Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964.
  БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА АНГЛИИ

ТАНКИ

Перед второй мировой войной в Англии поступили в производство танки двух типов - крейсерские и пехотные. К началу войны их было выпущено около 150 шт. Основную же массу танкового парка, насчитывавшего около тысячи машин, составляли легкие танки предвоенного производства.

В годы войны выпуск танков быстро нарастал и в 1940 г. составил около 1400 единиц, в 1941 г. около 5000 и в 1942 г. достиг 8600 машин.

Однако полностью обеспечить потребность в бронетанковой технике английская промышленность не могла, и Англия была вынуждена импортировать танки американского производства. В 1943 г. размеры поставок из США превысили выпуск танков собственных конструкций, и с тех пор американские танки, преимущественно танки типа «Шерман», стали основными танками английской армии периода второй мировой войны.

Деление английских танков на крейсерские, пехотные и легкие определялось принципами их боевого использования.

Крейсерские танки состояли на вооружении танковых соединений, предназначавшихся главным образом для прорыва слабо укрепленных полос и для самостоятельных действий в оперативной глубине. В соответствии с тактическим назначением они имели повышенные скорости движения, легкое бронирование и пушечное вооружение калибра 40-75 мм. К крейсерским танкам относились танки «Кромвелл», «Кавальер», «Центавр», «Челленжер», «Комета» выпуска 1942-1944 гг., а также американские танки «Шерман».

Пехотные танки предназначались для непосредственной поддержки пехоты. Они имели усиленное бронирование, больший вес и меньшую скорость движения. По вооружению они были почти равноценны крейсерским танкам. К пехотным танкам относились танки «Валентайн», «Матильда», «Черчилль».

Легкие танки предназначались для разведки. Наряду с легкими танками собственного производства - «Тетрарх» и «Гарри Гопкинс» - в английской армии использовались американские легкие танки M3, M5A1, M22, M24, а также легкие плавающие танки серии LVT(A).

Из танков периода второй мировой войны на вооружении английской армии сохранились в небольших количествах крейсерские танки «Комета», вооруженные 76,2-мм пушкой и модернизированные (с новой башней и 83,8-мм пушкой) танки «Кромвелл», получившие новое наименование «Чариотер». Эти танки весят соответственно 33,5 и 30 т, максимальные скорости движения их 50 км/час.

Американские танки «Шерман» после войны использовались в качестве базы для создания специальных машин. Часть танков «Шерман» была продана другим странам.

Легкие танки собственного производства были сняты с вооружения английской армии еще в ходе войны, а большинство сохранившихся легких танков, поступивших в свое время из США, поставлено слаборазвитым странам. На вооружении английской армии состоят американские легкие танки M24 и специальные плавающие танки серии LVT(A).

Англичан не удовлетворяли боевые свойства пехотных и крейсерских танков. Огневая мощь их была явно недостаточной. Бронирование крейсерских танков слишком легкое, а подвижность пехотных танков очень низкая. Поэтому во время войны проводились опытные работы по модернизации существующих и созданию новых танков. Первым был модернизирован танк «Черчилль» (по вооружению и бронированию).

Танки «Черчилль» весили от 40 до 45 т. На них устанавливались орудия калибра 40, 57, 75 и 95 мм. Лобовое бронирование достигало 152 мм, а бортовое - 95 мм. Максимальная скорость движения - 28 км/час. В дальнейшем было решено использовать эти танки в качестве базы для создания семейства специальных машин - мостоукладчиков, минных тральщиков, ремонтно-эвакуационных, саперных и т. д.

В эти годы был создан образец танка «Черепаха» M39 весом около 80 т, с толщиной брони до 230 мм, вооруженный 94-мм пушкой. Однако из стадии опытных он не вышел.

В 1944 г. началась разработка нового 42,5-т крейсерского танка «Центурион», опытные образцы которого созданы к концу войны.

