМ, был оснащен, РЛС Копье-25 (дальность обнаружения, воздушных целей - 57 км / размещение - в подвесном контейнере).
Дополнительное вооружение: управляемые ракеты (класс - воздух-воздух / дальность ведения, воздушного боя - 110 км) - Р-27 / Р-73 / Р-77; управляемые ракеты (класс - воздух-поверхность) - Х-25МП (радиолокационная борьба) / Х-31А (противокорабельные) / Х-31П (радиолокационная борьба) / Х-35 (противокорабельные); ПТРК - ПТУРС Вихрь (дальность поражения цели - 10 км / система наведения - лазерная).
Боевая нагрузка (максимальная) - 5000 кг.
Противотанковый штурмовик Су-25ТМ, способен - уничтожить (один бой), до двадцати целей (Су-25 - до четырех целей) / выполнить (одни сутки), до двенадцати боевых вылетов.
В начале 1990-х годов, опытные образцы (Т-8М.1 / Т-8М.4), были переоборудованы - Т-8ТМ.1 / Т-8ТМ.2.
4 февраля 1991 года, самолет Т-8ТМ.1, поднялся, в небо (летчик-испытатель - А. А. Иванов).
В 1992 году, самолет Т-8ТМ.2, поднялся, в небо (место - г. Минск).
В августе 1995 года, самолет Т-8ТМ.1 (оснащение - РЛС Копье-25), был продемонстрирован, на мероприятии МАКС-95.
В этом же году (месяце), опытный образец (предсерийный) Т-8ТМ.3 (изготовитель - УУАЗ (Улан-Удэнский Авиационный Завод)), поднялся, в небо.
Самолет Т-8ТМ, получил, обозначение Су-39.
В конце 1997 году, стоимость, штурмовика Су-39 (Су-25ТМ), составляла - пятьдесят миллиардов рф-х рублей / восемь миллионов американских долларов.
В 1998 году, предприятие УУАЗ (Улан-Удэнский Авиационный Завод), произвело, две единицы (1999 г. - четыре единицы).
В 2005 году, штурмовик Су-39 (Су-25ТМ), был продемонстрирован, на мероприятии МАКС-2005.

Учебно-боевой самолет Су-25УБ

В 1977 году, был создан, проект (эскизный), нового учебно-боевого самолета Т-8УБ (Су-25УБ). (Разработка, данного самолета, затягивалась, т. к. приоритет, был отдан, противотанковому штурмовику Т-8М (Су-25Т).)
Предназначение, учебно-боевого самолета Т-8УБ (Су-25УБ) - обучение, новых летчиков / проверка, техники пилотирования, опытных летчиков.
В 1984 году, началось, серийное производство, самолета Т-8УБ, получившего, обозначение Су-25УБ (УУАЗ (Улан-Удэнский Авиационный Завод)).
Самолет Су-25УБ, был оснащен, двумя постами управления. (Данный самолет, отличался (Су-25) - носовой частью самолета (фюзеляжа) + размещением (компоновкой), оборудования.)
Вооружение, самолета Су-25УБ: авиабомбы - калибр (масса) 100 кг ... калибр (масса) 500 кг; артиллерийское вооружение - СППУ-22 (ГШ-23Л / боекомплект - 260 патронов); реактивные снаряды - С-5 / С-8 / С-24 / С-57; управляемые ракеты - Р-60 (класс - воздух-воздух) / Р-73 (класс - воздух-воздух) / С-25Л (класс - воздух-земля) / Х-25МЛ (класс - воздух-земля) / Х-29Л (класс - воздух-земля).
В августе 1985 года, начались, испытательные мероприятия, учебно-боевого самолета Т-8УБ.1. (Летчик-испытатель - А. А. Иванов.)
13 декабря 1985 года, испытательные мероприятия (заводские), были завершены.
В этом же месяце, начались, испытательные мероприятия, учебно-боевого самолета - Т-8УБ.2.
В конце 1986 года, были завершены, испытательные мероприятия (государственные).
В 1987 году, самолеты Су-25УБ, начали, поступать, в ВВС СССР.
В 1998 году, предприятие ТАМ (Тбилисский Авиационный Завод), произвело, две единицы.
Общий выпуск (Су-25УБ / Су-25УБК) - ~300 единиц.

