Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964.
  БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА НИДЕРЛАНДОВ

На вооружении армии Нидерландов состоят в основном образцы бронетанковой техники иностранного производства, в частности танки M47 и «Центурион».

В настоящее время потребности Нидерландов в танках оцениваются в 600 машин.

Являясь членом НАТО, Нидерланды взаимодействуют с другими странами этого блока в вопросах производства и поставок боевой техники и вооружения.

Используя возможности своей автомобильной промышленности, Нидерланды создали образцы колесных бронированных машин собственной конструкции - многоосный бронетранспортер YP-408 и двухосный разведывательный бронеавтомобиль YP-104.

Колесный бронетранспортер YP-408

Четырехосный колесный бронетранспортер для перевозки пехоты YP-408 изготовлен в опытных образцах в 1959 г. фирмой «DAF» в соответствии с требованиями НАТО; в 1962 г. проводились его испытания.

Полностью закрытый броневой корпус машины вмещает два человека экипажа: водитель и командир (он же стрелок-наводчик), и 10 человек десанта. Бронетранспортер весит 9,5 т.

На крыше бронетранспортера смонтирована турельная установка для 12,7-мм пулемета, который может быть использован для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям; максимальный угол возвышения пулемета 68°. Сварной корпус с толщиной брони 8-16 мм обеспечивает защиту экипажа и десанта от пулеметного огня и осколков снарядов и мин.

Наличие в корпусе большого количества люков позволяет десанту вести огонь без выхода из машины, а также обеспечивает хорошее наблюдение и доступ к агрегатам машины при техническом обслуживании и ремонте.

Бронетранспортер YP-408, вооруженный 12,7-мм пулеметом

Силовое отделение бронетранспортера расположено спереди. Водитель и командир размещаются позади силового отделения на регулируемых сиденьях и ведут наблюдение за местностью через перископы, установленные в крышках люков.

Десантное отделение занимает среднюю и кормовую части корпуса. В нем имеется 10 мест, расположенных вдоль бортов корпуса. Сиденья и их спинки откидные. Спинки сидений могут быть использованы как сиденья, при этом высота посадки перевозимого десанта увеличивается, а десант может вести наблюдение за местностью и стрельбу из личного оружия через верхние люки.

Для входа и выхода десанта в корме корпуса имеется двухстворчатая дверь. В каждую створку встроен небольшой открывающийся наружу люк.

Под полом десантного отделения размещены два топливных бака емкостью 200 л.

В конструкции шасси бронетранспортера использованы узлы и агрегаты стандартных грузовых автомобилей фирмы «DAF». В носовой части бронетранспортера установлен шестицилиндровый дизельный двигатель «DAF» DS-575 жидкостного охлаждения, мощностью 145 л. с. при 2400 об/мин. Крутящий момент от двигателя передается через однодисковое сухое сцепление на пятиступенчатую механическую коробку передач с синхронизаторами и далее на двухступенчатую раздаточную коробку, редукторы, установленные на каждом борту, и через карданные валы на дифференциалы ведущих осей.

Максимальная скорость движения машины - 80 км/час. Запас хода - 600 км.

Бронетранспортер имеет колесную формулу 8x6, ведущими являются передняя и две задние оси. Передняя ось может выключаться.

Передние колеса машины имеют торсионную подвеску и являются управляемыми. Вторая пара колес имеет пружинную подвеску и также является управляемой, причем системы управления первой и второй парами колес объединены. Колеса третьего и четвертого мостов установлены на концах двух балансиров. Балансиры соединяются с шасси посредством полуэллиптических рессор.

На колесах установлены колодочные тормоза с гидравлическим ножным приводом. Центральный тормоз - ручной с механическим приводом.

Отделения для экипажа и десанта оборудованы обогревателями и вентиляторами. В машине устанавливается радиостанция.

Разведывательный бронеавтомобиль YP-104

Разведывательный двухосный бронеавтомобиль YP-104 фирмы «DAF» с полностью закрытым броневым корпусом имеет боевой вес 5,4 т. Экипаж - три человека: командир, водитель и второй водитель-радист.

Машина вооружена пулеметом.

На машине установлены шестицилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения IXLD «Геркулес» мощностью 131 л. с. при 3200 об/мин. Сцепление - однодисковое, сухое. Коробка передач - пятиступенчатая с синхронизаторами. Все колеса являются ведущими и управляемыми.

Машина имеет двойное управление. Второй пост управления расположен в кормовой части корпуса. Его рулевое колесо посредством валов с карданами и зубчатых передач соединено с центральным механизмом управления.

Разведывательный бронеавтомобиль YP-104

Максимальная скорость движения - около 100 км/час. Запас хода - 500 км.

Бронеавтомобиль предназначается для укомплектования танковых разведывательных батальонов взамен американского бронеавтомобиля M6 «Стефаунд», который состоит на вооружении армии Нидерландов со времени второй мировой войны.

Машина состоит на производстве и с 1962 г. поступает в войска.

М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.