Английское военное командование, планируя послевоенные разработки танков, в 1946 г. решило заменить крейсерские и пехотные танки единым универсальным танком, способным выполнять задачи непосредственной поддержки пехоты и действовать в составе бронетанковых соединений.

В качестве универсального танка в 1947 г. принят на вооружение танк «Центурион». В дальнейшем этот танк многократно модернизировался и вес его возрос до 50 т. Модернизация проводилась в основном в направлении усиления вооружения, бронирования и увеличения запаса хода.

На базе танка «Центурион» построены мостоукладчик грузоподъемностью до 80 т, ремонтно-эвакуационные машины, испытывались образцы 139,7-мм самоходной установки.

Изучая опыт создания и использования танков в других странах, английское военное командование к началу пятидесятых годов решило отказаться от идеи универсального танка. Решено было принять классификацию танков в соответствии с калибром устанавливаемой на них артиллерийской системы, а именно: тяжелопушечные, среднепушечные и легкие.

В 1961 г. проводились испытания опытного образца легкого танка «Сандербёрд» весом около 25 т, вооруженного реактивными противотанковыми управляемыми снарядами «Малкара». Для запуска снарядов на танке установлена поворотная пусковая установка. На вооружение танк пока не поступил.

К среднепушечным отнесены танки «Центурион», получившие массовое распространение в бронетанковых войсках английской армии, а также танки «Комета» и «Чариотер».

Работы по созданию тяжелопушечного танка начались еще в 1948 г. В 1953 г. появилась промежуточная модель с новым шасси, на котором установлена башня танка «Центурион» Мк3 с 83,8-мм пушкой. Этот опытный образец получил наименование «Карнарвон». По сравнению с танком «Центурион» броневая защита корпуса значительно усилена, повышена мощность двигателя, изменена конструкция ходовой части. Танк весил свыше 50 т. На вооружение он принят не был.

В дальнейшем на базе танка «Карнарвон» создан тяжелопушечный танк «Конкэрор» со 120-мм пушкой, весом 65 т, который в 1954 г. принят на вооружение. Этот танк предназначался в основном для борьбы с танками противника.

В 1959 г. созданы опытные образцы нового тяжелопушечного танка «Чифтен» весом 50 т, вооруженного 120-мм пушкой и предназначенного для выполнения задач, возлагавшихся на танки «Центурион» и «Конкэрор».

Разработка танка «Чифтен» проводилась в контакте с западногерманскими специалистами. Была достигнута договоренность, что вес танка не должен превышать 45 т и, если конструкция его окажется удачной, он будет принят на вооружение бундесвера.

В 1962 г. опытные образцы танка «Чифтен» проходили войсковые испытания в английской и западногерманской армиях. В 1963 г. танк принят на вооружение английской армии и поступил в серийное производство.

В настоящее время на вооружении английской армии состоят в основном танки «Центурион» с 83,3-мм и 105-мм пушками. Они находятся также на вооружении армий Швеции, Дании, Нидерландов, Швейцарии, Канады, ЮАС (Южно-Африканский Союз), Египта, Ирака и некоторых других стран, в которые английская танковая промышленность поставила около 2500 танков «Центурион».

Послевоенное танкостроение в Англии направлено на создание таких танков, в которых более рационально сочетаются основные боевые качества. При этом вооружению и броневой защите придается большее значение, чем маневренности.

Наиболее значительных успехов англичане добились в области создания танковых артиллерийских систем. Их 105-мм пушки устанавливаются не только в танках собственного производства, но и закупаются для использования в новых танках других капиталистических стран, в том числе США, ФРГ, Италией, Швейцарией. Разработана также новая 120-мм пушка с высокими баллистическими данными.

Усиление огневой мощи танков обеспечивается увеличением калибров и начальных скоростей танковых артиллерийских систем, а также разработкой специальных боеприпасов - подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном, имеющих высокую начальную скорость, и снарядов с пластическим взрывчатым веществом и деформирующейся головной частью.

Разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания. Пороховой заряд этих выстрелов содержится в шелковом мешочке, а не в латунной гильзе, поэтому сгорает полностью. Это уменьшает загазованность боевого отделения и устраняет необходимость выброса стреляных гильз.

В последних моделях танков орудия оборудуются эжекционным устройством, которое в отличие от предшествующих американских конструкций смещено от дульного среза ближе к средней части ствола, в зону более высокого давления газов.

Разработаны механизмы облегчения заряжания и выброса стреляных гильз.

Предпринимаются попытки создания ствольных артиллерийских систем с автоматизированным процессом заряжания, использующих жидкие метательные вещества. Эти работы находятся в стадии научных исследований и испытаний экспериментальных образцов. Для дальнейшего повышения мощности вооружения английских танков планируется использовать ПТУРС. Находящиеся в производстве тяжелые ПТУРС «Малкара» используются в качестве основного вооружения опытного легкого танка «Сандербёрд»; предполагается использовать эти же снаряды в качестве дополнительного вооружения танков «Центурион» и «Конкэрор».

Для установки в танк «Чифтен» намечен английский ПТУРС «Свингфайр», который может быть запущен из пусковой трубы или из ствола пушки с низким давлением в каморе. Эта же пусковая установка может использоваться для запуска неуправляемых реактивных снарядов с осколочно-фугасной боевой частью, предназначенной для борьбы против целей, по которым нецелесообразно вести огонь ПТУРС.

Для повышения меткости стрельбы на танке «Конкэрор» в командирской башенке устанавливается оптический монокулярный горизонтальнобазный дальномер типа «Коинциденц». Этот дальномер менее точен, чем дальномеры с большей базой, устанавливаемые на других танках в основной башне.

В последнее время наметилась тенденция использовать для определения расстояния до цели спаренный с пушкой пристрелочный пулемет, имеющий сходные с пушкой баллистические характеристики.

Вместо оптического дальномера 105-мм пушка танка «Центурион» и 120-мм пушка танка «Чифтен» имеют 12,7-мм пристрелочные пулеметы, огонь из которых ведется короткими очередями трассирующих пуль.

Прицельная стрельба с ходу обеспечивается использованием стабилизаторов вооружения в двух плоскостях наведения.

Броневую защиту англичане продолжают считать одним из основных боевых показателей танка. Поэтому, снижая вес танка, они пытаются обеспечить надежную защиту экипажа. Усиление броневой защиты танков до последних лет достигалось увеличением толщины брони при резком дифференцировании ее, использованием значительных углов наклона лобовых броневых деталей, применением литых башен полусферической формы.

Для обеспечения меньшей уязвимости и усиления защиты при данном весе в последних образцах танков снижают высоту корпуса: предполагается, что водитель в боевой обстановке может занимать горизонтальное положение. При этом усиление лобового бронирования машины достигается не увеличением толщины броневых деталей, а приданием им еще больших углов наклона.

Для защиты бортов корпуса от кумулятивных средств используются легкие броневые экраны.

В целях снижения возможности обнаружения танков тепловыми приборами, а также для защиты от реактивных противотанковых снарядов с тепловой головкой самонаведения принимаются меры к снижению температуры выбрасываемых отработавших газов двигателя.

Последние образцы танков оборудуются гранатометами для постановки дымовых завес, затрудняющих противнику ведение прицельного огня по танкам.

Противоатомная защита танков обеспечивается броней, герметизацией танков, оборудованием их фильтровентиляционной установкой и созданием противодавления внутри машины.

Для защиты от светового излучения разрабатываются автоматические устройства, мгновенно закрывающие объективы приборов наблюдения и прицеливания при ядерных взрывах.

Маневренность танков послевоенного выпуска существенно не возросла, а по сравнению с крейсерскими танками даже понизилась. Удельная мощность большинства английских танков, имеющих сравнительно большой вес, не превышает 12,8 л. с./т, а максимальная скорость - 34 км/час.