ТТХ - Су-25УБ
Авиационные двигатели - 2 х Р-95Ш.
Взлетная тяга (на форсаже) - 2 х 4100 кгс.
Размах крыльев - 14,36 метров.
Длина самолета (ПВД) - 15,3 метров.
Площадь крыльев - 30,1 м2.
Взлетный вес (максимальный) - 17600 кг.
Вес пустого - 10030 кг.
Вес топлива - 2750 кг.
Вес боевой нагрузки - 4360 кг.
Максимальная скорость - 970 км/ч (у земли) / 860 км/ч (на высоте).
Практический потолок - ? метров.
Дальность полета (максимальная) - 2400 км (практическая) / ? км (перегоночная / ПТБ).
Радиус действия (тактический) - ? км.
Разбег/Пробег - ? метров / ? метров.
Максимальная перегрузка - 6,5 g.

Учебно-боевой самолет Су-25УБК

В конце 1980-х годов, был создан, самолет Су-25УБК (Т-8УБК) - экспортная модификация, учебно-боевого самолета Су-25УБ. (Отличие - состав, бортового радиоэлектронного оборудования.)
Экспорт - Ангола / Болгария / Ирак / КНДР / Чехословакия (1992 г. - четыре единицы (Чехия) / две единицы (Словакия)).

Учебно-боевой самолет Су-25УБМ

В 2011 году, начался, выпуск, новых учебно-боевых самолетов Су-25УБМ... ...который, так и не начался. (Мнимый изготовитель - УУАЗ (Улан-Удэнский Авиационный Завод).)

Учебно-боевой самолет Су-25УБМ.1 (Україна)

В 2010 году, в украинские ВВС (Военно-Воздушные Силы), был передан, первый серийный экземпляр Су-25УБМ.1 (299-та штурмова АвіаБригада Повітряного Командування "Південь" України / г. Николаев).

Учебно-тренировочный самолет Су-25УТ

Учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ

В августе 1988 года, был создан, учебно-тренировочный самолет Т-8УТГ (Су-25УТГ) (база - Су-25УБ / производитель - УУАЗ (Улан-Удэнский Авиационный Завод) / разработчик - КБ УУАЗ). (Данный самолет, предназначен, для подготовки, летчиков, палубной авиации.)
Учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ, был оснащен, посадочным гаком.
1 сентября 1988 года, самолет Т-8УТГ.1 (Су-25УТГ), поднялся, в небо (летчик-испытатель - И. В. Вотинцев).
1 ноября 1989 года, самолет Т-8УТГ.1 (Су-25УТГ), совершил, посадку, на палубу, ТАВКР Тбилиси (ТАВКР Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов - "Пароход - Тип Кузя"). (Летчики-испытатели - И. В. Вотинцев / В. А. Крутов (штурман).)
В 1991 году, самолеты Су-25УТГ, начали, поступать, в ВМФ СССР.
Всего, было изготовлено - десять единиц (Су-25УТГ).

Истребитель Су-27

В конце 1960-х годов, начинается, история создания, истребителей четвертого поколения.
К этому времени, специалисты (ведущие), в области авиации (военной), пришли, к выводу - существенно улучшить, технические характеристики (маневренные), истребителей + вернуть, артиллерийское вооружение.
(В 1960 году, было создано, предприятие ЦНИИ-30 МО СССР, начали, разработку, новых тактико-технических требований, для истребителей (фронтовых), учтя, при этом, опыт воздушных боев, во время Вьетнамской Войны (Vietnam War / Chiến tranh Việt Nam).
В 1960-х годах, ВВС СССР, освоило, новейший истребитель МиГ-23. (Но, быстро менявшаяся, политическая обстановка, в мире (+ именение, взглядов, специалистов, на ведение, воздушных боев), вынуждала (США / СССР), создавать, совершенно новый, облик истребителя.)
Требования, к новому истребителю (истребитель четвертого поколения), включали: более совершенная, система управления вооружением; высокая маневренность; использование, более эффективного вооружения; наличие, средств защиты (активные / пассивные), от нападения, противника; способность выхода, на большие углы атаки.
Время, необходимое, для создания: планер - три года; оборудование - десять лет; авиационный двигатель - десять лет.