У танка «Чифтен», имеющего мощное лобовое бронирование и вооружение, удельная мощность составляет всего 14 л. с./т, а максимальная скорость движения - 40 км/час.

В области двигателей и силовых передач до последнего времени число моделей было сведено до минимума. В обычной для английских танков схеме компоновки в послевоенных образцах танков устанавливаются бензиновые двигатели «Метеор» жидкостного охлаждения мощностью 640 и 810 л. с. (форсированные) и механические коробки передач типа «Меррит Браун», выполненные в одном агрегате с дифференциальным механизмом поворота.

Новое направление в английском танкостроении знаменует используемый в танке «Чифтен» вместе с планетарной коробкой передач типа «Меррит Вильсон» многотопливный двухтактный дизельный двигатель «Лейланд» L60 - с двумя противоположно двигающимися поршнями в каждом цилиндре. В двигателе этой конструкции многотопливность осуществляется легче, так как камера сгорания здесь заключена между горячими головками поршней. Мощность двигателя - 700 л. с. Планируется форсировать этот двигатель до 800 л. с.

Проводятся работы по созданию газотурбинных силовых установок для боевых машин, в том числе и для танков. Использованием газотурбинных установок англичане надеются получить необходимую мощность при одновременном уменьшении габаритов и веса силовых установок, упростить конструкцию силовой передачи, управление машиной, а также облегчить эксплуатацию двигателей в различных климатических условиях.

В 1954 г. на выставке образцов военной техники демонстрировалась тяжелая гусеничная машина с газотурбинным двигателем фирмы «Парсонс» мощностью 1000 л. с. В этой машине использованы корпус и ходовая часть тяжелопушечного танка «Конкэрор».

Испытания показали низкую экономичность этого ГТД по сравнению с поршневыми двигателями; удельный расход топлива составил около 410 г/л. с. ч.

Отработка газотурбинных силовых установок продолжается.

Большой расход топлива бензиновых двигателей, ограничивающий запас хода танков «Центурион», вынуждает англичан использовать дополнительные емкости, возимые как на танке, так и за танком на одноколесном бронированном прицепе.

Вследствие большого количества различных приборов, потребляющих электроэнергию, для обеспечения надежной работы танка значительно повышена мощность электрогенераторов. Так, в тяжелопушечных танках она достигает 15 кВт.

В новых танках приняты балансирные подвески, в которых опорные катки сблокированы по два в одной тележке, и использованы горизонтально расположенные витые пружины.

В целях обеспечения удовлетворительной проходимости у тяжелопушечных танков значительно уширена гусеница.

Все английские боевые машины имели гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, но в настоящее время разработана конструкция гусеницы с резино-металлическим шарниром, имеющая повышенный срок службы; принимаются меры для создания соответствующих производственных мощностей и освоения новых гусениц с расчетом обеспечения нужд бронетанковой промышленности и возможного экспорта.

Для переправы танков «Центурион» и «Чифтен» через водные преграды на плаву разработаны специальные индивидуальные плавсредства.

С 1962 г. в танковые войска поступают приборы инфракрасной техники. Разрабатываются новые радиостанции, навигационная аппаратура и другие приборы.

Одной из главных задач программы научно-исследовательских работ и новых разработок является обеспечение высокой подвижности бронетанковой техники, и особенно транспортабельности ее по воздуху. В этой связи необходимо отметить достигнутое снижение веса танка «Чифтен» по сравнению с танком «Конкэрор» при сохранении сильного лобового бронирования и мощного вооружения. Для транспортировки танков по воздуху фирмой «Хаукер Эйркрафт» разработана конструкция вертолета с мощными реактивными двигателями, способного поднимать в воздух 50-т танк.

В результате работ, проведенных за послевоенные годы в области усовершенствования бронетанковой техники, английское танкостроение занимает ведущее место среди капиталистических стран Европы.

М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.